Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Росссийская цивилизация. Такими же грешниками чувствовали себя и богатые купцы
Такими же грешниками чувствовали себя и богатые купцы. Мало того, что они боялись «царского тягла», разорительной службы на государство, которая отвлекала их от торговли. Скрывая свое богатство, купцы прятали свои деньги, жили в грязных лачугах, спали на голых скамьях и носили ветхую одежду. Богатство не давало им и полного внутреннего удовлетворения. Наиболее распространенной формой покаяния во «грехе» было строительство купцами церквей в городах, особенно распространившееся в XVII в. В результате трудолюбие народа, нововведения в монастырском землевладении и развитие торговли сами по себе не могли изменить традиционного характера экономики. В XVI—XIX вв. основные приемы крестьянского хозяйствования оставались неизменными. В земледелии России утвердилось трехполье, вытеснившее подсечноег земледелие и «перелог», которые сохранялись только на вновь освоенных землях. Часть земли при этом оставалась под паром, и в нее иногда вносились органические удобрения. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень. Пшеницы сеяли мало, белый хлеб поэтому считался лакомством. Почву обрабатывали деревянной сохой с металлическим отвалом. Плуги встречались реже, в основном в образцовых монастырских хозяйствах. В сельскохозяйственных работах применялись косы-литовки, серпы, цепы, грабли, лопаты. В течение веков этот набор оставался неизменным. Постоянной сохранялась и урожайность полей: примерно сам-три, т. е. урожай лишь втрое превышал по весу посеянное зерно. Идеал традиционной культуры и отпадение от него. Традиционная культура обладала способностью развития, но этот процесс подчас имеет обратное направление по сравнению с эволюцией современной культуры. В рамках традиционалистской реакции противоречия архаической культуры не преодолевались, а усугублялись. В традиционной православной культуре отразились коллективистские идеалы русского народа. Поэтому покаяние в грехе часто носило поверхностный характер. Это, скорее, покаяние не перед Богом, а перед обществом. Преобладание внешнего характера контроля над поведением объясняет, почему при ясности идеалов и строгости различных запретов православной веры человек так легко отпадает от идеала, а затем стремится искупить свою вину щедрыми пожертвованиями церкви, т. е. чисто внешними действиями. В этом проявлялась слабость личностного начала, внутреннего самоконтроля. Эти качества в традиционном обществе культивировались лишь в монастырях. Легкость покаяния обусловливалась и представлением о «духовной младости» человека. «Совершеннолетними» считались только царь да еще патриарх. Подданные, в том числе высшие, князья и бояре, именовали себя «худыми и малоумными», царскими холопами, Ваньками и Митьками. «Младшим» считался всякий подчиненный по отношению к своему господину или начальнику (например, бояре и их низший разряд — дети боярские). Поэтому царь и церковь «наставляли» своих подданных и прихожан, а те благодарили их «за науку», даже если эта «наука» состояла в битье кнутом. Представление о своей «духовной младости» заставляло взрослых людей вести себя подобно детям, лишало их чувства собственного достоинства. Даже бояре во дворце у царя, борясь за «место», в случае ссоры громко бранились и плевались друг в друга. Если брань переходила в драку, то это был не поединок, имевший свои правила и законы, а жестокая свалка с битьем посохом или кнутом, тасканием за бороду. Потребность в самоуважении также удовлетворялась на основе ценностей коллективизма за счет причисления себя к какой-либо общности людей. Выделение такой общности происходило при помощи ее противопоставления другой общности по принципу «мы — они». При этом собственная общность оказывалась носителем нравственного идеала, избранным кругом праведных людей, а «они» — людьми безнравственными и проклятыми. С ростом эксплуатации крестьянства простые люди стали противопоставлять себя боярам, монастырям, богатеям-купцам, выводя их за рамки «народа», т. е. переставая считать их людьми, а также за рамки «крестьянства», т. е. христианства. Соблюдая нормы честности внутри «народа» и «крестьянства», простые люди не считали для себя грехом обмануть или ограбить богатого человека. В царе народ видел не защитника богатых, а, напротив, гаранта «справедливости», царя-батюшку, причисляя его к своей, а не к чужой общности. Связи православной и мусульманской культур. Отношение русских к иноверцам было в целом неприязненным. Про немцев и литовцев рассказывали разные небылицы. Но мусульмане, которые в XV в. все в большем количестве становились подданными Московского государства, воспринимались часто, как потенциально православные. В России до XVII в. сохранялся осколок империи потомков Чингисхана, Касимовское царство, глава которого — мусульманин — был уравнен в правах с православными грузинскими царевичами, высшими иерархами православной церкви, а временами считался равным с князьями-рюриковичами. Во многих городах Руси правили татарские князья-воеводы, имелись мечети. До XVIII в. официальным знаком русских царей наряду с печатью с двуглавым орлом оставалась тугра с поименовани-ем Аллаха. Попытка патриарха Никона во второй половине XVII в. крестить татар нанесла ущерб государству и была отвергнута. 