Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Супервизорство в социальной работе
Супервизорство является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной работе. В русском языке такого понятия нет. В буквальном переводе это слово означает «надзор». Однако русское понятие «надзор» в современном смысловом варианте не соответствует содержа- нию английского слова «supervision». Отечественные ученые считают, что в теорию и практику российской социальной работы необходимо ввести понятие «супервизорство», а также «суперви- зор» как профессиональный неологизм. Наиболее близким по содержанию в русском языке поня- тию «супервизор» является понятие «наставник», которое часто употреблялось в прежние годы применительно к процессу воспитания. В большинстве случаев эта работа воспринималась как общественная. Хотя раньше были, да и сейчас существуют наставники-профессионалы для опре- деленных видов профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском для здоровья. Например, на флоте – капитан-наставник. Необходимость супервизорства в социальной работе обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. Как известно, социальная работа признана одним из специфических видов деятельности с повышенным уровнем психологической нагрузки. Социальный работник подвержен многим про- фессиональным рискам, часто приводящим к стрессовым ситуациям. Факторами стресса в соци- альной работе являются эмоциональная нагрузка, необходимость действовать в непредсказуемой ситуации, неуверенность в конечном результате своих действий, чувство отчаяния от невозмож- ности решить проблему клиента. К этим объективным факторам могут добавиться субъективные, такие как обостренное чувство ответственности за себя и других, очень глубокое сопереживание, нонконформизм. Состояние стресса может быть длительным и привести к срыву, отражаясь на поведении специалиста и его здоровье. Эти случаи нередки и они достаточно подробно описаны в зарубеж- ной литературе. Специалист, находящийся в таком состоянии, с трудом идет на работу, быстро устает, уклоняется от привычных дел, становится безразличным к нуждам подопечных. Его отно- шение к клиентам может стать жестким, бюрократичным, педантичным и формальным. Как показывает опыт зарубежных стран, для решения такого рода проблем нужен особый специалист – супервизор. В зарубежной практике супервизорство стало незаменимым элементом коллективной или «командной» профессии социального работника, инструментом профессиона- лизма и эффективности работы. За рубежом основные должностные обязанности супервизора имеют четко очерченные функции. 1. Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального ра- ботника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом, информирует, разъясняет, направляет, помогает найти необходимое решение, советует, консультирует, предлагает новые методики и технологии. 2. Поддерживающая функция. Она включает личностную поддержку социального работника, попытку снять или смягчить напряжение от работы, поиск дополнительных источников поддержания жизненного тонуса специалиста. 3. Контрольная функция. Отчасти она носит административный характер, и необходима не только на начальном этапе становления профессионала. Нужда в ней не отпадает и в даль- нейшем, на последующих стадиях работы, как необходимое условие гарантии качества со- циального обслуживания. Как правило, круг административных обязанностей супервизора ограничен следующими видами деятельности: а) подбор и расстановка кадров; б) планиро- вание работы; в) подбор «команд»; г) распределение обязанностей внутри команды; д) 23 контроль и оценка качества работы; е) координация работы между «командами»; ж) орга- низация внешней связи «команды; з) улаживание конфликтов между социальным работни- ком и клиентом; и) защита профессиональных интересов социальных работников, то есть посредничество между работниками и руководством органов социальных служб. В зарубежных изданиях отмечается, что административная функция супервизора вызывает наибольшие проблемы, связанные с этическими моментами профессиональной деятельности со- циального работника. Как видно из предложенного выше перечня, у супервизора в этой части ра- боты специфические задачи, вступающие порой в противоречие с ценностями и нравственными ориентирами профессии. За рубежом институт супервизоров развит и в системе высшего и среднего профессио- нального образования в области социальной работы. Как известно большая часть подготовки спе- циалистов приходится на работу «в поле», то есть на практическое освоение умений и навыков. Преподаватели-практики действуют в основном как супервизоры, выполняя функции наставни- ков-профессионалов. Конечно, их основная функция – педагогическая, однако, прежде всего, они – профессионалы в практической социальной работе. И их действия с самого начала ориентирова- ны на сотворчество со студентами, на то, чтобы привить им любовь к профессии, потребность ра- ботать в «команде». По мнению отечественных ученых, супервизорство в зарубежной системе подготовки спе- циалистов по социальной работе заслуживает самого пристального внимания организаторов обу- чения социальных работников в России. Date: 2015-07-23; view: 1937; Нарушение авторских прав |