Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема перехода от юношескогок взрослому мышлениюЭксперименты, в которых были получены вышеупомянутые результаты, были проведены на11-15-летних учащихся лучших средних школ Женевы. Однако недавние исследования показали, что испытуемые из школ других типов или из других социальных слоев иногда демонстрируют результаты, более или менее отличные от указанных норм. Другие данные, собранные в ходе исследования мышления взрослых людей в Нанси (Франция) и юношей из различных слоев общества в Нью-Йорке, также показали, что мы не можем распространить вывод нашего исследования на всех испытуемых. Он был получен на группе в какой-то степени привилегированной. Это не значит, что наши наблюдения не подтвердились во многих случаях, видимо, они верны для определенных групп, но главная задача – это объяснить, почему имеются исключения, а также установить, являются ли они реальными или только кажущимися. Первая проблема – проблема темпа (скорости) развития, т.е. различий, наблюдаемых во времени прохождения стадий. Мы выделили четыре периода в развитии познавательных функций: сенсомоторный период до появления речи; дооперациональный период, который в Женеве в среднем продолжается с 1;6-2 до 6-7 лет; период конкретных операций – I от 7-8 до 11-12 лет (согласно данным обследования детей в Женеве и Париже) и период формальных операций – с 11-12 до 14-15 лет (по результатам обследования школ в Женеве). Однако если порядок следо- вания, как это было показано, постоянен – каждая стадия необходима для образования последующей, – то средний возраст, в котором дети проходят каждую стадию, может значительно варьироваться в различных социальных средах, различных странах и даже в разных областях одного государства. Так, на острове Мартиника канадские психологи наблюдали систематическое замедление развития; в Иране были обнаружены заметные различия между городскими детьми из Тегерана и неграмотными детьми из деревень. В Италии Н.Пелуффо показал, что между детьми из южных и северных областей страны существует большое различие. Он провел несколько весьма интересных наблюдений, показавших, что у детей, чьи семьи переезжают с юга на север, эти различия постепенно исчезают. Подобные сравнительные исследования в настоящее время проводятся также в индейских резервациях Северной Америки и других местах. Рассмотрим сначала вопрос о разнице в скорости развития без какого-либо изменения порядка следования стадий. Такое различие обусловливается обычно качеством и частотой интеллектуальной стимуляции, исходящей от взрослых, или зависит от условий, предоставляемых детям их средой для спонтанной активности. В случае бедной стимуляции и малой активности развитие детей в трех первых из четырех упомянутых периодов будет, конечно же, замедленным. Что же касается мышления формального уровня, то мы могли бы предположить, что в его формировании будет наблюдаться еще более сильная задержка (например, его формирование будет происходить между 15 и 20 годами вместо 11-15 лет); а в крайне неблагоприятных условиях такой тип мышления так никогда и не сложится или разовьется только у тех индивидуумов, которые вовремя изменят свою среду, пока развитие еще возможно. Это не означает, что формальные операции являются результатом исключительно процесса социальной передачи. Мы полагаем, что каждому нормальному субъекту присущи спонтанные, эндогенные факторы конструкции. Тем не менее, для самого процесса формирования когнитивных структур и его завершения необходима целая серия обменов со средой и стимулирующее окружение; формирование операций всегда требует благоприятной среды для «кооперации», т.е. операций, выполняемых субъектом совместно с другими людьми (вспомните, например, о роли дискуссии, взаимной критики или поддержки, о проблемах, встающих в результате обмена информацией, о повышенном интересе, обусловленном влиянием культуры, социальной группы, и т.д.). Короче, наше первое объяснение означало бы, что, в принципе, все нормальные индивидуумы могут достичь уровня формальных структур при условии, что социальная среда и приобретаемый опыт обеспечивают субъекту «познавательную пишу» и интеллектуальную стимуляцию, необходимую для конструкции такого рода. Тем не менее, возможно и второе объяснение, которое приняло бы во внимание происходящую с возрастом диверсификацию способностей, но оно означало бы вместе с тем отрицание возможности достижения формального мышления некоторыми категориями нормальных людей, даже находящихся в благоприятных условиях. Хорошо известно, что с возрастом способности людей все больше дифференцируются. Такую модель интеллектуального развития Можно было бы сравнить с раскрытым веером, концентрические круги которого представляют последовательные стадии развития, а сектора, расширяющиеся к периферии, соответствуют нарастающими различиями между отдельными способностями. Мы осмелились бы сказать, что определенные поведенческие паттерны характерным образом формируют стадии с очень общими свойствами; такое положение сохраняется до тех пор, пока не достигнут определенный уровень развития, начиная с которого, однако, индивидуальные способности становятся важнее общих характеристик и рождают все большие и большие различия между людьми. Хорошим примером такого рода развития может служить рисование. До той стадии, когда ребенок становится способным графически изобразить перспективу, наблюдается общий прогресс, так что тест «Нарисуй человека» (если взять в качестве примера частный случай) может быть использован в качестве теста на общее умственное развитие. Но уже в рисунках детей 13-14 лет наблюдаются удивительно большие индивидуальные различия и еще большие у 19–20-летних (например, у призывников в армию): качество рисунка теперь уже не имеет ничего общего с уровнем развития интеллекта. Здесь мы имеем хороший пример того, как поведенческий паттерн сначала подчинен общей эволюции стадий (сравните со стадиями, описанными Люке и другими авторами при.изучении рисунков детей от 2-3 до 8-9 лет), а затем постепенно диверсифицируется, начиная соответствовать скорее критериям индивидуальных способностей, чем линии общего развития, обязательной для всех индивидуумов. Тот же самый тип паттерна встречается в нескольких областях, в том числе и тех, которые по своему характеру ближе к когнитивной сфере. Пример такого рода дает нам развитие представлений о пространстве. Сначала они зависят от операторных факторов с их обычными четырьмя стадиями: сенсомоторной (сравните практическую группу перемещений), дооперациональной, конкретно-операциональной (мера, перспективы и т.д.) и стадией формальных операций. Но конструкция представлений о пространстве зависит также и от фигуративных факторов (перцептивных и умственных образов), которые частично подчинены операторным факторам, но в ходе развития все больше и больше дифференцируются в качестве символических и репрезентативных механизмов. В результате для пространственной сферы в целом, как и для рисунка, мы мо- жем выделить основную линию развития, характеризуемую стадиями в обычном смысле этого слова, а затем установить усиливающуюся с возрастом диверсификацию. Последняя возникает в результате постепенной дифференциации способностей к образной репрезентации и использованию фигуративных инструментов. Мы знаем, например, что есть большая разница в том, как математики определяют «геометрическую интуицию». Пуанкаре разделял математиков на два типа; «геометров», которые мыслят более конкретно, и «алгебраистов», или «аналитиков», мыслящих более абстрактно. Эту мысль можно продолжить применительно ко многим другим областям. Например, в определенный момент становится возможным выделить среди юношей, с одной стороны, тех, кто больше способен к физике вообще и к решению проблем, связанных с причинностью, чем к логике или математике, а с другой стороны, тех, кто обладает противоположной способностью. Эти же тенденции мы видим и в вопросах лингвистики, литературы и т.д. Следовательно, мы могли бы сформулировать следующую гипотезу: то, что формальные операции, описанные в начале статьи; не у всех детей появляются в 14-15 лет и имеют несколько меньшее распространение по сравнению с конкретными структурами у детей 7-10 лет, можно отнести за счет возрастной диверсификации способностей. В соответствии с этим объяснением мы, однако, были бы вынуждены признать, что только те индивидуумы, которые одарены с точки зрения логики, математики и физики, способны достичь уровня формальных структур, тогда как индивидуумы, склонные к литературе, искусству или практической деятельности, не способны к этому. Но в таком случае это было бы не недоразвитием в сравнении с нормальным развитием, а нарастающей диверсификацией способностей; причем объем способностей в 12–15 лет больше, чем в 7-11 лет, и больше всего – в 15–20 лет. Другими словами, наш четвертый период нельзя было бы рассматривать далее как обыкновенную стадию (стадию в полном смысле этого слова). По-видимому, он бы стал этапом развития структуры на пути специализации способностей. Но возможна и третья гипотеза, которая для сегодняшнего уровня развития науки выглядит наиболее вероятной. Они позволяет нам согласовать концепцию стадий с идеей нарастающей дифференциации способностей. Короче, согласно нашей третьей гипотезе, все нормальные дети достигают стадии формальных операций если не между 11-12 и 14-15 годами, то уж во всяком случае между 15 и 20 годами. Однако в различных областях они овладевают формальными операциями в соответствии со своими способностями и профессиональной специализацией (обучение повышенного уровня или различные виды профессионально-технического ученичества); способ применения формальных структур вовсе не обязательно одинаков для всех случаев. В исследовании формальных структур мы использовали достаточно специфические типы ситуаций: задачи с физическим или логико-математическим содержанием, так как они были понятны школьникам, выбранным нами для экспериментов. Тем не менее, возникает законный вопрос: являются ли эти ситуации достаточно общими, а следовательно, пригодными для детей любой школы, любой профессиональной среды? Рассмотрим в качестве примера учеников плотников, слесарей, механиков, которые проявили достаточные способности для успешного обучения выбранным ремеслам, но чье обучение общеобразовательным предметам невелико. Весьма вероятно, что в задачах из области своей профессии они сумеют применить гипотетический способ рассуждения, т.е. выделят действующие переменные, комбинаторно соотнесут их, сформируют предложения высказывания с учетом их отрицания и реципрокных форм. Таким образом, в своей частной области они скорее всего смогут мыслить формально. В то же время в наших экспериментальных ситуациях недостаток знаний или тот факт, что учащиеся забыли какие-то сведения (которые особенно хорошо знакомы детям, продолжающим учиться в школе или колледже), помешал бы им рассуждать формально-логическим образом, так что их рассуждение соответствовало бы, по-видимому, конкретно-операциональному уровню развития. Рассмотрим также в качестве примера молодых людей, изучающих право. В области юридических понятий и словесных рассуждений их логика была бы много выше той, к которой они прибегли бы при решении физических задач, содержащих понятия, когда-то, безусловно, им знакомые, но давно забытые. Представляется несомненным, что одной из важнейших характеристик формального мышления является независимость его формы от содержания. На уровне конкретных операций структура не может быть распространена (обобщена) на разнородные понятия, она остается привязанной к системе объектов или к их свойствам (в результате этого получается, что понятие веса становится логически структурированным только после развития понятия вещества, а понятие физического объема – после понятия веса). В противоположность этому формальная структура допускает также обобщение, так как оперирует гипотезами. Но одно дело – отделить форму от содержания в области, в которой лежат интересы субъекта и где он может проявить свою любознательность и инициативу, и другое дело – быть способным перенести непосредственную заинтересованность исследования и сообразительность на область, чуждую интересам и карьере субъекта. Предложить будущему юристу рассуждать о теории относительности или студенту-физику судить о кодексе гражданских прав – это нечто совершенно отличное от того, чтобы попросить ребенка обобщить то, что он открыл относительно сохранения массы вещества. Во втором случае требуется переход от одного содержания к дру- гому, но аналогичному содержанию, тогда как в первом примере необходим выход за пределы сферы реальной жизнедеятельности субъекта и вступление в совершенно новую область, чуждую) его интересам и планам. Короче говоря, мы вправе сохранить идею независимости формальных операций от их конкретного содержания, но должны добавить, что это верно только при том условии, что экспериментальные ситуации требуют от испытуемых равных способностей или затрагивают сопоставимые сферы жизненных интересов. Выводы Если попытаться из этих размышлений сделать общий вывод, то в первую очередь нужно сказать, что с когнитивной точки зрения переход от юности к взрослому возрасту поднимает ряд нерешенных проблем, требующих более детального изучения. Период 15-20 лет отличает начало специализации, а следовательно, и построение жизненной программы, соответствующей способностям индивидуума. И здесь мы задаем критический вопрос: можно ли на этом уровне развития, как на предыдущих, выявить когнитивные структуры, общие для всех индивидуумов, но применяемые или используемые каждым лицом по-разному, в соответствии с его собственной деятельностью? Вероятно, ответ будет положительным, но все это еще предстоит установить с помощью экспериментальных методов психологии и социологии. Кроме того, следующим важным шагом является анализ предполагаемых процессов дифференциации: достаточны ли одни и те же структуры для организации многих разных областей деятельности и разница лишь в способах их применения, или же появляются новые, специфические структуры, которые только еще предстоит обнаружить и изучить. Заслуга Institution FONEME заключается в том, что он осознал существование этих проблем, понял их важность и сложность и особенно то, как психология развития нуждается в пополнении своих работ изучением периодов юности и молодости. К счастью, сегодня некоторые исследователи сознают это, и мы можем надеяться, что в ближайшем будущем лучше узнаем этот предмет. К сожалению, исследование молодых людей старше 15 лет представляет значительно большие трудности, чем изучение маленького ребенка, так как они менее креативны и уже являются частью организованного общества, которое не только ограничивает их и тормозит, но может даже вызывать у них протест. Мы знаем, однако, что изучение ребенка и юноши поможет нам понять дальнейший путь развития индивидуума – уже как взрослого человека – и что новые исследования возрастного периода 15–20 лет, в свою очередь, прольют свет на то, что, как мы полагаем, нам уже известно о более ранних стадиях. О ПРИРОДЕ КРЕАТИВНОСТИ [49] [1972] Ж. Пиаже
Обсуждение вопроса о креативности затрагивает две проблемы. Первая – это проблема источников креативности. Вторая – проблема механизмов: при каких условиях имеет место креативность, что представляет собой процесс творческого акта, как человек создает что-то новое, как вообще возникает нечто новое, не существовавшее ранее? Вначале мне хотелось бы сказать несколько слов об источниках или основаниях креативности. В действительности, одни люди обладают значительно большей креативностью, другие – меньшей, третьи – еще меньшей. Но дело здесь, конечно же, не просто в степени одаренности. Даже если креативность присутствует в каждом из нас, ее источник остается тайной. Может быть, это какой-то вид врожденной способности? Среди некоторых психологов сейчас стало модным, столкнувшись с чем-то, что трудно объяснить, называть это врожденной или наследственно передаваемой способностью. Но это вовсе не является объяснением и всего лишь переносит проблему в область биологии. Однако и биология далека от возможности объяснить какие-либо психические особенности, не говоря уже о креативности. Не следует думать, что креативность всегда связана с не по годам ранним развитием тех индивидуумов, которые, вырастая, обнаруживают высокие творческие способности. Раннее развитие способностей совершенно не обязательно. Моцарт, конечно, является одним из лучших примеров чрезвычайно раннего развития творческой души. В то же время многие другие достигали творческого периода в своей жизни и приходили к своим наиболее оригинальным идеям очень поздно. Лучший пример такого рода – Кант. В течение многих лет Кант не был кантианцем. Большую часть своей жизни он был последователем Вольфа, и только в зрелые годы расцвел его собственный талант. Таким образом, истоки возникновения креативности остаются для меня необъяснимой загадкой. Тем не менее у каждого, кто совершает какую-либо работу, имеются новые идеи, как бы скромны они ни были, он создает их собственными усилиями. Еще несколько слов об истоках креативности. Случилось так, что в течение своей жизни я натолкнулся на несколько идей, и теперь, размышляя о том, как они возникли, вижу некоторые условия их появления. Первое условие заключается в том, чтобы работать самостоятельно, одному, игнорируя всех остальных и не допуская ни малейшего влияния извне. Когда я был студентом, наш профессор физики говорил: «Каждый раз, когда вы начинаете работать над новой задачей, ничего не читайте по этой теме! Вместо этого старайтесь сами продвинуться так далеко, как только можете. После того как вы сделали все, что могли сами, и нашли свое решение, читайте и старайтесь учесть все, что об этом было сказано, делайте любые исправления, которые вы сочтете необходимыми». Боюсь, что я следовал этому правилу слишком буквально, т.е., возможно, я читал слишком мало. Но в качестве утешения или оправдания себя я вспоминаю афоризм Фрейда о том, что самая большая небесная кара, посылаемая тому, кто пишет, – это необходимость читать чужие работы. Второе необходимое, с моей точки зрения, условие: много читать в области других дисциплин, но не в своей собственной. Для психолога, например, важно читать литературу в области биологии, эпистемологии и логики. Это нужно, чтобы развить междисциплинарный взгляд. Необходимо много читать в смежных областях, но не в своей. И третье условие, важное для меня: я. всегда имел в виду некоего оппонента, т.е. некое научное направление, идеи которого представлялись мне неверными. Возможно, я что-то искажал, и было не совсем справедливо видеть в данном направлении противника, но так или иначе собственные идеи тогда представлялись мне противоположными им. Лично для меня такими «козлами отпущения» служили представители логического позитивизма или эмпирики вообще. Они были моими оппонентами на протяжении всей жизни. Например, активность субъекта, процесс познания, осуществляемый субъектом, сводятся в логическом позитивизме к минимуму, тогда как я думаю, что активность субъекта занимает центральное место в развитии интеллекта. С моей точки зрения, знание – это результат структурирования реальности, а не просто ее копия. Развитие интеллекта – это не просто накопление эмпирических ассоциаций, но это процесс конструкции, осуществляемой субъектом. Таким образом, на протяжении всей моей работы я был противником эмпиризма, логического позитивизма. Как я уже сказал, я не всегда бывал справедлив по отношению к своему оппоненту, на такая позиция сослужила мне хорошую службу. Теперь я хотел бы перейти к механизму креативности. Думаю, что в понимании этого вопроса наиболее поучительны исследования в области психологии