Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Супервизорство в социальной работе





Супервизорство является одним из атрибутов профессионализма в зарубежной социальной

работе.

В русском языке такого понятия нет. В буквальном переводе это слово означает «надзор».

Однако русское понятие «надзор» в современном смысловом варианте не соответствует содержа-

нию английского слова «supervision». Отечественные ученые считают, что в теорию и практику

российской социальной работы необходимо ввести понятие «супервизорство», а также «суперви-

зор» как профессиональный неологизм. Наиболее близким по содержанию в русском языке поня-

тию «супервизор» является понятие «наставник», которое часто употреблялось в прежние годы

применительно к процессу воспитания. В большинстве случаев эта работа воспринималась как

общественная. Хотя раньше были, да и сейчас существуют наставники-профессионалы для опре-

деленных видов профессиональной деятельности, связанной с повышенным риском для здоровья.

Например, на флоте – капитан-наставник.

Необходимость супервизорства в социальной работе обусловлена рядом объективных и

субъективных факторов.

Как известно, социальная работа признана одним из специфических видов деятельности с

повышенным уровнем психологической нагрузки. Социальный работник подвержен многим про-

фессиональным рискам, часто приводящим к стрессовым ситуациям. Факторами стресса в соци-

альной работе являются эмоциональная нагрузка, необходимость действовать в непредсказуемой

ситуации, неуверенность в конечном результате своих действий, чувство отчаяния от невозмож-

ности решить проблему клиента. К этим объективным факторам могут добавиться субъективные,

такие как обостренное чувство ответственности за себя и других, очень глубокое сопереживание,

нонконформизм.

Состояние стресса может быть длительным и привести к срыву, отражаясь на поведении

специалиста и его здоровье. Эти случаи нередки и они достаточно подробно описаны в зарубеж-

ной литературе. Специалист, находящийся в таком состоянии, с трудом идет на работу, быстро

устает, уклоняется от привычных дел, становится безразличным к нуждам подопечных. Его отно-

шение к клиентам может стать жестким, бюрократичным, педантичным и формальным.

Как показывает опыт зарубежных стран, для решения такого рода проблем нужен особый

специалист – супервизор. В зарубежной практике супервизорство стало незаменимым элементом

коллективной или «командной» профессии социального работника, инструментом профессиона-

лизма и эффективности работы.

За рубежом основные должностные обязанности супервизора имеют четко очерченные

функции.

1. Образовательная функция. Она направлена на повышении квалификации социального ра-

ботника. Супервизор в этом случае учит усваивать новые знания, делиться своим опытом,

информирует, разъясняет, направляет, помогает найти необходимое решение, советует,

консультирует, предлагает новые методики и технологии.

2. Поддерживающая функция. Она включает личностную поддержку социального работника,

попытку снять или смягчить напряжение от работы, поиск дополнительных источников

поддержания жизненного тонуса специалиста.

3. Контрольная функция. Отчасти она носит административный характер, и необходима не

только на начальном этапе становления профессионала. Нужда в ней не отпадает и в даль-

нейшем, на последующих стадиях работы, как необходимое условие гарантии качества со-

циального обслуживания. Как правило, круг административных обязанностей супервизора

ограничен следующими видами деятельности: а) подбор и расстановка кадров; б) планиро-

вание работы; в) подбор «команд»; г) распределение обязанностей внутри команды; д)

23

контроль и оценка качества работы; е) координация работы между «командами»; ж) орга-

низация внешней связи «команды; з) улаживание конфликтов между социальным работни-

ком и клиентом; и) защита профессиональных интересов социальных работников, то есть

посредничество между работниками и руководством органов социальных служб.

В зарубежных изданиях отмечается, что административная функция супервизора вызывает

наибольшие проблемы, связанные с этическими моментами профессиональной деятельности со-

циального работника. Как видно из предложенного выше перечня, у супервизора в этой части ра-

боты специфические задачи, вступающие порой в противоречие с ценностями и нравственными

ориентирами профессии.

За рубежом институт супервизоров развит и в системе высшего и среднего профессио-


нального образования в области социальной работы. Как известно большая часть подготовки спе-

циалистов приходится на работу «в поле», то есть на практическое освоение умений и навыков.

Преподаватели-практики действуют в основном как супервизоры, выполняя функции наставни-

ков-профессионалов. Конечно, их основная функция – педагогическая, однако, прежде всего, они

– профессионалы в практической социальной работе. И их действия с самого начала ориентирова-

ны на сотворчество со студентами, на то, чтобы привить им любовь к профессии, потребность ра-

ботать в «команде».

По мнению отечественных ученых, супервизорство в зарубежной системе подготовки спе-

циалистов по социальной работе заслуживает самого пристального внимания организаторов обу-

чения социальных работников в России.







Date: 2015-07-23; view: 1937; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию