Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая гипотеза психофизического соответствия
Восприятие является функцией стимуляции. Это значит, что оно оказывается исключительно функцией стимуляции всякий раз, когда это допускается условиями стимуляции. В развернутой форме гипотеза звучит следующим образом: для каждого аспекта или свойства феноменального мира индивида, поддерживающего контакт с окружающей средой, как бы неуловимо это свойство ни было, существует переменная потока энергии, воздействующей на его рецепторы, как бы сложна эта переменная ни была, которой это феноменальное свойство оказалось бы соответствующим, если бы удалось организовать психофизический эксперимент. В такой форме гипотеза, вероятно, сразу же вызовет возражения. А как обстоит дело со значениями? Как быть с социальными объектами и с событиями или этическими свойствами? Как быть с субъективной окраской нашего феноменального мира? Прежде чем рассмотреть эти кажущиеся исключения, нужно внимательнее присмотреться к тому, что гипотеза утверждает и чего она не утверждает. Она скорее дает перспективу будущих экспериментальных результатов, чем обобщает существующие результаты. Она скорее предполагает разработку новой теории, чем завершение старой. 1. Теория не ставит себе целью объяснить все те виды феноменального опыта, которые достаточно широко названы перцептивными. Это теория о поддержании контакта с окружающей средой, а не о том, что бывает при отсутствии такого контакта. Ошибки, иллюзии, заблуждения, галлюцинации, неустойчивые впечатления, неадекватное восприятие вообще не! могут быть объяснены иначе, как естественные следствия гипотетических тезисов, которые еще не сформулированы. Это s не отрицает наличия таких видов опыта или их распространенность и важность. Некоторые виды опыта могут возникать в отсутствие какой-либо оформленной стимуляции, например, когда в полной тишине и темноте человек погружен в толстый слой ваты. Они могут иметь место и при наличии очень слабой, неопределенной или двусмысленной стимуляции. Такой феноменальный опыт не может быть функцией стимуляции; ясно, что он должен быть функцией чего-то еще. 2. Аналогично гипотеза не отрицает наличия фактов воспоминания, припоминания, представления или их важность. Этот вид феноменального опыта также не является функцией стиму- ляции, по крайней мере функцией того сорта, который можно проверить в психофизическом эксперименте. Он тоже должен быть функцией чего-то еще. Гипотеза лишь противоречит классическому утверждению, что память, точнее актуализация образов памяти, является существенной для адекватного восприятия. 3. Гипотеза исходит из нового понимания стимуляции как непрерывного потока энергии, в который погружен организм; вариации воздействий в этом потоке поддаются математическому анализу. Эти вариации образуют или реально действующие, или потенциально действующие стимулы. Предполагается также, что возможность для регистрации переменных все более высокого порядка не ограничена. В мире существует гораздо больше стимулов, чем те, на которые, по всей вероятности, когда-либо приходилось отвечать любому наблюдателю. Существуют переменные низкого порядка, которые известны экспериментаторам, но есть переменные и более высокого порядка, еще не выделенные экспериментально. Данная концепция пересматривает классическую точку зрения, которая противопоставляет бедность стимуляции, воздействующей на глаз или ухо, богатству зрительного или слухового феноменального опыта. Утверждается, что свет и звук, проходя через обычную земную среду и многократно отражаясь от нее, содержит больше тончайших носителей информации, чем может даже надеяться воспринять любой из ее обитателей. Как мы попытаемся показать ниже, в этой новой концепции нет ничего неправдоподобного или противоречащего законам физики. 4. Гипотеза не считает, что одной феноменальной переменной соответствует только одна переменная потока энергии. Две или более переменных могут обеспечить одно и то же качество феноменального опыта, как, например, при зрительном восприятии глубины или при кинестезиях, где переменных обычно много и они согласуются друг с другом. В этом случае одна изолированная переменная и комбинация нескольких переменных дают один и тот же эффект. Однако, когда в эксперименте предъявляется комбинация несогласующихся или противоречивых переменных, результат не может быть предсказан исходя лишь из характера стимуляции. Именно такими являются эксперименты с «конфликтными признаками». Однако в повседневной жизни стимулы согласованы друг с другом в соответствии с принципом избыточной стимуляции. Этот принцип сводится к тому, что множественность стимуляции дает многократную гарантию правильности восприятия. 5. Гипотеза не отрицает, что сенсорные аппараты, свойственные данному виду или индивиду, определяют тип восприятия, который им доступен. Наоборот, рецепторы и вспомогательные механизмы определяют модалность и переменные стимуляции, на которые индивид может отвечать, или, вернее, они ограничивают круг переменных, на которые он может научиться отвечать. Эти механизмы заслуживают, однако, большего внимания, чем то, которое уделялось им физиологами рецепции или конструкторами приборов. Очень наивно, например, считать, что восприятие должно быть умственным актом, потому что глаз — плохой оптический прибор, а мы тем не менее видим хорошо. Глаз не следует сравнивать с оптическим прибором. 6. Гипотеза не отрицает, что восприятие зависит от внимания или «установки» индивида, что бы ни подразумевалось под этими понятиями. В один и тот же момент времени индивид не отвечает на многие переменные стимуляции, и в различные моменты он отвечает на различные переменные. Как осознание, так и поведение в высшей степени избирательны. Потенциальные стимулы становятся действующими стимулами, когда индивид реагирует на них или воспринимает их. Следовательно, феноменальный мир одного индивида может существенно отличаться от феноменального мира другого индивида, находящегося в той же среде, и он может оказаться неодинаковым у одного и того же индивида в двух разных случаях. Внимание предположительно связано с мотивом, интересом или процессом деятельности. Гипотеза только утверждает, что поток энергии для двух индивидов, находящихся в идентичных ситуациях, является одним и тем же и что, следовательно, любое различие в их восприятии есть различие в том, на что реагирует каждый индивид. 7. Гипотеза не отрицает, что восприятие включает научение, и не утверждает, что восприятие является врожденным. Стимулы, функцией которых является восприятие, несомненно, меняются с опытом, т.е. после повторных встреч с ними. Прежде недейственная стимуляция становится действенной; индивид может отвечать на переменные, на которые прежде не отвечал. Все большее число переменных стимульного потока и переменных более высокого порядка начинает различаться им. Феноменальный мир начинает содержать в себе больше различных объектов и больше различий между объектами, чем раньше. Он становится более дифференцированным и вместе с тем более осмысленным. Такие же изменения, как при повторении и упражнении, наблюдаются в восприятии по мере роста и созревания сенсорного органа и нервной системы. Что действительно предполагает гипотеза, так это то, что восприятие включает в себя научение совсем другого типа, чем это считалось в прошлом. Она предполагает, что за научением стоят не ассоциации, а различение. Феноменальный мир является результатом селекции, абстрагирования и дифференцирования повторяющейся стимуляции, а не строится, дополняется, конструируется из нее. Подобным же образом он включает в себя научение и поведение, но то научение, которое здесь имеется в виду, состоит в усилении контакта с окружающей средой. Это — появление новых стимулов и ответов, имеющих более высокий порядок, чем старые стимулы и ответы, а не присоединение новых стимулов к старым ответам или старых стимулов к новым ответам. 8. Последние три пункта можно обобщить, сказав, что животное или человек может не отреагировать на некую переменную в окружающем его мире энергии по одной из нескольких причин. Во-первых, потому, что вид, к которому он принадлежит, не обладает необходимыми нервными механизмами, или потому, что его собственные механизмы нарушены где-то на пути от сенсорного органа к мозгу. Во-вторых, потому, что его нервный аппарат недостаточно созрел, чтобы оказаться чувствительным к данной переменной, или, если это взрослый, потому, что его не научили выделять данную переменную. Наконец, он может не отреагировать просто потому, что в этот момент отвечает на какую-то другую энергетическую переменную. Узнать, оснащен ли индивид для выделения данного стимула, или он может быть обучен этому выделению, или у него можно создать установку на выделение этого стимула, можно с помощью эксперимента. Если реакции различения могут быть получены только путем речевой инструкции субъекта, мы называем это психофизическим экспериментом. Если реакции различения могут быть получены только в результате ассоциации с поощрением или наказанием, мы называем это экспериментом на научение; однако в этом случае мы не знаем, какая часть научения относится к собственно различению, а какая — к ассоциации. Если реакции различения не могут быть выработаны даже после такой длительной тренировки, напрашивается вывод, что индивид не имеет необходимого физиологического аппарата. Date: 2015-07-23; view: 262; Нарушение авторских прав |