5, 131 Сами мусульмане воспринимали власть московского царя с точки зрения ислама как законную, унаследованную от монгольских ханов. Отсюда и татарское наименование царя — «Ак-падишах», т. е. Белый царь, царь Белой, или, как называли русские, Золотой Орды. Поэтому татары, башкиры и другие мусульмане охотно шли на службу к царю. Они составляли опору легкой конницы, служили военачальниками и чиновниками. Только в Ливонии во второй половине XVI в. служило более 50 тыс. мусульман. Взаимопонимание русских и мусульман (нарушавшееся, правда, рядом столкновений) помогло в присоединении Сибири и Северного Кавказа. Основой этого взаимопонимания была определенная близость верований православных и мусульман. Обе эти религии относятся к ветви «авраамических», признающих единобожие и Авраама (Ибрахима) как основателя традиции почитания Бога. Иисус Христос (Иса) в исламе — один из пророков, вознесенный Аллахом на небо. Ему суждено сыграть важную роль в событиях «конца света» — битве с дьяволом (Иблисом) и установлении на Земле царства справедливости. Православие и мусульманство утверждают рациональную непознаваемость Бога, придают большую роль обрядам в деле спасения души. Для обеих культур характерен фатализм и долготерпение, традиция соединения духовной и светской власти, воинское мужество, значительная роль языческих верований в народном восприятии религии. Близость православных и мусульман усиливалась по мере восприятия русскими идеи самодержавия и сопутствующего ей восточного идеала абсолютного повиновения власти, восточных форм прославления владык. В результате центром культурного притяжения для татар очень рано стала не только Казань, но и Москва. Все это говорит о том, что Московское государство развивалось как многонациональная общность людей разных вероисповеданий, находившихся в условиях культурного диалога. Поэтому применительно к России можно говорить не только о православной и мусульманской цивилизациях, но и о единой российской цивилизации. Проявления традиционализма в науке, искусстве и литературе. Для православия было характерно не столько следование учению Христа, сколько упор на его миссию в мире. Само учение интересовало верующих так мало, что долгое время не существовало полного перевода Библии на церковнославянский язык. Для Европы Христос был учителем, эллинизированным философом, для России — прежде всего героем-подвижником, страдальцем за человечество. Соответственно связь веры и науки, теологии и философии была затруднена. Рациональное, постепенное познание сотворенного Богом считалось низкой задачей, целью для неглубоких умов. Презрение вызывала борьба мнений в науке, представлявшаяся сви- детельством отпадения от единой божественной истины, явленной Христом. У греков русские восприняли, что «много-знание уму не научает». Они подчас кичились своим невежеством в науках, придавая первостепенное значение приобретению мудрости, самопознанию как обретению божественного света в собственной душе. В центре размышлений всегда стояли моральные проблемы, а не проблемы устройства мира, как на Западе. Предметом поисков был духовно-нравственный идеал. В XV—XVI вв. усиление итальянского влияния в России привело к стремлению овладеть тайнами науки, получить власть над миром, распространению приверженцев алхимии и астрологии. Но уже «Стоглав» воспрепятствовал этому. Усилились преследования инакомыслящих. Они подвергались бичеваниям и сожжениям, хотя против этого возражали заволжские старцы. Поэтому понятие «наука» до XVII в. ассоциировалось в России лишь с военным делом. Преследовалась самостоятельность мышления. Главным предметом знания оставались навыки покаяния и спасения души. Это сближало Россию с Востоком, где ислам также ввел запрет на нововведения, проповедовал подражание ученика учителю (в особенности в учениях шиизма и мюридизма). Искусство имело главной целью погружение человека в молитвенное состояние. Архитектура помогала наделить символическим значением окружающее пространство, переносила верующего из мира земного в мир духовный. Большое значение при этом имели формы храма. В XVI в. особенностью церковной архитектуры в России становится луковичная форма купола. Ее происхождение связано