Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение и развитие школ подготовки социальных работников
Обмен опытом «дружеских визитеров», работающих в различных агентствах, постепенно принимал форму обучающих курсов. В 1898 г. по инициативе М. Ричмонд начала свою деятель- ность первая национальная школа прикладной филантропии (ныне факультет социальной работы в Колумбийском университете). Движение поселенцев сразу же после своего возникновения связало свою деятельность с образовательными центрами. Существовали постоянные контакты между Джейн Адамс и ее кол- легами со многими учеными в области социальных наук. Эти контакты и стремление заложить научную основу под практические действия выглядели сначала как курсы по обмену опытом, а затем вылились в создание Чикагской школы гражданства и филантропии, которая в 1920 году превратилась в Школу социального администрирования при Чикагском университете. Социальная работа быстро развивалась и в Европе. Общество организованной благотвори- тельности в Лондоне открывает в 1903 г. первое специальное учебное заведение для подготовки социальных работников, которое получает название «Школа социологии». В 1912 году эта школа преобразуется в факультет социальной работы Лондонской школы экономики. В 1908 году под руководством основательницы женского движения в Европе Алисы Соло- мон открывается женская школа для социальных работников в Германии. К 1910 году в развитых европейских странах и США насчитывалось уже 14 школ социальной работы. Первые школы со- циальных работников давали, как правило, одногодичную подготовку. Однако честь открытия первого настоящего учебного заведения для социальных работни- ков авторы отводят Голландии. В 1899 году в Амстердаме был открыт институт по подготовке со- циальных работников. Обучение в нем было рассчитано на 2 года, форма обучения была очная. Обучаться могли как женщины, так и мужчины, и они получали теоретическую и практическую подготовку. Первая мировая война не устранила, а только обострила внутренние проблемы ее участни- ков. Обострение этих проблем сопровождалось увеличением числа стран, приступивших к подго- товке социальных работников. Если перед войной подготовка велась в 7 странах, то, после ее окончания число школ стало расти. В 1920-е годы открываются первые школы социальной работы в Бельгии, Норвегии, Шве- ции, Италии. Школа по обучению социальных работников открывается даже в Чили, основателем которой стал известный общественный деятель Рене Сандра. В 30-е годы прошлого века число стран, приступивших к подготовке социальных работни- ков, продолжает увеличиваться: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция, Португалия, Дания, Индия, Египет. Как видим, социальная работа как профессия становится известной уже в странах третьего мира. Подготовка социальных работников включала в себя не только организационный, но и ме- тодический аспект. Учебные заведения, приступившие к работе, не имели еще квалифицирован- ных преподавателей. Учебных пособий практически не было. В США первыми учебниками были книги Амоса Уорнера «Американская благотворительность» и Мэри Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: практическое руководство для работающих в благотворительных организациях». Под- готовка кадров для социальной работы в Америке находилась еще в очень большой зависимости от усилий благотворительных организаций. Первыми преподавателями были члены общества бла- готворительности с большим опытом работы, но без педагогического образования. Студенты за- нимались без отрыва от работы, а учебная программа включала специальные темы для практиче- ской социальной работы в различных областях. Областями (направлениями) практической соци- альной работы того времени были: 13 1. изучение условий жизни неблагополучных семей; 2. социальная работа в медицине; 3. социальная работа в школе; 4. социальная психиатрия. Указанные области практической социальной работы имели самостоятельные учебные программы, что создавало трудности при переходе из одной области практической работы к дру- гой. Необходимо заметить, забегая вперед, что все программы были направлены на обучение ин- дивидуальной работе с клиентом. Групповая работа как самостоятельный и теоретически обосно- ванный метод социальной работы был введен в программы обучения социальных работников только в 40-е гг. В чем специфика социальной работы? Чем она отличается от работы медицинских сестер, врачей, учителей? Этот вопрос волновал как начинающих специалистов, так и преподавателей школ. В школах много размышляли о базовом образовании и его связи с практикой, о необходи- мом уровне профессионального образования, об общей подготовке и специализации повышенной сложности. Некоторые специалистов выступали против практики университетского образования для социальных работников. В частности, М. Ричмонд, считала, что университетская подготовка, связанная с необходимостью изучения большого количества научных дисциплин и научных школ, может подорвать присущую социальной работе ценностную основу включенности в благотвори- тельность, подорвать веру студентов в бескорыстие. Она выступала за создание независимой от системы высшего образования школы социальной работы. Интересен факт, описываемый Дж. Лейби в американской Энциклопедии социальной ра- боты. В 1915 году Национальная конференция благотворительности пригласила Абрахама Флекс- нера, ведущего специалиста в области профессионального образования в США, высказать свое мнение о том, является ли социальная работа профессией. Он ответил, что, по его критериям, со- циальная работа – не профессия. Однако его слова не произвели никакого впечатления на желаю- щих заниматься социальной работой профессионально и не уменьшили поток заявлений в школы социальной работы. Более того, это стало стимулом для создания более рациональной и формали- зованной программы подготовки профессионалов. Ассоциация школ социальной работы в Америке, созданная в 1919 главным образом для поддержания связей между школами, превратилась в форум для выработки нормативов учебной работы. В 1924 году Ассоциация разработала нормативы (учебные планы) для регулярных курсов обучения, для курсов подготовки ответственных работников в области социальной работы и для курсов, создаваемых при университетах. Минимальная, рассчитанная на год программа, предусматривала набор учебных курсов, преподаваемых как в классе, так и на практике (в поле). Эти учебные курсы получили признание в качестве нормативных курсов для обучения социальной работе. Включение программ социальной работы в систему университетского образования произошло в конце 30-х гг., когда в Ассоциацию стали приниматься только школы, действовавшие в рамках высших учебных заведений. В этих школах обучение осуществлялось по программе, рассчитанной на два года и дающей право полу- чения степени магистра. В Ассоциацию принимались только школы, обладающие такими про- граммами. До 1974 года обучение, по двухгодичной аспирантской программе оставалось единст- венной формой, признанной в качестве условия аттестации профессионального социального ра- ботника. Иными словами, критерием профессионализма стали считать наличие степени магистра. 1.2. Научно-исследовательские традиции в социальной работе Date: 2015-07-23; view: 1124; Нарушение авторских прав |