Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Природа стимуляции ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Вначале термин стимуляция был определен как те виды и переменные физических энергий, на которые отзываются органы чувств индивида. Так как это слово использовалось в прошлом очень широко и разными авторами в разном смысле, то было бы хорошо детально разобрать это определение, даже рискуя повториться. 1. Стимуляция — это всегда энергия; ее не следует смешивать с объектами, которые являются источником энергии. Этот факт давно был признан для света и звука, но он в равной мере справедлив и для осязания. Стимулом для тактильного чувства служит не твердый объект, а кинетическая энергия, которая деформирует кожу, будь то движение объекта (пассив- ное касание) или движение воспринимающей части тела (активное ощупывание). Безусловно, деформация кожи однозначно свидетельствует о присутствии твердого объекта. Но то же имеет место и при определенной оптической текстуре светового потока, поступающего на глаз. Контакт с окружающими объектами в последнем случае не более мистичен, чем в предыдущем. 2. Стимуляцию не надо смешивать с возбуждением. Даже когда определенный вид кольцевого взаимодействия стирает грань между ними, все-таки стоит различать эти понятия, так как, говоря о стимуляции, мы двигаемся в нашем анализе назад к внешнему миру, а говоря о возбуждении — вперед к организму. 3. Стимуляция животного не одно и то же, что стимуляция клетки. Это, вероятно, явилось одним из главных источников путаницы. Нас интересует энергия, которая возбуждает мозаику клеток, а не та, которая возбуждает отдельную клетку; нас интересуют переменные пространственной и временной последовательности, а не переменные, отражающие постоянство амплитуды и частоты в данной точке рецепторной поверхности. 4. Важно понять, что пространственное распределение энергии дано в одной системе координат, в то время как пространственное распределение клеточных возбуждений — в другой системе координат. В случае, если рецепторная поверхность может совершать обследующие движения, как это делает глаз или рука, распределение возбуждений может быть сдвинуто или переставлено относительно стимульного распределения... Когда глаз сканирует объект, организация стимула остается неизменной, но порядок возбуждений совершенно иной. Тот факт, что это не имеет практически никакого значения для поведения и восприятия, казался загадочным сенсорным психологам. Возможно, это поймут психологи восприятия в будущем. Все модальности стимулов, а не только оптическая могут быть представлены в виде конфигураций и изменений. Стимульная энергия — это всегда некоторый ряд и всегда некоторый поток. Эти аспекты стимуляции признавались в отдельности (например, в понятиях пространственного и временного гештальта), но в сочетании друг с другом не рассматривались. Не вызывает сомнений, что изменение конфигурации является особой модальностью стимуляции. Математически это некоторое преобразование. Существуют особые классы или аспекты изменения конфигураций. Весьма вероятно, что ключ к пониманию зрительного, слухового и тактильного восприятия лежит в изучении таких преобразований. 5. Стимул не является копией воспринимаемого объекта и не репрезентирует воспринимаемое событие. Для восприятия необходимо лишь, чтобы стимул был специфичен для данного события или объекта. Эта ошибка особенно сильно укоренилась в теориях зрения. Ни световые лучи, проецируемые на глаз, ни сам так называемый сетчаточный образ не являются копиями объектов. Однако корелляты этих объектов существуют. Вызывает беспокойство очень распространенное утверждение, что сетчаточный образ является картиной. Оптические стимулы представляют собой картину на сетчатке ничуть не в большей степени, чем звуковые стимулы фонографическую запись в ухе. 6. Ясное понимание зрительных стимулов всегда вызывало особые трудности. Что это? Сетчаточный образ или сам объект? Может быть, это свет? Это пятна и точки образа или лучи света? Почему, если реально мы видим только свет (или цвет, или сетчаточный образ), нам кажется, что мы видим объекты? Согласно нашему подходу, все эти вопросы неправильны. Оптические стимулы могут быть проанализированы на нескольких уровнях абстракции, до возбуждения рецепторов. Во-первых, существует сетчаточный образ как таковой. Чаще это пара сетчаточных образов на двойной рецептивной поверхности. Во-вторых, существует конкретный пучок световых лучей, падающих на глаз в данном месте и в данный момент (или пара их, падающих на два глаза). В-третьих, существует бесчисленный ряд световых потоков, сходящихся в любой данной точке открытого пространства. Все они могут быть названы оптическим рядом, один из секторов которого выбирается глазом. В-четвертых, существует оптический ряд, проецируемый на движущуюся точку открытого пространства, который особенно важен для животных, способных передвигаться. И, наконец, в самом отвлеченном смысле существует суммарный поток света, многократно отраженного во всех направлениях освещенной среды. Свет и звук свободно распространяются в такой среде, как воздух, и могут быть уловлены в любой точке пространства, где случится быть глазу или уху. Такое наполнение среды является физической основой для контакта с объектами на расстоянии, осуществляемого зрением или слухом. Оптический ряд с его способностью проецироваться согласно законам проективной геометрии зависит от прямолинейного распространения света и является физической основой видения форм («паттернов»). Во многих отношениях это наиболее удобный уровень анализа зрительных стимулов. Сетчаточный образ, который обычно принимается за стимул, является просто последней стадией перед возбуждением рецепторов. На этой стадии стимулы уже преобразованы с помощью аккомодации, конвергенции и исследовательских движений глаз. Слишком догматический подход к сетчаточному образу как к стимулу позволил легко забыть, что последний является лишь эпизодом того процесса, с помощью которого зрительный аппарат исследует фокусируемые потоки света. Литература 1. Boring E.G. Visual perception as invariance. «Psychol. Rev.»,1952, 59, 141—147. 2. Boring E.G. The Gibsonian visual field. «Psychol. Rev.», 1952, 59, 246—247. 3. Brunswik E. Perception and the representative design of psychological experiments. Berkeley, Calif.: Univ. Calif. Press, 1956. 4. Gibson J. J. The perception of the visual world. Boston: Houghton Mifflin,1951. 5. Cibson J. J. The visual field and the visual world: a reply to Professor Boring. «Psychol. Rev.», 1952, 59, 149—195. 6. Cibson J. J. A theory of pictorial perception. Audio-Visual Communic. Rev., 1954, 1, 3—23. 7. Gibson J. J. and Gibson E. Perceptual learning: differentiation or enrichment? «Psychol. Rev.», 1955, 62, 32—41. 8. Gibson J. J., Purdy J., Lawrence L. A method of controlling stimulation for the study of space perceptiton: the optical tunnel. «J. exp. Psychol.», 1955, 50, 1—14. 9. Koffka K. Principles of Gestalt psychology. New York: Harcourt Brace, 1935. 10. Michotte A. La perception de la causailite. Louvain: Studia Psychologica, 1954. Date: 2015-07-23; view: 270; Нарушение авторских прав |