Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первые научные школы в социальной работе США





Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы бы-

ли предприняты феминистками во многих странах западного мира – Алисой Соломон в Германии,

Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М. Ричмонд.

Она разработала метод индивидуальной работы с нуждающимися людьми.

14

Первой работой М. Ричмонд в области теории социальной работы является фундаменталь-

ный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных орга-

низациях». Помощь и поддержка осмыслялись ею как дружеская акция одного субъекта по отно-

шению к другому. При этом, воздействие, по мнению автора, должно быть направлено не только

на нуждающегося человека, но и на изменение отношения социального окружения, как правило,

негативного к людям, испытывающим бедность и нищету. Эта книга вышла в 1899 году и стала,

как было отмечено выше, первым учебником для социальных работников. В 1917 году выходит

вторая книга под названием «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд описывает теоретиче-

ские и методологические основы индивидуальной социальной работы.

Практика социальной работы с клиентами составляет и сейчас значительную часть про-

фессиональной социальной работы, наряду с другими методами, о которых разговор пойдет чуть

позже. Но в начале века, когда возникла социальная работа, метод индивидуальной работы с кли-

ентами (case-work), заключенный в рамки медицинской модели, долгие годы был основным.

Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы диагноза и лечения,

М. Ричмонд разрабатывает метод, позволяющий анализировать социальные и психологические

проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практи-

ки, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением.

Мэри Ричмонд пишет, что в социальной работе важным моментом в каждом конкретном

случае является оценка, постановка диагноза и выбор метода помощи на основе этого диагноза.

Оценки должны быть научно обоснованы в отличие от тех моральных критериев, которыми поль-

зовались благотворительные организации. «Изучение, диагноз, лечение» – таков образец, методи-

ка работы с клиентом.

Социальный диагноз, по мнению М. Ричмонд, предполагает оценку личности клиента и

его социального положения. Социальная помощь – это комплекс мер, в результате которых дол-

жен измениться клиент и его социальное окружение.

Согласно концепции автора, вмешательство («интервенции» в ее терминологии) со сторо-

ны социального работника может осуществляться директивным и недирективным лечебным мето-

дом. В литературе их часто называют непосредственным и косвенным методами.

«Директивное лечение» заключается в непосредственном взаимодействии – «ум на ум».

Под этим термином исследователь понимала сложную процедуру взаимодействий, которые вклю-

чают в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны воз-

никать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собст-

венных проблем. Доминирующими техниками здесь должны быть внушение, убеждение, дискус-

сия, а также личностные характеристики социального работника, такие как искренность, чест-

ность, участливость.

«Недирективное воздействие» как косвенный метод лечения сводился к тому, что процесс

оказания помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания.

Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент по-

лучил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, от-

ношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функ-

ционирование.

В индивидуальной работе с клиентом, описанной в «Социальных диагнозах», прослежива-

ется отход М. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается

переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь

представлен процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс происходит как

определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике.

Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основопола-

гающим в технологиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, были рекомендованы к


использованию для работы с различными категориями населения, а также начали применяться в

работе с группами и общностями.

Теоретические разработки М Ричмонд имели большое значение не только для практики,

они также нашли отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В

историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диаг-

ностическая и функциональная.

15

Диагностическая школа (направление) была связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, в

котором готовили социальных работников для работы в психиатрических службах. Потребность в

таких специалистах была очень велика, поскольку было много клиентов – ветеранов войны, испы-

тывающих различного рода психологические проблемы.

В качестве теоретической основы обучения была взята модель Мэри Ричмонд. Но она была

истолкована не так, как ее трактовала Ричмонд, потому что речь шла не о клиентах, обеспокоен-

ных проблемами бедности, а о клиентах, имеющих психологические проблемы. Социальная си-

туация клиента отодвигалась на второй план. Акцент был сделан на диагнозе болезни клиента.

В практическом взаимодействии социального работника и клиента, как отмечали теорети-

ки этого направления, следует уделять особое внимание прошлому опыту клиента, его детским

переживаниям, наклонностям, оценке личности. Это было время, когда появилась теория психо-

анализа З.Фрейда, и представители диагностической школы, по сравнению с другими направле-

ниями, испытали на себе ее самое сильное влияние. Отношения между клиентом и социальным

работником строились как авторитарные. Задача социального работника – лечение клиента, пони-

маемое как изменение его личности помощь в адаптации к окружающей среде.

Функциональная школа. Это направление начинает развиваться с 30-х гг. в Пенсильвании.

Клиент по-прежнему в центре внимания социальных работников, но методику индивидуальной

психотерапии представители этой школы строят на процессе помощи, на том, как этот процесс

должен быть организован. В это время в США возрастает интерес к социальной среде и процессу

оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а, скорее, как к услуге, оказываемой в рамках

социальной службы.

На взгляды функциональной школы также повлиял психоанализ, но более поздний. В ча-

стности, были восприняты идеи О. Ранка, австрийского психоаналитика, который писал о том, что

клиент сам желает изменить свою ситуацию, и он способен воспринимать помощь. Из теории Дж.

Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение», то есть право клиента решать за себя.

Поэтому функциональная школа меньше внимания уделяла ранним детским впечатлениям

и постановке диагноза. Для них стало более важным начало процесса изменений клиента. В рам-

ках этой школы была предложена методика по организации помощи: ее предоставления и приема.

Акцент делался на построении правильных взаимоотношений клиента и социального работника.

Функциональная школа базировалась на принципе «здесь и теперь», когда в процессе

взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его

чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь


была осознана и принята клиентом. Для этого между социальным работником и клиентом уста-

навливаются партнерские взаимоотношения. Они оба несут равную ответственность за изменение

ситуации. Главное, как писала теоретик функциональной школы Дж. Тафт, создание и развитие

техник и методик помощи клиенту.

