Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пара на стадии обучения-раппорта





Ответы Меган и Клэя на диагностический вопросник (см. Главу 10)

1. Из-за каких проблем вы решили начать посещать сеансы пси­
хотерапии?

Меган: Нам нужен совет, что нам делать с нашим браком, чтобы прекратить бесконечную борьбу за первенство. В пос­леднее время произошло много ссор, которые мы не можем разрешить.

Клэй: Нам нужно стать лучше и укрепить наш брак.

2. Как долго вы были вместе с вашим партнером? Какой у вас был
тип отношений (брак, свидания, совместное проживание)?

Мы женаты 20 лет. До этого мы встречались два года.

3. Что изначально привлекло вас друг к другу? Как

вы пришли к решению жениться или начать совместную жизнь?

Меган: Меня привлекло то, что Клэй был очень сильным, обра­зованным и у него была перспективная работа.

Клэй: Она была красивой, умной, хотела завести детей и со­здать счастливую семью.

4. Что вам больше всего нравится в ваших отношениях?

Меган: Не могу сказать, что мне нравятся наши отношения в последнее время. Раньше мне многое нра-


вилось, мы много путешествовали, у нас не было сек^ретов друг от друга, и все нам было по плечу.

Клэй: Она - мой лучший друг.

5. Расскажите, как начались ваши отношения. Как долго про­
должался этот период?

Меган: Мы вели очень активную жизнь, это было здорово, мы много общались с людьми.

Клэй: Это было великолепно! Это была настоящая любовь, потому что я с самого начала знал, что мы поженимся. Ни с одной девушкой у меня такого не было.

6. Расскажите о своем первом разочаровании. Что произошло
в этот момент и как вы это обнаружили?

Меган: Я поняла, что по работе Клэю приходится часто ездить в командировки (он был менеджером по маркетингу). Сначала я злилась. Мне не легко было справиться с этим. Часто бывало так, что когда он возвращался, я игнорировала его. В конечном итоге мы обратились к психотерапевту (это было 15 лет на­зад) и научились решать конфликты более открыто.

Клэй: Когда я обнаружил, как может себя вести Меган, если ей не нравится то, что я делаю. Мне кажется, без помощи специалиста мы бы не смогли решить наши проблемы.

7'. Когда ваши отношения менее всего устраивают вас?

Меган: Когда мне приходится жертвовать своими интереса­ми во имя семьи или Клэя.

Клэй: Когда Меган требует от меня поддержки и опоры, но при этом совершенно не думает о моих нуждах.

8. Какие важные черты вашего характера совпадают с парт­нером? Какие различаются? Что вы сделали для того, чтобы


сгладить противоречия между ватними характерами или най­ти компромисс?

Меган: У нас много общего: возраст, вероисповедание, про­исхождение, мы оба любим семейную жизнь. Наше различие в том, что со временем я стала более погруженной в себя, а Клэй — более открытым и общительным. До недавнего време­ни мы могли спокойно сесть и обсудить наши противоречия.

Клэй: (а) Мы оба любим поесть! Мы любим семейную жизнь и простые вещи, такие как поэзию, искусство и музыку; (б) Мы находимся на разных жизненных стадиях. Раньше мы могли сгладить противоречия. Теперь это стало сложнее.

9. У вас есть хобби, которым вы занимаетесь отдельно от пар­
тнера? Если да, то как часто? Случается ли вам проводить вре­
мя в компаниях людей, которые не являются вашими общими
друзьями? Служат ли такие ситуации поводом для конфликта с
супругом?

Меган: Я так много времени проводила дома с детьми, что только недавно начала самостоятельную жизнь. Я долго жда­ла этого и не собираюсь отступаться.

Клэй: Мне очень много приходилось ездить по работе, и я мно­го времени проводил с друзьями, на конференциях. В начале на­шей совместной жизни мы ссорились из-за этого, но теперь проблемы возникают из-за того, что я хочу больше времени проводить дома с Меган.

10. Насколько спокойно вы себя чувствуете, когда занимаетесь
чем-то без участия вашего супруга? Насколько спокойно вы
себя чувствуете, если ваш супруг занимается чем-то без вашего
участия?

Меган: Я хочу вести еще более активную самостоятельную жизнь, чем сейчас. Я боюсь, что мне не удастся реализовать себя.


