Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Право оперативного управления
Понятие и содержание права оперативного управления. Институт права оперативного управления давно известен нашему гражданскому законодательству, в котором до недавнего времени он был единственной правовой формой обособления, закрепления государственного, а впоследствии – и общественного, а затем и общего имущества нескольких субъектов за юридическими лицами-несобственниками. Учитывая весьма жесткие и узкие рамки этого права, которые сковывали инициативу хозяйственных организаций, законодатель отказался от его использования по отношению к производственным предприятиям и сохранил для учреждений, не занимающихся производственной деятельностью (кроме казенных предприятий). Право оперативного управления – это вещное право учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собственника и осуществляющих права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законодательными актами. В соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества (ст. 202 ГК РК). Из данного определения видно, что субъектами отношений по праву оперативного управления являются: во-первых, собственники, которые финансируют и выделяют имущество для созданных ими организаций; во-вторых, учреждения и казенные предприятия, финансируемые и получающие имущество от собственника. Поскольку в статье 202 ГК РК, как в случае с правом хозяйственного ведения, нет указаний на определенных субъектов – собственников и субъектов вещного права, можно сделать следующие выводы: субъектами права оперативного управления в том случае, когда обладателями вещного права являются учреждения, собственниками имущества учреждений могут быть как государство, так и любые физические и юридические лица; когда же речь идет о вещных правах казенного предприятия, то собственником имущества, учредителем могут быть только государство и его административно-территориальные единицы. В определении рассматриваемого права нет указаний на возможность его осуществления «по своему усмотрению» или «самостоятельно». Наоборот, акцент сделана «пределы» (границы) данного права. Деятельность учреждений определяется заданиями собственника и назначением имущества. Имеется в виду необходимость строгого соблюдения сметы расходов, утверждаемой учреждениям их вышестоящими органами или собственниками. Используются и другие формы выдачи им заданий, определяющих направления и порядок их деятельности. Находящиеся на бюджетном финансировании учреждения (органы управления, правоохранительные, учебные организации, учреждения культуры, здравоохранения, науки и т.п.) обычно не ведут производственно-хозяйственной деятельности, поскольку предназначены для решения различных социально-культурных задач. Для этого они располагают определенным имуществом, которое им необходимо, чтобы обеспечить нормальную работу, и поэтому они в некоторой степени принимают участие в гражданских правоотношениях. Собственник может передать свое имущество в оперативное управление созданному им учреждению, являющемуся юридическим лицом и финансируемому за счет учредителя. Таким образом, учреждением признается организация, созданная и финансируемая собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 105 ГК РК). «Казенным является предприятие, обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления. Казенное предприятие создается по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа» (п. 1 и п. 2 ст. 104 ГК РК). Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами, зафиксированными в уставе (п. 5 ст. 104 ГК РК), а также заказами государства, доводимыми до предприятия через уполномоченный орган. Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, «О государственном предприятии» определено, что казенные предприятия в порядке, установленном законодательством, могут создаваться для: 1) выполнения горно-спасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий; 2) содержания и развития сети государственных автомобильных дорог и других объектов инфраструктуры, для которых законодательством установлен специальный порядок финансирования; 3) деятельности в сфере, почтовой связи и телекоммуникации, эксплуатации общереспубликанских и международных линий связи; 4) производства топографо-геодезических и картографических работ; 5) осуществления производственно-хозяйственной деятельности в области здравоохранения, охраны природы, образования, социальной защиты, науки и культуры. Из приведенного можно сделать вывод, что казенные предприятия создаются в сферах, обеспечивающих безопасность и спасательные работы в экстремальных ситуациях, как правило, требующих финансирования и зачастую дотирования из бюджетных средств соответствующего уровня. Так же, как и государственное предприятие, на праве хозяйственного ведения являясь его разновидностью казенное предприятие на праве оперативного управления может рассматриваться не только как субъект, но и как объект вещных правоотношений. Однако в отличие от государственного предприятия на праве хозяйственного ведения казенное предприятие обладает меньшим объемом правомочий. Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое ему необходимо для обеспечения его уставной деятельности. Оно не может приобретать на основании договоров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки имущество, относящееся к основным фондам, без согласия уполномоченного органа. Такое предприятие не вправе также без разрешения уполномоченного органа пользоваться банковскими кредитами. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, полученных в результате собственной хозяйственной деятельности лишь с согласия уполномоченного органа. Однако производимую продукцию оно реализует самостоятельно. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется уполномоченным органом. Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой уполномоченным органом. При недостаточности собственных доходов предприятия для покрытия его расходов недостающие средства выделяются из соответствующего бюджета. Доходы, полученные сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет. Приобретение и прекращение права оперативного управления аналогичны тем, что ранее были нами рассмотрены относительно права хозяйственного ведения и права собственности. Права собственника имущества, переданного в оперативное управление. Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законодательными актами решает вопросы: 1) создания учреждения для казенного предприятия; 2) определения предмета и целей его деятельности; 3) определения юридической судьбы учреждения или казенного предприятия, содержания его деятельности (п. 1 ст. 204 ГК РК). Он имеет право осуществлять контроль за эффективностью использования учреждением или казенным предприятием переданного собственником имущества (п. 2 ст. 204 ГК РК). Если учреждение создается несколькими собственниками, отношения между ними и права собственников на управление своим имуществом определяются учредительным договором или аналогичным соглашением (п. 3 ст. 204 ГК РК). Собственник имущества, закрепленного за учреждением или казенным предприятием, вправе изъять его и перераспределить по своему усмотрению между другими созданными им юридическими лицами, если иное не установлено законодательными актами (ст. 205 ГК РК). Учреждение не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете (п. 1 ст. 206 ГК РК). Учреждения получают имущество не за счет собственных доходов и не для того, чтобы извлекать прибыль. Это и предопределяет более узкие правомочия на закрепленные за ними имущество по сравнению с предприятиями, наделенными правом хозяйственного ведения. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученными от этого доходами и приобретенным за счет этого имуществом распоряжаться учреждение самостоятельно, учитывая такие доходы и имущество на отдельном балансе (п. 1 ст. 206 ГК РК). В данном случае четко проявляется дифференциация имущественных прав учреждения в зависимости от разных оснований приобретения имущества. Обращение взыскания на имущество, переданное в оперативное управление. На имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения или казенного предприятия, взыскание обращается в общем порядке в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено ГК РК и законодательными актами (п. 1 ст. 207 ГК РК). Если учреждение от хозяйственной деятельности имело доход, то взыскание производится в первую очередь на доходы, полученные от хозяйственной деятельности и на имущество, приобретенное за счет этих доходов и только после этого на переданное собственником имущество, находящееся в оперативном управлении (п. 2 ст. 207 ГК РК). Учреждение и казенное предприятие отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами. Если их окажется недостаточно, то ответственность по обязательствам указанных субъектов несет собственник (п. 3 ст. 207 ГК РК). Указом о государственном предприятии установлено, что при недостаточности денежных средств казенного предприятия субсидиарную ответственность несут его учредители из соответствующего бюджета. Обращение взыскания на остальное имущество предприятия не допускается, кроме случаев ликвидации такого предприятия. Если имущества ликвидируемого казенного предприятия недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, последние могут обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества предприятия, т.е. Республики Казахстан или его соответствующей административно территориальной единицы.
Date: 2015-07-23; view: 677; Нарушение авторских прав |