Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место сенсорного опыта в настоящей теории
Нельзя отрицать, что люди иногда имеют ощущения чисто-голубого цвета, кислого вкуса или ощущение чего-то сладкого. По крайней мере исследователей в психологических лабораториях можно склонить к тому, что у них есть такие впечатления, и можно выработать у них привычку описывать эти впечатления. Но это не значит, что данный тип опыта является первоосновой всего опыта. Феноменальный мир состоит не из цветов, звуков, прикосновений, вкусовых ощущений и запахов, как мы долгое время предполагали, а из таких свойств, как поверхность, край, наклон, выпуклость, вогнутость, подъем, падение, начало, конец, движение и изменение. Ощущения — случайные отголоски восприятия, а не причины его. Предполагавшиеся первичными атрибуты или данные сенсорного опыта являются продуктами интроспекции. Более того, они являются продуктом той предвзятой интроспекции, ко- торая рассчитывает найти их в основе каждого акта восприятия, т. е. точки зрения структурализма2. Опасность структурализма заключается в том, что был предложен и зафиксирован перечень неотъемлемых свойств и первичных качеств чувственного опыта. Когда же оказалось, что они соответствуют простым переменным стимуляции, которыми удобно манипулировать в психологическом эксперименте, этот перечень приобрел статус законченной теории. С тех пор у теоретиков наблюдается тенденция при описании чувственного опыта находить именно эти известные элементы и просматривать данные опыта, которые не поддаются такому анализу. Автор попытался показать в другом месте, что поток зрительных ощущений, т.е. вид нашего опыта, который можно назвать зрительным полем, не совпадает с опытом от видимого мира, и доказать, что последний ни в коей мере не зависит от первого [2, гл. 3]. Скорее дело обстоит наоборот. Хотя и существуют промежуточные варианты, представляется, что чем более тщательно пытается человек уловить мозаику цветов в зрительном поле, тем менее он воспринимает объекты внешнего мира и чем больше сосредоточен человек на наблюдении объектов, тем меньше замечает он мозаику цветов. И зрительное поле, и видимый мир — оба зависят от оптической стимуляции; просто последний является продуктом стимуляции другого порядка3. Таким образом, предложение состоит в том, чтобы отнести ощущение к категории необычных психологических фактов. Этот термин охватывает редкие, утонченные, а не основные категории нашего опыта... Date: 2015-07-23; view: 256; Нарушение авторских прав |