Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа интеллекта и пути его исследования





Два основных момента определяют общую направленность и характер концепции Пиаже. Первый связан с самой сутью теоретической схемы, предлагаемой Пиаже, и может быть охарактеризован как подход к приро­де психических функций – и прежде всего интеллекта – с общебиоло­гической точки зрения. Второй относится к историческому контексту раз­вития творчества Пиаже, т.е. к той реальной ситуации, которая сложи­лась в психологии к 20-м гг. нынешнего века.

К периоду, когда Пиаже начал свои психологические исследования, в зарубежной психологии, при всем разнообразии конкретных методов и подходов, резко различались два основных направления: бихевиоризм и психологический структурализм, выступавший в форме гештальтпсихологии. Эти направления поляризовались прежде всего в отношении по­нимания природы психики. Если бихевиоризм в стремлении к объектив­ным методам изучения психики сводил психическое к физиологическому, то гештальтпсихология в своих теоретических построениях опиралась на установленный экспериментально факт целостности психических струк­тур (прежде всего структур восприятия) и на принцип несводимости их к составляющим их элементам.

Пиаже учитывает сильные и слабые стороны обоих этих подходов. У бихевиористов его привлекает стремление выделить и описать дейст­вие и его механизм, но он усматривает отсутствие в этой концепции спе­цифически психологической точки зрения. Такая точка зрения есть, несо­мненно, у гештальтпсихологов; кроме того, их сильную сторону, особенно импонирующую Пиаже, составляет структурный подход к психике. Вмес­те с тем эта концепция не может быть принята, так как и в перцептивной сфере, и в сфере интеллекта она полностью отвлекается от реальности генетического развития.

В критическом отношении Пиаже к идеям бихевиористов и гештальтистов легко обнаруживается влияние французской психологической школы, которой был свойствен более широкий подход к пониманию пси­хики. Симпатизируя ряду идей этой школы, особенно ее стремлению свя­зать изучение психики с воздействием социальных факторов, Пиаже, од­нако, отнюдь не становится на ее теоретические позиции: по его мнению, эта школа не смогла ни дать объяснения фактам внутреннего психическо-

го развития, ни вскрыть реального механизма связи индивидуального с социальным.

Несомненно, что все эти идеи, как и идеи некоторых направлений логики и социологии (особенно французской социологической школы и логико-математических концепций), оказали влияние на формирование концепции Пиаже. Этот факт был неоднократно отмечен в литературе, посвященной Пиаже. В этой связи нередко указывают, что Пиаже в своей теории попытался синтезировать положительные стороны назван­ных подходов [см. Лекторский, Садовский, 1961; Непомнящая, 1965]. Это, несомненно, правильно, однако не раскрывает всей сути дела. Для того чтобы осуществить такой синтез и прежде чем его осуществлять, Пиаже должен был располагать определенной теоретической схемой, ко­торая бы указывала направление и способ подобного синтезирования. И такая схема действительно была у Пиаже. Более того, она непрерывно совершенствовалась на всем протяжении его творчества, и это непосред­ственно отражалось на развитии концепции в целом.

Исходные основания этой схемы фактически можно обнаружить уже в первой философско-психологической работе Пиаже «Исследование» [1918]. В этой работе Пиаже формулирует мысль о том, что для реально­го анализа психологических фактов они должны быть поставлены в более широкий биологический и гносеологический контекст. При этом основ­ной характеристикой биологических образований Пиаже считает их спо­собность к действию, которому приписывается некоторая внутренняя ло­гическая организация. Именно эти две идеи и лежат, по нашему мнению, в основе всей концепции Пиаже, выступая в качестве некоего теорети­ческого инварианта в последующем развитии этой концепции.

