Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые научные школы в социальной работе США
Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы бы- ли предприняты феминистками во многих странах западного мира – Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США. Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М. Ричмонд. Она разработала метод индивидуальной работы с нуждающимися людьми. 14 Первой работой М. Ричмонд в области теории социальной работы является фундаменталь- ный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных орга- низациях». Помощь и поддержка осмыслялись ею как дружеская акция одного субъекта по отно- шению к другому. При этом, воздействие, по мнению автора, должно быть направлено не только на нуждающегося человека, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету. Эта книга вышла в 1899 году и стала, как было отмечено выше, первым учебником для социальных работников. В 1917 году выходит вторая книга под названием «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд описывает теоретиче- ские и методологические основы индивидуальной социальной работы. Практика социальной работы с клиентами составляет и сейчас значительную часть про- фессиональной социальной работы, наряду с другими методами, о которых разговор пойдет чуть позже. Но в начале века, когда возникла социальная работа, метод индивидуальной работы с кли- ентами (case-work), заключенный в рамки медицинской модели, долгие годы был основным. Адаптируя к практике индивидуальной работы медицинские подходы диагноза и лечения, М. Ричмонд разрабатывает метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практи- ки, такая как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Мэри Ричмонд пишет, что в социальной работе важным моментом в каждом конкретном случае является оценка, постановка диагноза и выбор метода помощи на основе этого диагноза. Оценки должны быть научно обоснованы в отличие от тех моральных критериев, которыми поль- зовались благотворительные организации. «Изучение, диагноз, лечение» – таков образец, методи- ка работы с клиентом. Социальный диагноз, по мнению М. Ричмонд, предполагает оценку личности клиента и его социального положения. Социальная помощь – это комплекс мер, в результате которых дол- жен измениться клиент и его социальное окружение. Согласно концепции автора, вмешательство («интервенции» в ее терминологии) со сторо- ны социального работника может осуществляться директивным и недирективным лечебным мето- дом. В литературе их часто называют непосредственным и косвенным методами. «Директивное лечение» заключается в непосредственном взаимодействии – «ум на ум». Под этим термином исследователь понимала сложную процедуру взаимодействий, которые вклю- чают в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны воз- никать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собст- венных проблем. Доминирующими техниками здесь должны быть внушение, убеждение, дискус- сия, а также личностные характеристики социального работника, такие как искренность, чест- ность, участливость. «Недирективное воздействие» как косвенный метод лечения сводился к тому, что процесс оказания помощи сосредотачивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания. Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент по- лучил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, от- ношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функ- ционирование. В индивидуальной работе с клиентом, описанной в «Социальных диагнозах», прослежива- ется отход М. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь представлен процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс происходит как определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике. Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основопола- гающим в технологиях социальной работы. Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, были рекомендованы к использованию для работы с различными категориями населения, а также начали применяться в работе с группами и общностями. Теоретические разработки М Ричмонд имели большое значение не только для практики, они также нашли отражение в развитии теоретических школ и концепций социальной работы. В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диаг- ностическая и функциональная. 15 Диагностическая школа (направление) была связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, в котором готовили социальных работников для работы в психиатрических службах. Потребность в таких специалистах была очень велика, поскольку было много клиентов – ветеранов войны, испы- тывающих различного рода психологические проблемы. В качестве теоретической основы обучения была взята модель Мэри Ричмонд. Но она была истолкована не так, как ее трактовала Ричмонд, потому что речь шла не о клиентах, обеспокоен- ных проблемами бедности, а о клиентах, имеющих психологические проблемы. Социальная си- туация клиента отодвигалась на второй план. Акцент был сделан на диагнозе болезни клиента. В практическом взаимодействии социального работника и клиента, как отмечали теорети- ки этого направления, следует уделять особое внимание прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, оценке личности. Это было время, когда появилась теория психо- анализа З.Фрейда, и представители диагностической школы, по сравнению с другими направле- ниями, испытали на себе ее самое сильное влияние. Отношения между клиентом и социальным работником строились как авторитарные. Задача социального работника – лечение клиента, пони- маемое как изменение его личности помощь в адаптации к окружающей среде. Функциональная школа. Это направление начинает развиваться с 30-х гг. в Пенсильвании. Клиент по-прежнему в центре внимания социальных работников, но методику индивидуальной психотерапии представители этой школы строят на процессе помощи, на том, как этот процесс должен быть организован. В это время в США возрастает интерес к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а, скорее, как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. На взгляды функциональной школы также повлиял психоанализ, но более поздний. В ча- стности, были восприняты идеи О. Ранка, австрийского психоаналитика, который писал о том, что клиент сам желает изменить свою ситуацию, и он способен воспринимать помощь. Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение», то есть право клиента решать за себя. Поэтому функциональная школа меньше внимания уделяла ранним детским впечатлениям и постановке диагноза. Для них стало более важным начало процесса изменений клиента. В рам- ках этой школы была предложена методика по организации помощи: ее предоставления и приема. Акцент делался на построении правильных взаимоотношений клиента и социального работника. Функциональная школа базировалась на принципе «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. Для этого между социальным работником и клиентом уста- навливаются партнерские взаимоотношения. Они оба несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное, как писала теоретик функциональной школы Дж. Тафт, создание и развитие техник и методик помощи клиенту. Таким образом, происходит как бы переход к современному пониманию сущности соци- альной работы и отказ от формальных и авторитарных отношений между социальным работником и клиентом. Функциональная школа считала также, что на развитие человека оказывает влияние и социальное окружение, которое препятствует или способствует этому процессу. Помимо социаль- ного окружения играют роль и экономические, культурные факторы. Вместе с тем, индивид несет личную ответственность за самореализацию. Он должен находить баланс между своим индивиду- альным развитием и тем, что он одновременно является членом определенного общества или группы. При взаимодействии с окружением индивид создает определенные модели поведения, имеющие тенденцию сохраняться всю жизнь. Изучение этих моделей необходимо для понимания того, как может расти и развиваться индивид. Социальный работник, выбирая те или иные формы работы, должен обеспечить движение в том направлении, в котором клиент хочет измениться. В 30-40-е годы теоретики диагностической и функциональной школ продолжают разви- вать метод индивидуальной работы, проходят дискуссии о приоритетах и методах поддержки ну- ждающихся, формируются подходы к групповой работе и работе в общине (коммьюните). 1.2.2. Развитие научных исследований в 1945 – 1970 гг. Развитие теории социальной работы в послевоенные годы проходило в контексте даль- нейшей полемики между диагностическим и функциональным подходами. Х. Перлман попыта- 16 лась синтезировать эти подхода, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Подход Х. Перлман основывается на том, что помощь клиенту склады- вается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рас- сматривая решение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследователь пред- лагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Таким образом, существенными понятиями ее теоретического подхода являются такие как проблема, процесс, ресурсы. Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии реализовать свои потребности и это осложняет его социальное функционирование. Под процессом – повто- ряющаяся последовательность деятельности, которая приводит к изменению в нужном направле- нии проблемы клиента. Процесс осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии социаль- ного работника и клиента. На уровне техники этот процесс взаимодействия сводится к таким ос- новным процедурам: 1) идентификация проблемы клиента и тех событий, которые ее вызвали; 2) взаимное убеждение клиента и социального работника в правильности предварительно- го понимания проблемы; 3) сбор и анализ информации; 4) составление плана взаимодействия, его реализация и эволюция. В 60-е годы развернулась дискуссия о реальном вкладе социальной работы в обществен- ную ситуацию. Критика касалась как индивидуализированных подходов к помощи в отдельных случаях, так и направлений в работе с обществом. Речь шла о так называемой «новой предметно- сти», целях, институциональных и политических рамках социальной работы и ее вкладе в гармо- низацию общества. Классические теории были отчасти отодвинуты в сторону психологическими теориями и приемами. Набор технологий был дополнен диагностическими и лечебными методами и расши- рен включением терапевтической работы. Наряду с методами краткосрочного лечения кризисного вмешательства при оказании единовременной помощи дискутировался и метод поддерживающего долговременного контакта, основанного на концепции системной работы с семьей. Таким обра- зом, социальная работа приобретала все более структурированный характер. Например, развитие теории социальной работы в США развивалось по трем направлениям: 1. теоретическое развитие традиционных методов; 2. развитие комплексного подхода, объединяющего теорию и практику в единую систему; 3. разработка специальных подходов к специфическим группам клиентов. Дж. Конопка, Х. Нортон, Р. Перлман начинают искать общее основание, которое бы по- зволило осмысливать практические установки всех видов социальной работы. Дискуссии, которые проходили в это время, ввели в понятийный ряд теории процесса помощи наряду с такими поня- тиями, как «лечение», «диагноз», понятия «оценка» и «интервенция». Тогда же активизируется разработка теории социальной работы, которая непосредственно выходит на практику; получают освещение различные аспекты подготовки специалистов, форму- лируются базовые подходы к необходимым умениям и навыкам, рассматривается связь теории с практикой. Получают дальнейшее развитие такие проблемы социальной работы, как социальное функционирование, профессиональная оценка, акции интервенции процессы индивидуализации и другие. Именно в это время начинают складываться интегрированные подходы к теории и практи- ке социальной работы, в том числе адаптируются подходы, разработанные в трансактном анализе, рациональной терапии, в подходах модификации поведения. Тогда же подводятся итоги развития теории и практики социальной работы, достигнутые к этому времени, подробно анализируются основные концепции и методы. С 70-х гг. в мировой литературе по социальной работе общепри- знанными считаются следующие методы; 1. метод индивидуальной работы; 2. метод групповой работы; 3. общественная работа (с сообществом); 4. социальное администрирование и планирование. В последующие десятилетия исследователями разных стран, как было уже указано, пред- принимались многочисленные попытки интегрировать эти различные методы работы, подвести 17 под них единую теоретическую базу. Сложная действительность, встающая перед социальным работником, требовала такой научно-обоснованной методики, которая бы позволяла комбиниро- вать различные методы работы. Не узкая специализация в одном методе, а универсализм, умение сочетать различные методы и области работы – вот, что требовалось от социального работника, особенно в кризисные периоды, например, в периоды спада экономики, когда социальные про- блемы затрагивали огромные массы людей. Именно комплексный подход к практике позволял со- циальным работникам справляться со многими проблемами членов общества. Напротив, в перио- ды стабилизации, как отмечается в литературе, потребность в социальных службах сокращалась, социальные работники ограничивались частной практикой и узкой специализацией. Нам необходима теория, писали шведские ученые Г. Бернлер и Л. Юнссон, способная ин- тегрировать как анализ, так и изменение внешних и внутренних факторов в жизненной ситуации клиента и которая была бы в состоянии соединить индивидуальную точку зрения с семейной и общественной. Date: 2015-07-23; view: 630; Нарушение авторских прав |