Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В.В. Давыдов⇐ ПредыдущаяСтр 53 из 53
В современной детской психологии Ж. Пиаже принадлежит всесторонне разработанная теория развития интеллекта, опирающаяся на многочисленные экспериментальные исследования. Одним из центральных моментов этой теории является глубокое раскрытие роли действий субъекта в его мышлении, что, естественно, существенно отличает позицию Пиаже от установок ассоцианизма и гештальтпсихологии и во многом способствует правильному пониманию основных закономерностей становления детского интеллекта[58]. Познание, согласно Пиаже, опирается на реальное, практическое взаимодействие субъекта и объекта. Субъект воздействует на объект и тем самым преобразует его. В этих преобразованиях субъект улавливает механизм производства объекта, раскрывает его свойства и способы реконструкции. «Познавать – значит динамически воспроизводить объект, но для того, чтобы воспроизводить, нужно уметь производить...», – пишет Пиаже [Пиаже, 1965. С. 43]. Внутри этого взаимодействия «субъект, раскрывая и познавая объект, организует действия в стройную систему, составляющую операции его интеллекта или мышления» [Пиаже, 1965. С. 43][59]. Развитие мышления человека представляет собой – в самом общем виде – организацию и координацию действий в такую систему, которая составляет его операции (операторные структуры). Образование этой системы обеспечивает субъекту необходимое равновесие с объектами путем саморегулирования (равновесие на основе интеллекта является частным случаем биологического равновесия вообще). Операции (операторные структуры), выступающие как психологические механизмы мышления, – это «интериоризированные действия в их общем виде, обратимые и координированные в структуры связного ансамбля» [Пиаже, 1965. С.34]. Становление интеллекта состоит, таким образом, в интериоризации предметных действий, в приобретении ими обратимости, координированности и связности. Наряду с интериоризированностью главным конституирующим свойством операторных структур является их обратимость, т.е. способность ума двигаться в прямом и обратном направлении. Это фундаментальный закон композиции, свойственный мышлению[60]. Обратимость имеет место тогда, пишет Пиаже, когда «операции и действия могут развертываться в двух направлениях и понимание одного из этих направлений вызывает ipso facto (в силу самого факта) понимание другого» [Пиаже, 1960. С. 15]. Обратимость имеет две взаимодополняющие и несводимые друг к другу формы: обращение (инверсия или отрицание) и взаимность (компенсация ). Обращение наблюдается, например, в том случае, когда пространственное перемещение предмета из А в В можно аннулировать, переводя предмет обратно из В в А, что в итоге эквивалентно нулевому преобразованию. Взаимность предполагает тот случай, когда, например, при перемещении предмета из А в В предмет так и остается в В, но человек сам перемещается из А в В и тем самым воспроизводит начальное положение – предмет вновь находится против его тела. Движение предмета здесь не аннулировано, но оно компенсировалось путем соответствующего перемещения собственного тела [Пиаже, 1960. С. 16]. В работах Пиаже показано, что эти формы обратимости первоначально возникают в виде сенсомоторных схем (с 10–12 месяцев). Постепенная координация этих схем, символические и языковые отображения приводят к тому, что через ряд стадий обратимость становится свойством интеллектуальных операций. Как известно, современная математика [см. Бурбаки, 1963] выделяет три основополагающие, производящие структуры – алгебраическую, порядка и топологическую. Пиаже считает, что его исследования развития операций у ребенка позволяют точно соотнести операторные структуры мышления с этими математическими структурами [Пиаже, 1960. С. 13]. Так, алгебраической структуре (группе) соответствуют операторные структуры, подчиняющиеся одной из форм обратимости – инверсии (отрицанию). Группа имеет четыре элементарных свойства: 1) произведение двух элементов группы также дает элемент группы, 2) прямой операции соответствует одна и только одна обратная, 3) существует операция тождества, 4) последовательные композиции ассоциативны. На языке действий это означает: 1) координация двух систем действий составляет новую схему, присоединяемую к предыдущим, 2) опера- ция может осуществляться в двух направлениях, 3) при возвращении к исходной точке мы находим ее неизменной, 4) к одной и той же точке можно прийти разными путями; «В общем смысле, – пишет Пиаже, – «группа» есть символический перевод некоторых определенных фундаментальных свойств действия мышления: возможность координации действий, возможность возвращения и отходов» [Пиаже, 1960. С. 16][61]. Структуре порядка соответствует такая форма обратимости, как взаимность. В периоды от 7 до 11 и от 11 до 15 лет система действий, основанная на принципе взаимности, приводит к образованию в мышлении ребенка структуры порядка [Пиаже, 1960. С. 20][62]. Исследования формирования геометрических понятий у ребенка показали, что у него вначале складывается топологическая интуиция, а затем ориентировка в направлении проективных и метрических структур. Поэтому, как отмечает Пиаже, при первых попытках рисования ребенок не различает квадратов, окружностей, треугольников и других метрических фигур, но хорошо различает фигуры открытые и закрытые, положение «вне» или «внутри» по отношению к границе, разделение и соседство (не различая до поры до времени расстояния) и т.д. [Пиаже, 1960. С. 23][63]. Поскольку операторные структуры мышления проходят в своем развитии ряд периодов, важно представить их схему, намеченную Пиаже. Первый период этого процесса связан с сенсомоторным интеллектом (он формируется со второй половины первого года жизни до двух лет). В его схемах есть уже обращение и взаимность, ко в виде чисто внешнего, двигательного поведения ребенка (например, отодвигание и обратное приближение предмета к себе). Но уже здесь схемы различных движений координируются путем объединения (соединение двух движений в одно целое), упорядочивания (применение средств для достижения цели; например, ребенок начинает подтягивать одеяло, чтобы достать лежащий на нем предмет), установления соответствия (подражание) и т.д. Эти координации, формирующиеся еще до появления речи, служат, по словам Пиаже, «своего рода логикой действия» и фундаментом дальнейшего развития операций. Координация действий заканчивается тем (например, координация перемещений самого тела или предметов – к 12–18 месяцам), что обра- зует структуру «группы» (приобретает обратимость и ассоциативность). «Обратимая подвижность» сенсомоторных структур – прбтотип обратимости будущих операторных структур [Пиаже, 1965. С. 38-39]. Период подготовки и организации конкретных операций содержит два подпериода: подпериод дооперационального мышления (2–7 лет) и период организации самих конкретных операций (7–11 лет). В первом из них у ребенка оформляется символическая функция, позволяющая отличать, обозначения от обозначаемого и благодаря этому использовать обозначение для мысленного воспроизведения обозначаемого или для указания на него (действие замещения). Так появляются представления, символизирующие непосредственно не воспринимаемые предметы. Схемы внешних действий переносятся в план представлений, приобретают форму «умственного экспериментирования». Ребенок как бы пробегает в уме действительную последовательность событий, как будто воспроизводит ее вовне, (например, он мысленно выполняет те перемещения, которые до этого делал на предметах). Здесь еще нет существенной схематизации, перестройки и преобразования самой последовательности, цепочки реальных действий. Поэтому их мысленное повторение еще не обладает обратимостью [Пиаже, 1965. С. 45-46]. Эти прикованные к реальным действиям умственные образования Ж. Пиаже называет «предпонятиями», связь которых в суждения осуществляется по принципу трансдукции (от частного к частному) [Piaget, 1951. Р. 221-230]. Период организации (формирования) конкретных операций приходится на тот возраст, который у нас является младшим школьным возрастом. Общая особенность этого подпериода в отличие от дооперационального мышления состоит в том, что здесь умственная деятельность ребенка постепенно приобретает свойство обратимости и определенную структуру, т.е. поднимается на уровень операций. Но обнаруживается это пока только в предметных ситуациях, а не в плане чисто словесных высказываний и суждений (это конкретные операции). В этом возрасте ребенок показывает себя как разумное существо, умеющее систематически соотносить некоторые упорядоченные понятия с окружающими реальными предметами. Для этого подпериода характерно то, что ребенок может выполнять операции типа группировок, арифметических групп, выполнять измерение. Одним из видов группировки является первичное сложение классов. Для проверки ее сформированности ребенку предлагается, например, следующее задание на включение классов. Ребенку дают 20 деревянных бусинок (В), из которых 17 коричневого цвета (А), а остальные три белого (А’). Ребенок должен ответить на вопрос: «Какое ожерелье будет длиннее – из коричневых бусинок или из деревянных ?» [Piaget, 1952][64]. Другое задание на ту же группировку может быть таким: ребенку дается несколько рисунков, изображающих цветы (например, 7 примул, 2 розы и 1 гвоздика), и ставится вопрос: «В букете больше примул или цветов?» [Пиаже, 1965]. Дети 5–6 лет, находящиеся на уровне дооперационального мышления, как правило, отвечают так: «Ожерелье из коричневых бусинок будет длиннее, потому что белых только три» или «Больше примул, потому что здесь все три цветка». Согласно Пиаже, такие ответы закономерно определяются тем, что у этих детей еще нет обратимой системы операций с классами, с помощью которой они могли бы удерживать в мышлений одновременно и целое, и его части. Когда дети задумываются, о части (А), они разрушают целое (В) – и остается лишь другая часть (А’). Поэтому они отвечают, что А > А', хотя спрашивают их о соотношении А и В (А < В). Совокупность В после ее разбиения для этих детей больше не существует, что и служит показателем дооперационального характера их мышления. «Для того чтобы понять включение А < В, – пишет Пиаже, – нужно мысленно сохранять совокупность и уметь рассуждать обратимо: А + А' = В, значит, А = В – А ', т.е. А < В» [Пиаже, 1965. С. 46]. Дети 7–8 лет эти задания решат уже правильно, так как они рассматривают А, А' и В в состоянии обратимого равновесия – А и А' выступают и как самостоятельные классы, и одновременно как подклассы В. Умение думать сразу о частях и о целом – показатель обратимости как свойства операции (тогда при В – А + А' дети заключают, что В = А - А' и А' = В -А). Еще один классический опыт Пиаже характеризует группировку, связанную с умножением отношений [Пиаже, 1965]. Если ребенок 5–6 лет наливает воду из бокала А в более узкий бокал В, то он обычно говорит, что в В больше воды, так как она поднимается выше. Непонимание ребенком сохранения вещества здесь опять-таки, по Пиаже, объясняется отсутствием обратимости на дооперациональном уровне. Ребенок не учитывает, что содержимое В можно перелить обратно в А, и, главное, не улавливает того, что столбик жидкости в В хотя и выше, но тоньше. Дети, находящиеся на уровне конкретных операций, решают эту задачу правильно, так как они учитывают не только наблюдаемое состояние, но и характер приведшего к нему преобразования. Эти дети учтут момент ком- пенсации, так как они уже могут умножить отношение «выше, чем...» на отношение «уже, чем...». В результате они выявят то обстоятельство, что хотя столбик и выше, но также и тоньше, следовательно, количество воды одинаково. На уровне конкретных операций отдельные случаи преобразования дети начинают рассматривать как частное проявление некоторой целостной системы потенциально возможных операций. Если ребенок может объединить какие-либо два класса согласно отношению А + А' = В, то он затем может продолжить такое объединение дальше: В + В' = С, С + С = D и т.д. Благодаря этому возникает целостная классификация. В период формальных операций (11-15 лет) у детей-подростков формируется тот уровень равновесия, к которому шло все предшествующее развитие интеллекта и который присущ взрослым людям. Основная особенность операторных структур этого периода заключена в характерном соотношении между непосредственно-фактическим положением вещей, наблюдаемым подростками, и потенциально возможными их мыслимыми связями. На уровне конкретных операций дети выявляли сферу потенциально возможного как прямое продолжение непосредственно устанавливаемых отношений. На уровне же формальных операций решение какой-либо задачи сразу начинается с установления всех возможных отношений, с наметки самих возможностей, и лишь затем производится экспериментальная проверка того, какие из них имеют место фактически. Иными словами, здесь первоначально выдвигается ряд гипотез, а затем следует их планомерная проверка – и соответственно мышление имеет гипотетико-дедуктивный характер. Для этого уровня типично построение рассуждений такого типа: «По имеющимся данным необходимым и достаточным условием события N может быть одно А или одно В или они оба вместе; нужно по очереди проверить эти возможности и установить, какое из них наблюдается на самом деле». В данном случае при анализе причин события вначале выдвигается ряд комбинаций-гипотез. Например, для переменных факторов А и В как возможных причин N можно построить такие комбинации: 1) A ведет к N, а В – нет, 2) В ведет к N, а А – нет, 3) A вместе с В дает N, но в отдельности ни одна из этих переменных к N не ведет и т.д. Затем нужно экспериментально и по определенному плану проверить, какая из этих комбинаций истинная, а какие – ложные (соответствующие опыты с подростками подробно описаны в работах Пиаже и его сотрудников; см. [Piaget, 1951. Р. 105-120] и др.). На уровне формальных операций мышление осуществляется в плане предложений-высказываний, которые в словесной форме фиксируют результаты предшествующих предметных; действий. Такое мышление устанавливает логические связи между высказываниями, т.е. строит рассуждения. Оно гипотетико-дедуктивное и комбинаторное. Сталкиваясь с определенными задачами, подростки и взрослые люди решают их посредством соответствующей комбинации факторов, выделения и контроля переменных факторов, формулирования гипотез и их проверки (например, выявление причинных связей может происходить путем сохранения неизменным какого-либо одного фактора с целью обнаружения последствий вариаций других). Эти особенности формального интеллекта позволяют ему быть хорошим инструментом научного исследования причинно-следственных зависимостей вещей. Пиаже следующим образом характеризует такое мышление: «Формальное мышление – это размышление о мыслях... В то же время формальное мышление – это изменение на обратные отношения между действительным и возможным; эмпирические данные включаются как отдельная часть в общую совокупность возможных комбинаций... Конструкция теорий подростка всегда обнаруживает, что он овладел способностью к рассуждающему мышлению, и в то же время, что его мышление позволяет ему вырваться из области настоящего и вторгнуться в область абстрактного и возможного» [Piaget, 1951. Р. 341]. Ниже мы еще вернемся к рассмотрению существа представлений Ж.