Говоря о так называемом биологизме Пиаже, мы касаемся очень тон­кого пункта его концепции. Обычно «биологизм» трактуется как стрем­ление свести психологические или социальные факты к явлениям чисто биологической природы. Даже первое знакомство с работами Пиаже убе­дительно показывает, как далек он от подобной точки зрения. Реально биологическая ориентация выполняет в концепции Пиаже следующие функции: во-первых, она дает ему возможность рассмотреть психические образования как специфический атрибута функцию живого; во-вторых, ставит психическое в единый ряд развития биологических образований, благодаря чему и само психическое располагается в генетический ряд, в котором высшее место занимает интеллект; наконец, в-третьих, неко­торые принципы биологического исследования оказывается возмож­ным приложить к исследованию психики (принцип биологической цело­стности, биологический функциональный анализ, идеи иерархичности строения биологических организмов и т.д.). Таким образом, обращение к биологическому контексту позволяет в данном случае построить свое-

образное обоснование предмета психологии в рамках более широкого предмета.

Очевидно, что такой способ рассуждения не имеет ничего общего с биологическим редукционизмом. Кстати, в ряде работ, относящихся к разным периодам его деятельности, Пиаже выступал с решительной кри­тикой физикалистского редукционизма – одного из основных принципов логического позитивизма [см. Piaget, 1959]. Более того, биологическое обоснование является отнюдь не единственным у Пиаже. Не меньшее значение имеет для него рассмотрение психической деятельности с точки зрения логических и социальных факторов. Иными словами, анализируя психические структуры в едином биологическом ряду, Пиаже вовсе, не растворяет их в общебиологических формах и законах. Напротив, он стремится раскрыть их специфику (прежде всего специфику интеллекта) и именно для этого обращается к логическим и социологическим поняти­ям и принципам. Следовательно, и в этом отношении при рассмотрении психических структур Пиаже стремится поставить их в рамки более ши­рокого исследовательского контекста.

Конечно, такой способ построения и обоснования предмета психоло­гии неизбежно несет на себе печать исторической ограниченности. Она проявляется прежде всего в самом факте приверженности к биологичес­ким схемам, легко объяснимым с точки зрения соотношения уровней раз­вития в тот период биологии и наук о духе. В такой ситуации апелляция к биологическим способам рассуждения и понятиям представлялась един­ственно возможным путем построения обобщенной психологической концепции, которая стремилась синтезировать существующие психоло­гические представления. Однако при реализации этого подхода Пиаже столкнулся по меньшей мере с двумя трудностями. Переходя от биоло­гического к собственно психологическому уровню, он вынужден вводить целый ряд специфических для этого уровня понятий, которые либо совершенно лишены биологической окраски, либо, если они непосред­ственно заимствованы из биологической сферы, сами по себе оказывают­ся недостаточными для объяснения и требуют подробного дополнитель­ного обрамления (как это происходит, например, с понятием равновесия) [см. Apostel et al., 1957]. Сознавая недостаточность биологического обо­снования психологии, Пиаже, как уже отмечалось, вынужден привлекать дополнительные аргументы из области логики и социологии; и здесь он сталкивается со второй трудностью – ему не удается связать воедино эти различные способы обоснования.

Рассматривая развитие исходной теоретической схемы Пиаже, необ­ходимо обратить особое внимание на следующие обстоятельства. Во-пер­вых, используемый в этой схеме биологический контекст практически не изменялся с конца 20-х гг. Реальное развитие осуществлялось за счет

философского переосмысливания и обогащения принятых с самого нача­ла биологических понятий. На этой основе происходило все более значи­тельное наполнение схемы как психологическим, так и логическим и со­циологическим содержанием. И хотя сама по себе схема осталась без из­менений на всем протяжении творчества Пиаже, расстановка акцентов в ней в разные периоды была различной. Самое существенное различие со­стоит в том, что центр внимания постепенно переместился от ее биологи­ческого содержания к философско-социологическим моментам. Это осо­бенно заметно на той эволюции, которую претерпело в работах Пиаже понимание действия [см. Piaget, 1945, 1947]. Во-вторых, в эксперимен­тальных работах Пиаже исходные биологические понятия его теоретиче­ской схемы выступают в качестве основного объяснительного принципа и вместе с тем в качестве своего рода опорных точек, вокруг которых стро­ится схема эксперимента.

Теперь, опираясь на рассмотренные принципы, мы можем приступить к реконструкции основных идей операциональной концепции интеллекта.

