Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сравнительный анализ исследований акунб ИМ. В. Я. Шишкова и АКДБ ИМ. Н. К. Крупской, выводы ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
В АКУНБ им. В. Я. Шишкова и АКДБ им. Н. К. Крупской было проведено интервьюирование со специалистами методического отдела по средствам бланка интервью, который состоял из 5 вопросов, отражающих ситуацию проведения исследований в данных библиотеках. Некоторые из вопросов предполагали варианты ответов, остальные же подразумевали под собой полный развернутый ответ. Первый вопрос звучал следующим образом: Как вы относитесь к формулировке “ маркетинговые исследования ”? Вопрос подразумевал под собой 3 варианта ответа: не знакомы с этим понятием, синоним любого социологического исследования, имеет свою специфику (какую на ваш взгляд?). Специалисты методического отдела обеих библиотек ответили на данный вопрос одинаково, выбрав 3 вариант ответа, но тем не менее суть понятия маркетинговых исследований у них была немного различна. Специалист АКДБ им. Н. К. Крупской пояснила, что по ее мнению маркетинговые исследования – это определенные услуги, товар и рынок в общем. Специалист АКУНБ им. В. Я. Шишкова выдвинула отличную от предыдущей версию данного понятия, она считает, что маркетинговые исследования – это исследования на востребованность услуг и продукции. Второй вопрос интервью звучал так: Проводятся ли маркетинговые исследования в вашей библиотеке? Если да, то: их регулярность (разовые или плановые) и проблематика. В обеих библиотеках исследования проводятся по плану, но их проблематика абсолютно различна в силу специфики каждой из библиотек. В АКДБ им. Н. К. Крупской проблематика исследований заключается в обслуживании читателей и привлечению их к чтению. В АКУНБ им. В. Я. Шишкова направления научно – исследовательской деятельности отражаются в совершенствовании деятельности библиотек края в области библиотечного краеведения, организации и проведении научно – исследовательских работ в области научной организации труда в библиотеке, также в области библиотечно – информационного обслуживания пользователей, изучения и организации библиотечного фонда, изучения ведущих направлений деятельности муниципальных библиотек края. Третий вопрос был поставлен таким образом:Есть ли конкретный специалист, который отвечает за проведение маркетинговых исследований и за анализ результатов? Или проводят разные специалисты из разных отделов, в зависимости от проблематики? В АКДБ им. Н.К. Крупской исследования проводит и отвечает за их анализ один специалист методического отдела, в АКУНБ им. В. Я. Шишкова исследовательской деятельностью занимаются разные специалисты из разных отделов. Четвертый вопрос звучал таким образом: Методика проведения маркетинговых исследований и почему? В АКДБ им. Н. К. Крупской активно применяются в исследовательской работе такие методы, как анкетирование и тестирование. В АКУНБ им. В. Я. Шишкова используются следующие методы проведения исследований: анкетирование, интервьюирование, анализ отчетов и документов. Завершающий пятый вопрос звучал так: Если маркетинговые исследования не проводятся в библиотеке или проводятся редко (от случая к случаю)? Почему? Какие причины, на ваш взгляд, препятствуют? На этот вопрос оба специалиста данных библиотечных учреждений ответили единообразно, что не видят в своих библиотеках причин, препятствующих проведению маркетинговых исследований. Вывод: по средствам проведенного интервью в данных библиотечных учреждениях можно говорить о том, что проблематика исследований в АКУНБ им. В. Я. Шишкова и АКДБ им. Н. К. Крупской отличается друг от друга, но тем не менее методы проведения исследований в библиотеках идентичны. Также специалисты данных библиотек сходятся во мнении о том, что исследования проводятся по плану как в одной, так и в другой библиотеке и причин, которые бы препятствовали проведению исследований не находят. Осуществив анализ исследовательских материалов и отчетов по научно – исследовательской работе за 2011 г. АКУНБ им. В. Я. Шишкова и АКДБ им. Н. К. Крупской можно видеть разнообразие проблематики и направлений исследований в данных библиотеках. В 2011году научно-исследовательская работа (НИР) краевой библиотеки была направлена на реализацию следующих целей: - обеспечение деятельности и развития краевой библиотеки как научного и исследовательского центра в области регионального библиотековедения, книговедения и краеведения; - вовлечение коллектива библиотеки в научную деятельность, повышение его профессиональной квалификации и создание атмосферы творческого поиска. В качестве приоритетных направлений определены: совершенствование деятельности в работе с книжными памятниками и коллекциям, научная организация труда в библиотеке, организация библиотечно-информационного обслуживания, исследование библиотечных фондов, изучение основных направлений деятельности муниципальных библиотек края. В отчетном году краевая библиотека работала по 11 исследовательским темам: 8 работ завершены, 3 работы незакончены. Две работы «Изучение организации работы муниципальных библиотек по обслуживанию пользователей различных национальностей и этнических групп» и «Выявление и апробация информационных ресурсов сети Интернет для специалистов естественно-научного профиля» в связи увольнением сотрудников не закончены и будут продолжены в 2012 г. Работа «Инновационная деятельность муниципальных библиотек Алтайского рая» потребовала более глубокой доработки и будет так же продолжена в 2012 г. Среди завершенных работ: ü «Анализ затрат рабочего времени при оцифровке документов на книжном сканере и сканере микроформ АКУНБ» (Романенко Л.В., Филатова В.В.); ü «Изучение структуры и состава фонда литературы на иностранных языках АКУНБ им. В.Я.Шишкова с целью определения оптимальных условий его функционирования» (Федотова Г.В.); ü « Текущее комплектование фондов муниципальных библиотек Алтайского края» (Носырь С.И.); ü «Местный обязательный экземпляр документов и его роль в формировании фонда местной печати и краеведческого фонда муниципальных библиотек Алтайского края» (Материкина Л.И.); ü «Изучение состава, динамики фонда технической литературы с целью более эффективного использования читателями АКУНБ» (Верхотурова М. Ю.); ü «Справочно-библиографические пособия АКУНБ как средство доступа к краеведческой информации» (Москаленко Н.В.); ü «Развитие автоматизации в библиотеках Алтайского края. 2006-2010 гг.» (Потупчик М.Н.); ü «Муниципальные библиотеки в средствах массовой информации» (Нечаева М.А.). Для активизации НИР, выявления интеллектуального потенциала сотрудников библиотеки, повышение уровня их квалификации, а так же поддержки творческих идей в 2011 году проведен конкурс на лучшую научную и прикладную работу в области библиотечного дела. При оценке конкурсных работ учитывались следующие критерии: новизна и актуальность тематики; ориентированность работы на приоритетные направления деятельности библиотеки; научно-практическая и социальная значимость работы; полнота и логичная последовательность изложения материала; качественное программно-методическое обеспечение работы; способность служить моделью для аналогичных разработок. Конкурс проводился по трем номинациям - «Лучшая научная работа в организации обслуживания пользователей», «Развитие информационно-библиотечных технологий и ресурсов», «Лучшая работа молодых сотрудников». Среди рассмотренных мной исследовательских работ в АКУНБ им. В. Я. Шишкова оказались следующие: «Информационные потребности предпринимателей и роль Центра экономической и патентной информации АКУНБ им. В. Я.Шишкова в их удовлетворении», «Современный пользователь АКУНБ: информационная среда и информационное поведение», «Изучение рынка дополнительных услуг в библиотеках г. Барнаула». В 2010 году был задуман и осуществлен исследовательский проект, который позволил подвести итоги четырехлетней работы ЦЭПИ по информационному обеспечению предпринимательства и наметить перспективы развития его деятельности. Целью исследования «Информационные потребности предпринимателей и роль Центра экономической и патентной информации АКУНБ им. В. Я.Шишкова в их удовлетворении» является выявление сущностных характеристик информационных потребностей в сфере предпринимательства и определение возможностей ЦЭПИ в их эффективном удовлетворении. В целом же по результатам опроса можно сделать вывод, что информационное поле, в котором нуждаются предприниматели еще не создано, хотя информационное обслуживание данной группы пользователей сегодня претерпевает кардинальные изменения и здесь трудно переоценить роль библиотек как главных информационных центров в обеспечении доступности информации всем заинтересованным лицам. Целью следующего исследования «Современный пользователь АКУНБ: информационная среда и информационное поведение» является изучение информационного поведения пользователей АКУНБ им. В. Я. Шишкова в информационной среде библиотеки. Как показали результаты исследования, информации в библиотеке читателям хватает в достаточной мере, но все же предпочтительна возможность более открытого доступа к информации и более усовершенствованные формы ее предоставления, а в целом читатели удовлетворены работой библиотеки. В 2010 г. научно-методическим отделом Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В.Я. Шишкова было проведено исследование «Изучение рынка дополнительных услуг в библиотеках г. Барнаула». Цель исследования - выявить ассортимент предоставляемых дополнительных услуг в библиотеках города Барнаула для дальнейшего изучения эффективности их использования. Таким образом, в настоящее время все исследуемые библиотеки предлагают пользователям различные дополнительные услуги. Следует отметить, что среди оказываемых библиотеками услуг, есть как платные, так и бесплатные. Кроме того, в ходе проведения исследования было выяснено, что все исследуемые библиотеки предлагают пользователям в широком ассортименте компьютерные услуги, которые пользуются повышенным спросом. Кроме того, не потеряли актуальности и традиционные библиотечно-информационные услуги. В настоящее время в АКДБ им. Н. К. Крупской реализуются исследовательские проекты широкого тематического спектра. Основными направлениями являются организация библиотечного обслуживания пользователей; чтение и читательские интересы; профессиональная деятельность библиотечных работников. В библиотеке наибольшее распространение получили прикладные исследования. В качестве основных методов используются наблюдение, беседа, опрос, метод экспертных оценок. Для рассмотрения исследовательской деятельности в АКДБ им. Н. К. Крупской мной были отобраны несколько исследований: «Книга в нашем доме. Вчера. Сегодня. Завтра», «Великая Отечественная война: взгляд читателя - ребёнка», «Мозаика периодических изданий: Что читают наши дети?». В АКДБ им. Н. К. Крупской первый опыт проведения краевого социологического исследования относится к 2005 г., когда около 2000 читателей детских библиотек районов и городов края приняли участие в комплексном исследовании семейного чтения «Книга в нашем доме. Вчера. Сегодня. Завтра». Проводилось с целью прогнозирования развития отношений к чтению и книге детей, родителей и руководителей детского чтения. Результаты позволили осмыслить репертуар чтения школьников, выработать рекомендации по эффективному продвижению чтения в детской и родительской среде. Культа книги в семье уже нет. Другие источники получения информации не безуспешно теснят чтение книг, и это находит отражение в массовом сознании участников исследования. По результатам исследования были сделаны следующие выводы: Родители и члены семей, воспитанные на уважении к книге, доброжелательно относятся к чтению и стремятся приобщать к чтению детей. Родители затрудняются назвать авторов современных детских книг, и в этом смысле остановились в своём читательском развитии и не могут в полной мере влиять на выбор ребёнком чтения, как необходимого фактора формирования личности, как досуга. У библиотекарей - организаторов исследования есть шанс выработать новые рецепты приобщения детей к чтению. Позитивная оценка родителей - благодатная почва, на которой из старых традиций семейного чтения могут вырасти новые оригинальные начинания. В рамках краевой межведомственной программы «Патриотическое воспитание детей и молодёжи в Алтайском крае» на 2006-2010 годы, методический отдел им. Н. К. Крупской проводит исследование «Великая Отечественная война: взгляд читателя - ребёнка». Цель: Воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения. Проанализировав результаты анкетирования, можно прийти к следующим выводам: - события Великой Отечественной войны известны большому кругу читателей детских библиотек края; - читатели при посредничестве библиотечных работников удовлетворяют интерес к политическим и социальным процессам, связанным с войной; - наиболее доступным и интересным источником информации о войне значительная часть опрашиваемых считает книгу, а также кинофильмы и телевизионные передачи; - для детей имеет немаловажное значение общение с живыми свидетелями войны. В 2011 г. АКДБ им. Н. К. Крупской было проведено социологическое исследование «Мозаика периодических изданий: что читают наши дети?» Его цель: установление соответствия фонда периодических изданий запросам современного читателя, совершенствование информационной деятельности детских библиотек. Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: Выяснилось, что периодические издания сохраняют значительную роль в подростковом чтении, как для подготовки домашнего задания, так и для приятного проведения досуга. Итоги исследования указывают на то, что журнал потеснил в шкале досугового чтения книгу, особенно в среде подростков, но очень часто все многообразие развлекательных журналов, в том числе комиксов и изданий с «желтоватым оттенком», которые хорошо знакомы нашим читателям, оказывается вне поля зрения библиотекаря. Результаты социологического исследования показывают, что наиболее эффективные мероприятия, по мнению респондентов, – выставки новых газет и журналов.
Вывод по главе 2. В 2011г. научно-исследовательская работа, организованная на базе ряда отделов, набирала темпы. Несколько возросло количество проводимых НИР (2009г. - 16 работ, в 2010г. – 10, в 2011г. - 11) и количество отделов участников исследований (2009г. - 11 отделов, 2010 г. – 6, 2011г. - 8), тематика исследований стала разнообразнее. Сотрудниками библиотеки исследовались новые актуальные темы, такие как «Развитие автоматизации в библиотеках Алтайского края. 2006-2010 гг.», «Муниципальные библиотеки в средствах массовой информации», «Изучение состава, динамики фонда технической литературы с целью более эффективного использования читателями АКУНБ» и др. Устойчива активность в проведении исследований молодыми специалистами библиотеки (в 2009 г.- 4 работы, 2010 г. – 3, в 2011 - 4). В 2011 г. научно-исследовательская работа библиотеки способствовала не только повышению профессионального уровня сотрудников, но и изучению библиотечной ситуации в крае, анализу проблем. Результаты проводимых исследований окажут всестороннюю помощь в развитии библиотечно-информационных процессов библиотеки.
Date: 2015-07-22; view: 581; Нарушение авторских прав |