с украшениями интерьера иерусалимского храма Гроба Господня. Она символизировала тождественность России со Святой Землей, подлинным Израилем и подлинным Иерусалимом, связь Бога и русского народа. Расположение храма по оси Восток — Запад придавало ему роль модели Вселенной и обращало взгляды молящихся к Востоку, откуда они и ждали второго пришествия Христа и Страшного суда. Другой особенностью русских церквей еще с XVI в. становится иконостас, который символизировал связь Бога (алтарь которого он закрывал) и паствы. Иконы при этом как бы изображали окна, через которые молящийся смотрит в лучший небесный мир, где царствует святость и духовность. Ведь икона — это земное отображение небесной реальности (в этом смысле Московское государство именовалось «иконой Царства Божьего»). Поэтому живопись не стремилась отобразить земную реальность, а сосредоточивалась на задаче воплощения духовной сущности людей и событий. Лишь постепенно земная красота находит свое воплощение в иконописи. J Духовная музыка должна была «пробудить» человека к молитве и объединить молящихся. Россия славилась перезвоном своих колоколов, создававших гипнотический эффект погружения в неземной мир, а также мощью древних церковных распевов, помогавших очищению души от грехов. Церковная служба воплощала мечту о высшей гармонии, о святом царстве на Земле. Поэтому службы были столь притягательными и к XVII в. длились многими часами. Сохранять преемственность культуры помогал канон — неизменный, считавшийся божественным образец, которому должен был следовать всякий автор. Особенно строго он соблюдался в иконописи и архитектуре, в житиях святых. Церковь стремилась упорядочить круг чтения верующих. И здесь в XVI в. был введен свой канон. Митрополит Макарий объединил все рекомендовавшиеся к чтению книги в единый список, «Четьи Минеи», т. е. чтение на каждый День, причем книги переписывались, в них вносились «исправления» в интересах государства и церкви. Вместе с тем традиционная православная культура препятствовала развитию в России скульптуры, театра и инструментальной музыки. Эти искусства считались языческими. Деревянная скульптура и музыкальные инструменты собирались и сжигались. Говоря о традиционной культуре, необходимо помнить, что она представляет собой особый мир, который невозможно правильно оценить, используя понятия современной культуры, так как он основывался на совершенно других ценностях. Традиционная культура находилась в большей гармонии с окружающей природной средой и с человеком. Она не требовала преобразования природы и перенапряжения сил индивида. В те времена человек чувствовал себя гораздо более уютно и защищенно, чем в современном обществе. Его права и обязанности были гораздо более определенными, так же как точки отсчета — внутренний идеал «правды» и общественное мнение. Человек всегда мог надеяться на помощь большой семьи или общины-волости. Свои внутренние противоречия он разрешал в процессе покаяния и молитвы. Вместе с тем жесткая система традиционной культуры оставляла достаточно места для творчества. В XIV—XVI вв. прославились зодчие Барма и Постник, Федор Конь, строившие храмы и оборонительные сооружения в Москве и других городах, иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, распевщики и авторы церковных песнопений Иван Нос и Федор Крестьянин. Наследие традиционной русской культуры является достоянием русского народа, основой дальнейшего развития его национальной культуры. Повторим пройденное: 1. Какое место занимал идеал «отчины» в традиционной культуре? 2. Какие черты традиционной культуры задерживали экономическое развитие Московского государства? 3. Как отражался образ мира в архитектуре православного храма? 4. Какие черты ■ являются общими для христианского и исламского вероучения? Подумайте и ответьте: 1. Чем отличаются ценности современного и традиционного общества? 2. Как ценности традиционного общества влияли на развитие экономики, государства, культуры в России? 3. Каково место семьи в патриархальном обществе? Какими способами поддерживался порядок в патриархальной семье? 4. Какие преимущества давала патриархальная семья по сравнению с современным типом семьи? Что из традиционного семейного уклада следовало бы возродить, а что — отбросить? 5. В какой семье предпочли бы жить вы сами — в патриархальной или современной? Словарь урока Традиционалистская реакция — усиление застойных черт традиционалистской культуры под влиянием начинающейся модернизации. Волостной сход — собрание глав семей общины-волости (позже группы общин, составлявших волость — следующую по величине территориальную единицу после деревни), собиравшееся для решения местных проблем и выбора уполномоченных (целовальников). Date: 2015-07-23; view: 407; Нарушение авторских прав |