Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 25. У младшего сына, Васьки, занятия в школе уже закончились
У младшего сына, Васьки, занятия в школе уже закончились. Перешёл в седьмой. Андрей, старший, сдавал выпускные экзамены. Институт он себе уже выбрал, и не где-нибудь, а в Москве. Учился он неплохо, но провинция — она и есть провинция, как ни крути. Шансы поступить у него были — примерно пятьдесят на пятьдесят. Дети знали, куда поехали мы с отцом. Только на прощание, уходя в школу на консультацию перед экзаменом, Андрюшка философски заметил нам: Вы не забывайте, дорогие родители, что добро — наказуемо. А вообще, как решили — так и делайте. А Васька долго мялся. Конечно, возражать он не мог, да и голос его, на семейном совете, весил совсем немного. — А он... мам, он хоть нормальный пацан? — Думаю, что у тебя получится с ним поладить. — А если — не получится? — Я на тебя надеюсь, сынок, — сказала я. — Если бы я на вас не надеялась, не стоило даже и думать ни о чём подобном. Поэтому я надеюсь... на твою мудрость, Васька. — Да уж! Ума палата! — заметил на это Андрей, находясь уже в дверях. На этом обсуждение было закончено. Вечером вся семейка собралась, к ужину. Тоха занял своё место, как будто бы всегда на нём сидел. Разговоры велись нейтральные, в основном — кто куда собирается поступать из того класса, где учится Андрей. — Кто посуду моет? — спросил муж. — Васькина очередь! — быстро отпарировал старший сын. — Всегда — Васькина... — Бурчит Васька. — Теперь у вас третий будет, — сказала я. — Вставай, Тоха, в очередь. Посуду мыть. — Да я и сегодня могу. — Сегодня — я буду. Ты — завтра, — Васька поднимается из-за стола. — Идём, посмотришь, как надо. Куда тарелки, куда ложки класть. Они вышли на кухню, и вскоре оттуда раздался смех, и вопли. Я решила не ходить туда. Пусть, сами разберутся. Когда они вернулись, я спросила: —Ну, как укладываться будем? У нас — два кресла-кровати и раскладушка. — Тоха, тебе придётся пока на раскладушке, — сказала я, чтобы не ущемлять права коренных жителей. Нет, мам, я на раскладушке! — запросился Васька. — Я уже давно на раскладушку хотел! — Хочет — пусть ложится! — вмешался Вася-старший. Так они и уложились: двое — на креслах, и младший на раскладушке, между ними. Я погасила им свет и сказала: «Спокойной ночи». В нашей семейке начиналась новая жизнь. Ночью мне приснился сон. Я увидела спящего на нашем кресле Тоху. Вокруг него, шумной толпой, смеясь, выкрикивая что-то и отталкивая друг друга, толпились отвратительные рожи. — Наш, наш... — шипели рожи. — Наш, наш... — Нет, не ваш! — закричала я. — Я вам его не отдам! — Наш, наш... И рожи подступали всё ближе и протягивали к Тохе свои бесформенные руки. —Наш, наш... Тогда я вспомнила, как мне надо поступить. Я читала об этом, и вспомнила — прямо там, во сне. —Именем Господним — уходите прочь! — сказала я. И я пошла на эти рожи, пытаясь перекрестить их. Но я никак не могла сообразить, как мне надо их крестить, на какую сторону. Потому, что не так уж часто я крестила кого-либо. Видимо, я ошиблась вначале, потому что рожи смеялись мне прямо в лицо, и не двигались. Я поменяла сторону крестного знамения. И я пошла на них, пошла изо всех сил, изо всех сил призывая: — Господи, помоги! Прогони их, Господи! Изыдите, изыдите — именем Господним! Прочь, твари поганые, прочь! Нет, они не разбежались. Они уходили медленно, как бы нехотя, оборачиваясь, истаивая, кривясь. И когда они ушли, я проснулась. Проснулась — с чувством полной реальности происходящего, ещё повторяя: Господи, помоги... Я поднялась с постели и открыла дверь в «детскую». Все трое спали. Андрей — высокий, красивый. Уже усы. Уже бреется. Черты лица тонкие. Умный — учится легко, без напряжения. Тоха — и во сне был неспокойным. Перебирал пальцами, ворочался. Что творится там, в твоей голове, Тоха? Что там, за этими подвижными чертами лица, за этим чернявым чубом? Какие гены? Какие страсти? Какая судьба, наскоро, да из-под палки, слепленная и склеенная по домам ребёнка, детдомам и интернатам? Где тут — истинное нутро, а где — тяжелая школа выживания, оставившая свои неизгладимые следы? Есть ли там, в его душе, та самая, главная часть? Или нет её? Или так спрятана, что и отрыть её не по силам? Нет, не так, как Андрей, покидать свой дом. В шестнадцать лет, уже сформированным в тепле, под родительским крылом. Красивым, умным, уверенным в себе. Уверенным в нашей, родительской поддержке. И то — кто знает, как всё сложится у него. А так: не иметь дома вообще. Не иметь прикрытия, не иметь поддержки. В четыре года — не в шестнадцать. Сколько раз можно было сломаться? Сколько раз быть униженным и унижать самому? Сколько раз переходить из рук в руки, сколько раз рвать привязанности и дружбы — так, чтобы разучиться привязываться и дружить? Не быть уверенным — ни в чём. Вернее, ни в ком? Не иметь возможности проявить себя. Просто — не попрыгать перед мамой, чтобы она сказала: «Ты — мой хороший! Ты — мой молодец! Мой...» Итак, с четырёх лет — ничей, только свой. Тоха-Тоха, диссидент. Про «тех» диссидентов — книги пишут. Да они и сами пишут о себе. Если им удаётся выжить, они кричат о себе, и люди склоняют головы перед ними. А эти, эти «диссиденты»? Эти мученики, плоды и продукты той же системы? А про этих особенно никто и не пытается писать книг. Разве что — отчёты. И сами они не пишут книг, потому что пишут с ошибками, едва дотягивая программу девятого класса, а потом — какого-нибудь захудалого ПТУ. Эти — молча переходят из детдома в детдом, или в спе-цуху, или в психушку. Туда, куда определит их школа выживания. И удастся ли им взрастить в своей среде — своего Солженицына? Кто озвучит вас, невидимые и неслышимые миру слёзы? А потом что? Тюрьма? А что — тоже коллектив, со своей иерархией. Как быть потом? Кто может выбраться, выгрести из этой трясины? Какую же крепкую психику надо иметь для этого, какой железный характер? Какую душу? И какую надо иметь для этого веру, какое упование? Бо-жию помощь... Полная луна светила в окно, освещая моих мальчиков. Заскрипела раскладушка, и увалень Васька что-то произнёс во сне. Точно, увалень. И обещает вырасти из него — что-то огромное и, по-моему, добродушное. Я надеюсь на твою мудрость, сынок. На мудрость, и на доброе сердце. И я перекрестила их, всех троих. Благо, теперь я знала, на какую сторону надо крестить, чтобы крестное знамение легло правильно. Date: 2015-07-23; view: 286; Нарушение авторских прав |