Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Представления о случайных событиях у детей-психотиковМы полагали интересным исследовать группу детей-психотиков в возрасте от 10 до 15 лет, находящихся на разных уровнях операционального развития. Хорошо известно, что мыслительные процессы у таких детей нарушены в более или менее серьезной степени. Все эти дети, даже те из них, которые все еще сохраняют достаточно высокий интеллект, обнаруживают неспособность к пониманию случайных явлений и отказываются мыслить в терминах вероятности. Они рассматривают все события так, как если бы вселенная была совершенно рациональна и предсказуема или как если бы все в ней управлялось магическими силами. Например, в эксперименте с магнитным диском один мальчик 13 лет, типичный для этой категории больных, но очень одаренный и интеллектуально ориентированный, сказал, несмотря на свои неоднократные безуспешные попытки предугадать положение диска: «Он всегда будет останавливаться на одном и том же цвете, у вас легко эти получится, если вы будете вращать его пальцами с определенной скоростью; если скорость не та, пробуйте еще раз. Здесь почти всегда действует одна и та же тормозящая сила, из-за которой он останавливается в том же месте, только вам нужно запускать диск с одного и того же места». Когда я возразила, что этой точности очень сложно достичь пальцами, он продолжал настаивать: «А вы начинайте учиться, и если вы однажды попадете на красную, то вы всегда будете попадать туда же... это зависит от того, что вы хотите». Поскольку физическая действительность оказывает сопротивление и не может быть подогнана под однозначные причинно-следственные связи, дети-психотики отказываются предсказывать или оценивать события с точки зрения их вероятности. Мы уже видели, что у них отсутствует способность выполнять основные логические и математические операции. Ребенок-психо- тик не может рассматривать явления как случайные, поскольку он видит за ними действие скрытых причин или вмешательство извне – результат своего рода фокусов. Он смотрит на мир сквозь призму анимистических представлений, и его мышление часто обнаруживает формы примитивного «адуализма». Основная причина этого, по-видимому, заключена, с одной стороны, в систематическом приписывании значений всему на свете, а с другой – в ощущении, что его собственные мыслительные возможности безграничны. Таким образом, у него есть два основания, чтобы отказаться признать что-то, что находится за пределами его понимания, и свести к минимуму фактор случайности, вносящий разлад в его мысли и чувства. Выводы Наши психологические эксперименты, которые представлены здесь лишь несколькими примерами, не оставляют сомнения в том, что первые представления о случайности, еще весьма существенно ограниченные контекстом, появляются у детей лишь к 6-7 годам и зависят от овладения конкретными логическими операциями. Более того, возможно, именно позднее появление операций и объясняет постепенный, длительный характер формирования способности к пониманию случайности и вероятности. Для интерпретации этих результатов мы должны рассмотреть их в рамках более широкой системы – в контексте наших знаний о развитии у детей умственных операций. Логические и математические операции представляют собой структурированные системы взаимосвязанных умственных действий, обеспечивающих в результате общую обратимость и способность к строгой дедукции. Тем не менее, там, где наиболее вероятное сочетание действующих сил благоприятствует случайным событиям, каждое отдельное событие необратимо. Между этими крайностями мы можем видеть индуктивные способы рассуждения ребенка, который все наблюдаемые события пытается рассортировать на случайные и поддающиеся логическому выведению ( deducible ). В течение первого периода (примерно с 4 до 7 лет) в мышлении ребенка не разделяются возможные и необходимые события, мышление здесь развивается в сфере непосредственной деятельности ребенка, оставаясь таким же далеким от понятия случайности, как и от операциональной дедукции. На самом деле, мышление ребенка часто колеблется между предсказуемым и непредсказуемым, но ничто не может быть в принципе предсказуемым и непредсказуемым. Таким образом, можно сказать, что именно отсутствие некой «системы координат», основу которой образуют последовательности дедуктивных операций, и препятствует пониманию истинной природы случайных событий ребенком, находящимся на этой ста- дии. Наиболее поразительный факт, безусловно, заключается в тех трудностях, которые испытывают дети в понимании необратимости случайного хода процесса перемешивания элементов (в каждый конкретный момент), когда, в их мыслительных процессах продолжает доминировать дооперациональная необратимость (неготовность мысленно вернуться к исходному состоянию преобразования и учесть его в анализе наблюдаемой картины). Именно отсутствие такой системы операций и объясняет, почему ребенок на первой стадии не может понять необратимость, внутренне свойственную случайным событиям. Также из-за отсутствия операционального мышления ребенок (подобно некоторым из своих исторических предшественников) воспринимает чудеса в порядке вещей. Это происходит потому, что он не может связать какое-либо редкое событие, имеющее малую вероятность, как с естественными закономерностями его появления, так и с его случайными колебаниями. В течение второго периода (примерно с 7 до 11 лет) ребенок открывает случайные события в их самой наивной форме – как непредсказуемые, в противоположность таким событиям, которые определенным образом детерминированы и которые можно предвидеть на основе логических операций. Это открытие происходит вместе с развитием и вступлением в действие конкретных операций, связанных с классификацией, установлением отношений, освоением натуральных чисел, а также с причинными и пространственно-временными отношениями. Как следствие, ребенок реагирует весьма скептически: «Нельзя сказать, произойдет то или это». В этот период дети начинают осознавать случайность как противоположность логической (дедуктивной) необходимости, так как они теперь владеют способностью дедуктивно рассуждать и поэтому могут заметить разницу между тем, что следует логически, а что нет. В течение третьего периода, когда появляются формальные и, в частности, комбинаторные операции, подросток приобретает способность оценивать общее число возможностей и осознавать отношения между благоприятными случаями и всей совокупностью, рассматриваемой как сумма сочетаний всех возможных случаев. Оценивание вероятности, таким образом, является результатом сравнения совместимых обратимых событий, с одной стороны, и необратимых случайных событий, с другой, в то время как лишь малая часть универсума возможных событий реализуется в действительности. Открытие случайного распределения как функции «большого числа испытаний» в психологическом плане образует подлинную основу понимания вероятности. На предшествующей (второй) стадии ребенок мыслит только частными событиями и ведет себя так, как если бы он невольно следовал высказыванию Дж.Бертрана: «Случай не имеет ни совести, ни памяти». Позднее он начинает вести себя в соответствии с иным принципом: «Частота события стремится к его вероятности», Таким образом, именно в рамках операциональной системы развиваются представления о случайности и вероятностное мышление. Умственные операции постепенно достигают той степени развития, которая необходима для понимания случайных событий. Я надеюсь, что наше исследование может помочь пролить свет на психологические механизмы развития наиболее элементарных форм вероятностного мышления.
ЛИТЕРАТУРА Piaget ]., Inhelder В. La génèse de l'idée du hasard chez I'enfant. Paris, 1951.
|