Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные теоретические модели социальной работы





В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое

знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках

которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической соци-

альной работе различные научные и научно-практические парадигмы.

В разных странах специалисты – практики отдают предпочтение тем или иным теоретиче-

ским моделям социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных по-

требностей. В США, например, социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ,

поскольку, по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень. Хотя в

последние десятилетия в этой стране появилось много технологий, использующих в качестве сво-

ей основы теоретические направления социальных наук.

Отсутствие единого теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению

ученых, не означает, что в ней господствует анархия. Полученные знания, умения, навыки позво-

ляют практикам отобрать из множества социальных ресурсов самые необходимые и эффективные

для решения конкретной социальной проблемы.

Есть даже мнение, что социальные работники имеют значительное преимущество перед

работниками схожих профессий, поскольку опираются на плюралистическую научную концепту-

альную основу, которая постоянно развивается, расширяется и совершенствуется по мере расши-

рения научного знания об обществе и человеке.

Обширный международный опыт социальной работы свидетельствует об использовании

нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательст-

ва, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических, коммуникацион-

ных, гуманистических, когнитивных, моделей правозащитной деятельности. Из перечня видно,

что социальные работники используют как психолого-ориентированные модели, так и социологи-

ческие модели.

Психодинамические модели, основаны на психоанализе З.Фрейда. Как было отмечено вы-

ше, психоанализ долгое время был основой работы со случаем. В отличие от классического психо-

анализа психодинамические модели в основном фокусируются на настоящем, а не прошлом чело-

века, при этом анализируется восприятие им реальной ситуации.

Гуманистические модели, представлены в работах Дж. Маслоу, К. Роджерса. Они разрабо-

таны, скорее, с философских позиций, а не с практико-психологических. Методы психотерапии К.

Роджерса не предполагают проведения экспериментов для доказательства истинности того или

иного положения или практического правила. Необходимо помнить, что его идеи с момента сво-

его зарождения противопоставлялись психоаналитической и бихевиористской системам в виде

третьей силы. Тем не менее, принципы гуманистической модели являются универсальными, ми-

ровоззренческими и воспринимаются как очевидные в современной теории и практике социальной

работы даже теми, кто отвергает эту модель или является сторонником узкоспециальных теорий.

Такие постулаты, как необходимость обеспечить клиенту благоприятный психологический

климат, использовать принципы доверия, эмпатии, повсеместно упоминаются в научной литера-

туре разных направлений даже без упоминания источника. Таким образом, социальная работа в

18

рамках __________гуманистической ориентации необходима для эффективной работы с клиентом. Однако

гуманистическая модель не предусматривает необходимого набора технологий для работы, на-

пример, с лицами отклоняющегося поведения. Поэтому гораздо чаще используются бихевиорист-

ские модели.

Бихевиористские модели делают основной акцент на наблюдаемом поведении клиента,

рассматриваемом как реакция на внешние стимулы. Особый вклад бихевиоризма заключается в

том, что в социальной работе стали проводить эмпирические исследования как необходимый и

исходный этап этой работы.

Бихевиоризм часто критикуют за механическую ориентацию в изучении личности, которая

рассматривается как объект воздействия внешних факторов. Однако это не характерно для теорий

в русле необихевиоризма, в частности, теории социального научения американского психолога

Альберта Бандуры.

Основная идея его работ заключается в том, что люди, приобретая стереотипы социально-

го поведения, склонны имитировать такие модели, которые положительно подкрепляются. Моде-

ли социального поведения, приобретенные в результате имитации, отличаются устойчивостью, с

трудом поддаются изменениям. Прикладное значение идей Бандуры приобретает особый смысл,

когда социальный работник должен выработать у клиента определенные навыки при его реабили-

тации.

По мнению зарубежных ученых, методы бихевиорально-ориентированной социальной ра-

боты гораздо более эффективны, чем другие психолого-ориентированные методы.

Системные модели являются самыми популярными социологическими моделями. Их мно-

го. Одну из них теоретически обосновали американские специалисты А.Пинкус и А Минахан. Они

выделили в жизни индивида наиболее значимые системы: неформальные (семья, друзья, соседи и

пр.); формальные (политические партии, профсоюзы и пр.); социетальные, (основные социальные

институты - школа, правоохранительные органы и пр.).

Проблемные ситуации в жизни человека возникают в случае нарушения либо искажения

связи между ним и его окружением:

• отсутствует тот или иной вид системы;

• человек не знает о существовании системы, способной ему помочь (либо не желает вос-

пользоваться ее помощью);

• включение человека в ту или иную систему создает для него проблемы (например, зави-

симость);

• конфликт различных систем.

Задача социального работника, использующего данную модель, - выявить те стороны от-

ношений между клиентом и системами, которые являются источниками проблем, и оказать ему

помощь в преодолении этих проблем.

В практике социальной работы используются и другие варианты системных моделей. Одна

из них – системно-экологическая модель. Она завоевала широкую популярность и стала основой

«модной» в наши дни концепции «жизненной модели». Согласно этой модели люди постоянно

адаптируются к окружающей среде путем взаимного изменения: индивиды изменяют среду и, в

свою очередь, изменяются под ее воздействием. Понятие «взаимная адаптация» является здесь

центральным при анализе отношений «личность- среда». Существующие в обществе социальные

проблемы, «загрязняют» социальную среду, снижая тем самым взаимную адаптацию. Нарушение

адаптивного баланса выражается в несоответствии между потребностями человека и возможно-

стями среды.

Основными причинами стрессов являются жизненные трансформации (изменение статуса,

роли, возрастные изменения и пр.), воздействие среды (социальное неравенство), межличностные

процессы (например, эксплуатация). На протяжении своей жизни человек зачастую одновременно

сталкивается с трудностями различного характера, которые необходимо преодолевать с помощью

адаптационно-коррекционных техник.

Общим для всех системных моделей является фокусирование внимания на изменении ок-

ружающей среды; анализ в большей степени прямого воздействия одной личности на другую, а не

скрытых мыслей и чувств, признание возможности достижения желаемого результата различными

путями. С методологической точки зрения системная модель является интегрированной, посколь-

ку предполагает одновременную работу и с отдельными индивидами, и с социальными группами,

19

и общностями, в которые они включены. Системный подход является скорее объясняющим, чем

предписывающим какие-либо действия. В связи с этим системная модель оказалась трудно при-

менимой к конкретной практической деятельности, но она является одним из основных методоло-

гических принципов и выводит теорию социальной работы на принципиально новый уровень ана-

лиза.

Системная и в том числе системно-экологическая модели еще раз подтверждают вывод о

том, что теоретические противоречия различных систем научного знания, существующие на умо-

зрительном уровне, достаточно успешно разрешаются на уровне практики, которая ориентируется

на выполнение конкретных задач.

Итак, теоретический «портфель» профессионального социального работника богат и раз-

нообразен. Владение различными методами воздействия обеспечивает эффективное решение по-

ставленных задач. Однако для этого требуется еще и особое мастерство, способность к синтезу,

которые вырабатываются только на основе опыта работы.

1.3. Профессия социального работника: современные требования

Date: 2015-07-23; view: 761; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию