Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ивановская ночь





У нас накануне Иванова дня женщины разжи­енн огни, плясали вокруг них, пели. Говорят даже, что для разведения огня в этот день добывали его трением дерева об дерево, и огонь этот назывался «божественным».

В Украине, на Подоле и в Волыни, известна игра под названием «Купало». Она состоит в том, что на заходе солнца все девушки собираются на извест­ен место с вербой, убранной цветами, которую втыкают в землю. Дерево это они называют «Купайло». Воткнув его, они, схватясь рука с рукой, хо­дят около него и поют жалобные песни в честь Купайла. Спустя некоторое время молодые люди, сто­ящие в стороне, уносят и разрывают вербу, защи­щаемую девицами, и тем оканчивается весь обряд.

Иван Купало, между простым народом в Яро­славской, Тверской и Нижегородской губерниях, называется Ярилой [2, с. 507].

 

Ярило

Слово это понятно и сейчас: ярость, яростный, а также ера, ерник. Ярило, или Ерило, созвучен с греческим Арес, Eroj — любовь и вожделение; с санскритским енн — враждебный, вражеский, враг; с латинским ен (ira) — гнев. Значение слова несет в себе оба свойства: мужества или буйства и сладострастия [2, с. 510].

 

Костромской Ярило

В Костроме существовало обыкновение во Всесвятское заговенье «хоронить Ярилу». Похороны эти были до глупости безобразны. Так, какой-ни­будь бедняк, нищий брал на себя поручение хоро­нить куклу мужчины, с чрезвычайно развитыми е­ниталиями, положенную в гробик, а пьяные и трез­вые суеверные женщины провожали этот гробик и нелицемерно плакали [4]. И если Кострома - олицетворение весны, то Ярила - олицетворение животворящего лета.

 

Ярилин праздник

Близ Галича есть поклонная гора; она находится близ села Туровского. Там поклонялись Мерянскому идолу Яриле, да позднее, в неделю Всех Святых, галичане собирались праздновать и гулять.

В начале XIX века там поступали так: подпаивали мужичка и шутили с ним как хотели, требуя от не­го изображать собой Ярила [2, с.510].

 

 

Погребение Ярилы

Такое смешное событие торжествовалось еще в XVIII веке в Калязинском уезде, по дороге к Тро­ице, в местности Мерли, или Нерли, под старой со­сной.

В Чистопольском уезде, в г. Савине, целую ночь пели и плясали в честь Ярилы. В Воронеже до 1763 г. Ежегодно праздник отмечался перед заговеньем Петрова поста, до вторника второго поста. В эти дни на бывшую площадь в город, за старыми Мос­ковскими воротами, стекались горожане и местные жители на ярмарку. К этим дням в домах делались приготовления как к великому празднеству [2, с. 511].

На месте, отведенном для развлечений, появлял­ся человек, избранный обществом. Его украшали цветами, лентами, обвешивали колокольчиками, на голову ему надевали колпак, тоже раскрашен­ный и украшенный лентами. При этом такого чело­века румянили, белили, а в руки давали позвонки (погремушки). На голову надевали высокий колпак, иногда из бумаги, украшали его лентами. В этом на­ряде под именем Ярилы он ходил по городу, сопро­вождаемый молодежью.

Это празднество сопровождалось играми и пля­сками, лакомством и пьянством, особенно кулач­ным боем [4].

Земледельческие праздники и простые замечательные дни

Земледельческие праздники составляют пору отдыха после обременительного труда. Все эти пра­здники вообще были общими у всех народов и ос­нованы на их верованиях и нравах.

Подобно римской Церере, греческой Деметре, у славянорусов представительницей земледелия бы­ла Мать-Земля, и к ней принадлежит Даждь-бог, милостивец, которого мы находим в числе богов князя Владимира, а также Волоса, которому долгое время в Южной России старухи завивают бородку.

Но с того времени как христианство закрепи­лось в Русской земле, покровителями земледельче­ских занятий очутились уже не народные божества язычества, а святые Православной Церкви.

Вот перечень замечательных дней:

Аксинья (Ксения)-полузимница, 24 января. День, с которого считают начало второй половины зимы.

Василий-капельник, 28 февраля. Начало первых оттепелей.

Авдотья (Евдокия)-плющиха, 1 марта. Названа так потому, что с этого времени плющится или осе­дает снег.

Дарья (Дария)-г… прорубница, или з… проруби, 19 марта. На реках, прудах, около прорубей вытаивает в это время скопившийся в продолжение зимы помет животных.

Иродион-ледолом, 8 апреля. На значительных реках трескается и начинает проходить лед.

Егор (Георгий)-скотопас, водопас. Егорий с гвоз­дем — 23 апреля. Выгоняют скот на паству. Тогда же вскрываются реки.


Степан (Стефан)-ранопашец, 26 апреля. Начало самой ранней вспашки полей под посев яровых хлебов.

Еремий (Иеремия)-запрягальник, 1 мая. День, с которого чаще всего начинается вспашка и засев полей яровым хлебом.

Орина (Ирина)-рассадница, 5 мая. Время посе­ва капусты: хозяйки начинают поливать рассаду.

Никола (Николай)-травной, вешний, весенний, 9 мая. В это время чаще всего появляется первая зе­лень на лугах, посев яровых в полном разгаре.

Лукерья (Гликерия)-комарница, 13 мая. Обозна­чает время появления комаров.

Сидор (Исидор)-сивирян, северный, 14 мая. Око­ло половины мая начинают дуть холодные северные ветры, продолжающиеся недели две.

Олена (Елена)-леносевка, ленница, 21 мая. На­чинают сеять лен.

Федосия (Феодосия)-колосяница, 29 мая. Около этого дня начинает идти в колос озимый хлеб.

Еремей (Ермий)-распрягалъник, 31 мая. Конец посева яровых хлебов. Выпряжка волов и лошадей из рабочих хомутов и ярма. Если некоторые и про­должаются, то у самых нерадивых хозяев.

Акулина (Акилина)-задери хвосты, сдерихвостка, 13 июня. Около этого дня появляется много мо­енн, комаров, оводов, пауков и других насекомых, беспокоящих лошадей и скот, отчего он бегает по пастбищу и часто даже прибегает домой, отхлесты­ваясь хвостом.

Аграфена (Атриппина)-купальница, 23 июня. Начало купания в реках, так как вода в это время начинает нагреваться в реках и озерах.

Афимья (Евфимия)-стожарница, 11 июля. В эту пору на покосах во множестве появляются стоги сена. Собственно же сенокос начинается ранее, с первых чисел июля, с Прокофьева дня (8 июля).

Пуд и Трифон-бессонники, 23 июля. К этому времени созревают ранние посевы озимого и даже ярового хлеба, и наступает жатва хлебов. Сенокос­ная страда еще продолжается, надо успевать во всех работах, и потому много спать не приходится.

Авдотья (Евдокия)-малинуха, 4 августа. Начало сбора малины.

Никита-репорез, 15 сентября. Начало сбора репы.

Спиридон-солнцеворот, поворот 12 декабря, так как солнцестояние считается с 10 декабря, когда солнце вступает в знак Козерога. С этого време­ни начинают прибывать дни; с этого времени солн­це — на лето, зима — на морозы [2, с. 513].

Как в первые века мира, пастухи и земледельцы оканчивали свои работы, связывая их с распускани­ем деревьев или падением листьев, так и у нашего народа есть в природе свой календарь, по которому он сверяет свои труды, игры и пиршества, иногда приходящиеся и на дни церковных праздников.

У всех народов август, славянский серпень, или зарев, был посвящен богине жатвы. Такая же традиция существует и у нас в России, когда в авгу­сте празднуются Госпожинки (от поста в честь Успения Богородицы 15 августа), Оспожинки, или Спожинки (от слова «спожать, спожинать»). В Торжке этот день называется Спожиницей, в ле­тописях — Госпожин день.

В Белоруссии, в праздник Успения Божией Ма­тери, известный под названием «Большая Пречис­тая», и во многих Великороссийских губерниях приносят хлеб из нового жита или колосья, а где и соты, а в Малороссии — и мясо. Ныне же повсю­ду медовое разговенье считается 1 августа, плодо­вое — 6 августа.

В Костромской губернии, в Нерехотском уезде при посеве и начале жатвы крестьяне, входя на по­лосу, молятся на три стороны, исключая северную, откуда нет солнца, а только дуют холодные ветры.


Когда же сжаты яровой хлеб и рожь, то оставля­ют небольшой клок несжатого хлеба — «волотка на бородку». Тут, может быть, имеется в виду волотка, волоть волокно. Может, поговорка эта происходит со времен незапамятных и принадлежит язычеству, когда почитали Белеса и поклонялись ему как богу, присматривающему за скотом.

При окончании жатвы на своей полосе послед­ней горстью сжатой соломой старший в семействе, отобрав все серпы у своей семьи, обвертывает их и, принеся домой, кладет в передний угол. Все при этом молятся.

Некоторые после жатвы катались на своей по­лосе, приговаривали: «Жнивка! Жнивка! Отдай мою силку, на тесте, на мелионе, на колотило, да на мо­лотило и на криво веретьино» [2, с. 513].

Во многих местах Успенский пост считается ба­бьим летом, а в некоторых местностях — от Успе­ньева дня до Ивана Постного.

 

Ильин день

День св. пророка Илии празднуется 20 июля. Народ этого святого считает грозным по­тому, что около этого дня бывают грозы и потому еще, что верят: Илья строг в отношении к дню сво­ей памяти и не велит будто бы в этот день работать, грозя молнией.

Святой Илья зажинает жниво, говорит послови­ца. Это значит, что в это время начинается жатва. Кроме того, Ильин день считается началом переме­ны погоды, так как с этого времени появляются дожди: на Илью до обеда лето, а после обеда — осень.

Илья-пророк, по мнению народа, слишком строг в отношении народной распущенности, и по­тому народ в этот день вообще религиозен и боится его мщения огнем. Считается, что Илья-пророк уп­равляет громом и молнией. В то время когда слыш­ны раскаты грома в воздухе, народ набожно крес­тится и верит, что это едет Илья-пророк на своей огненной колеснице.

В день святого пророка Ильи пермяки собира­ются из двух или трех деревень, приводят с собой быка или теленка и колют, потом варят и съедают всем обществом. Цель этого обычая — умилости­вить жертвой пророка. В этот день нигде не выгоня­ют скот, веря, что в это время по лесу свободно пол­зают ядовитые гады и ходят хищные звери.

Илья-пророк занял место древнего Перуна, сла­вянского бога грома и молнии, или Юпитера рим­лян. В Пермской губернии в часовни, которые по- еннаяя святому Илье, приносят жареные или пе­ченые козьи и бараньи головы с горохом, служат святому угоднику молебны, прося у него защиты козам, баранам, гороху и, под видом его,— всему рас­тущему на полях и огородах. Горох употребляется при этом случае потому, что он единственный плод, который созревает к Ильину дню. Головы и горох в виде подарков поступают священнослужителям [2, с. 515].

 

Первый Спас

В августе наш народ справляет три праздника, посвященные Всемилостивейшему Спасу:

1 августа — «Спас на воде»;

6 августа — «Спас на горе» и

16 августа — «Спас на полотне».


Первый Спас, 1-го августа,— первый осенний праздник, с которого начинается первый торжест­венный посев, называется еще медовым. Этот день считается медовым разговеньем, так как в это вре­мя вырезают соты. В праздник бывают крестные ходы, святят воду на реках и служат там молебны. В деревнях пчеловоды приносят в церковь мед и святят его.

В Пермской губернии пермяки моют и купают после водоосвящения приводимых и приносимых детей, причем снятые с детей рубашки бросают в воду, а надевают новые. Точно так же купают ло­шадей, чтобы они были крепче и здоровее [4].

Особенной торжественностью первый Спас не выделяется на фоне других праздников. Впрочем, не до гуляний в эту пору крестьянину, которому нужно было, и косить, и пахать, и сеять: «Август — каторга, да после будет маковка». Из обычаев, стро­го исполняемых в этот день, назовем начало сбора мака. В Малороссии он так и называется: «маковия». Из мака пекут «шуляки», то есть коржи из пшеничного теста, и обливают их густой медовой сытью с примесью растертого мака [2, с. 516].

 

Юрьев день, или Егорьев день (весенний и осенний)

День святого Георгия Победоносца празднуется по весне 23 апреля, а по осени — 26 ноября и очень уважается простым народом.

В этот праздник по весне в некоторых местно­стях закликали весну, так как этот день был време­нем выгона скота, почему народ и называет Егорья скотопасом, покровителем домашнего скота и пас­тухов. Святой Георгий почитается даже турками: так, в этот день открывается пастушеский год и празднуется семейным пиршеством, на котором съеда­ют первенца из стада [4].

Дни весеннего Георгия и осеннего Михаила Ар­хангела служили в Германии, а потом и у нас в Рос­сии сроками наймов полевых работ.

У сербов в день святого Георгия, рано поутру, еще до солнечного восхода, начинают купаться. Этот день уставом Марии-Терезии (Urbarium, 1791 г.) назначен был крестьянину временем для перехода от одного господина к другому, как и в России до введения крепостного права (XVII в.), а день святого Михаила считался сроком для пред­варительного объявления с обеих сторон.

Сербы, иллирийцы, далматы и черногорцы в день святого Георгия поют молебен на колодцах и родниках и, окропив святой водой скот, гонят его вербой в поле, как то бывает и в России.

В Минской губернии в Юрьев день святят хлеб.

В Малороссии празднуется как весенний, так и осенний Георгий, поскольку праздник церковный в честь освящения храма Георгия на Золотых воро­тах установлен был в Киеве в подражание греческо­му. Там существовал обычай перехода крестьян от помещика к другому, и там даже родилась поговор­е: «От тоби, бабо, и Юрьев день», то есть — вот те­бе, бабушка, и Юрьев день [4].

В Костромской губернии, в Чухломском и Кологривском уездах, об Егорьеве дне ведется поговорка: «В поле стадо гонять и Егорья окликать» [2, с. 516].

Некоторые историки считают, что Игорь — это и есть Егор (имя, происходившее от Георгия).

 

Семенов день. Бабье лето

Сентябрь с XV века считался первым месяцем в году. 1 сентября в наших местах известно под именем Семена-летопроводца — от празднуемого в этот день нашей Церковью Симеона — первого Столпника. В память этого угодника был в Киеве построен храм.

Время с 1 сентября по день Рождества Пресвя­той Богородицы — по 8 сентября — называется Симеонскою неделей. С 1 сентября начинается Бабье лето, или лето на проводе до Аспасова дня, или до Рождества Богородицы.

Летопроводец, как русский Янус, провожал ста­рое и встречал новое лето. У славян, например чехов и сербов, известно Babi leto («Баби лето»); на поль­ском Babie lato значит «ясная, ведренная продол­жительная погода»; а у малороссов — Бабыно лито [4].

У немцев это время называется Старушечьим летом или Марьиной пряжей, Марьиными пятинками, так как в это время на лугах, пожнях и на де­ревьях в хорошую погоду носятся тонкие нити пау­тины. В Костромской губернии по поводу этой пау­тины существует замечание, что если в бабье лето луга опутываются паутиной, а гуси гуляют стадами и скворцы долго не отлетают, то осень будет про­тяжной и ведренной [4].

В подмосковных селениях под Семенов день ту­шат огонь в избах, а с восхождением солнца вздува­ют снова.

С этого же дня начинают засиживать вечера в деревнях, а в городах мастеровые — работать с ог­нем, то есть по вечерам. В Киеве «засидки», то есть работа вечером при свечах, называется «женить Се­мена». Может быть, потому это время называется Бабьим летом, что с этого дня в некоторых местно­стях России бабы затыкают кроены (узкий холст); с этого времени начинают мять и трепать пеньку, мыть ее и стлать лен, берутся за веретено, то есть начинаются женские работы и рукоделья, когда Семеин день, «семена долой».

С этого же дня устраиваются в деревнях, кроме обычных посиделок, сопровождаемых песнями и сказками, опашки, братчины, ссыпчины, где веем миром варится пиво и стряпается кушанье для пиршества. А в Аспасов день оканчивается во мно­гих местностях заламывание ульев.

«Летопроводец» считается днем, с которого оканчивается существование мух, тараканов, кло­пов и других насекомых. По этому случаю в некото­рых местах, как, например, в Серпухове и Туле, су­ществовало обыкновение в этот день «хоронить мух». Для этого девушки и молодые женщины дела­ли из свеклы и редьки коробочки, или гробики, и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тарака­нов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим случаем молодым лю­дям высматривать невест и засылать сватов.

Этот день был до XVIII столетия на Руси днем торжественным, днем начала Новолетия, когда го­судари наши являлись перед народом. И народ яв­лялся, внося оброки и дани. В книге «Потребник мужской» (издание 1639 г.) помещен уже чин «провождетя лету», или начало индикта, «еже есть Новое лето». Этот торжественный обряд совершал­ся в Москве патриархом Филаретом в присутствии царя перед народом, который сходился со всех кон­цов Москвы видеть царские светлые очи [2, с. 518].

На Ивановской площади, между Архангельским и Благовещенским соборами, поставлялись два ана­лоя с паволоками, выносили аналой с образом св. Симеона Столпника. Там с правой стороны от бла­говещения устраивали царское шатерничье место с наволоками, а патриаршее — с коврами.

По окончании утренней службы в Успенском соборе патриарх выходил с клиром и святыми обра­зами в западные двери и становился на дворе перед церковными вратами на востоке, где совершалось молитвословие «во еже благословити венец лета благостию Своей» [4]. После того царь подходил к Святому Евангелию, которым знаменовался. Затем принимал благословение от патриарха, который, сперва осе­нив его Животворящим Крестом, а потом, благосло­вив рукой, спрашивал о царском его здоровье.

Потом святитель и царь занимали приготовлен­ные им места на Красной площади между Успен­ским и Архангельским соборами, где совершалось молебствие с еннаяящением. В заключение патри­арх, сходя со своего места, приветствовал царя ре­чью, в которой красноречивыми словами выражал пожелание царю и всем его верноподданным бла­гословения Божия, здравия и благоденствия. После этого патриарх, осенив царя крестом и святой во­дой, а затем и весь народ, возвращался с духовенст­вом в Успенский собор. Между тем царь приветст­вовал народ милостивым словом, на что народ отве­чал: «Здравствуй, здоров буди на многия лета, наде­жа-государь»[2, с. 519].

Бедным и нищим раздавалась царская милосты­ня, чтобы они молились о его многолетнем здравии. При колокольном звоне парь шел к обедне в Благо­вещенский собор.

Семенов день был также днем судных сроков. В этот день как жители Москвы, так и других горо­дов становились на личный суд перед государем. Местом для этого суда чаще всего был Приказ Боль­шого Дворца, Здесь разбирались дела, которые не могли решить наместники, приказчики, городовые и волостители. Такой суд назывался Судом Божиим, так как, по народному убеждению, дело ведал Бог да государь. На суд должны были являться к сроку. Те, кто не являлись, считались виновными; правому или оправданному давалась правая грамота.

Оброки также собирались к этому времени, так как уже оканчивались полевые работы.

 

Воздвижение

27 сентября Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Велико значение этого праздника, в Богослужебном круге Церкви он относится к двунадесятым, то есть, к двенадцати главным праздникам. Праздник Воздвижения подобен Страстной неделе, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту, но если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над Божественным Страдальцем, то в день Воздвиженья мы радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы, и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню.

Позднее, в христианские времена, «на Воздви­женная воздвигал православный люд обыденки-ча­совенки и церковки малые». Это считалось особен­но угодным Богу. Ставят в этот день и придорож­ные кресты в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения.

Есть местности, где ежегодно совершаются в этот праздник крестные ходы вокруг сел, что, по народным представлениям, ограждает от всяко­го лиха на круглый год. Подымают иконы и для об­хода полей с молитвой о будущем урожае. Молятся празднику и о болящих-страждущих, чтобы Гос­подь воздвиг их с одра болезни.

По старинному сказанию, на Воздвижение про­исходит битва между «честью» и «нечистью». Под­нимаются в этот день, воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято»… И начинают осиливать наваждение от лукавого, и начинает колебаться все стоящее за веру правую и правду новую. Дрожит-колышется, сотрясается Мать-Сыра Земля… Но вот воздвигается из недр ее Свят Господень Крест. Вся вселенная сияет, как солнце, от его нетленных лучей. И тает, как воск, от огня все злое-нечистое, все сильное кривдой ми­е — перед этим лучезарным Крестом. Побеждает все праведное. Все чистое… «И так до скончания ве­ков»,— гласит заключительное слово сказа [2, с. 519].

Праздник Воздвижения еще называли «капуст­ницами». Воздвиженские капустники были повсе­местными праздниками. Ждут его по осени девуш­е красные. Знают они, что ввечеру сойдутся на ка­пустную беседу-пирушку холостые деревенские парни — себе невест приглядывать. Все заневестив­шиеся девушки принаряживаются на эту беседу в лучшие наряды, чтобы не ударить в грязь своей красотой девичьей: у каждой из них есть среди ожидаемых гостей присмотренные заранее, при­глянувшиеся загодя парни.

Существует поверье, что если, собираясь на Воз­движенский капустник, девушка прочитает особо­го рода заклятье, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота.

«Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, ба­тюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима сту­пенная не знобила! Крепко мое слово, как железо!» [2, с. 519].

 

 

Вопросы к параграфу 3.1.

1. Выделите особенности праздника Святки.

2. Как праздновали Коляду на Руси в разных губерниях?

3. Расскажите об особенностях празднования Масленицы.

4. Какие на Руси сложились традиции отмечать праздники перед Пасхой?

5. Как праздновали на Руси Пасху?

6. Каковы особенности праздников Семик, Троицкий день, Ярило?

7. Объясните традиции празднования земледельческих праздников.

Литература к параграфу 3.1.

1. Библейская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. – 768 с.

2. История русской культуры / Под ред. Т. Ямпольской. – М.: Эксмо, 2006. – 830 с.

3. Российский общественный портал. WWW.school.ru.







Date: 2015-07-22; view: 306; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.025 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию