Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восприятия
Благодаря зрению человек дистан-ционно воспринимает окружающий мир во всем многообразии действительных форм его объектов с их цветом, светом и тенями, блеском и отражениями, расположенных на различных удале-ниях, во взаимном движении и обяза-тельно на каком-либо фоне. Живое созерцание этого разнооб-разия жизненных проявлений наблюда-емых объектов, т.е., их наблюдение с интересом и осмыслением увиденного приводит не только к постижению их природы, но и к раскрытию природы самого видения. Основной особенностью зрительно-го восприятия является иллюзорность или кажимость возникающего зритель-
Аллегории дней недели:
ного образа, так как его характерные свойства противоречат здравому смыс- лу. И действительно, одинаковые фи-гуры, ритмично расположенные в про-странстве, воспринимаются неодинако--выми, уменьшающимися по мере их удаления от зрителя; параллельные прямые воспринимаются непараллель-ными, а непараллельные порой могут казаться параллельными; окружности выглядят эллипсами, параболами, ги-перболами и даже прямыми линиями и т.д. Такие свойства зрительного вос-приятия называют перспективными со-кращениями, а понятие перспективы имеет смысл зрительного феномена, закономерной зрительной иллюзии дей- ствительности. Таким образом, предметный мир по первому впечатлению воспринимается перспективно и, поскольку восприятие каждого человека субъективно и инди-видуально, то, казалось бы, перспекти-вность его восприятия носит чисто су-бъективный характер. Но в основе пер-спективного зрительного образа лежит проекция наблюдаемого объекта на сферические сетчатые оболочки глаз человека, которые, являясь продуктом природы, объективны и у всех людей одинаково устроены. Благодаря этому сущестует одинаковость закономернос-тей перспективного видения, позволя--ющая разным людям понимать друг друга в суждениях об увиденном и при-дающая самой перспективности объек-тивный характер. Таким образом, перс-пективность зрительного восприятия диалектически сочетает в себе субъек-тивное и объективное содержание. Давая «пищу» для размышлений, глаза в процессе зрительного восприя-тия согласованно работают с мозгом. Биологическая система «глаза – мозг» есть единая материальная основа для высшей формы движения материи – че-ловеческого мышления. Человек видит зрительным участком мозга через пос-редство глаз, а точнее, через посред-ство того характера возбуждения нерв-ных окончаний на сетчатых оболочках глаз, который определяется характе-ром лучей, отраженных от объекта и проходящих через все преломляющие среды внутри глаз. Это обстоятельство определяет та- кое фундаментальное свойство зрите-льного восприятия, как его предметно- сть, благодаря которому человек при восприятии отображает не процессы, происходящие в его нервной системе, а сам предмет, данный ему в ощущениях и познании [ 32, c. 94]. Формируя зрительный образ объек-та, мозг соответствующим образом кор-ректирует его сетчаточный образ, из-влекая информацию для этой корректи-ровки из «запасов памяти» и всего предшествующего опыта жизни. Эти «запасы памяти» являются ни чем иным, как полученным в результате ак-тивной человеческой деятельности опытом, который позволяет с извест-ным приближением правильно воспри-нимать объективный мир. Он включает всю совокупную практическую деятель-ность, которая позволяет корректиро- вать представления человека о внеш-нем мире, коррелировать эти предста-вления со зрительным восприятием и создавать в конце концов адекватный зрительный образ окружающего чело-века объективного мира с нужной сте-пенью подробности и точности [ 35, c.43, 44]. И действительно, восприни-мая видимые фасады здания как тра-пеции с различными по величине и фо-рме оконными проёмами, мы по опыту знаем, что фасады прямоугольны, а все окна одинаковы. Поэтому такими они и представляются. Каждый человек от природы наде-лён способностью свободно ориентиро-ваться в пространстве, различать по-ложения «сверху», «снизу», «справа», «слева», «сзади» и «спереди», «вбли--зи» и «вдали», формирующие восприя-тие глубины пространства и простран-ственное воображение. Каждый чело-век обладает «внутренним взором», благодаря которому он зримо воспри-нимает все события, описанные в лите-ратурном произведении без иллюстра-ций или может представить конструк-цию объекта или вещи по их описанию. Восприятие пространства ---это восприятие расстояний, на которые объекты удалены от нас и один от дру-гого, их положения, величины, контура и формы. Процесс восприятия осущест-вляется благодаря измерительной под- вижности глаз, направление взгляда ко-
торых «ощупывает» объекты. При этом глаза «вымеряют углы», работая в по- лярной системе координат [ 30 ]. Восприятие глубины пространст-ва, т.е., пространственности располо-жения в нём рассматриваемых объек-тов, происходит благодаря констатации сознанием следующих её нижеперечис-ленных признаков: перекрытия, т.е., заслонения дале-ких объектов более близкими; уменьшения видимых размеров одинаковых по величине объектов по мере их удаления от зрителя (прямой перспективности восприяти я); неизменяемости видимых разме-ров объектов, находящихся недалеко от зрителя [37, c.89] (аксонометричности восприятия); лёгкого увеличения, по мере уда-ления, видимых размеров одинаковых элементов объектов, соизмеримых с че-ловеком и находящихся в непосредст-венной близости от него (обратной перспективности); смягчения деталей и контурности более удалённых объектов за счёт от-носительной прозрачности толщи воз-духа между зрителем и этими объ-ектами (воздушной перспективности); кажущейся приближённости более удаленных элементов к горизонту; кажущейся уплощённости прост-ранственных объектов дальних планов; реальности светотеневых отноше-ний на освещённых солнцем архитек-турных объектах, раскрывающей плас-тику их поверхностей и, в некоторой степени, их объёмно-планировочную структуру. Все эти признаки глубины в полной мере воспринимаются бинокулярным зрением. Если человек теряет один глаз, то, воспринимая эти же признаки монокулярно, он для правильной оцен-ки глубины пространства привлекает на помощь жизненный опыт видения дву-мя глазами. Если такого опыта нет, че-ловек ошибается в оценке глубины про-странства, так как у него нет естествен-ного стереобазиса – межзрачкового расстояния и поэтому невозможны кон-вергенция (поворот оптических осей глаз в направлении рассматриваемого объекта) и диспаратность,- неодина-ковость зрительных образов левого и правого глаза, благодаря которой глу-бина пространства оценивается прави-льно. Сетчаточный образ как первичная проекция внешнего мира на сетчатую оболочку глаза по законам центрально-го проецирования даёт явно искажен-ную картину [35, c.46] – проекции близких объектов получаются слишком большими, а далёких – слишком малы-ми, даже если эти объекты одинаковы. Сильное преувеличение проекций близких объектов чревато неправиль-ностью оценки человеком их действи-тельных величин и, во избежание этого, мозг, формируя их зрительные образы, соответственно корректирует эти пре-увеличения. Для обеспечения адекват-ности зрительного образа объекта са-мому объекту мозг на основе накоп-ленного и генетически закреплённого опыта выработал два механизма такого корректирования, получивших в психо-логии зрительного восприятия названия механизмов константности восприя-тия величины и формы. Механизм константности восприя-тия величины компенсирует уменьше-ние видимой величины одинаковых элементов объекта по мере их удале-ния от наблюдателя, увеличивает види-мые размеры удалённых объектов и уменьшает видимые размеры близких, например, ладони, поднесенной к лицу. В то же время зрению свойственна не-дооценка абсолютных значений воспри-нимаемых размеров. Почти без иска-жения воспринимает зрение прямоли-нейность и параллельность отрезков, прямые углы, геометрическое подобие и конгруэнтность элементов. Действие механизма константности восприятия формы сказывается в том, что человеку, заранее знающему истин-ную форму наблюдаемых объектов, круглые формы кажутся не столь элли-птическими, как их проекции на сет-чатых оболочках глаз, углы между сто-ронами квадрата воспринимаются бли-же к 90°, чем углы между их сетча-точными проекциями и т. д. Это осо-бенно заметно, когда один фасад зда-ния воспринимается в сильном ракурсе, а второй – почти фронтально.Проекция второго фасада на сетчатой оболочке глаза является трапецией, но, в силу Рис.4.4. МонументІІІ Интернационалу (макет), 1920 Россия. Арх.. В.Е.Татлин
Рис.4.5. Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке. 1944 – 1960 г. Архитектор Ф. Л. Райт Рисунок Ю.С.Лебедева
Рис.4.6. Ритмические структуры в построении картины Худ. В.Вазарелли константности восприятия его формы он воспринимается прямоугольным. Эффективность механизма конста-нтности восприятия формы тем силь-ней, чем лучше известна форма наблю-даемых объектов, и его действие рас-пространяется на небольшие рассто-яния от наблюдателя. Все архитектурные объекты непод-вижны, но, являясь творением ума и рук человеческих, лучшие из них своей не-подвижностью выражают движение, и, как «застывшая музыка», молчаливо звучат, ибо «в движении жизнь архитек-туры, её звучание» [ 39, c.4]. Если предположить, что неподвиж-но стоящий человек смотрит на здание неподвижным взглядом, то можно пред-ставить, что их связывают две зритель-ные пирамиды, ребра-лучи которых проходят через точки здания и, пересе- каясь в вершинах – хрусталиках глаз, высекают на поверхностях сетчатых оболочек два различных перспективных отпечатка. Эта ситуация похожа на фо-тографирование и такой процесс вос-приятия носит пассивный характер. К тому же человек отчетливо видит не всё здание, а только его небольшой фрагмент, который проецируется зри-тельным конусом чёткого видения с углом при вершине порядка 7°[39,c.129] на центральную часть сетчатки вокруг желтого пятна, в центральную ямку которого «упирается» ось этого конуса – главный луч зрения или направление взгляда. За пределами центральной части сетчатка менее чувствительна и даёт расплывчатый образ восприятия. Но человеку нужно осмотреть всё здание и он начинает переводить взгляд с одного фрагмента на другой, задерживая его на «точках заинтересо-ванности» [ 39, c.190], обегает взглядом его силуэт или контур видимости, фик-сирует внимание на опорных узлах, -- акцентированном входе в здание, си-льно выраженной оси, характерных изменениях силуэта, игре света и све-тотеневых отношений, отражениях и др. Другими словами, взгляд становит-ся подвижным и восприятие приобре-тает характер живого, познавательного процесса взаимодействия человека и здания. Если к подвижности взгляда доба- вить подвижность головы и самого че- ловека, то совокупность всех движений определит совокупную подвижность-де-формацию сетчаточных изображений, формирующую динамизм зрительного восприятия. Постижение архитектуры в движе-нии посредством непрестанно изменяю-щихся перспективных зрительных обра-зов, является процессом, протекаю-щим во времени, и поэтому время счи-тается четвертым измерением архитек-туры. Date: 2015-07-23; view: 292; Нарушение авторских прав |