Интеллект, согласно Пиаже, может быть определен в контексте ана­лиза поведения, которое понимается как особый обмен (взаимодействие) между внешним миром и субъектом. Такое понимание в развернутой фор­ме выражено, например, в «Психологии интеллекта»: «В противополож­ность физиологическим обменам, – пишет Пиаже, – носящим матери­альный характер и предполагающим внутреннее изменение тел, «поведе­ния», изучаемые психологией, носят функциональный характер и реали­зуются на больших расстояниях – в пространстве (восприятие, и т.д.) и во времени (память и т.д.), а также по весьма сложным траекториям (с изгибами, отклонениями и т.д.)» [Piaget, 1947]. В так понимаемом па-ведении выделяются, в соответствии с традицией ряда психологических школ, два основных аспекта, тесно связанных между собой, – аффек­тивный и когнитивный, причем первый представляет собой энергетичес­кую характеристику поведения, а второй – его структурные свойства. Естественно, что интеллект в таком контексте выступает как определен­ная форма когнитивного аспекта поведения, а функциональное назначе­ние этой формы состоит в структурировании отношений между средой и организмом.

Другую важную характеристику интеллекта составляет, по Пиаже, его адаптивная природа, свойственная и всем прочим биологическим процессам и функциям. Адаптация здесь понимается как равновесие между ассимиляцией (усвоением данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацией (приспособлением этих схем к опре­деленной ситуации). По своему типу адаптация может быть весьма раз­личной, в частности материальной, при которой равновесие достигается за счет взаимопроникновения той или иной части живого тела и той или

иной части внешней среды, или функциональной, которая не сводится к такому материальному взаимопроникновению. Для интеллектуальной сферы – и это Пиаже очень настойчиво подчеркивает – специфичен функциональный характер адаптации.

Познание, достигаемое интеллектом, не есть статическая копия ре­альности. Познавать объект, согласно Пиаже, это значит воздействовать на него, динамически воспроизводить его. Деятельная природа составля­ет самую суть интеллекта. Собственно психическая (а тем самым и интел­лектуальная) жизнь «начинается с функциональных взаимодействий, т.е. с того момента, когда ассимиляция уже не изменяет более ассимилируе­мые объекты физико-химическим образом, а включает их в формы собст­венной деятельности» [там же], иными словами, когда аккомодация влия­ет только на деятельность.

Принципиальный подход Пиаже к интеллекту опирается на тезис о том, что интеллектуальная деятельность производна от материальных действий субъекта, а ее элементы – операции – представляют собою интериоризованные действия, которые достигают операционального уровня только тогда, когда они оказываются координированными между собою и образуют обратимые, устойчивые и вместе с тем подвижные це­лостные структуры, т.е. системы операций.

Структуры такого рода могут существенно отличаться друг от друга как по степени обратимости и подвижности, так и в зависимости от сферы объектов, к которым они относятся. С другой стороны, структурирован­ность характерна и для иных, неоператорных когнитивных функций – например, для восприятия. В этой связи возникает проблема генетичес­кого родства различных когнитивных функций и форм поведения в целом. Пиаже решает ее следующим образом: интеллект продолжает и заверша­ет совокупность адаптивных процессов, линия развития которых направ­лена к достижению «тотального равновесия», базирующегося на ассими­ляции всей совокупной действительности и на аккомодации к ней дей­ствия, освобожденного «от рабского подчинения изначальным «здесь» и «теперь» [там же]. Иными словами, в этом тезисе выражен важнейший для Пиаже принцип генетического выведения интеллектуальных опера­ций. Последовательное его проведение связано с некоторыми издерж­ками – при таком подходе невозможно указать строгие границы интел­лекта, который приходится характеризовать лишь через указание направ­ления его развития, однако эти издержки оправдываются достигаемым результатом.

Такова квинтэссенция операциональной концепции Пиаже. Во всех ее основных моментах с подкупающей последовательностью проводится единый принцип, благодаря чему концепция выступает как логически связное и стройное целое. По сути дела, концепция Пиаже представляет

собой общую теорию структур, которые могут быть интерпретированы как психические и, на высшей точке, как интеллектуальные.

Системно-структурный подход к объекту психологии составляет одну из важнейших особенностей метода Пиаже. В этом отношении Пиаже пытается на психологическом материале реализовать устремления, ха­рактерные для целого ряда современных научных дисциплин. Системная интенция Пиаже, несомненно, опирается на структурализм гештальтистов, но если у последних структурализм был лишь изолированным принципом, к тому же понимаемым статически, то у Пиаже он вырос до уровня детально разработанной теоретической концепции. Отстаивая позицию структурализма, Пиаже решительно восстает против любых вариантов атомистической трактовки психических явлений. В этом смысле харак­терно, что центральное для него понятие операции не может быть, по его категорическому утверждению, определено.само по себе: «единичная операция не могла бы быть операцией, поскольку сущность операции со­стоит в том, чтобы образовывать системы» [там же].

Принцип системности лежит у самых истоков концепции Пиаже. Уже чисто биологическое взаимодействие организма со средой выступает для него как система, которую он описывает в понятиях обмена, адаптации, равновесия, причем способ жизни этой системы выражается через дейст­вие. Благодаря этому система выступает как динамическая. Это исходное системное представление, в котором нетрудно усмотреть упоминавшийся ранее «биологизм» Пиаже, образует костяк всей его теоретической схе­мы. Опираясь на принцип генетизма, он строит концепцию путем все бо­льшего усложнения этого исходного представления, в частности путем добавления к материальным обменам чисто биологической природы фун­кциональных обменов, специфических уже для области психических яв­лений. При этом весь процесс развития выступает как филиация струк­тур, в ходе которой биологические структуры постепенно трансформиру­ются в психические (на высшем этапе – в интеллектуальные), а в целом мы получаем иерархизированную последовательность расположенных одна над другой структур. В результате исходный «биологизм» оказыва­ется существенно видоизмененным: ведь иерархия структур строится на принципе несводимости высших структур к низшим (поскольку главным в анализе является целостный характер структур каждого уровня), а место «действия вообще» занимает формирующаяся на его основе, но принци­пиально от него отличная операция. Именно благодаря этим трансфор­мациям полученные Пиаже структуры с некоторого уровня могут интер­претироваться как психологические.

Из особенностей системно-структурного подхода вытекает и другое важное требование, реализуемое Пиаже, – выделенное им психологи­ческое содержание получает логическое и социологическое обрамление и

обоснование. Если интеллектуальная деятельность представляет собой систему операций, то для исследования ее развития необходимо вскрыть законы строения таких систем, отсюда возникает один из важнейших ас­пектов концепции Пиаже: построение «логики целостностей». С другой стороны, поскольку интеллектуальные обмены совершаются в специфи­ческой – социальной – среде, постольку анализ интеллекта невозмо­жен без учета широкого социального контекста. Для Пиаже это прежде всего кооперативная деятельность, распределение функций между участ­никами которой сначала оказывает внешнее социализирующее воздейст­вие на формирующегося индивида, а затем интериоризируется, выступая как основание его внутренней активности. Эта сторона, концепции была всегда очень важна для Пиаже, однако, хотя она подвергалась, пожалуй, наибольшим модификациям в разные периоды творчества женевского ученого, можно сказать, что в этой области он не сумел дать удовлетвори­тельного решения. Практически социальное действие оказалось у него лишь определенным аналогом состояний индивидуального сознания. Это объясняется тем, что ему в этой области, в отличие от других, не удалось построить специфического предмета исследования, который можно было бы назвать «социальной деятельностью». Однако сам замысел, несо­мненно, представляется весьма перспективным.

Таким образом, в концепции Пиаже, благодаря прежде всего ее сис­темно-структурной направленности и четко проведенному принципу ана­лиза действий и психологически понимаемых операций, психические функции и интеллект предстают как сложное образование, которое дол­жно исследоваться одновременно с нескольких сторон – биологической, гносеологической, психологической, логической и социологической. То­лько такое комплексное изучение, по мнению Пиаже, способно открыть пути к исследованию природы интеллекта.

Date: 2015-07-23; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию