Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии развитияНа первой стадии – между 4 и 7 годами – ребенок не предвидит никакого возрастания степени перемешивания шариков разного цвета, он также не обнаруживает никаких признаков интуитивного понимания случайного образования наборов из шариков. В его поведении весьма заметно проявляется противоречие между наблюдаемым им нарастающим перемешиванием шариков и неспособностью его мышления принять такое положение. Ребенок не может не видеть перемешивания шариков, но он отказывается признать случайный характер перемешивания. Прежде всего, он предполагает, что шарики вернутся на исходные позиции, т.е. что имеет место своего рода «несмешиваемость» шариков разного цвета. Он думает, что шарики «вернутся на свои собственные места», и поэтому рассматривает факт их перемешивания как что-то аномальное. Таким образом, в исходном положении ребенок предсказывает прямой возврат шариков на исходные позиции. Те немногие дети, которые говорят, что шарики будут перемешиваться, до конца в этом не убеждены, и мысль о возвращении шариков на исходные позиции у них все же, по-видимому, доминирует. Когда же их спрашивают о дальнейших шагах процесса перемешивания, эти дети высказывают мнение, что «больше шарики не будут перемешиваться, все останется по-прежнему». Некоторые дети ожидают движения шариков вперед-назад, при котором красные шарики будут меняться местами с белыми до тех пор, пока «шарики не вернутся назад – на свои места». Перемешивание интерпретируется ими как результат временного беспорядка, при котором элементы пытаются вести себя свободно. Та внешняя обратимость, которую дети приписывают процессу перемешивания, на самом деле является прямой противоположностью операциональной обратимости. Вторая стадия характеризуется появлением начальных интуитивных представлений о случайных совокупностях, которые можно заметить в проявлениях детского скептицизма: «Нельзя узнать, куда покатится шарик: каждый шарик может покатиться и в ту и в другую сторону». Ребенок предполагает, что «шарики будут понемножку смешиваться, они перекатятся на другое место», и думает, что правильный обмен шариками при движении коробки вперед и назад неправдоподобен: «Вряд ли это произойдет». Здесь уже ребенок начинает понимать случайный характер траектории движения шариков. Формирующееся представление о перемешивании носит, таким образом, весьма смутный характер, ему не сопутствует четкий анализ. Но поскольку ребенок не может представить, что произойдет в результате многочисленных покачиваний коробки и изменений траекторий движения шариков из-за их столкновений, а также не понимает сути перестановок, у него возникают понятные затруднения при определении того, каким будет в итоге положение шариков в эксперименте. На третьей стадии развития положение шариков после перемешивания представляется на основе системы обмена: первоначально ребенок прогнозирует путь каждого шарика в соответствии с «правильной» моделью движения, при которой шарики будто бы никогда не сталкиваются. Однако впоследствии ребенок рассматривает конечную комбинацию как случайный результат некоторого Числа незапрограммированных столкновений. В отличие от этого подросток уже не приписывает перемешиванию шариков непредсказуемого и непостижимого характера, а переводит это явление в мыслительные операции, которые, впрочем, вовсе не обязательно осознаются. Перемешивание понимается, наконец, как процесс, происходящий благодаря взаимопроникновению независимых причинно-следственных последовательностей событий, а такое понимание уже соответствует приведенному выше определению Курно.
|