Пиаже о мышлении. Здесь же обратимся к тому, как он описывает роль понятия в мышлении и его соотношение с восприятием и представлением. Согласно общим установкам его теории физические, математические и другие стороны действительности имеют форму состояний и преобразований. В познавательных функциях состояниям соответствуют так называемые фигуративные аспекты (восприятия, образы представления), а преобразованиям – операторные аспекты, воспроизводящие эти преобразования, благодаря чему и происходит их понимание. «...Не воздействуя на объект и не преобразуя его, – пишет Пиаже, – субъект не сможет понять его природу и останется на уровне простых описаний» [Пиаже, 1965. С. 34]. Проблема соотношения этих аспектов конкретизируется в виде трех вопросов: 1) Вытекает ли понятие исключительно из фигуративных аспектов или же для его формирования необходимы операторные механизмы? 2) Возникают ли эти механизмы автономно или вытекают из фигуративных структур? 3) Развиваются ли фигуративные аспекты автономно или под влиянием операций? Анализ многих экспериментальных материалов, проведенный Пиаже, показывает, что понятия имеют гораздо большее содержание, чем восприятия. Так, понятие проекции включает два рода свойств, выходящих за пределы непосредственного восприятия: а) координацию различных точек зрения, позволяющую раскрывать причину изменения видимой формы смещающегося объекта, б) возмож- ность предвидения той формы объекта, которую он лишь будет иметь при последующем смещении. Эти моменты вытекают не из восприятия, а из действий субъекта в процессе их интериоризации и приобретения обратимости. Этот операторный аспект понятия не может быть выражен перцептивными структурами. «Тем самым, – пишет Пиаже, – исключается возможность вывести из перцептивных структур операторные структуры или структуры понятий» [Пиаже, 1965. С. 37]. Стремление извлечь понятие из одного лишь восприятия игнорирует тот факт, что помимо этих двух членов есть еще третий и основной – их общий источник как система сенсомоторных структур, что касается образов представлений («умственных образов»), то они необходимы операциям как символы состояний, но также совершенно недостаточны для понимания преобразований. Обобщая соответствующие данные, Пиаже так отвечает на приведенные выше три вопроса: 1) образы восприятия и представления недостаточны для формирования понятий – им соответствует операторная активность, не сводимая к фигуративным данным, 2) фигуративности недостает именно раскрытия преобразований как смены состояний, 3) восприятия не развиваются автономно – их эволюция происходит под определяющим влиянием операций. Следовательно, согласно Пиаже, в основе понятия лежат действия – преобразование объекта и воспроизведение этого преобразования (эти процессы суть понимание объекта). Интериоризация предметных действий, приобретение ими системности и обратимости дают понятию его логическое содержание и его форму на уровне формального (рассуждающего) мышления. Этот подход к понятию Пиаже четко и прямо противопоставляет позитивистской позиции, идущей к логике еще от Аристотеля (по сути дела это позиция традиционной формальной логики и соответствующей ей эмпирической ассоциативной психологии). Так, он отмечает, что для позитивистов элементы понятия вытекают исключительно из фигуративных аспектов: «...Позитивисты... видят в понятиях продукт восприятия – абстрактный, обобщенный и сформулированный с помощью языка» [Пиаже, 1965. С. 34]. На самом деле, «несмотря на то, что понятие естественным путем извлекает из восприятия необходимую информацию, тем не менее это понятие не вытекает из восприятия путем простого абстрагирования и обобщений, как считал Аристотель и как думают современные позитивисты... Операторный аспект понятия... образуют структуры сенсомоторные или же структуры действия вообще» [Пиаже, 1965. С. 37]. Описание образования понятий путем «простого абстрагирования и обобщений» данных восприятия, истолкование понятия как «абстракт- ного, обобщенного и сформулированного с помощью языка» продукта перцепции – все это, как было показано, выше, характерно для эмпирической теории понятия, свойственной традиционной формальной логике и ассоциативной психологии, а затем принятой современным позитивизмом. Пиаже показывает фактическую несостоятельность этой трактовки понятия, игнорирующей предметное действие, преобразующее объект, как подлинную основу понятия, понимания. Соответствующие экспериментальные данные, полученные Пиаже и его сотрудниками, имеют большое значение для критики и преодоления эмпирической теории обобщения и образования понятий. Критика позитивистского подхода к понятию, имеющаяся у Пиаже, является лишь частным моментом его общего критического отношения к идеям традиционной формальной логики (или «логики учебников», по его собственной терминологии). Так, он пишет: «Классическая логика (т.е. логика учебников) и наивный реализм здравого смысла – два смертельных врага здоровой психологии познания...» [Пиаже, 1932. С. 64]. Пиаже считает, что классическая (традиционная) формальная логика и ассоциативная психология XIX в. были единодушны в своем истолковании данных восприятия и образов представления как исключительных источников мышления[65]. Вместе с тем боязнь «логицизма» в психологии привела к тому, что психологи стали все меньше и меньше обращаться к современной логике как основе своих общих подходов к мышлению. В результате, как отмечает Пиаже, «большинство современных психологов стараются объяснить интеллект без какого-либо обращения к логической теории» [Пиаже, 1969. С. 574]. Но, выступая против традиционной «логики учебников», Пиаже вместе с темотчетливо понимает, что психология мышления утеряет объективные критерии его строения, если не будет исходить из определенной логической концепции. Он подчеркивает необходимость единства психологического и логического подходов к мышлению. Во многих своих работах [1960, 1969] Пиаже последовательно развивает идею о том, что реальные познавательные структуры наиболее адекватно могут быть исследованы с помощью средств математической логики, описывающей различные логические структуры. Так, уровню конкретных операций соответствуют логические группировки классов и отношений. Строение же формального мышления может быть правильно описано с помощью препозиционной логики и логико-математического понятия группы. Согласно взглядам Пиаже, современная формальная логика (математическая логика) описывает свои структуры в аксиоматическом виде. Психология же, изучая стадии становления интеллекта, находит соответствующие им реальные операторные структуры, которые представляют собой разные уровни равновесия операций. Психология исследует закономерности формирования этих уровней равновесия у индивида, а в окончательном, сформулированном виде они в общем и целом соответствуют структурам, описываемым математической логикой. Для понимания внутренней основы такой позиции Пиаже необходимо учитывать существенное различие, проводимое им между источниками физического и логико-математического опыта. Прежде всего он подчеркивает, что в фундаменте того и другого лежат действия субъекта с объектами. Но если физический опыт образуется путем преобразования предметов и абстракции их собственных свойств, уже принадлежащих им до действий с ними, то логико-математическому опыту присуще, как пишет Пиаже, абстрагирование «от объекта характеристик, относящихся к самим действиям, которые этот объект изменяют, а не характеристик, выявленных с помощью этих действий, но независимых от них» [Пиаже, 1965. С. 50]. Итак, своеобразие логико-математического опыта состоит в том, что это «абстракции от самих действий и их координации». Эти абстракции служат основой логико-математических операций. И. дело не только в том, что эти операции суть производные от действий, а в том, что все эти действия, включенные в реальный, физический опыт человека, «неотделимы от общих координации, природа которых является логико-математической (объединение, упорядочение, установление соответствия и т.д.)» [Пиаже, 1965. С. 51]. По Пиаже; интеллект, мышление, ум – это в конечном счете координация действий в систему, и поскольку эта координация по своей природе имеет логико-математический характер, то и мышление как таковое с самого начала имеет в своей основе логико-математические структуры, описываемые соответствующей логикой[66]. Та или иная физическая характеристика объекта воспроизводится человеком посредством специфического действия. Но для того чтобы стать объектом мысли (понятия), она должна быть втянута в систему интериоризированных и скоординированных действий – в операции, подчиняю- щиеся законам логико-математических структур. Лишь в этой системе любое реальное свойство, оставаясь объектом физического опыта, одновременно выступает мысленным объектом вообще, объектом формального мышления. Поэтому, как отмечает Пиаже, объекты логики и математики сами по себе остаются «неопределенными, поскольку дело касается общих координации, а не конкретных и дифференцированных действий, как бывает в физическом опыте» [Пиаже, 1965. С. 51]. Таким образом, уже в сенсомоторных актах проявляются некоторые общие координации как прообразы собственно логико-математических структур. На уровне конкретных и формальных операций осуществляется интериоризация и систематизация этих общих координации. На формальном уровне указанные структуры приобретают ту «чистоту» и «законченность», которая позволяет зафиксировать их формальные особенности в понятиях математической логики. Сложившиеся операторные структуры мышления служат психологическим основанием самой математики. Пиаже прямо пишет о том, что «три фундаментальные структуры Бурбаки соответствуют элементарным структурам мышления, формальным продолжением которых они являются» [Пиаже, 1960. С. 16]. Здесь мы подошли к сокровенному пункту всей теории Пиаже. Приведенные выше материалы дают основание заключить, что одну особую сторону совокупной мыслительной деятельности человека, связанную с этими структурами, он неправомерно превратил в характеристику всего мышления как формы деятельности. Свойство обратимости, специфическое для ориентации в математической стороне действительности, он сделал показателем мышления как такового. Источником подобного гипостазирования одного аспекта мышления является, на наш взгляд, представление Пиаже о роли инвариантов в познании. Становление обратимости служит основой децентрации отношения субъекта к объекту. Это равносильно углублению объективности знания, так как развитие обратимости (системности) действий позволяет субъекту выделять и фиксировать инвариантные особенности объекта, устойчиво сохраняющиеся при постоянно меняющихся частных условиях его наблюдения или при различных его преобразованиях. Выделение таких инвариантов освобождает человека от возможных иллюзорных представлений об объекте и выступает как основа образования понятия о нем. Большинство экспериментальных исследований Пиаже и его сотрудников направлено на выяснение этапов становления «понимания» детьми принципа сохранения количества вещества, веса, объема объектов при различных их внешних изменениях и преобразованиях. «Понимание» сохранения предполагает выделение из всего многообразия отношений объекта некоторого их инварианта (например, объем жидкости сохраняется при всех изменениях высоты и диаметра столбика жидкости, когда она переливается из одного сосуда в другой). Формальное мышление характеризуется тем, что оно обладает «идеей сохранения» и руководствуется ею в соответствующих ситуациях. Поскольку наиболее мощным формальным аппаратом описания инвариантов обладает математика, то математическая теория инвариантов, в частности теория групп, берется Пиаже как средство описания и анализа мыслительной деятельности вообще. В последнее время в логико-методологических работах уделяется большое внимание проблеме инвариантов как особому содержанию мышления [см.: Лекторский, Садовский, 1966; Овчинников, 1966; Рубинштейн, 1958; и др.]. Так, С.Л.Рубинштейн высказал соображение о том, что инвариантность является индикатором объективности как степени независимости знания от точки зрения человека, от его познавательной перспективы [1958. С. 125-126]. Нередко выдвигаются положения о том, что инварианты служат особыми объектами собственно научного мышления в отличие от мышления повседневного, житейского[67]. Действительно ли это так? И правомерно ли в выделении инвариантов усматривать, как это делает Пиаже, высший уровень мыслительной деятельности? При анализе природы инвариантов следует обратиться к категории сущности, используемой в диалектической логике. Точка зрения сущности – это преодоление непосредственности вещей, демонстрация того, что они обоснованы чем-то другим[68]. Сущность – основание, лежащее за переходами количества в качество и наоборот. Это тождество с самим собою. Рассматривая это тождество, можно абстрагироваться, от различий, которые при этом либо просто опускаются, либо «сливаются» в одну определенность. Тогда мы выделяем сущность в виде формального или рассудочного тождества. Рефлексия, приводящая к такой сущности, также является формальной – она лишь внешне разводит непосредственное и опосредствованное, лишь просто переводит некоторое внешнее содержание в форму внутреннего (такая рефлексия характерна для повседневной жизни и описательных наук, поскольку здесь речь идет, как полагал Гегель, лишь об удовлетворении «домашних потребностей познания» [1971, С. 209]). Подлинная задача мышления состоит в том, чтобы сохранить тождество, включающее в себя различия, находящееся в единстве с ними, т.е. сохранить конкретное тождество. В такой сущности есть одно и другое как свое другое, благодаря чему она и может быть основанием чего-то, т.е. единством тождества и различия. Такое конкретное тождество служит основой подлинного понятия, отражающего процесс развития целого, когда делается непосредственным и внешним тождество различенного внутри этого целого. Например, растение развивается из своего зародыша – именно развивается, поскольку части растения хотя и существуют в зародыше, но не как реальные части (не в уменьшенном реальном виде), а каких возможности, потенции. Следовательно, на открытии сущности познание не останавливается, – оно переходит к понятию как способу отображения развития вещи из некоторой генетической основы, как выведение различного внутри целого, как реализация единства тождества и различий. Лишь на этом пути восхождения от абстрактно выраженной сущности к конкретному мышление обнаруживает свою подлинную теоретическую силу и глубину рефлексии (этот процесс восхождения мы подробно опишем в гл. VII). Если с этой картиной сопоставить характерные черты инвариантности, то можно обнаружить, что последняя не выходит за пределы сущности как некоего «пребывающего» основания взаимопереходов качества и количества, т.е. формального тождества. Действительно, при преобразованиях вещей, резко меняющих их внешнюю определенность, в них обнаруживается та устойчивость, инвариантность, которая выступает как общее основание всех возможных и частных состояний (сохранение суммарного объема или веса при делении вещи на части и т.п.). Область инвариантов – это область сущности, к которой сводится все многообразие ее проявлений. Но это еще не область подлинного понятия как формы теоретического мышления, как способа выведения этого многообразия из сущности, хотя, конечно, фиксация инвариантности создает предпосылки такого мышления. По Пиаже, формальное мышление, во-первых, рефлексивно (это «рассуждающее мышление»), во-вторых, вторгается в область абстрактного и возможного (см. выше). Казалось бы, это характеристики понятийного мышления. Однако это далеко не так. Само по себе размышление может остаться в пределах сущности. Более того, рефлексия может остаться лишь формальной, лишь противополагающей непосредственное и опосредствованное, не связывая их через рассмотрение процесса развития вещи. Рефлексия, описываемая Пиаже, как раз имеет такой характер – она позволяет человеку отчленить устойчивое, инвариантное, существенное от многообразных, частных особенностей, которые как бы «сливаются» в одну определенность чисто количественного варьирования этого инварианта. Так, один и тот же объем может быть представлен различными вариантами соотношений длины, ширины и высоты тела. Поиск и фиксация, а затем фактическая проверка возможных наборов таких соотношений, таких комбинаций далеко не равноценны теоретическому выведению различного из общего как отражению процесса развития. Нахождение возможных комбинаций не вскрывает происхождения частных явлений и их всеобщей формы, которая существует как реальное, генетически исходное отношение. Позиции Пиаже чуждо понимание мысленного общего как отражения реального, чувственно данного отношения, порождающего все многообразие конкретного. Инвариантное как общее – это абстрактно-формальное образование, выделяемое в вещах путем их специфических преобразований [69]. Уровень мышления, характеризуемый Пиаже как «формальный», нельзя определять как высший уровень «мышления вообще». «Формальное мышление», описываемое в его работах, – это мышление, остающееся на рассудочном уровне и еще не достигающее понятийной формы. Момент рассудочности, конечно, является необходимым в целостном процессе теоретического мышления[70]. Но если этот момент начинает превалировать и становиться «гегемоном» в реальной мыслительной деятельности, то мышление приобретает по преимуществу классифицирующий и комбинирующий характер. В конечном счете, оно может превратиться в деятельность, направленную на составление различных формальных комбинаций путем применения определенного жесткого набора правил[71]. Момент постижения сводится при этом к минимуму или даже исчезает совсем (последнее наблюдается, например, в так называемом машинном мышлении)[72]. При концентрации мышления на поиске вариантов существования некоторого «инварианта» происходит автономизация его рассудочно-комбинаторных аспектов, их превращение в относительно самостоятельный вид деятельности. Нечто аналогичное наблюдается и в логико-психологической теории. Преимущественное изучение условий выделения инвариантов как основы суждений может привести к абсолютизации этой формы мышления, если не принимается учение о восхождении как способе построения теории предмета. Именно это, на наш взгляд, и произошло в исследованиях Пиаже. Выясняя становление обратимости, он отождествил с мышлением вообще лишь тот его вид (стадию), который обеспечивает построение суждений и выводов на основе комбинаторных схем. Принятие математической логики за единственно возможный тип современной логики приводит Пиаже к одностороннему изучению мышления, поскольку эта логика «схватывает» лишь те стороны понятия и суждения, которые важны для построения формального вывода (см. гл. II, §5). Эти стороны адекватно описываются с помощью математических структур [73]. Так, в одной из своих работ он отмечает, что объем понятия определяется системами классов, в которых имеется обращение, приводящее к алгебраической структуре. Содержание же понятия определяет система отношений, в которой есть взаимность, приводящая к структуре порядка. Между этими структурами имеется тесная связь, обусловленная связью объема и содержания понятий [Пиаже, 1960. С. 22]. Но изучение таких структур далеко не покрывает всех свойств мыслительной деятельности вообще и ее теоретического уровня в особенности[74]. Рассмотрим еще один вопрос, связанный у Пиаже с источниками совпадения операторных и математических структур. Как уже отмечалось, он подчеркивает то обстоятельство, что в логико-математическом опыте абстрагируются не «абсолютные» свойства вещей, а те характеристики, которые связаны с выполнением самого действия и до него в объекте не присутствуют. Так, палочка была гибкой еще до того, как ребенок согнул ее, а не стала гибкой благодаря сгибанию. В то же время ни линейный, ни цикличный порядок камней не существовал в этих камнях до того, как они были расставлены соответствующим действием, придавшим им новые характеристики. Эта особенность логико-математического опыта служит фундаментом дедуктивного характера всей математики – вместо камней это же действие можно выполнить над любыми другими объектами, в частности над такими, которые обозначаются символами 1, 2, 3 или X, У, Z. Свойства этих объектов все равно зависят от действий, а не от них самих. На наш взгляд, в этих примерах отчетливо проступает общая природа объектов того типа мышления, который исследуется Пиаже. Если действие привносит в объект какую-либо новую характеристику (например, придает упорядоченность кучке камней), то это означает, что объект выступает перед человеком лишь с такой стороны, всяческие изменения которой не лишают данный объект его объективности и которая, следовательно, безразлична всем качественным особенностям. Но это есть количественная сторона самого объекта, его предельно общие пространственно-временные характеристики. И как бы своеобразно они ни выделялись, с какими бы действиями связаны ни были – все равно они являются характеристиками самих вещей, формами их движения. С пространственно-временными свойствами ребенок сталкивается очень рано. В 2–3 года он уже практически осваивает многие зависимости вещей, связанные с этими свойствами, т.е. с собственно количественной стороной действительности. Это знакомство осуществляется посредством предметных манипуляций. На их основе могут складываться те «операторные структуры» (в частности, «обратимость»), о которых постоянно идет речь у Пиаже. Только они с самого начала выступают как механизмы математического мышления ребенка, имеющего дело с общими пространственно-временными характеристиками вещей. Углубление в количественную определенность предметных отношений приводит, в частности, к формированию у детей классификации и сериации, которые являются, очевидно, преобразованиями собственно математического характера, а не общими «логическими» структурами, как полагает Пиаже. В этом плане становится понятным факт соответствия операторных и математических структур – первые с самого начала формируются как умственные механизмы ориентации ребенка в общих математических отношениях. Следует еще раз отметить, что наличие специфической «абстракции от действия», описываемой Пиаже, само по себе не исключает объективной основы операторных структур. Составляющие их интериоризированные «логико-математические действия» сами первоначально возникают при ориентации человека на такие реальные характеристики, своеобразие которых состоит в их безразличии к конкретным качествам вещей. Иными словами, эти действия выявляют и фиксируют количественную определенность как таковую[75]. Пиаже прямо ставит применительно к математике центральную проблему гносеологии: «...