Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Врожденность и приобретениеПриступая к этому большому вопросу, мы должны иметь в виду, что только исследование психологического формирования поведения позволяет судить о возможной врожденности некоторых его элементов и о том, что... приобретается путем опыта или социального влияния. Часто утверждали, например, что у ребенка существует «инстинкт подражания». Между тем изучение формирования подражания у детей в возрасте от 4–6 до 18–24 месяцев позволяет, наоборот, проследить шаг за шагом тот процесс обучения, который включает в себя подражание, и выяснить связи между этим обучением и развивающимся сенсомоторным интеллектом. Особенно обращают на себя внимание «ошибки» подражания, очень знаменательные в этом отношении. Один из моих детей, наблюдая, как человек открывает и закрывает глаза, начал в ответ открывать и закрывать рот. Следовательно, «техника» подражания нисколько не является врожденной [Piaget, 1945]. Впрочем, обращение к врожденности никогда не решает проблем, а просто отсылает их к биологии, и, поскольку основной вопрос о наследовании приобретенного окончательно не решен, можно всегда предположить, что в происхождении врожденного механизма действуют факторы приобретения под влиянием среды. Мы всегда думали, что невозможно объяснить врожденное сенсорномоторное поведение без этой гипотезы наследования приобретенного. Это правдоподобно, в частности, в отношении рефлексов (безусловных), которые являются исходной точкой наиболее важных сенсорномоторных реакций в первые годы жизни, включая и сенсорномоторный интеллект [Piaget, 1948]. Чтобы составить свое мнение по этому существенному вопросу, мы некоторое время тому назад (после изучения зоологии моллюсков, но еще до работы над психологией ребенка) проанализировали прекрасный случай сенсорномоторного приспособления у Limnaea stagnalis ( случай, который, вопреки видимости, близко касается психологии развития!). Limnaea stagnalis является пресноводным моллюском, который имеет удлиненную форму, обитая в болотах, но в больших озерах с плоскими, каменистыми берегами принимает, наоборот, сжатую шаровидную форму вследствие движений, проделываемых им во время роста при сопротивлении волнению воды (сокращение колюмеллярного мускула, который прикреплен к витку, и рефлекторное увеличение отверстия при соприкосновении ножной подошвы с камнями). Изучая наследственность у этих сжатых озерных моллюсков, помещенных в аквариум (путем разведения по чистым линиям, скрещивания с другими породами и т.д.), мы могли констатировать, что эта форма – не простой фенотип, но вполне наследственная, с устойчивостью, проконтролированной в течение 6–7 поколений [Piaget, 1929, 1929а]. Мутационисты мне, естественно, ответили, что в этом случае имела место случайная мутация, которая сохранилась в озерах, но была исключена по какой-либо причине в болотных водах. Интерес этого случая заключается единственно в том, что если удлиненная форма не может жить в озерах с каменистым дном, подверженных волнению, то сжатая форма может жить в любом месте, и мы переселили ее 27 лет тому назад в болото, где ее потомки продолжают процветать, сохраняя озерную форму. Очень трудно, следовательно, объяснить случайностью образование этой формы, приспособленной к движениям воды и наблюдающейся только на наиболее открытых берегах больших озер. Мы не видим иной возможности объяснения этого примера, чем признание вмешательства некоторого воздействия среды на наследственный рефлекторный механизм и морфогенезис. Возвращаясь к ребенку, необходимо отметить следующее: если бы мы были вынуждены признать наличие некоторых «врожденных элементов», например в восприяти пространства (это не исключено; хотя и не доказано в отношении 3 измерений, поскольку нам не удается вообразить себе, а мы можем только «понять» 4-х или n -мерное пространство), то оставалось бы узнать, идет ли речь о наследственности эндогенного происхождения или о наследственности, идущей от приобретенного предками в зависимости от их среды и опыта. Эта двойная возможность относится, в частности, к фактору, значение которого в известной мере преувеличено в психологии ребенка, хотя он и играет неоспоримую роль, а именно к созреванию нервной системы, на котором А.Гезелл основал все свои работы и А.Валлон – часть своих. В дополнение к тому, что мы только что напомнили о наследовании приобретенного, напрашиваются еще два замечания. Первое из них заключается в том, что созревание, несомненно, никогда не бывает независимым от некоторого функционального упражнения, в котором опыт играет свою роль. Например, после исследований Турнэй общепризнанно, что координация между зрением и схватыванием осуществляется к 4,5 месяцам (миэлинизация пирамидального пучка). Между тем у троих моих детей (родившихся в срок) – три признака этой координации (схватить объект в пределах поля зрения, поднести к глазам схваченный вне поля зрения объект и повернуть голову к руке, которая находится также вне поля зрения) проявились у одного ребенка в 6 месяцев, у другого – в 4,5 месяца и у третьего – в 3 месяца без заметной разницы в их умственном развитии [Piaget, 1948]. Однако первый ребенок подвергался малому количеству опытов, в то время как с третьим я проделал, начиная с 2 месяцев, серию опытов на подражание движениям руки! Следовательно, упражнение, по-видимому, играет роль в ускорении или запаздывании некоторых форм созревания. Второе замечание заключается в следующем: созревание нервной системы открывает ряд возможностей (а несозревание влечет за собой ряд невозможностей), но эти возможности не актуализируются до тех пор, пока условия материального опыта или социального взаимодействия не приведут к этой актуализации. Можно, например, спросить себя, являются ли логические операции у ребенка врожденными (более чем тридцатилетнее изучение данного вопроса привело нас к мнению, что это очень мало вероятно!). В качестве одного из доводов в пользу признания этой врожденности можно было бы указать на то, что нервные связи сами по себе представляют некоторую изоморфную структуру, подобную логической структуре: нейрофизиологический закон «все или ничего» действительно можно выразить посредством бинарной, арифметики (1 и 0), изоморфной алгебре Буля. Кроме того, Маккаллок в сотрудничестве с Питтсом показал, что нейронные связи принимают форму различных операций «логики высказываний» (дизъюнкции, конъюнкции, отрицания и т.д.). Но, охотно допуская, что эти факты образуют необходимое условие формирования логики, мы не думаем, однако, что они являются достаточным его условием, так как логические структуры создаются лишь постепенно – в ходе развития ребенка и в связи с овладением речью, а также главным образом социальным общением. Нервная система и ее созревание (миэлогенез и особенно цитодендрогенез) ограничиваются тем, что открывают некоторое поле возможностей, внутри которого актуализируется некоторое число актов поведения (и, конечно, довольно малое по отношению к общему числу открытых возможностей); но эта актуализация предполагает известные условия физического опыта (манипуляция с предметами и т.д., что существенно также для логики) и известные социальные условия (регулярный обмен сведениями, взаимный контроль и т.д.). В этом и состоят различные условия, которые определяют завершение того, что созревание делает только возможным. <...> ЛИТЕРАТУРА Piaget J. L'adaptation de la Limnaea stagnalis aux milieux lacustres de la Suisse romande.// Revue suisse de Zoologie. 1929. T. 36. P. 263–531. Piaget J. Les races laeustres de la «Limnaea stagnalis» L.: Recherches sur les rapports de l'adaptation héréditaire avec le milieu. Bulletin biologique de France et de Belgique. 1929a. T. LXIII. P. 429-455. Piaget J. La formation du symbole chez I'enfant (imitation, jeu et rêve, image et représentation). Neuchâtel; Paris. 1945. Piaget J. La naissance de l’intelligence chez l’enfant. Neuchâtel; Paris. 1948,2 ed. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ [39] [1977]
|