интеллекта. Развитие интеллекта – это процесс непрерывного творчества. Каждая стадия этого развития порождает что-то существенно новое, совершенно отличное от того, что было ранее. В целом развитие и характеризуется именно возникновением абсолютно новых структур. Интеллект – это не копия реальности. Это конструкция, производимая субъектом и обогащающая внешние предметы. Субъект привносит ее во внешнюю реальность, а не извлекает оттуда, например, возьмем понятия числа или группы. Эти понятия дают нам возможность по-разному представить объекты, но эти представления не извлекаются из объектов; они добавляются в объекты. В действительности, интеллект состоит в ассимиляции, понимаемой в истинно биологическом смысле: внешняя реальность включается в структуры познающего субъекта, т.е. именно с помощью структур субъекта им познается внешний мир. Счет или названия цифр ребенок, конечно же, берет извне. Понятие числа принципиально отличается от знания названий цифр. И построение ребенком понятия числа является творческим актом, по сути дела, даже множеством творческих актов. В качестве примера такого рода креативности я хотел бы привести так называемые рекурренцию и итерацию, если говорить на языке математики. У нас есть два стакана, и мы просим ребенка кидать в эти стаканы бусины, т.е. он по очереди опускает в каждый стакан по одной бусине. Один из стаканов так закрыт от ребенка, чтобы он не мог увидеть и сравнить количество бусин в стаканах. Если вы в какой-то момент спросите у него, одинаковое ли число бусин в стаканах, то даже самый маленький ребенок подтвердит, что бусин там поровну: «Я же каждый раз кладу одинаково». Но если вы затем спросите: «Если ты будешь продолжать делать это и день и ночь и т.д., будет ли бусин все так же поровну?» Тогда самые маленькие дети скажут: «Я так не знаю, надо попробовать. Наверное, нет. Я не знаю, как будет, если продолжать так делать». В то же время дети постарше (5-6 лет) уже могут это знать, так как добросовестное повторение этого действия гарантирует, что в каждый стакан они помещают одинаковое количество бусин. Это очень красиво выразил один ребенок пяти с половиной лет: «Если ты узнал это однажды, то будешь знать всегда». При этом он не просто «узнал» об этом, и его не просто «научили» этому люди или предметы. Это был его собственный творческий акт, совершенный им в тот момент, когда он попытался объяснить себе данную конкретную ситуацию. Если, как уже говорилось, интеллект – это не то, что извлекается из объектов, а скорее то, что привносится в них, то, возможно, у вас возникла гипотеза о врожденности интеллекта, о том, что эти структуры являются свойством «субъективной части» нашей биологической наследственности. Но я думаю, что это не так. Например, рассмотрим элементарное на первый взгляд понятие транзитивности: если А равно В и В равно С, то А равно С. У всех детей вплоть до 6-7-летнего возраста мы наблюдаем процесс конструкции этого понятия. Для детей более младшего воз- раста это понятие вовсе не столь очевидно, как для более старших, и они не испытывают в нем никакой нужды. Будучи элементарным и основополагающим, это понятие не является врожденным. Но тогда можно было бы предположить, что интеллект является продуктом созревания. Говорят, не все, что унаследовано, обнаруживается сразу при рождении; какие-то качества развиваются в соответствии с фиксированной программой созревания. Но это также неверно по отношению к интеллекту, поскольку для процессов созревания существует строго фиксированная во времени последовательность. Половая зрелость, например, наступает в достаточно ограниченный промежуток времени, тогда как в прохождении детьми стадий интеллектуального развития имеются очень большие различия. Исследования, которые мы проводили в Женеве, были выполнены и во множестве других стран: на школьниках и дошкольниках, детях из городов и сельской местности. Например, в Иране сравнивались дети из деревень с детьми, живущими в столице (Тегеране). Мы обнаружили, что во всех этих случаях стадии интеллектуального развития были теми же самыми, что наводит на мысль о присутствии биологического аспекта. Однако возраст достижения стадий был разным, что говорит о значительных различиях в темпах интеллектуального развития. Это, по-видимому, позволяет сказать, что структуры не преформированы, поскольку процесс их появления не сводится к простому развертыванию в соответствии с ходом «внутренних часов». Для каждого индивида это реальный процесс конструкции, когда создается нечто новое. В этом и состоит психологическая проблема, которую я хотел бы сейчас рассмотреть, обратившись к механизмам конструкции. Гипотеза, которую я предлагаю обсудить в ходе дискуссии, планируемой после данного сообщения, состоит в том, что создание новых образований (структур, свойств и т.д. – novelty) происходит благодаря процессу рефлексивной абстракции. Существуют два вида психической абстракции. Первый – это эмпирическая абстракция (в аристотелевском смысле), которая чаще всего и имеется в виду, когда информация извлекается из предметов. Например, у вас есть два предмета, и вы находите разницу в их весе. Глядя на них, вы можете сравнить их цвет. Вы, следовательно, можете извлечь, абстрагировать из предметов представление об их весе и цвете. Эти представления почерпнуты вами именно из вашего собственного восприятия; они имеют эмпирический характер. Существует и другой вид абстракции – рефлексивная абстракция, когда вы абстрагируете не из предметов, а из своих действий. В собственных действиях субъекта важна именно координация действий с их основаниями. Часто кажется, что у маленьких детей рефлексивная абстракция смешивается с эмпирической, так что их трудно разделить. Кажется, что ребенок обращает внимание на свойства предметов, но это иллюзия. В действительности, он совершает абстракцию из своих собственных действий. Рассмотрим пример того, как происходит рефлексивная абстракция даже в том случае, когда в ней участвуют предметы. У меня есть друг математик, который утверждает, что его математическая карьера началась с того дня, когда он однажды ребенком стал пересчитывать гальку у себя во дворе. У него была коллекция камешков, которые он выкладывал в одну линию и пересчитывал: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, – и думал: «Вот здорово!» А затем он пересчитывал их в обратном порядке, и, к его огромному удивлению, у него снова получалось десять! Тогда он раскладывал камешки в виде круга, снова пересчитывал и снова получал десять. Он считал их, двигаясь по кругу в обратном направлении, и снова получал тот же результат. Он был полон восторга от открытия того, что сумма предметов не зависит от порядка расположения. В чем же заключается этот акт рефлексивной абстракции? Порядок не был свойством камешков, так как вначале они лежали совершенно беспорядочно. Это мальчик придал им упорядоченный характер. Так же и сумма не была свойством камешков. У камешков как таковых нет никакой суммы. Чтобы у них появилась сумма, необходимо привести их во взаимно однозначное соответствие с чем-либо – с десятью пальцами или с числительными от 1 до 10. Таким образом, эти два понятия – сумма и порядок, – а также связь между ними были извлечены из собственных действий, а не посредством какой-либо эмпирической абстракции. Я, следовательно, полагаю, что все действия, все акты интеллектуального творчества (креативности) относятся к процессам рефлексивной абстракции. И я хотел бы попытаться проанализировать, почему это так. Почему же процесс рефлексивной абстракции является источником новых образований и свойств (novelty) и источником творческих актов интеллекта? У этой проблемы есть два различных, но неразрывно связанных между собой аспекта. Слово «рефлексия» (отражение – reflection ) имеет два значения. Первое – физическое. Существует «физическая рефлексия» (отражение) в том смысле, в каком мы говорим об отражении в зеркале. Существует также и транспозиция, подобная отражению в зеркале, – перенос с более низкого уровня интеллектуальной конструкции на более высокий. Представим, например, что происходит, когда вы переходите от действия к репрезентации действия, т.е. к представлению о нем, другими словами, от способности просто сделать, выполнить что-то к мысли об этом действии: Здесь момент осознания действия представляет собой переход с одного уровня на другой, более высокий. В этом смысле здесь присутствует рефлексия как переход с уровня действия на уровень репрезентации, представления. Однако имеется и другой вид рефлексии. Второе значение этого термина связано с рефлексией, производимой в уме. В этом случае происходит не просто переход на более высокий уровень, но и реконструкция на этом более высоком уровне того, что уже существовало на более низком. Вышележащий уровень – это всегда более широкая и емкая область, так что рефлексия на более высоком уровне предполагает обогащение содержания новыми элементами. Переход на второй уровень требует, следовательно, расширения, а не простой транспозиции, переноса. Мне бы хотелось привести пример группы перемещений в пространстве. У маленьких детей, приблизительно около года, интеллект осуществляется только через действия на сенсомоторном уровне, поскольку у них еще отсутствуют представления о своих действиях. Они могут, например, передвигаться по дому или по саду и координировать свои перемещения в пространстве. Они могут вернуться туда, где были раньше. Они могут пройти в то или иное место разными путями и знают, куда идти дальше, чтобы попасть в нужное место. Но все это происходит на уровне действия. В каждый данный момент времени они действуют в соответствии с наличной, находящейся перед глазами информацией и не могут заглянуть дальше следующего момента. Дети не могут «обернуться» назад, чтобы «охватить» единым взглядом все действия, совершенные ими в прошлом. Это «помоментный» тип ориентации в пространстве. Способность перемещаться и знать свое местоположение рефлексируется на следующем, репрезентативном уровне развития. Но здесь возникают новые элементы: это не просто перемещения из одной точки в другую, из одного момента времени в другой, но и необходимость иметь образ участка сада в целом, всех его точек. Таким образом, эта репрезентация создает возможности для появления обратимости, поскольку имеется целостность; она также создает предпосылки для композиций, объясняющих связи, которые на более раннем уровне использовались, но не сознавались. Приведем другой пример того, как понятие переходит на более высокий уровень, т.е. рефлексируется. Это пример с понятием порядка. Возможно, кто-то думает, что представление о порядке берется ребенком из предметов. Вспомните, например, о перекладинах на детской кроватке или о планках забора, мимо которого может ходить ребенок. И те, и другие строго упорядочены. И все действительно выглядит так, словно порядок заключен в самих предметах. Занимаясь анализом генезиса чисел, Гельмгольц считал, что порядковый аспект является более элементарным, чем количественный, поскольку его дает опыт. Порядок можно просто видеть. На деле же каждый раз, когда нужно уловить порядок, даже если он присутствует, это оказывается совсем другим делом, нежели в случае с камешками будущего математика, о котором упоминалось ранее. В этом случае строгая правильность (расположения планок и т.д.) очевидна, но для того, чтобы уловить эту закономерность, вам нужны упорядоченные действия. Нужно последовательно, систематически «отмечать» взглядом перекладины кроватки или по очереди прикасаться к планкам забора – именно систематически, чтобы уловить порядок и систему, которая в них уже заключена. Иначе они останутся незамеченными. Гельмгольц также доказывал, что память упорядочена и имеет врожденную и простую природу. Но все это совсем не так. Память представляет собой трудную работу по реконструкции прошлого, и в установлении того, происходило ли некое действие до или после другого, значительное место принадлежит дедукции. Несколько лет назад один из представителей бихевиоризма – Дэниэл Берлайн – провел с нами в Женеве год. Он занимался проблемой генезиса идеи порядка. Он рассматривал ее с нескольких различных позиций и обнаружил, что объяснить ее в понятиях бихевиоризма – как простое «перцептивное считывание» последовательности событий – невозможно. Для объяснения идеи порядка он был вынужден приписать субъекту внутренний счет. А для меня очевидно, что это и есть действие упорядочивания. И, по-моему, было бы прекрасно, если бы он включил его в свою бихевиористическую теорию. Действие упорядочивания не является свойством предметов. Это порождение ( creation ) рефлексивной абстракции. Это отражение ваших упорядоченных действий, которые позволяют вам понять порядок, существующий в мире. И это справедливо для порядка вплоть до самых высоких уровней, математического мышления. Приведу пример рефлексивной абстракции креативного действия не из области психологии. Этот пример взят из математики – королевы наук. Чуть ли не вся математика служит моделью творчества, и она также основывается на процессе рефлексивной абстракции. Следовательно, она представляет особый интерес. Когда я говорю, что математика является моделью креативности, я опять противопоставляю свою позицию логическим позитивистам, утверждающим, что математика – это просто язык, и притом язык тавтологический. Но дело в том, что в действительности математика – это нечто гораздо большее. Она вовсе не тавтологична, в то же время она является конструкцией, чем и должна быть любая система преобразований. Вся история математики – это история рефлексивной абстракции, и, чтобы показать это, я бы выделил в ней три основных периода. Первым был греческий период, в котором мы находим множество проявлений математического творчества. В этот период математические сущности (beings) представлялись в виде образований или свойств, существующих вне субъекта, но заключенных в предметах. Для Пифагора числа были предметами; для Евклида геометрические фигуры были реальными телами, средствами описания реальных тел. Для Пифагора математические сущности не были заключены в предметах, они имели идеальную природу, но все равно мыслились исключительно внешними по отношению к познающему субъекту. Конечно, в своем математическом мышлении древние греки должны были пользоваться операциями, но они их не осознавали, например, все, что касалось алгебры, где их собственные операции становились, вероятно, наиболее явными, они не включали в область математики. Алгебра считалась всего лишь некоторым способом рассуждения субъекта и не была частью математики. Думаю, что такое крайне реалистическое представление о математике ограничено. Именно этим обстоятельством можно объяснить полный упадок математики в Древней Греции, последовавший в Александрийский период. Творчество истощилось, и мне кажется, что это произошло из-за отсутствия осознания или какого-либо понимания роли собственной активности субъекта в математике. Начало осознания вклада субъекта в математику пришло в XVII в. вместе с развитием алгебры. До этого времени некоторые разработки в области алгебры были сделаны арабами, но в европейской традиции ею занимались Виет и Декарт. Еще один пример дает нам Декарт, который намечал операции таким образом, чтобы вывести общее утверждение, соединяющее в себе свойства, присущие и геометрии, и алгебре. Наконец, Ньютон обобщил операции над бесконечными величинами созданием их исчисления. Таким образом, приведенные примеры демонстрируют, как постепенно происходило осознание операций, уже применяемых в математике. Но в те времена математики еще не осознавали структур. Для них каждая операция была продуктом свободной воли математика. Они еще не осознавали, что математические операции связаны в структурные группы. Поэтому началом третьего важного периода в истории математики надо считать открытие групп, сделанное в XIX в. Галуа. Это открытие затем проникло во все области математики, а в XX в. достигло своего расцвета применительно к различным структурам, например таким, как структуры группы, решеток и др. Все три обозначенных этапа очень интересны; все они связаны с творчеством. Но первый из них, игнорировавший роль самого математика в создании математики, очевидно, оказался бесплодным, привел к самовыхолащиванию. Второй период ознаменовался открытием роли субъекта в операциях, третий – объединением операций в структуры. Каждое продвижение науки вперед было связано с прогрессом в рефлексии (т.е. в рефлексивной абстракции), достигнутым на предыдущей стадии. Приведу еще один пример из области детской психологии. Вам, возможно, известны эксперименты на сохранение, которые проводились в Женеве: ребенку предлагаются два равных количества жидкости, например, воды; затем вода из одного из сосудов переливается в другой, отличный по форме. Обычно дети думают, что в новом сосуде воды стало больше только потому, что ее уровень там выше. Таким образом, с точки зрения ребенка, равенства воды, которое было до переливания, больше не существует. Аналогичным образом изменение формы одной из двух пластилиновых колбасок приводит детей в возрасте 4-6 лет к мысли, что в раскатанной колбаске глины больше, так как она длиннее. Но детям 7–8 лет эти вопросы не кажутся трудными, они даже посчитают вас глупым, если вы их об этом спросите. Но как происходит открытие сохранения количества? Многие ученые во всем мире повторяли эти эксперименты, и пришли к разным объяснениям. Брунер видит здесь некий вид обобщения идентичности кусочка пластилина или массы жидкости. Советские психологи рассматривают это как результат опыта. Я снова проанализировал эксперименты на сохранение с точки зрения рефлексивной абстракции и думаю, что они дают нам хороший пример. В сохранении, скажем, пластилина всегда присутствует момент позитивного изменения, т.е., раскатывая колбаску, вы увеличиваете ее длину, но уменьшаете толщину, так что количество пластилина не меняется. Пластилин перераспределяется: то, что прибавилось на концах колбаски перешло туда из ее середины. Однако ребенок, не понимающий сохранения, обращает внимание только на увеличение длины. Он видит, что колбаска стала длиннее, совершенно упуская при этом, что в другом месте пластилина стало меньше. Он совершенно не осознает действие преобразования как нечто целое. Так что когда он открывает для себя принцип сохранения количества, он открывает целостный характер всего действия и начинает понимать: то, что прибавилось на концах колбаски, – это тот самый пластилин, который «исчез» из ее середины. Он начинает сознавать это, он рефлексирует действие в целом. И когда он уже может связать все воедино и увидеть, что прибавление происходит одновременно с убыванием, – вот тогда он и приходит к пониманию сохранения. Дамы и господа! Мое сообщение, по-видимому, затянулось, и следует подвести итоги. Я привел множество примеров из детства, поскольку это наиболее креативный период в жизни человека. Например, сенсомоторный период (период до развития речи) невероятно богат на открытия и изобретения. Я также привел несколько примеров из области математики. Их можно было бы взять и из физики (например, из области построения физических моделей). Мне хотелось бы закончить словами физика, который работал с нами в Женеве: он проводил эксперименты с детьми, исследуя их мышление в области физики. Его слова касались того, что отличает творческого физика от заурядного: талантливому учёному, несмотря на все его знания, удается сохранить в себе некоторые детские черты – любопытство и непосредственность, готовность к открытиям, черты, которые характерны для большинства детей, пока их не испортит взрослое общество. АФФЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И КОГНИТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ [50] [1970]
|