Порождены ли математические соотношения деятельностью ума или эта деятельность только открывает их как некую внешнюю реальность, действительно существующую» [Пиаже, 1960. С. 10]. Своей позиции в ее решении он однозначно не формулирует, хотя и подчеркивает эмпирические истоки математического знания. Фактически принимаемая им точка зрения на последовательность появления операторных и математических структур, описанная нами выше, позволяет думать, что он склоняется к представлению о порождении последних «деятельностью ума». Однозначное же материалистическое решение этой проблемы требует, в частности, понимания операторных структур (в тех свойствах, которые придает им Пиаже) как таких, которые с самого начала своего формирования ориентированы на математические зависимости как «внешнюю реальность, действительно существующую». При общем взгляде на теорию мышления, созданную Пиаже, важно подчеркнуть, что в ней прежде всего обосновывается решающая роль предметной деятельности как основы интеллекта. Благодаря материальному действию человек выходит за пределы непосредственной данности вещей и выделяет их инвариантные (существенные) отношения. Правда, характеристики этих отношений остаются у Пиаже в плоскости рассудочных аспектов мышления. Вместе с тем именно его исследования показали, что их операторные структуры складываются гораздо более сложными путями, нежели это предполагалось раньше. Благодаря этим исследованиям современная психология сделала важнейший шаг к окончательному преодолению еще распространенных принципов эмпирической (позитивистской) теории мышления. Выяснение роли действия в мышлении как его предметно-чувственной «экспериментальной» базы вплотную подводит Пиаже к раскрытию особенностей собственно теоретического мышления. Некоторые его положения, как отмечалось выше, близки к тем, которые формулируются в диалектической логике. Но только «близки», так как здесь Пиаже попадает в парадоксальную ситуацию. Этой логики, как наиболее адекватной изучению развития мышления, он фактически не признает (хотя с основными положениями диалектики он знаком). Стремление же исследовать именно развитие мышления сочетается у него с исповедованием того вида логики, которая как раз абстрагируется от содержательных процессов развития и концентрирует свое внимание на структурно-рассудочных сторонах мышления. Пиаже интересуют те логико-математические структуры, которые общи, например, нейронным сетям и формальному интеллекту. При этом изучаются главным образом стадии интериоризации этих исходных структур, которые предполагаются наперед данными (например, даже на физико-химическом уровне). В ходе интериоризации происходит лишь их своеобразное «очищение» внутри деятельности субъекта. Иными словами, здесь не рассматривается развитие содержания самого мышления и, как следствие этого – соответствующих логических категорий, – исследовательская задача ограничивается описанием последовательных изменений субъективной формы одного и того же операторного содержания (структур). Согласно этой установке теории Пиаже, не усвоение усложняющегося конкретного математического и другого содержания приводит к формированию логических структур, а, наоборот, имманентное развитие последних служит основой последующего овладения математикой и другими дисциплинами. П.Я.Гальперин и Д.Б.Эльконин в общем виде сформулировали это так: «...Характерная позиция Пиаже заключается в том, что развитие мышления есть развитие операторных структур, что не познание вещей ведет к развитию логики, а, наоборот, развитие логики ведет к развитию познания вещей...» [1967. С. 619]. Преимущественное использование Пиаже аппарата математической логики приводит его к весьма одностороннему рассмотрению особенностей мышления. Это обстоятельство прямо отмечается, например, Флейвеллом: «В использовании Пиаже различных логико-алгебраических моделей есть нечто от интерпретации, напоминающей прокрустово ложе» [1967. С. 561 ]. Аналогичную точку зрения высказывают Гальперин и Эльконин, когда они пишут о том, что не согласны с его позицией, будто «уровень формально-логических операций составляет высший уровень развития мышления» [1967. С. 600]. И действительно, Пиаже даже не затрагивает собственно научно-теоретического мышления, поскольку оно формируется в основном в более позднем возрасте, чем тот, которым ограничивается исследование на уровне формального интеллекта. Этот момент подчеркивает, например, Дж.Брунер, указывающий на то, что мышление взрослых отличается от мышления подростков, изучаемого Пиаже [Bruner et al., 1966]. Гальперин и Эльконин отмечают, что от мышления подростка и юноши открывается лишь далекая перспектива развития к мышлению «зрелого мужа» и «многоопытного деятеля», к «мудрости старца», но именно последняя, «а не формальные операции, составляет идеал развития мышления» [1967. С. 601][76]. Завершая рассмотрение теории Пиаже, остановимся еще на одном важном вопросе. Хотя Пиаже и кладет в основу интеллекта предметную -деятельность субъекта, все же в его теории совершенно недостаточно раскрыты подлинные основания переходов от действий к операциям[77]. В частности, у него, как это на первый взгляд ни кажется странным, из этого-процесса интериоризации вообще выпадает собственная деятельность субъекта, посредством которой должны были бы осуществляться эти переходы[78]. Пиаже описывает их как прогрессирующие координации и интеграции действий, как образование их общих схем, но все это, по существу дела, остается в феноменологическом плане смены «стадий» без раскрытия подлинных причин такой смены, без выяснения того, почему и как сам ребенок одни виды «координации» заменяет другими[79]. Без ответа на эти вопросы «развитие» оказывается лишь внешним изменением характера действий и их форм – внутренние движущие силы этого процесса остаются за границами психологического исследования, что, впрочем, и случилось в работах Пиаже. ЛИТЕРАТУРА Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М., 1963. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления // Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. ' Гегель. Работы разных лет в двух томах. М., 1971. Т. 1. Ильенков Э.В. Количество. Философская энциклопедия. М., 1961. Т 2. Карри Х.Б. Основания математической логики. М., 1969. Копнин П.В. Рассудок и разум и их функция в познании // Вопросы философии. 1963. № 4. Лекторский В.А., Садовский В.Н. Генезис и строение интеллектуальной деятельности в концепциях Ж. Пиаже // Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах. М., 1966. Непомнящая Н.И. Отношение методов структурного и генетического исследования в психологии // Проблемы исследования структур и систем. Материалы конференции. М., 1965. Овчинников Н.Р. Принципы сохранения. М., 1966. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.;Л., 1932. Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления // Преподавание математики. М., 1960. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965. № 6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967. Bruner J.S. et al. Studies in cognitive growth. N.Y., 1966. Inhelder В., Piaget J. The growth of logical thinking from childhood to adolescence. N.Y., 1958. Piaget J. Play, dreams and imitation in childhood. N.Y., 1951. Piaget J. The child's conception of number. N.Y., 1952.
