Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные теоретические модели социальной работы
В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической соци- альной работе различные научные и научно-практические парадигмы. В разных странах специалисты – практики отдают предпочтение тем или иным теоретиче- ским моделям социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных по- требностей. В США, например, социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку, по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень. Хотя в последние десятилетия в этой стране появилось много технологий, использующих в качестве сво- ей основы теоретические направления социальных наук. Отсутствие единого теоретического обоснования практики социальной работы, по мнению ученых, не означает, что в ней господствует анархия. Полученные знания, умения, навыки позво- ляют практикам отобрать из множества социальных ресурсов самые необходимые и эффективные для решения конкретной социальной проблемы. Есть даже мнение, что социальные работники имеют значительное преимущество перед работниками схожих профессий, поскольку опираются на плюралистическую научную концепту- альную основу, которая постоянно развивается, расширяется и совершенствуется по мере расши- рения научного знания об обществе и человеке. Обширный международный опыт социальной работы свидетельствует об использовании нескольких групп теоретических моделей: психодинамических, моделей кризисного вмешательст- ва, бихевиористских, системных и экологических, социально-психологических, коммуникацион- ных, гуманистических, когнитивных, моделей правозащитной деятельности. Из перечня видно, что социальные работники используют как психолого-ориентированные модели, так и социологи- ческие модели. Психодинамические модели, основаны на психоанализе З.Фрейда. Как было отмечено вы- ше, психоанализ долгое время был основой работы со случаем. В отличие от классического психо- анализа психодинамические модели в основном фокусируются на настоящем, а не прошлом чело- века, при этом анализируется восприятие им реальной ситуации. Гуманистические модели, представлены в работах Дж. Маслоу, К. Роджерса. Они разрабо- таны, скорее, с философских позиций, а не с практико-психологических. Методы психотерапии К. Роджерса не предполагают проведения экспериментов для доказательства истинности того или иного положения или практического правила. Необходимо помнить, что его идеи с момента сво- его зарождения противопоставлялись психоаналитической и бихевиористской системам в виде третьей силы. Тем не менее, принципы гуманистической модели являются универсальными, ми- ровоззренческими и воспринимаются как очевидные в современной теории и практике социальной работы даже теми, кто отвергает эту модель или является сторонником узкоспециальных теорий. Такие постулаты, как необходимость обеспечить клиенту благоприятный психологический климат, использовать принципы доверия, эмпатии, повсеместно упоминаются в научной литера- туре разных направлений даже без упоминания источника. Таким образом, социальная работа в 18 рамках __________гуманистической ориентации необходима для эффективной работы с клиентом. Однако гуманистическая модель не предусматривает необходимого набора технологий для работы, на- пример, с лицами отклоняющегося поведения. Поэтому гораздо чаще используются бихевиорист- ские модели. Бихевиористские модели делают основной акцент на наблюдаемом поведении клиента, рассматриваемом как реакция на внешние стимулы. Особый вклад бихевиоризма заключается в том, что в социальной работе стали проводить эмпирические исследования как необходимый и исходный этап этой работы. Бихевиоризм часто критикуют за механическую ориентацию в изучении личности, которая рассматривается как объект воздействия внешних факторов. Однако это не характерно для теорий в русле необихевиоризма, в частности, теории социального научения американского психолога Альберта Бандуры. Основная идея его работ заключается в том, что люди, приобретая стереотипы социально- го поведения, склонны имитировать такие модели, которые положительно подкрепляются. Моде- ли социального поведения, приобретенные в результате имитации, отличаются устойчивостью, с трудом поддаются изменениям. Прикладное значение идей Бандуры приобретает особый смысл, когда социальный работник должен выработать у клиента определенные навыки при его реабили- тации. По мнению зарубежных ученых, методы бихевиорально-ориентированной социальной ра- боты гораздо более эффективны, чем другие психолого-ориентированные методы. Системные модели являются самыми популярными социологическими моделями. Их мно- го. Одну из них теоретически обосновали американские специалисты А.Пинкус и А Минахан. Они выделили в жизни индивида наиболее значимые системы: неформальные (семья, друзья, соседи и пр.); формальные (политические партии, профсоюзы и пр.); социетальные, (основные социальные институты - школа, правоохранительные органы и пр.). Проблемные ситуации в жизни человека возникают в случае нарушения либо искажения связи между ним и его окружением: • отсутствует тот или иной вид системы; • человек не знает о существовании системы, способной ему помочь (либо не желает вос- пользоваться ее помощью); • включение человека в ту или иную систему создает для него проблемы (например, зави- симость); • конфликт различных систем. Задача социального работника, использующего данную модель, - выявить те стороны от- ношений между клиентом и системами, которые являются источниками проблем, и оказать ему помощь в преодолении этих проблем. В практике социальной работы используются и другие варианты системных моделей. Одна из них – системно-экологическая модель. Она завоевала широкую популярность и стала основой «модной» в наши дни концепции «жизненной модели». Согласно этой модели люди постоянно адаптируются к окружающей среде путем взаимного изменения: индивиды изменяют среду и, в свою очередь, изменяются под ее воздействием. Понятие «взаимная адаптация» является здесь центральным при анализе отношений «личность- среда». Существующие в обществе социальные проблемы, «загрязняют» социальную среду, снижая тем самым взаимную адаптацию. Нарушение адаптивного баланса выражается в несоответствии между потребностями человека и возможно- стями среды. Основными причинами стрессов являются жизненные трансформации (изменение статуса, роли, возрастные изменения и пр.), воздействие среды (социальное неравенство), межличностные процессы (например, эксплуатация). На протяжении своей жизни человек зачастую одновременно сталкивается с трудностями различного характера, которые необходимо преодолевать с помощью адаптационно-коррекционных техник. Общим для всех системных моделей является фокусирование внимания на изменении ок- ружающей среды; анализ в большей степени прямого воздействия одной личности на другую, а не скрытых мыслей и чувств, признание возможности достижения желаемого результата различными путями. С методологической точки зрения системная модель является интегрированной, посколь- ку предполагает одновременную работу и с отдельными индивидами, и с социальными группами, 19 и общностями, в которые они включены. Системный подход является скорее объясняющим, чем предписывающим какие-либо действия. В связи с этим системная модель оказалась трудно при- менимой к конкретной практической деятельности, но она является одним из основных методоло- гических принципов и выводит теорию социальной работы на принципиально новый уровень ана- лиза. Системная и в том числе системно-экологическая модели еще раз подтверждают вывод о том, что теоретические противоречия различных систем научного знания, существующие на умо- зрительном уровне, достаточно успешно разрешаются на уровне практики, которая ориентируется на выполнение конкретных задач. Итак, теоретический «портфель» профессионального социального работника богат и раз- нообразен. Владение различными методами воздействия обеспечивает эффективное решение по- ставленных задач. Однако для этого требуется еще и особое мастерство, способность к синтезу, которые вырабатываются только на основе опыта работы. 1.3. Профессия социального работника: современные требования Date: 2015-07-23; view: 873; Нарушение авторских прав |