Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Традиционная культура Московского государства
Вспомните: каких великих деятелей культуры Древней Руси вы знаете? Какие древнерусские книги вам известны? Традиционализм как явление. К XVI в. в основном сложился традиционный характер русской культуры, который в народной культуре сохранился вплоть до XX в. В отличие от современной традиционная культура как особый тип культуры ориентирована не на будущее, а на прошлое; не на удовлетворение растущих потребностей и интересов людей, а на незыблемые ценности, соответствие деятельности установленным образцам; не на логику доказательств, а на веру и подражание; не на личность и внутренний контроль поведения, а на коллектив и внешний контроль поведения. Но вместе с тем традиционная христианская культура Московского государства отличалась и от архаической языческой культуры древних славян. Человек стал выделять себя из мира природы, в образе Бога он создал идеал и цель духовного развития. Но в отличие от современной культуры традиционная культура требовала лишь духовного совершенства. Нововведения в хозяйстве вызывали стремление вернуться к идеалу древности. Появление социальных противоречий в результате экономического развития еще более укрепляло этот идеал в общественном сознании. В итоге тенденция к застою неизменно побеждала тенденцию к динамическому развитию. Культура России XVI в. носила ярко выраженный традиционалистский характер. Считалось, что все происходящее в мире — это отображение божественного «первообраза», наиболее четко запечатленного в древности. Впоследствии наступило «искажение» истины. При решении конкретных государственных вопросов в Боярской думе в расчет принимались не столько обстоятельства дела, сколько примеры из истории прошлого. Побеждал в споре не тот, кто предлагал рациональное решение вопроса, а тот, кто ссылался на более значимый случай из истории, связанный с известным государственным деятелем, лучше всего со святым, таким, как Александр Невский. Решающим аргументом было то, что надо делать «по отчине» или «по обычаю», т. е. точно так, как делали в ста- рину. Изменение традиций представлялось разрушительным для государства. «А которая земля обычаи переменяет,— писал боярин Берсень Беклемишев,— та земля недолго стоит». В XVI в. Западная Европа переживала эпоху Возрождения с ее великими научными и техническими открытиями, дальними путешествиями, появлением новых направлений в ис- кусстве, становлением в рамках христианства новых верований, таких, как протестантизм. Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь позднее, чем в Западной Европе. Это было связано прежде всего с затянувшейся колонизацией и татарским игом, повернувшим страну лицом на Восток и отторгнувшим ее от культурного мира Европы. Все это подрывало органическое развитие культуры. При этом уже с XV—XVI вв. возрастало культурное влияние Европы на Россию. В Москве появлялось все больше иноземцев. Распространялись новые идеи, обычаи — брить бороду и курить табак. Это активизировало силы традиционалистской реакции. Иван Грозный с тревогой писал, что «обычаи в прежние времена после отца моего... и до настоящего времени поизша-талися». Предпринимались попытки возродить традиции идеальной древности. Одной из таких мер был Стоглавый собор 1551 г. Но сама ориентация на старину носила противоречивый характер. Дело в том, что в народной культуре XVI в. воспоминание о прошлом было связано с временами язычества. Правда, двоеверие к этому времени проявлялось уже менее ярко. Празднование Масленицы осознавалось в народе как грех. Но отношение к языческим богам было перенесено на иконы. В церкви до второй половины XVII в. у каждой семьи был «свой Бог», т. е. своя икона. За молитву на чужую икону полагался штраф. Потемневшую или разбитую икону не выбрасывали, а хоронили, как человека. «В наказание» за неисполненную просьбу икону, бывало, вешали вверх ногами или пороли розгами. Традиционалистская реакция означала не столько развитие традиционной православной культуры, сколько возрождение архаики. Роль семьи в традиционном обществе. Основой незыблемости традиционной культуры, важнейшей социальной ячейкой традиционного общества была большая семья. Во главе ее стоял дед, или большак. Вместе с ним жили его сыновья со своими семьями и детьми, а также его братья со своим потомством. Общая численность такой большой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Большак в семье был выразителем традиционных ценностей, векового опыта народа. Поэтому его авторитет был непререкаем. Хотя собственность семьи считалась коллективной и вопросы решались на совете всех мужчин, последнее слово всегда оставалось за большаком. Власть большака в доме была священной, как власть царя в государстве. Он первый становился на молитву, резал и раздавал хлеб за едой, распределял работу между мужчинами. Работу по дому между женщинами распределяла жена большака. Существование большой семьи было экономически выгодно в условиях средней полосы России, где короткое лето не- редко заставляет почти одновременно проводить разные полевые работы. Способствовало сохранению большой семьи и то, что царские целовальники, бояре, монастырские служки предпочитали иметь дело не с отдельными мелкими семьями, а с большими родственными кланами, что облегчало сбор по-датей и повинностей. Связь с представителями власти у креп-ляла авторитет большака. Большие семьи составляли основу общины-волости. Их представители составляли волостной сход, выбирали целовальников, распределяли подати. Вместе с тем идеал отеческой власти являлся одной из основ власти царя, патриархального общественного строя. Церковь официально утверждала мысль о физическом и духовном неравенстве между мужчиной и женщиной. Спасение после смерти для женщины обеспечивалось прежде всего -беспрекословным подчинением мужу, «жена бо мужа ради сотворена бысть, а не муж ради жены». Под власть мужчины в доме попадали и дети, которых женили чаще всего не по любви, а по хозяйственному расчету. Брак по любви предполагает осознание как ценности индивидуальных предпочте- ний, т. е. личностных качеств человека. Однако в традиционном обществе предпочтение отдается коллективу, а не личности. Власть главы семьи распространялась так далеко, что он мог продать в рабство или заложить жену и детей. Особенностью культуры России до XVIII в. было отсутствие резкого противопоставления культуры «верхов» и «низов». Они были объединены общими ценностями традиционной культуры, которые при этом приспосабливались к разным условиям существования. Порой боярам было легче реализовать традиционный идеал, чем народу. Это положение коренным образом изменилось со времени реформ Петра I, когда культура господствующих классов была европеизирована, а культура народа оставалась традиционной. В XVI в. многие православные обычаи были сильнее развиты у верхов общества. Именно для бояр предназначался первоначально созданный духовником Ивана Грозного Сильвестром «Домострой» — устав образцового поведения подданного Московского государства. Именно богатые люди первыми начали соблюдать в России обычай праздничного отдыха. Сначала днями общего отдыха были лишь главные, «двунадесятые» церковные праздники, затем престольные праздники и лишь в более позднее время — воскресенье. Еще в XVI— XVII вв. простые люди в эти дни, как правило, работали. Бояре первые, вслед за царем и духовенством, стали начинать и завершать день молитвой, молиться перед едой, креститься на церкви и при входе в дом — на иконы. Наиболее ярко выражен был у царя и бояр традиционный распорядок дня Русской семьи. Вставали и ложились спать очень рано. При этом обязательным был послеобеденный сон. Одним из глав- ных обвинений против Лжедмитрия I было, что он не спит после обеда, а значит, и не является православным. В полночь, напротив, было принято просыпаться и вставать на молитву. Ночная молитва считалась более угодной Богу, чем дневная. Национальным обычаем стало в это время ношение взрослыми мужчинами бороды. После того как начал бриться отец Ивана Грозного Василий III, церковь официально осудила бритье как вероотступничество. Бреющиеся причислялись к «неверным». За них нельзя было молиться в церкви и даже ставить в их память свечи. Традиционный образ жизни простого человека включал в себя норму непрестанного труда. Но при этом орудия труда и процесс производства оставались все теми же. Их изменение считалось предосудительным. Попытка введения новшеств, рост производительности труда, получение прибыли и обогащение вызывали сопротивление традиционных ценностей. Традиционализм и модернизация. В Европе XVI в. впервые появился идеологический механизм, /позволяющий преодолевать сопротивление традиционализма. В концепции спасения, принятой протестантизмом (в наиболее яркой форме его разновидностью — кальвинизмом), «избранность» человека Богом для спасения после смерти проявляется уже при жизни в том, что он наиболее удачлив в делах. Неудача в делах означает, что он навеки проклят Богом, не только на земле, но и на небе. Поэтому слова «счастливчик» и «неудачник» приобретали в устах протестантов новый смысл. Они становились клеймом, которое ставилось человеку на всю жизнь. С «проклятым» неудачником никто не хотел иметь дела. Люди боялись «заразиться» его неудачей. В эпоху, когда внешняя, общественная оценка деятельности человека была главной и ставилась гораздо выше внутренней, это заставляло людей уже с детства своим неустанным систематическим трудом, предприимчивостью, изобретательностью, финансовыми успехами убеждать окружающих в том, что именно он — избранник Бога, «счастливчик». Делать это было необходимо в рамках моральных норм, честности и справедливости, чтобы не прогневать Бога. Это позволяло постепенно разрушать традиционный характер экономики, заложило основы модернизации — промышленного развития и роста буржуазных отношений в обществе. Понятно, что речь здесь идет лишь об общественном идеале, о том, что помогло обществу индивидуалистов, развиваясь, не превратиться при этом в чисто криминальную среду. Ведь цена прогресса была поистине страшной — распадались общинные и родовые связи, средства внешнего контроля за поведением человека утрачивали свое значение. Поэтому модернизация и криминализация общества шли рука об руку. В своей экспансии западная цивилизация разоряла целые континенты. Лишь ориентация на общественный идеал удерживала ее от полного морального краха. Ценности традиционного общества России были совсем иными. Очень важным в системе традиционной культуры был идеал нищенства, идея о том, что бедному легче войти в рай, чем богатому. Евангельская притча о двух Лазарях, развивающая эту тему, была одной из самых популярных в России. Наряду с идеалом «справного мужика» в русской культуре постоянно присутствовал идеал «нищего духом», юродивого или блаженного. Их считали наиболее близкими Богу, пророками и святыми. Купец, у которого юродивый брал что-нибудь в лавке, ничего при этом не заплатив, чувствовал себя ближе к Богу и гордился этим. На подаяние нищим расходовались огромные деньги. Юродивых боялись даже цари, которым только они говорили правду. «Хождение в юрод» было одной из популярных в России форм покаяния за грехи. При этом здоровые, сильные мужчины одевались в лохмотья, надевали на себя цепи, уходили из дома и жили под открытым небом круглый год, спали на соломе, питались подаянием и говорили всем и каждому правду — вне зависимости от того, нравится это или нет. Часто за разоблачения юродивых преследовали, тайно убивали. Наиболее известным среди юродивых XVI в. был Василий Блаженный. В этих условиях обогащение казалось русским людям делом неправедным и греховным. Формой покаяния в этом грехе была раздача щедрой милостыни нищим и монастырям. Особенно крупными были завещания бояр, по которым в собственность монастырей и патриарха переходили целые деревни. В результате к XVI в. монастыри стали крупнейшими земельными собственниками в России. Появились образцовые монастырские хозяйства с передовыми формами земледелия, новыми сортами сельскохозяйственных культур, развитой торговлей. Но в отличие от западноевропейского протестантизма, создававшего наследственную традицию предпринимательства и упорного, высокоэффективного труда, «монастырское предпринимательство» в России такой традиции не создавало. Идеалом глубоко верующих монахов все равно оставалось пустынножительство по образцу XIV в. Победа сторонников монастырского землевладения при Иване III была победой политической, но не духовной. Крестьяне богатых монастырей все равно ощущали себя грешниками. Они не чувствовали духовного превосходства над нищими крестьянами из соседних деревень, которые вели традиционное хозяйство. Поэтому после уничтожения монастырского землевладения при Петре I и Екатерине II хозяйственные нововведения монастырей не нашли широкого использования. Date: 2015-07-23; view: 763; Нарушение авторских прав |