Клэй: Меня вполне устраивает, что я занимаюсь чем-то от­дельно от Меган, и я не против, что она делает что-то свое, но я не хочу быть совершенно один. Мне хочется более насы­щенных отношений, чем сейчас.

11. Легко ли вы рассказываете супругу о своих личных пережива­
ниях и чувствах? В какой форме вы просите оказать вам эмо­
циональную поддержку, когда вы чувствуете, что не уверены в
себе? Рассчитываете ли вы на то, что действительно получите
поддержку?


Меган: Обычно это не трудно, хотя в последнее время я не чувствую потребности высказывать свои глубокие чувства кому-либо.

Клэй: Я совершенно спокойно говорю о своих чувствах, хотя мне кажется, что в последнее время Меган считает, что я излишне "эмоционален ".

12. Может ли ваш партнер сказать, что вы эмоционально отвечаете
на его волнение и поддерживаете его? Объясните, почему.

Меган: Клэй много лет обращался ко мне за поддерж^кой, и я думаю, что я помогала ему.

Клэй: Иногда - да, иногда - нет.

13. Принимаете ли вы активное участие в развитии отношений?
Делает ли то же самое ваш партнер? Каким образом?

Меган: Я всегда принимала большее участие в развитии наших отношений; теперь мне бы хотелось стать менее активной в этом вопросе.

Клэй: Меган всегда была более активна. Я отвечал на ее поры­вы. Надеюсь, в будущем наши отношения станут более ста­бильными.

14. Поддерживаете ли вы вашего супруга в его личном развитии?


Как именно (приведите пример). Поддерживаете ли вы его ин­дивидуальное развитие, даже если вы не согласны с тем, что он делает? Как именно (приведите пример).

Меган: Я много лет разделяла его энтузиазм по поводу карьер­ного роста. Не уверена, что я могу поддерживать его сейчас. Если я буду продолжать его поддерживать, я не смогу осу­ществить свои желания в этой жизни.

Клэй: Вообще я поддерживаю ее начинания, но мне одиноко, когда она слишком увлекается своими делами. Тогда я злюсь и расстраиваюсь.

15. Считаете ли вы, что ваш супруг отдает по меньшей мере
половину своих сил на развитие отношений?

Меган: Думаю, в последнее время он очень старается, но у него не вполне получается. Многие годы он обеспечивал мате­риальную основу семьи.

Клэй: Да, иногда даже больше половины.

16. Участвуете ли вы совместно в какой-либо деятельности,
работе, общественных программах? Если да, то в каких?

Меган: Нет.

Клэй: Мы вместе ходим в церковь и ездим по экзотическим ту­ристическим маршрутам.

17. В каких из вышеперечисленных занятий вы принимаете
участие с удовольствием?

Меган: (нет ответа)

Клэй: Ни в каких. Мне нравится планировать поездки, связан­ные с работой.

18. Участие в этой работе помогает вам сблизиться или разъ­
единяет вас?


Меган: (нет ответа)

Клэй: Нам нравится путешествовать вместе. В такие дни мы проводим время как настоящая супружеская пара.

19. Если представить ваши отношения в качестве спектакля, филь­ма или книги, как можно было бы назвать это произведение? Чем бы закончился сценарий или книга?

Меган: Я все еще плохо представляю себе, чем это может за­кончиться, поэтому не могу ответить на этот вопрос.

Клэй: Лучшее - впереди.


Приложение Е

Схема модели развития отношений в паре

ОПИСАНИЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ

 

Стадия Характер Тупик Общие Действия
  отношений   признаки психотера­певта
Симбиозно- Установление Супруги Невербальное Установить
симбиозная тесной вязи, осознают, что манипулятив- проблемы,
(единство) любовь им нужно быть ное общение, которые требу-
    вместе направленное ется решить
"Мы - од но Супруги обра-   на то, чтобы  
целое" щают внима- Взаимозависи- скрыть разли- Договориться,
  ние на то, что мость чия что ни один
  их объединяет Потеря дове-   из супругов не
    рия Во время станет покуш-
  Забота друг о   сеансов у вться на свою
  друге Потеря инди- специалиста жизнь или
    видуальности супруги чаще разводиться,
  Супруги   говорят "мы" если есть такая
  ощущают себя Страх остаться яли "нам", чем опасность
  парой одному "я" У ребенка  
    Супруги ведут или одного из Создать
    себя пассивно упругов наблю- пртнерские
    и реактивно, дается тяжелая отношения с
    не принимают решений симптоматика Упражнение парой (семьей) и попросить их более ответс-
    Общение сво- с бумагой: твенно отно-
    дится к тому, чтобы скрыть немедленно проявляются ситься к браку
    противоречия признаки за­данных отно- При работе с семьей исполь-
    Отношения шений: явный зуется твор-
    принимают недостаток самоидентифи­кации и четкое жела- ческий подход, чтобы понять его предствле-ние о семье в целом

    эгосинтонный характер ние скрыть конфликт Диагностичес­кий вопросник: показывает, что время от време­ни у супругов возникает ощу­щение, что они запутались При возмож­ности перехо­дите от обсуж­дения семьи в целом к обсуж­дению отноше­ний супругов Используйте гештальт-тера-пию или тран-сактный анализ при взаимодей­ствии пациента с членами его семьей Поощряйте процесс диф­ференциации между супру­гами
Симбиозно-симбиозная (враждебно-за­висимая) "Я не могу жить с тобой, но и без тебя не могу" Установление тесной связи Забота друг о друге Супруги ощущают себя парой Конфликты и агрессия ис­пользуются для поддержания дистанции и эмоционально­го общения Чувство собс­твенного я развито слабо;слабая дифференци­ация Ощущение тупика воз­никает, когда представле­ния о совме­стной жизни сталкивают­ся с реаль­ностью и не   Как можно скорее устра­нить конфликт Установить рамки и дого­вориться о по­ведении во время ссор (см. Вопрос­ник определе­ния рамок по­ведения в при­ложении Б) Оба супруга должны ду­мать, когда они сердятся. Почувствуйте их гнев Научить супру­гов достигать результатов в общении

реализуются


Наблюдают­ся похожие пограничные состояния и самолюбова­ние

Супруга пос­тоянно открыто выражают свой гнев, горечь и обвинения в адрес друг друга

Постоянная борьба запре-восходство, которая часто доходит до применения физического насилия


Супруги не могут дого­вориться. Не могут

представить, как их поведе­ние действует на партнера

Супруги час­то домысли­вают чувства друг друга

Парадоксачъная модель взаимо­действия: Каждый тре­бует заботы, но отвергает ее, когда


Взаимная чуткость: Супруги ожи­дают, что каждый будет угадывать мысли друго­го, поэтому пожелания формулиру­ются вяло, супруги тре­буют заботы в общем и це­лом, и не по­лучают отве­та; у супругов нет возмож­ности общать­ся по отдель­ности, и как только один из них начи­нает это де­лать, другой наказывает его или перес­тает разгова­ривать с ним


Сообщать суп­ругам, когда между ними начинается конфронтация

Предсказывать ссоры

Поддерживать и обеспечивать положителную стимуляцию супругов во время приемов

Помочь супру­гам научиться извиняться

Способстввать непосредствен­ному положи­тельному взаи­модействию

Развивать пос­ледовательные, заботливые от­ношения

Поощрять вза­имодействие и совместную деятельность Поощрят стремление супругов заво­дить новые знакомства и заниматься чем-то вне семьи

Проявлять чувство юмора

После того как определен



    исходит от партнера Партнеры испытывают страх перед одиночеством и перед возмож­ностью рас­твориться в суп­руге. Каждый постоянно гово­рит 0 ТОМ, ЧТО нужно расстать­ся, при этом другой отрицает это. Поло­жительные реакции партнера часто воспринимают­ся как неис­кренность или отвергаются, так как это произошло "слишком поздно"   конфликт: По­мочь партне­рам улучшить представление о будущем и поддерживать это представ­ление Помочь паре развить про­цесс эмпатии
Стадия Симбиозные На первых Гнев, печаль и Помочь
:имбиоза- отношения порах отно- отчаяние партнерам
тиффе- (см. выше) шения не воспринима- разрешить
эенциа-   стабильны ются как ра- проблему,
хии Дифферен-   зочарование в связанную с
  циация Симбиозный романтичес- уходом от ста-
'Не пре-   партнер: ких иллюзиях дии симбиоза
давай Супруги Чувствует    
пеня" учатся выра- угрозу и Диагности- Помочь
  жать свои предатель- ческий опрос: партнерам
  чувства отк- ство Партнер на сформулиро-
  рыто и ясно   стадии сим- вать и выразить
    Пытается биоза обраща- мысли, чувства
  Происходит усилить ет больше и желания
  смещение к симбиоз, внимания на  
  внутренне- "цепляясь" то, что сбли- Помочь супру-
  му опреде- за супруга жает супругов гам прими-
  лению себя   сейчас и на риться с бес-

  как личности с Характерологи- начальном этапе, покойством, ко-
  независимыми чески пассивная а тот, что нахо- торое они
  чувствами, стадия дится на стадии испытывают
  мыслями и   дифференциа- из-за различий
  желаниями Требования парт- ции, обращает  
    нера почти не внимание на Поощрять же-
  Вновь уста- встречают эм- различия и лание партнера
  навливаются ограничения патию разочарования Личная история: на стадии диф­ференциации к самовыраже-
  Развивается   Используйте это нию, при этом
  способность   упражнение стараться сде-
  мириться с   для опреде- лать партнера
  различиями   ления причин на стадии сим-
  в партнере   психологи­ческого тупика, биоза менее зависимым
  Супруги научаются   в котором нахо­дится партнер на Помочь партне-
  не бояться   стадии симбио- рам понять, ка-
  говорить о   за, как в случае, кие их действия
  своих осо-   когда человек го- привели к воз-
  бенностях   ворит: "Я боль­ше никогда не никновению трудностей в се-
  Четко опре-   выйду на улицу мейной жизни
  деляется   один" Установить зо-
  поле ответ­ственности   (см. Гл. 2) ны ответствен­ности, принимая
  и прав   Упражнение с во внимание об-
  каждого   бумагой: Парт­нер на стадии симбиоза не может опреде­лить, чем для суждаемые про­блемы Разделить про­блемы на части
      него является бумага и вскоре отдает ее парт- и дать четкие до­машние задания
    неру на стадии дифференциа­ции, котрый дает свое определение Пробудить моти­вацию в симби­озном партнере, рассказав ему, какую пользу он может извлечь из ситуации Помочь партне­рам научиться управлять гне­вом

 


Стадия диффе-ренциации-дифференци-ации

"Я изменюсь, если измнишь-ся ты"


См. выше). Зупруги актив­но работают, чтобы сгладить противоречия, связанные с различным стилем жизни, целями и желаниями


Супруги еще не выработали с эффективный способ выясне­ния отношений

Для того, чтобы заставить парт­нера измениться, использует­ся проекция и управление

Трудности возникают постоянно


Следует выяс­нить, как суп­руги разрешали конфликты до сих пор

Выяснить, есть ли у супругов навыки разре­шения ссор

Выяснить, уси­ливаются ли различия между супругами из-за того, что они занимаются различной деятельностью, общаются с раз­ными друзьями и т. д.

Упражнение с бумагой: Очень важно проанализи­ровать, как супруги решают, кто именно первым возьмет бумагу

Взаимная чут­кость: От уровня дифференци­ации каждого из супругов зависит, нас­колько четко они сформу­лируют требование и насколько они оценива­ют свою спо-


емп терапии за­висит от уровня дифференциа­ции у каждого тартнера

Для создания терапевтичес­кой среды, в которой раск-эывается диф­ференциация партнеров, используется неструктури­рованная включенность

Вопросы помо­гают партнерам определить, понять и выра­зить чувства Следует прив­лечь внимание супругов к оп­ределенным моментам их детства

Через усиление реакциипо типу "инициатор-реагирующий" можно помочь супругам эффективнее решать конф­ликты

Обсуждая с супругами их желания реализоваться специалист вводит пози­тивную роле­вую модель



      собность от­вечать взаим­ностью Провести раз­личие между решением про­блем и задача­ми, требующи­ми дальнейшего развития Некоторые про­блемы следует рассматривать в более широком контексте Поощрять дифференциа­цию от семьи каждого супруга Определить семейные, культурные или связанные с ра­ботой факторы, которые могут помоч диффе­ренциации
Симбиозно-обу­чающаяся стадия "Не оставляй меня'7"Оставь меня в покое" Симбиоз (см. выше) Обучение Внимание уделяется внешнему миру, независимой деятельности и отношениям Человек откры­вает себя как личность Повышение самооценки Партнер на стадии симби­оза: Чувствует, что супруг его пре­дает и бросает Пытается уси­лить близость Страх разрыва отношений с партнером при­водит к гневу и постоянным требованиям Этой стадии предшествовала стадия симби­оза, которая уст­раивала обоих супругов Дифференци­ация между партнерами минимальная; у них практичес­ки нет нарабо­танных схем для разрешения конфликтов, желаний, тре- Помочь партне­рам начать диф­ференциацию Задача психо­терапевта — до­биться равно­весия между различными целями парт­неров: Партнер на стадии симбиоза хочет, чтобы супруг был "таким, как раньше"; обуча­ющийся партнер хочет

  и осознание Обучающийся ований или продолжать
  своих сил шртнер: Проявляет эмоций самовыражение и не хочет, тобы
  Разазвитие здо- упрямство и Внезапное раз- ему мешали
  рового стиля эгоцентризм витие партнера,  
  борьбы   в результате Необходима
    Потеря симпа- которого он изначальная
  Ярко проявля- тии в отно- требует незави- установка раз-
  ется индивдуа- шении нужд мости личных целей
  лизация, при этом человек партнера Диагностичес- партнеров
  находит спосо- Недостаток кий опрос: Обратите вни-
  бы творческого эмоциональной Показывает мание на то, что
  самовыражения связи с парне- развитие от реактивное про-
    ром, замкнтость интенсной ста­дии симбиоза явление гнева обоих партнеров
    Расценивает до того момен- оборачивается
    желание партне- та, когда между отрицательными
    ра поглотить его супругами не эмоциями для
    как предатество было четкой дифференци­ации, затем один из супру- них обоих Следует помочь партнерам орга-
      гов внезапно концентрирует­ся на собствен­ной личности Личная истрия: низовать совмес­тное проведение времени Помочь обуча­ющемуся парт-
      это упражнение часто показыва- неру установить самоограниче-
      ет сходтво меж­ду обучающим­ся периодом ния, в пределах которых он может действо-
.   партнера и тем, как он начинал самостояте-ную жизнь вне родительской вать Помочь партнеру на стади симбиоза заняться чем-
  V   семьи то для себя Использовать "Вопросник для симбиозно-обучающейся пары", чтобы супруги могли определить, что

        лить, чего они хотят друг от друга (см. Главу 8) Идентифициро­вать и разршить задействован­ные в данной ситуации интрапсихи-ческие детские конфликты
Обучающаяся- (См. выше) Вся энергия Явный недо- Делать упор на
обучающаяся   партнеров идет статок эмоцио- процесс, а не на
стадия   на развити собственно нальной связи во время сеан- суть терапии
"Я хочу   личности и са- сов терапии Помочь супру-
быть   мовыражение   гам научиться
самим     Каждый парнер защищать
собой"   Семейные отно- постоянно от- собственную
    шения воспри- стаивает свою индивидуаль-
    нимаются как точку зрения, ность, но при
    нечто второсте- при этом взгля- этом разрешить
    пенное Супруги посто- ды супругов диаметрально противопо- возникающие конфликты
    янно соблюдают установленные ложны Помочь супру­гам сделать от-
    границы Оба партнера Диалог супру­гов превраща­ется в соперни- ношения более легкими
    опасаются, что чество, которое Помочь тем па-
    излишнее заводит их в ту- рам, которые не
    проявление пик и не решает прошли стадию
    нежности при­ведет к потере проблемы активной диф­ференциации,
    собственного я В обучающих-ся-обучащихся добиться диф­ференциации,
    В борьбе за пазах, прошед- при этом оста-
    первенство ших стадию ваясь независи-
    супруги часто говорят: дифференцации вместе, наблю­дается борьба за лидерство, но уже не столько мыми Помочь супругам определить и выразить чувства

19-6244



    "Я хочу" нтенсивная спользовать "Тридцатиднев-
    Проекция и смещение Тфажнение с умагой: ный план"
    эффекта при Оба супруга Помочь суругам
    напряженных четко опреде- выявить и раз-
    ситуациях ляют, чем в их представле- решить интрап-сихические де-
    Применение готовых реше- нии является лист бумаги, тские роблемы
    ний в разных но часто не Помочь супру-
    ситуациях могут уступить лист другому гам разработать стратегию ри-
    Все вышеказан- или пойти на нятия решений,
    ное сугублется, компромисс; при которой
    если у упругое часто отведен- каждый посо-
    нет крепкой ных пяти нинут бен жертвовать
    связи друг с не хватает на и к жалеть об
    другом и актив­ной дифферен­циации завершение упражнения Диагностичес- этом Определить
      кий опрос: супругов не волнует, что партнер занима­ется отдельной деятельностью дли общается с друзьями временное несоответствие соответству­ющих стадий развития отно­шений
Стадия обуче- Обучение Обучающийся Диагностичес- Проаналировать
ния раппорта (см. выше) партнер: кий опрос: желания кадого
    Боится "остать- Проясняют партнера, чтобы
"Шаг вперед, Раппорт ся Hf вторых факторы, найти точки со-
шаг назад"   ролях" приведшие к прикосновения
  Возникет сдвиг   тупику в разви- и определить,
  в отношениях Нежность тии отношений где возможен
  в сторону бол- сочетается с (подробности компромисс
  шей близости и жертвеннос- см. в Приложе-  
  эмоционально­го общения В некоторых ситуациях супруги тью Слишком часто идет на комп­ромисс, сужает для себя нии Д)  

 

  чувствуют возможность   Партнеры
  себя неуве­ренно выбора Эмпатия по   должны соста­вить планы на будущее, чтобы
  Супругам отношению к   иметь общее
  становится желаниям пар-   представление
' проще дого- тнера вступает   о том, какими
  вориться в конфликт с личными жела-   они видят себе свои отношния,
  Яснее опреде- ниями роста и   учитывающие
  ляется разли- индивидуали-   потребности
  чие между "я" и "мы" Супруги зации Партнер на стадии раппор-   каждого из них
  продолжают та:   Научить
  использо- Периоды бли-   супругов
  вать навыки, зости чередуют-   координировать
  усвоенные в ся с усилиями   свои желания и
  предыдущих добиться   потребности с
  стадиях Партнеры мо­гут постоянно независимости Конфликт   другим
  между желани-    
  отвечать на за­просы друг друга Супруг продол­жают разршать трудности,свя­занные с детст­вом, которые мешают им ем поддержать стремление партнера к независимости и желанием большей бли­зости    
Стадия раппор- (См. выше) На этой стадии Диагностика На этой стадии
та-раппорта   на отношнях в этом случае, терапия, как
    обычноори- как правило, правило, лишь
"Привязанность   ца-тельно основывается помогает уже
к дому"   сказываются на определе- идущему про-
    не внутренние, а внешние нии того, что правильно в цессу
    факторы, как, отношениях Спросите парт-
    например, повы- супругов: на сильных сто­ронах и спо­собностях неров, что больше всего трогает каждо­го из них в периоды душев-

 


службе, пере­езд на новое место, болезнь родственни­ка; интра- и внутриличнос-тные процессы обычно высоко развиты и взаи­мосвязаны


руга влиять на отношения


ного волнения

Дать установ­ку на то, что нужно отдавать партнеру что-то даже тогда, ког­да это связано с неудобствами Можно предло­жить супругам составить пла­ны на будущее или использо­вать "Тридца-тид-дневный план"



Библиография

Bach, G. The intimate enemy: How to fight fair in love and marriage. New York: Morrow, 1969.

Beavers, W. R. Psychotherapy and growth: A family systems perspective. New York: Brunner/Mazel, 1977.

Blanck, R., & Blanck, G. Beyond ego psychology: Developmental object relations theory. New York: Columbia University Press, 1986.

Bowlby, J. Attachment and loss: Vol. 1, Attachment. New York: Basic Books, 1969.

Bowlby, J. Attachment and loss: Vol. 2, Separation, anxiety and anger. New York: Basic Books, 1973.

Breger, L. From instinct to identity: The development of the personality. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1974.

Campbell, S. The couple's journey. San Luis Obispo, CA: Impact Publishers, 1980.

Goulding, M. M., & Goulding R. L. Changing lives through redecision therapy. New York: Brunner/Mazel, 1979.

Goulding, R. L. Decisions in script formation. Transactional Analysis Journal, 2, 62-63,1972.

Goulding, R. L., & Goulding, M. M. The power is in the patient. San Francisco: ТА Press, 1978.

Greenacre, P. The childhood of the artist: Libidinal phase development and giftedness. The Psychoanalytic Study of the Child, 12,27-72. New York: International Universities Press, 1957.

Hatcher, C. & Himelstein, P. (Eds.) The havdbook ofgestaltpsychology. New York: Jascon Aronson, 1976.

Johnson, R. A. We: Understanding the psychology of romantic love. San Francisco: Harper & Row, 1983.


Kadis, L. В. (Ed.) Redecis ion therapy: Expanded perspectives. Watson-ville, CA: Western Institute for Group and Family Therapy, 1985.

Kaplan, L. Oneness and separateness: from infant to individual. New York: Simon & Schuster, 1978.

Krieger, S. The mirror dance: Identity in a women's community. Phila­delphia: Temple University Press, 1983.

Lindenbaum, J. The shattering of an illusion: The problem of competi­tion in lesbian relationships. Feminist Studies, 11 (1), 85-102,1985.

Loevinger, J. Ego development. San Francisco: Jossey-Bass, 1980.

Mahler, M, Pine, E, & Bergman, A. The psychological birth of the human infant: Symbiosis and individuation. New York: Basic Books, 1975.

McNeel, J. The early demand. Transactional Analysis Journal, 10(1), 47-48, 1980.

Minuchin, S. Families and family therapy. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1974.

Minuchin, S., Rosman, В., & Baker, L. Psychosomatic families: Ano­rexia neroosa in context. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978.

Piaget, J. The construction of reality in the child. New York: Basic Books, 1954.

Piaget, J. The psychology of the child. New York: Harper Torch Books, 1969.

Pine, F. Developmental theory and clinical process. New Haven: Yale University Press, 1985.

Pine, F. The "symbiotic phase" in light of current infancy research. Bul­letin of the Menninger Clinic, 50 (6), 564-569, 1986.


Polster, E., & Polster, M. Cestalt therapy integrated: Contours of theory and practice. New York-Brunner/Mazel, 1973.

Pope, K. On love and loving. San Francisco: Jossey-Bass, 1980.

Rajecki, D. W., Lamb, M. E., & Obmascher, P. Toward a general theory of infantile attachment: A comparative review of aspects of the social bond. The Behavioral and Brain Sciences, 3, 417-Ш, 1978.

Rizley, R. Psychological bases of romantic love. In K. S. Pope (Ed.), On love and loving. San Francisco: Jossey-Bass, 1980.

Stern, D. The interpersonal world of the infant: A view from psychoanalysis and developmental psychology. New York: Basic Books, 1985.

Stuart, R. B. Helping couples change. New York: The Guilford Press, 1980.


Оглавление

Пролог........................................................................................ 3

Благодарности........................................................................... 7

Предисловие.............................................................................. 9

Предисловие к русскому изданию........................................ 10

Введение.................................................................................. 12

Глава 1. Эволюционная модель развития

отношений............................................................................... 17

Глава 2. Диагностика стадий развития

пары........................................................................................ 33

Глава 3. Терапия семейных пар

по эволюционной модели развития..................................... 61

Глава 4. Симбиозно - симбиозная пара:

слитный тип............................................................................ 83

Глава 5. Симбиозно - симбиозная пара:

враждебно - зависимый тип................................................ 101

Глава 6. Симбиозно - дифференцированная

пара........................................................................................ 122

Глава 7. Дифференцированно - дифференциро­
ванная пара........................................................................... 145

Глава 8................................................................................... 171

Симбиозно - обучающаяся пара.......................................... 171

Глава 9. Обучающаяся-обучающаяся

пара........................................................................................ 198

Глава 10................................................................................. 227

Установление раппорта... и продвижение

вперед.................................................................................... 227

Глава 11. Типичные вопросы.............................................. 252

Приложение А. Диагностический вопросник

для пары................................................................................ 266


Приложение Б. Анкета для определения

рамок поведения................................................................. 268

Приложение Б. Анкета, посвященная

представлениям о гневе.................................................... 269

Приложение Г. Супруги, задержавщиеся

на стадии симбмоза........................................................... 271

Приложение Д. Пара на стадии обучения-

раппрта.................................................................................. 275

Приложение Е. Схема модели развития

отношений в паре............................................................... 281

Библиография..................................................................... 293

 

 







Date: 2015-07-22; view: 591; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.074 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию