Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Восприятий
Реальное пространство и реальное время, вступая во взаимодействие с по-знающим их сознанием, переживаются им и, окрашиваясь его субъективной ин-дивидуальностью, а также в силу пред-метности восприятия преобразуются в «переживаемой пространство» и в «пе-реживаемое время» [ 29, c.78]. Результатом взаимодействия реа-льного пространства и сознания явля-ется локализованное в сознании гипо-тетические пространства различных во-сприятий. Так, можно говорить о «зри-тельном» или «визуальном» простран-стве, в котором экстенсивно сосущест-вуют зрительные ощущения, «акусти-ческом» пространстве звуковых ощуще-ний, «тактильном» пространстве осяза-ния (например, водительское чувство пространственных габаритов управляе-мого транспортного средства) и т.д. Процесс чувственного восприятия интегрален и поэтому пространства разных восприятий можно считать под-пространствами единого перцептуаль- ного пространства, формируемого экс-тенсивным порядком сосуществования любых ощущений [ 40, c.67], создающих в совокупности целостные образы вос-принимаемых объектов и явлений. Име-ются ввиду непосредственные ощу-щения, а также связанные с воспоми-наниями, работой воображения или с любым другим актом сознания. Все ощущения и восприятия инди- видуума локализованы в его личном перцептуальном пространстве, которое осит индивидуальный и субъективный характер.
Рис.4.7. Восприятие церкви Успения в Кандопогев зимнюю пору
Если различные ощущения, систе- мно заполняющие перцептуальное про- странство, являются субъективными образами объективного мира, то это оз-начает, что, с одной стороны, чувст-венный образ объекта не тождестве-нен самому объекту и не совпадает с ним полностью, а с другой стороны,-это не отвлеченный процесс, а отражение реально существующих объектов в соз-нании человека. Перцептуальное пространство как система взаимосвязанных ощущений отражает реальное пространство как систему реальных объектов, взаимо-связанных реальными пространствен-ными отношениями. П.П.Чистяков считал, что предметы существуют и кажутся [ 56, c.327]. И действительно, они существуют в реа-льном пространстве, а кажутся в пер-цептуальном. Являясь системой взамосвязанных ощущений от восприятия тех или иных объектов, перцептуальное пространст-во своими структурными особенностя-ми отражает соответствующие структу-рные особенности пространства этих объектов. Всякое пространство имеет свою геометрию, т.е., науку, аксиоматически описывающую геометрические свойст-ва его объектов. Если реальное прост-ранство архитектурного объекта явля-ется достоверно эвклидовым, то вопрос об эвклидовости перцептуального и, в частности, зрительного или визуального пространства остаётся пока открытым. И действительно, если кажимость зри-тельного образа объекта реального пространства принять за объективное свойство объектов перцептуального пространства, то в геометрии послед-него не обнаружатся такие важные от-ношения между его элементами, как конгруэнтность и параллельность, ибо одинаковое зрительно воспринимается разным, а параллельное – непаралле-льным, сходящимся. В частности, па-раллельные прямые одного направ-ления кажутся сходящимися в одной точке схода, а параллельные плоско-сти – по одной прямой линии схода. Если такие плоскости горизонтальны, то они сходятся по линии горизонта, на которой располагаются точки схода горизонтальных параллельных прямих различных направлений, лежащих в этих плоскостях. Линия горизонта отличается от ос-тальных линий визуального пространст-ва тем, что она практически недости-жима, так как бесконечно удалена. Но, являясь элементом, общим для множе-ства параллельных и горизонтальных плоскостей, она, тем самым, как бы присоединяется ко всем остальным, ко-нечно расположенным прямым этих плоскостей, и потому становится равно-правной с ними. Так же точка схода па-раллельных прямых визуального про-странства равноправна со всеми оста-льными их точками. Параллельные прямые и плоскости, кроме горизонтального, могут прини-мать вертикальные и наклонные поло-жения разных направлений, и по каж-дому из них имеют свои точки и линии схода, расположенные на одной, бес-конечно удалённой или несобственной, плоскости и поэтому также являющиеся несобственными. Парадоксальным свойством визуа-льного пространства, формируемого процессом зрительного восприятия объектов реального пространства, яв-ляется то, что в нем из точки зрения мо-жно увидеть точки, удалённые в беско-нечность, и не увидеть точек, располо-женных рядом с нею, но за пределами её поля зрения. Характерной особенностью зрите-льного восприятия линии горизонта яв-ляется то, что эта линия восприни-мается замкнутой. Несобственная пло-скость воспринимается как внутренняя сторона поверхности небесной сферы, экватором которой является линия го-ризонта, а центром – точка зрения. Эта особенность не противоречит, а под-тверждает и расширяет эвклидово представление о прямой и плоскости соответственно как об окружности и сфере бесконечно больших радиусов. Указанные особенности визуально-го пространства не дают оснований счи-тать его геометрию эвклидовой. По сви-детельству А.Грюнбаума, оптико-мате-матические исследования Ланебурга и Бланка (США) привели авторов к убеж- дению, что бинокулярное визуальное
Рис. 4.8. Графика восприятия зимнего леса Архитектор П.Р.Ниринберг
Рис. 4.9. Капелла Пацци во Флоренции. Архитектор Ф.Брунеллески. Выделение центральной части метрического ряда
пространство, вытекающее из психо- метрической координации характеризу- ется гиперболической геометрией Лоба- чевского [ 16,c.197]. Каждому знакомо «чувство» време-ни, определяемое последовательной сменой ощущений, переживаний, мыс-лей, которые сменяют друг друга не хаотически, а в определённом порядке, раньше или позже других. Такой поря-док ощущений называется интенсив-ным, он определяет понятие перцепту-ального времени, с которым связано «чувство» настоящего, прошлого и бу-дущего, служащего критерием сотнесе-ния событий в интенсивном порядке [ 40, c. 12]. Перцептуальное время (чувство времени) не всегда точно соответству-ет реальному времени, измеряемому с помощью часов. При некоторых состо-яниях нервной системы и организма во-зникает значительное расхождение ме-жду этими двумя видами времени. Оно может долго «тянуться», если человек с нетерпением ожидает какого-либо со-бытия, или «мгновенно пролетать», ес-ли он занят интересным делом. Однако, несмотря на эти ообенности, перцепту-альное и реальное время в основном соответствуют друг другу, так как поря-док смены ощущений отражает порядок смены реальных явлений. Наше перце-птуальное время несомненно является отражением реального времени [ 40, c.13]. Date: 2015-07-23; view: 282; Нарушение авторских прав |