Таким образом, происходит как бы переход к современному пониманию сущности соци-

альной работы и отказ от формальных и авторитарных отношений между социальным работником

и клиентом. Функциональная школа считала также, что на развитие человека оказывает влияние и

социальное окружение, которое препятствует или способствует этому процессу. Помимо социаль-

ного окружения играют роль и экономические, культурные факторы. Вместе с тем, индивид несет

личную ответственность за самореализацию. Он должен находить баланс между своим индивиду-

альным развитием и тем, что он одновременно является членом определенного общества или

группы. При взаимодействии с окружением индивид создает определенные модели поведения,

имеющие тенденцию сохраняться всю жизнь. Изучение этих моделей необходимо для понимания

того, как может расти и развиваться индивид. Социальный работник, выбирая те или иные формы

работы, должен обеспечить движение в том направлении, в котором клиент хочет измениться.

В 30-40-е годы теоретики диагностической и функциональной школ продолжают разви-

вать метод индивидуальной работы, проходят дискуссии о приоритетах и методах поддержки ну-

ждающихся, формируются подходы к групповой работе и работе в общине (коммьюните).

1.2.2. Развитие научных исследований в 1945 – 1970 гг.

Развитие теории социальной работы в послевоенные годы проходило в контексте даль-

нейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами. Х. Перлман попыта-

16

лась синтезировать эти подхода, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы

«метод решения проблем». Подход Х. Перлман основывается на том, что помощь клиенту склады-

вается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рас-

сматривая решение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследователь пред-

лагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные

ресурсы. Таким образом, существенными понятиями ее теоретического подхода являются такие

как проблема, процесс, ресурсы.

Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии реализовать

свои потребности и это осложняет его социальное функционирование. Под процессом – повто-

ряющаяся последовательность деятельности, которая приводит к изменению в нужном направле-

нии проблемы клиента. Процесс осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии социаль-

ного работника и клиента. На уровне техники этот процесс взаимодействия сводится к таким ос-


новным процедурам:

1) идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали;

2) взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительно-

го понимания проблемы;

3) сбор и анализ информации;

4) составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция.

В 60-е годы развернулась дискуссия о реальном вкладе социальной работы в обществен-

ную ситуацию. Критика касалась как индивидуализированных подходов к помощи в отдельных

случаях, так и направлений в работе с обществом. Речь шла о так называемой «новой предметно-

сти», целях, институциональных и политических рамках социальной работы и ее вкладе в гармо-

низацию общества.

Классические теории были отчасти отодвинуты в сторону психологическими теориями и

приемами. Набор технологий был дополнен диагностическими и лечебными методами и расши-

рен включением терапевтической работы. Наряду с методами краткосрочного лечения кризисного

вмешательства при оказании единовременной помощи дискутировался и метод поддерживающего

долговременного контакта, основанного на концепции системной работы с семьей. Таким обра-

зом, социальная работа приобретала все более структурированный характер.

Например, развитие теории социальной работы в США развивалось по трем направлениям:

1. теоретическое развитие традиционных методов;

2. развитие комплексного подхода, объединяющего теорию и практику в единую систему;

3. разработка специальных подходов к специфическим группам клиентов.

Дж. Конопка, Х. Нортон, Р. Перлман начинают искать общее основание, которое бы по-

зволило осмысливать практические установки всех видов социальной работы. Дискуссии, которые

проходили в это время, ввели в понятийный ряд теории процесса помощи наряду с такими поня-

тиями, как «лечение», «диагноз», понятия «оценка» и «интервенция».

Тогда же активизируется разработка теории социальной работы, которая непосредственно

выходит на практику; получают освещение различные аспекты подготовки специалистов, форму-

лируются базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, рассматривается связь теории с

практикой. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное

функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции процессы индивидуализации и

другие.

Именно в это время начинают складываться интегрированные подходы к теории и практи-

ке социальной работы, в том числе адаптируются подходы, разработанные в трансактном анализе,

рациональной терапии, в подходах модификации поведения. Тогда же подводятся итоги развития

теории и практики социальной работы, достигнутые к этому времени, подробно анализируются

основные концепции и методы. С 70-х гг. в мировой литературе по социальной работе общепри-

знанными считаются следующие методы;

1. метод индивидуальной работы;

2. метод групповой работы;

3. общественная работа (с сообществом);

4. социальное администрирование и планирование.

В последующие десятилетия исследователями разных стран, как было уже указано, пред-

принимались многочисленные попытки интегрировать эти различные методы работы, подвести

17

под них единую теоретическую базу. Сложная действительность, встающая перед социальным

работником, требовала такой научно-обоснованной методики, которая бы позволяла комбиниро-

вать различные методы работы. Не узкая специализация в одном методе, а универсализм, умение

сочетать различные методы и области работы – вот, что требовалось от социального работника,

особенно в кризисные периоды, например, в периоды спада экономики, когда социальные про-

блемы затрагивали огромные массы людей. Именно комплексный подход к практике позволял со-

циальным работникам справляться со многими проблемами членов общества. Напротив, в перио-

ды стабилизации, как отмечается в литературе, потребность в социальных службах сокращалась,

социальные работники ограничивались частной практикой и узкой специализацией.

Нам необходима теория, писали шведские ученые Г. Бернлер и Л. Юнссон, способная ин-

тегрировать как анализ, так и изменение внешних и внутренних факторов в жизненной ситуации

клиента и которая была бы в состоянии соединить индивидуальную точку зрения с семейной и

общественной.







Date: 2015-07-23; view: 630; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию