Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие основы техники прыжков
Каждый прыжок представляет собой многофазный процесс, в котором предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую. Принято различать четыре фазы прыжка: разбег, толчок, полет и приземление. В опорном прыжке большое значение имеет еще и толчок руками, делящий фазу полета на две части. От толчка руками зависит выполнение заданной формы прыжка, а также и изменение траектории полета гимнаста.В простых прыжках длина и высота траектории полета общего центра тяжести тела прыгуна находится в прямой зависимости от горизонтальной скорости, развиваемой им при разбеге, и вертикальной скорости, развиваемой при толчке одной или двумя ногами. В опорных прыжках длина и высота этой траектории зависит еще и от вертикальной скорости, развиваемой при толчке руками. Все прыжки в гимнастике делятся на.две большие группы: неопорные, или простые, и опорные. К первой группе относятся прыжки, выполняемые без опоры руками о снаряд. К ним относятся: 1) прыжки в высоту с места или с разбега; 2) прыжки в длину с места или с разбега; 3) прыжки в глубину (с подвесной площадки или с гимнастического снаряда); 4) прыжки с трамплина; 5) прыжки через короткую и длинную скакалки. Опорные прыжки — исторически сформировавшийся вид физических упражнений, который заключается в преодолении с разбега специализированного препятствия (гимнастического снаряда) заранее заданным способом с использованием промежуточной опоры руками. Выполняются они через снаряд (козел, конь, плинт), поставленный в ширину или длину. По способам выполнения опорные прыжки бывают прямые и боковые. 29. Характеристика акробатических упражнений Акробатические упражнения являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе занятий акробатикой укрепляется здоровье, развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость, воспитываются личностные свойства: сознательное и активное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллекти-1визма, уверенность в своих силах и др. 293
Акробатические прыжки состоят из различных переворотов и сальто с вращениями вперед, в сторону и назад. Прыжки являются основным средством всех видов акробатики. Парные упражнения подразделяются на мужские, женские и смешанные. Они отличаются насыщенностью силовыми и вольтижными упражнениями, стойками, поддержками и равновесиями, элементами, требующими хорошей гибкости, пластики, хореографии. Групповые упражнения состоят из упражнений для женщин (тройки) и для мужчин (четверки). Эта группа упражнений включает акробатические прыжки, упражнения на гибкость и равновесие, разнообразные пирамиды и вольтиж, балансирование и элементы хореографии. В этих видах акробатики выделяются вращательные, балансовые и бросковые упражнения. Вращательные упражнения характеризуются частичным, полным и многократным переворачиванием гимнаста через голову вперед, назад, в сторону. Они выполняются в группировке, согнувшись, прогнувшись, с места, с разбега и прыжком. Выделяются следующие группы этих упражнений: перекаты, кувырки, перевороты, полуперевороты и сальто. Балансовые упражнения характеризуются сохранением собственного равновесия и уравновешиванием одного или нескольких партнеров. Из этой группы в гимнастике используются одиночные и парные упражнения. В одиночных упражнениях выделяются четыре подгруппы: шпагаты, мосты, равновесия, стойки. В парных упражнениях применяются различные виды поддержек (рис. 233), их освоение начинается с изучения основных хватов руками (рис. 234). Бросковые упражнения связаны с подбрасыванием и ловлей со-упражняющихся с захватом за голень, бедро, кисти, стопу и т. п., с приземлением на дорожку или на плечи партнера. В бросковых движениях выделяются: бросок и ловля одного партнера другим, одного партнера несколькими соупражняющимися, с неполным вращением, с полным вращением, пируэты, соскоки. Акробатические упражнения выполняют на специальных акробатических дорожках или гимнастических матах. Ими можно заниматься не только в специализированных залах, но и на открытых площадках. Большое разнообразие акробатических упражнений, высокая эмоциональность, минимальная потребность в специальном оборудовании делают их доступными для занятий с различным контингентом занимающихся и предоставляют педагогу широкие возможности для разностороннего воздействия на занимающихся. В настоящее время без хорошей акробатической подготовки невозможно достичь высоких результатов как в спортивной, так и художественной гимнастике. Акробатические упражнения в основном определяют трудность вольных упражнений. Кроме того, двигательные навыки и способности, развиваемые при выполнении акробатических упражнений, оказывают большую помощь в освоении упражнений других видов многоборья, а также в формировании навыков самостраховки. Акробатические упражнения находят все большее применение в основной и прикладных видах гимнастики (профессионально-прикладной, военно-прикладной, спортивно-прикладной). Они используются в подготовке летчиков, моряков, космонавтов, в занятиях с представителями актерской профессии и во многихвидах спорта (прыжки на лыжах и в воду, легкая атлетика, спортивные игры, фигурное катание и фигурное плавание, фристайл, прыжки на батуте, виды борьбы, водные лыжи, слалом и др.). Акробатика — важное средство пропаганды спорта. Акробатические упражнения необычайно зрелищны. Их используют в показательных выступлениях на спортивных праздниках в летних лагерях отдыха, на стадионах, включают в театрализованные представления. Акробатические упражнения, в основном вращательные и балансовые, входят в «Комплексную программу физического воспитания учащихся I —IX классов общеобразовательных школ», в программы по физвоспитанию средних и высших гражданских и военных специальных учебных заведений. Они применяются не только на уроках физической культуры, но и во внеурочных формах занятий. 30. Методика оценки гимнастических упражнений 31. Понятие «попытка» 32. Специфика гимнастических упражнений, особенно в спортивных видах гимнастики, требует строгого соблюдения соответствующих организационных и методических требований. Выполнение координационных сложных упражнений на гимнастических снарядах, упражнений по акробатике и др. при нарушении этих требований всегда создаст реальную угрозу срыва, падения, неудачного приземления, что может привести к несчастному случаю. Борьба со спортивным травматизмом — это борьба за создание надлежащих условий для укрепления здоровья, за всестороннее физическое развитие учеников и обеспечение высокого уровня спортивного мастерства. Любые повреждения во время занятий травмируют гимнаста не только физически, но и психически. Получив травму, гимнаст на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего нарушается основной дидактический принцип — систематичность, понижается физическая и техническая подготовленность, спортсмен теряет спортивную форму и трудоспособность. Но это только одна из отрицательных сторон травматизма. Препятствием для роста спортивного мастерства гимнаста является психическая травма — гимнаст теряет уверенность, у него появляется боязнь самого снаряда, выполнение упражнения в полную силу, что сдерживает его спортивный рост. После повреждения он длительное время будет бояться выполнять не только то упражнение, при котором получил травму, но и другие рискованные упражнения. Во время их выполнения у спортсмена, помимо воли, возникают защитные реакции, преодолеть которые очень трудно. Иногда педагогу-тренеру приходится тратить много времени и усилий на преодоление этого психологического барьера, применяя разнообразные методы и приемы. Бывает и так, что педагогу так и не удается преодолеть боязнь спортсмена перед тем или иным элементом. Меры предупреждения травматизма являются не только важным условием укрепления здоровья, но и обеспечивает последовательный рост физической подготовленности и спортивно-технического мастерства гимнастов. Анализ травм, встречающихся на занятиях и соревнованиях по гимнастике, свидетельствует, что основными причинами травматизма являются: 1. Несоблюдение правил организации занятий и соревнований по гимнастике. 2. Нарушение методики и принципов обучения и тренировки. 3. Недостаточный уровень воспитательной работы среди гимнастов. 4. Недооценка или неправильное применение приемов страховки и помощи во время выполнения упражнений. 5. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов. 6. Нарушение соответствующих требований к подготовке места занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования. 7. Несоответствие одежды и обуви. Чаще всего травматические повреждения происходят вследствие нарушения правил организации и методики проведения занятий. Неправильная организация учебно-тренировочного процесса, несвоевременное начало и конец занятий, неправильное их построение, низкий уровень дисциплины учеников (опоздание на занятия, невнимательность и несерьезность, невыполнение требований преподавателя и нарушение правил техники безопасности), а также нарушение методики обучения и тренировки создают условия для травматизма и несчастных случаев. Несвоевременное и неорганизованное начало занятий не дает возможности как следует проводить подготовительную часть, всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению сложных упражнений. Вследствие этого могут быть растяжения и разрывы мышц, сухожилий и т. д. Нарушение принципов последовательности и доступности часто приводит к тому, что перед учениками ставят слишком сложные и непосильные задачи. Но, боясь показаться несостоятельным,гимнаст не отказывается от выполнения сложного упражнения, что часто приводит к срыву со снаряда с серьезным повреждением. Гимнасты не всегда способны контролировать свои действия и возможности. Бывает и так, что под воздействием повышенного настроения, которое появляется после овладения каким-либо сложным элементом, гимнаст не чувствует утомления и готов повторять упражнение несколько раз: как следствие — срывы со снаряда и травмы. Преподаватель должен предостеречь учеников от таких действий. Иногда гимнаст хочет танком от преподавателя продемонстрировать перед своими товарищами какое-то сложное упражнение. Как правило, он это делает до занятий или после занятий, когда преподавателя нет. Действенным способом предотвращения этих нарушений является систематическая работа среди учеников, воспитание у них сознательной дисциплины и ответственного отношения к занятиям. Одной из серьезных причин травматизма на занятиях по гимнастике является неправильное отношение к подготовке места занятий, к проверке состояния оборудования и инвентаря, к одежде и обуви спортсменов. Неправильное пользование гимнастическими матами, небрежное отношение к установке перекладины, брусьев, колец, бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм. Поэтому преподаватель должен лично проверять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям. Неплотно уложенные маты могут быть причиной повреждения голеностопных суставов. Ненадежно закрепленные винтами жерди брусьев или бревно могут во время выполнения упражнения внезапно опуститься и привести к падению гимнаста со снаряда. Неправильность подготовки подвесных систем (колец, поясов для страховки и пр.) также часто является причиной серьезных травм. Поэтому надо систематически проверять состояние гимнастических снарядов и срочно устранять неисправности. Важной причиной травматизма является и отсутствие лечебного контроля и самоконтроля. Иногда гимнаст приходит на занятия с плохим самочувствием из-за болезни или других отклонений в состоянии здоровья. Не смотря на это, он старается выполнять все упражнения, что приводит к чрезмерному утомлению и очень часто заканчивается нежелательными последствиями. Чтобы предупредить такие явления, надо своевременно обращаться к врачу и советоваться с ним, а также сообщать преподавателю о плохом самочувствии. Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений. Статистика свидетельствует, что случаев травматизма в работе молодых преподавателей и тренеров, которые не имеют необходимого опыта и не владеют в достаточной мере навыками страховки, значительно больше, чем у опытных. Вот почему специалисты по гимнастике должны систематически и настойчиво овладевать широким арсеналом приемов страховки, поддержки и помощи во время выполнения сложных гимнастических упражнений. Это важный фактор предотвращения травматизма и повышения спортивного мастерства гимнастов. Устранить спортивный травматизм можно целым комплексом разнообразных мер предосторожности, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и проведения занятий. Организация и методика проведения занятий. Строгое соблюдение основных дидактических принципов педагогики (сознательность, систематичность, наглядность, доступность и др.) создает благоприятие условия для всестороннего развития занимающихся и достижения высокого уровня спортивного мастерства. Соблюдение педагогического правила — от простого к сложному — обеспечивает создание надлежащего двигательного фундамента, на базе которого успешно формируются новые сложные двигательные навыки, обеспечивается двигательный опыт, развивается координация, повышается способность управлять параметрами и ориентироваться во времени и пространстве. Специфика спортивной гимнастики заключается в том, что в ее содержание входит очень большое количество самых разнообразных упражнений, которые требуют соответствующего уровня мышечной силы, ловкости, гибкости, решительности и многих других двигательных и морально-волевых качеств. Невозможно, например, выполнить упор руки в стороны («крест»), если у гимнаста недостаточно развита сила мышечных групп плечевого пояса, невозможно выполнять «шпагат», если гимнасту не хватает гибкости в тазобедренных суставах, нельзя выполнить сложного соскока, не обладая смелостью и т. п. Попытка выполнить такие упражнения без соответствующей подготовки часто заканчивается травмами. Для подготовки спортсмена к выполнению сложного упражнения в методике обучения и тренировке гимнастов широко применяются так называемые подготовительные специальные и подводящие упражнения. Для предотвращения травматизма большое значение имеет методически правильное проведение общей и специальной разминок. Во время разминок следует всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению более сложных упражнений на снарядах. После общей разминки под руководством преподавателя обязательно надо давать индивидуальную разминку с учетом особенностей каждого гимнаста. На каждом гимнастическом снаряде следует делать специальную разминку, учитывая его особенности. Для предотвращения спортивного травматизма надо правильно регулировать физическую нагрузку на занятиях: она должна постепенно увеличиваться, а в конце занятий снова уменьшаться. Вследствие чрезмерной нагрузки может последовать утомление, что нередко бывает причиной травм. Поэтому, дозируя нагрузку, целесообразно чередовать работу разных мышечных групп и снаряды. Чтобы предотвратить срывы, новые сложные и опасные элементы следует изучать в начале занятий, когда гимнасты еще не чувствуют усталости. Во время изучения сложных и опасных элементов надо широко применять разнообразные приемы облегчения — помощь, уменьшение высоты снаряда, обеспечение надежной страховки, применение страхующихсредств. Date: 2015-07-23; view: 2254; Нарушение авторских прав |