[1] Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. С. 19 [2] Piaget J. Autobiography / Boring E.G. ct al. History of psychology in autobiography. Vol. 4. Worchester, 1952. P. 237-256 [3] Выготский Л.С. Мышление и речь. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. С. 43 [4] Выготский Л.С. Указ. соч. С. 47 [5] Выготский Л.С. Указ. соч. С. 64 [6] Декарт Р. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1950. С. 311 [7] Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки. Избр. труды. М.: Наука, 1990. С. 325 [8] Выготский Л.C. Избр. психол. исслед. М: АПН РСФСР, 1956. С. 237 [9] Выготский Л.С Избр. психол. исслед. С, 257 [10] См.: Вестник Московского университета. Сер. «Психология». 1996. № 3. С. 5–8. (Статья опубликована к 100-летию со дня рождения Жана Пиаже.) [11] Статья написана специально для данного сборника [12] См.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 183-187 [13] Здесь и далее обозначение возраста ребенка (например, 6;6 - 6 лет 6 мес). – Притч, ред [14] См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 346– 389 [15] Или стадия «склонности к внушаемости» (tendances pithiatiques) [Janet, 1921] [16] Здесь и далее под ч. I, приводимой в скобках, имеется в виду: Пиаже Ж Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. – Примеч. ред [17] Здесь и далее под ч. II (приводимой в скобках) имеется в виду: Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка // Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. – Приме ред. [18] См.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 176-182 [19] Мы организовали поведение ребенка таким же образом, как и Пиаже, с той только разницей, что мы ввели целый ряд затрудняющих поведение ребенка моментов. Например, там, где дело шло о свободном рисовании детей, мы затрудняли обстановку тем, что в нужную минуту у ребенка не оказалось под рукой необходимого ему цветного карандаша, бумаги, краски и т.д. Короче говоря, мы вызывали экспериментально нарушения и затруднения в свободном течении детской деятельности. Наши исследования показали, что коэффициент эгоцентрической детской речи, подсчитанный только для этих случаев затруднений, быстро возрастает почти вдвое по сравнению с нормальным коэффициентом Пиаже и с коэффициентом, вычисленным для тех же детей в ситуации без затруднений. Наши дети показали, таким образом, нарастание эгоцентрической речи во всех тех случаях, где они встречались с затруднениями. Ребенок, натолкнувшись на затруднение, пытался осмыслить положение: «Где карандаш, теперь мне нужен синий карандаш; ничего, я вместо этого нарисую красным и смочу водой, это потемнеет и будет, как синее». Все это – рассуждения с самим собой. При подсчете тех же самых случаев, но без экспериментально вызванных нарушений деятельности мы получили даже несколько более низкий коэффициент, чем у Пиаже. Таким образом, мы приобретаем право полагать, что затруднения или нарушения гладко текущей деятельности являются одним из главных факторов, вызывающих к жизни эгоцентрическую речь. Итак, мы должны сказать, что, видимо, эгоцентрическая речь, помимо чисто экспрессивной функции и функции разряда, помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится средством мышления в собственном смысле, т.е. начинает выполнять функцию образования плана разрешения задачи, возникающей в поведении. [20] См.: Левина Р.Е. Идеи Л.С.Выготского о планирующей речи ребенка // Вопросы психологии. 1968. №4. С. 105-115 [21] См.: Вопросы психологии. 1968. № 4. С. 105-115 [22] Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 188-193 [23] См.: Обухова Л.Ф. Теория Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во МГУ. 1981. С. 137-152 [24] См.: История зарубежной психологии: Тексты // Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 232-292 [25] В других публикациях постоянство (the permanence) объекта переводится как перманентность. – Примеч. ред. [26] В данной главе термин «схем» (scheme), мн. число – «схемы» (schemes), используется по отношению к операциональной активности, тогда как «схема» (schema), мн. число - «схемата» (schemata), относится к фигуративным аспектам мышления – репрезентации реальности без попыток ее трансформации (умственные образы, восприятие и память). Ниже автор пишет: «...образы как таковые, даже сколь угодно схематические, все же не являются схемами. Поэтому, для того чтобы обозначить их, мы используем понятие схемата». «Схема» является упрощенным образом (например, планом города), тогда как «смех» представляет все повторяющееся и обобщаемое в действии (например, схем – это то общее, что существует между «толканием» предмета с помощью палочки или любого другого инструмента)».– Примеч. пер. англ. издания [27] Например, пусть Т – установившаяся классификация класса объектов О, разбивающая его на два различных подкласса; I – класс новых объектов, добавленных к первоначальным, на который необходимо распространить классификацию. Когда это сделано (I ассимилировано в Т), мы получаем два новых подкласса (целая структура теперь будет AT), при этом некоторые свойства новых объектов I (например, число элементов в I или их форма, размер, цвет) в ходе классификации были отброшены. В итоге мы имеем: Т + I → AT + Е, где T – два первоначальных подкласса, I – новые элементы, AT – четыре подкласса и Е – несущественные свойства новых элементов, т.е. такие свойства, которые в данном конкретном случае не использовались как критерий классификации [28] Пиаже выделяет следующие категории игры (например, в «Play, Dreams and Imitation» 1951): а) Игры-упражнения. Ими могут быть любые формы поведения, в которых отсутствуют новые структурации, но имеются новые функциональные применения. Например, повторение такого движения, как раскачивание объекта, если целью его является понять это движение или попрактиковаться в нем, не является игрой. Но то же самое поведение, если целью его является функциональное удовольствие, получаемое от самой деятельности, или удовольствие от «вызывания» определенного феномена, становится игрой. Примерами ее могут служить вокализации младенцев или игры взрослых с новым автомобилем, радиоприемком и т.п. b) Символические игры. Они состоят из форм поведения с новой структурацией, т.е. репрезентацией реальности не в том ее виде, как она дана в перцептивном поле. Примерами служат игры с воображаемыми ситуациями, где ребенок, например, изображает пищу посредством камешков, представляющих хлеб, или травы вместо овощей и т.д. Используемые при этом символы у каждого ребенка индивидуальны и специфичны. с) Игры с правилом. Это формы поведения с новой структурацией, в которой участвует более чем один ребенок. Правила этой новой структуры определяются социальным взаимодействием. Данный тип игр покрывает все виды деятельности, начиная от простых сенсорных игр с рядом правил (например, многочисленные разновидности игры в шарики) и кончая абстрактными играми вроде шахмат. При этом символы устанавливаются путем соглашения, и в более абстрактных играх они могут приобретать совершенно произвольный характер, т.е. не иметь более никакого сходства (аналогии) с тем, что они обозначают. – Примеч.. пер. англ. издания. [29] Возражение состоит в том, что на сенсомоторной стадии уже существуют символические манипуляции, т.е. сохранение и учет индексов и сигналов. Поэтому отсутствие на этой стадии языка не может приписываться отсутствию данных функций, и обусловливание (классическое или оперантное), по крайней мере, со стороны «входа» вполне возможно. На этой стадий ребенок может различать звуки и чисто рефлекторно давать избирательные вербальные или иные реакции на фонетические стимулы, подаваемые на «вход». Пиаже считает, что речь на этой стадии невозможна не столько из-за крайней ограниченности набора таких «входных» стимулов, сколько из-за отсутствия наиболее существенной лингвистической структуры (моноида), которая бы позволила осуществить обобщение и сохранение правил, отвечающих за анализ и опознание неограниченного ряда организованных последовательностей звуков. – Примеч. пер. англ. издания. [30] Группировка может рассматриваться как решетка, которая может быть обратимой. В решетке, если А + А' = В, где В – наименьший верхний предел А и А', А можно вновь получить посредством операции с В: В – А' = А. Но в более общем случае С – верхний предел А и С' и, например, A ± D – С’. Другими словами, операция А + А' может быть выполнена в обратном направлении («обращена») только на смежных элементах, таких, как и А’, в том смысле, что в триплете А, А', В любые два элемента единственным образом определяют третий элемент (рис. 2). Иначе обстоит дело в случае A, C, D, где А + С’ = D – D' – В' – А'. Здесь мы рассматриваем группировку как группу, где композиция ограничена только смежными элементами (композиция А + С, например, не может быть определена без специальных условий) и специальными тождественностями А + А = А, А + В = В. Группировка поэтому определяется только как последовательность включений элементов, например классификация (рис. 3). Оно состоит из (а) прямой операции, (б) обратной операции, (с) тождественной операции и (d) специальных тождеств: А + А’ = B B – A’ = A A + 0 = A, A – A = 0 A + A = A, -A – A = -A A + B = B [31] Ассоциативность ограничена тем фактом, что в группировке композиция определена только на смежных элементах; А + С можно построить только посредством последовательных операций композиции включенных смежных классов А, А', В' вплоть до D – первого класса, содержащего как А, так и С, тогда А + С’ = D - В' – А'. Сходным образом А - С дает начало только тавтологии А – С ’ = (D -С’ - В' - А') – С’, где (D – С’ - В' - А') = А; следствие этих ограничений является то, что ассоциативность не может быть проверена до тех пор, пока не будет проведена «редукция» заключенных в скобки элементов: (А + А') + В’ = В + В' = С, но А + (А' + В') не имеет никакого значения, поскольку композиция (А’ + В’) как таковая не определена относительно других правил редукции [Piaget, 1959]. Напротив, в группе целых чисел по сложению всякое число может немедленно прибавляться к любому другому (или вычитаться из него), поскольку целое число может быть полностью освобождено от следующих за ним чисел, которые его «содержат». – Примеч. пер. англ.издания [32] В книге пропущена строка. Часть была реконструирована по смыслу, но в этом предложении непонятно, имелось ли в виду «но» или «не» - это существенно меняет смысл предложения. [33] Fieri (лат.) – нечто становящееся. – Примеч. ред. [34] См.: Вопросы философии. 1966. №12. С. 57–75. Вечерняя лекция, прочитанная Ж.Пиаже на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве 8 августа [35] О восприятии в этой связи см. нашу статью, написанную совместно с Феллер и Макнеар [Archives de psychologic. 1958. Vol. XXXVI]. В случае одного движущегося тела и фиксированного взгляда существует связь между переходом к началу возбуждения системы и переходом к торможению, что объясняет, между прочим, почему скорость переоценивается в fovea и недооценивается на периферии сетчатки [36] Tertium (лат.) – третье. – Примеч. ред. [37] См. далее статью: Кедров Б.М. Пять встреч с Жаном Пиаже. – Примеч. ред. [38] См.: Вопросы психологии. 1956. № 3. С. 30–33. (Статья написана специально для журнала «Вопросы психологии».) [39] См.: Вопросы философии. 1993. № 5. С. 54-63 [40] Sub specie aeternitatis (лат.) – «под видом вечности»; с точки зрения вечности. – Примеч. ред. [41] Ipse intellectus (лат.) – самого интеллекта. – Примеч. ред. [42] A fortiori (лат.) – тем более. – Примеч. ред.
[43] Имеется в виду кн. А.Уайтхеда и Б.Рассела «Principia Mathematica», опубликованная в 1910-1913 гг. – Примеч. ред. [44] PUF – Presses Universitaires de France. – Примеч. ред. [45] См.: Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 33–51. (Статья впервые опубликована на русском языке в 1965 г. Нов. ред. пер. Г.В.Бурменской.) [46] X.Грубер недавно повторил мои опыты по установлению перманентности предмета на маленьких котятах и обнаружил тс же самые начальные стадии; при этом наблюдалось несколько более раннее их появление, но, естественно, весьма ограниченное [47] См.: Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 121 – 127 [48] См.: Психологическая наука и образование. 1997. № 4. С. 56–64 [49] См.: Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. № 3. С. 8–16 [50] См.: Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 125-131 [51] На русском языке публикуется впервые. – Примеч. ред [52] См.: Вопросы психологии. 1966. № 4. С. 106–120. (Статья опубликована к 70-летию со дня рождения Ж. Пиаже.) [53] См.: Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. М.: Просвещение, 1967. С. 596-621 [54] Л.С.Выготский отчетливо понимал принципиальную недостаточность метода срезов и необходимость планомерного воспроизведения изучаемого явления. В этом смысле он подчеркивал принципиальное значение «обучающего эксперимента» в психологии. Но в его время управление процессом учения оставалось теоретически на том же уровне, на каком оно практически сохраняется и теперь, и Выготский не смог преодолеть в исследовании метод срезов и его последствия [55] См.: Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М.: Изд-во иностр. лит;, 1963. С. 425-446, а также в сл.издании: М., изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002 – 416 с. [56] Как это делается в советской психологии в работах П.Я. Гальперина и его сотрудников. См.: Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. I. [57] См.: Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 224–247 [58] В психологической литературе в настоящее время имеются серьезные работы, в которых излагаются и анализируются как экспериментальные данные школы Пиаже, так и его теоретические позиции [см. Гальперин, Эльконин, 1967; Лекторский, Садовский, 1966; Непомнящая, 1965; Bruneret al., 1966 и др.]. Мы рассматриваем лишь те аспекты его теории, которые связаны с проблемами образования понятий у детей. [59] Пиаже специально отмечает, что эмпиризм и позитивизм в психологии связаны с признанием объекта только как независимого от действий субъекта [Пиаже, 1965. С. 43] [60] Как отмечает Флейвелл, для Пиаже обратимость – это « сердцевина познания, сформированного в систему, свойство, по отношению к которому все остальные являются производными» [Флейвелл, 1967. С. 252–253] [61] Например, формирование такой логической структуры, как классификация, содержащей включение части в целое, предполагает, по Пиаже, алгебраическую структуру [Пиаже, 1960. С. 18] [62] Развитие сериации как логической структуры является процессом «открытия» ребенком того вида отношений, который лежит в основе структуры порядка [63] К вопросу об источниках совпадения математических структур и операторных структур мышления мы вернемся несколько позже [64] Предварительно экспериментатор устанавливает, что ребенок хорошо понимает следующее обстоятельство: все коричневые бусинки деревянные, но не все деревянные бусинки коричневые (есть еще белые) [65] «Психология ассоциаций,– отмечает Пиаже, – рассматривала мысленный образ как продолжение восприятия и как элемент мысли, мышление же будто бы заключается в «ассоциировании образов» между собой и с восприятием» [Пиаже, 1965. С. 39] [66] Это обстоятельство отчетливо выступает при сопоставлении, например, следующих двух высказываний Пиаже: «Ум выявляется, по существу, как координация действий» [Пиаже, 1960. С. 14] и «...математика... не является абстракцией физического опыта, а (является. – Примеч. В.Д.) абстракцией общих координации действия...» [Пиаже, 1965. С. 51]; [67] Например, известный физик М.Борн пишет следующее: «...Инварианты суть понятия, в которых естествознани
|