Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ивановская ночь ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
У нас накануне Иванова дня женщины разжиенн огни, плясали вокруг них, пели. Говорят даже, что для разведения огня в этот день добывали его трением дерева об дерево, и огонь этот назывался «божественным». В Украине, на Подоле и в Волыни, известна игра под названием «Купало». Она состоит в том, что на заходе солнца все девушки собираются на известен место с вербой, убранной цветами, которую втыкают в землю. Дерево это они называют «Купайло». Воткнув его, они, схватясь рука с рукой, ходят около него и поют жалобные песни в честь Купайла. Спустя некоторое время молодые люди, стоящие в стороне, уносят и разрывают вербу, защищаемую девицами, и тем оканчивается весь обряд. Иван Купало, между простым народом в Ярославской, Тверской и Нижегородской губерниях, называется Ярилой [2, с. 507].
Ярило Слово это понятно и сейчас: ярость, яростный, а также ера, ерник. Ярило, или Ерило, созвучен с греческим Арес, Eroj — любовь и вожделение; с санскритским енн — враждебный, вражеский, враг; с латинским ен (ira) — гнев. Значение слова несет в себе оба свойства: мужества или буйства и сладострастия [2, с. 510].
Костромской Ярило В Костроме существовало обыкновение во Всесвятское заговенье «хоронить Ярилу». Похороны эти были до глупости безобразны. Так, какой-нибудь бедняк, нищий брал на себя поручение хоронить куклу мужчины, с чрезвычайно развитыми ениталиями, положенную в гробик, а пьяные и трезвые суеверные женщины провожали этот гробик и нелицемерно плакали [4]. И если Кострома - олицетворение весны, то Ярила - олицетворение животворящего лета.
Ярилин праздник Близ Галича есть поклонная гора; она находится близ села Туровского. Там поклонялись Мерянскому идолу Яриле, да позднее, в неделю Всех Святых, галичане собирались праздновать и гулять. В начале XIX века там поступали так: подпаивали мужичка и шутили с ним как хотели, требуя от него изображать собой Ярила [2, с.510].
Погребение Ярилы Такое смешное событие торжествовалось еще в XVIII веке в Калязинском уезде, по дороге к Троице, в местности Мерли, или Нерли, под старой сосной. В Чистопольском уезде, в г. Савине, целую ночь пели и плясали в честь Ярилы. В Воронеже до 1763 г. Ежегодно праздник отмечался перед заговеньем Петрова поста, до вторника второго поста. В эти дни на бывшую площадь в город, за старыми Московскими воротами, стекались горожане и местные жители на ярмарку. К этим дням в домах делались приготовления как к великому празднеству [2, с. 511]. На месте, отведенном для развлечений, появлялся человек, избранный обществом. Его украшали цветами, лентами, обвешивали колокольчиками, на голову ему надевали колпак, тоже раскрашенный и украшенный лентами. При этом такого человека румянили, белили, а в руки давали позвонки (погремушки). На голову надевали высокий колпак, иногда из бумаги, украшали его лентами. В этом наряде под именем Ярилы он ходил по городу, сопровождаемый молодежью. Это празднество сопровождалось играми и плясками, лакомством и пьянством, особенно кулачным боем [4]. Земледельческие праздники и простые замечательные дни Земледельческие праздники составляют пору отдыха после обременительного труда. Все эти праздники вообще были общими у всех народов и основаны на их верованиях и нравах. Подобно римской Церере, греческой Деметре, у славянорусов представительницей земледелия была Мать-Земля, и к ней принадлежит Даждь-бог, милостивец, которого мы находим в числе богов князя Владимира, а также Волоса, которому долгое время в Южной России старухи завивают бородку. Но с того времени как христианство закрепилось в Русской земле, покровителями земледельческих занятий очутились уже не народные божества язычества, а святые Православной Церкви. Вот перечень замечательных дней: Аксинья (Ксения)-полузимница, 24 января. День, с которого считают начало второй половины зимы. Василий-капельник, 28 февраля. Начало первых оттепелей. Авдотья (Евдокия)-плющиха, 1 марта. Названа так потому, что с этого времени плющится или оседает снег. Дарья (Дария)-г… прорубница, или з… проруби, 19 марта. На реках, прудах, около прорубей вытаивает в это время скопившийся в продолжение зимы помет животных. Иродион-ледолом, 8 апреля. На значительных реках трескается и начинает проходить лед. Егор (Георгий)-скотопас, водопас. Егорий с гвоздем — 23 апреля. Выгоняют скот на паству. Тогда же вскрываются реки. Степан (Стефан)-ранопашец, 26 апреля. Начало самой ранней вспашки полей под посев яровых хлебов. Еремий (Иеремия)-запрягальник, 1 мая. День, с которого чаще всего начинается вспашка и засев полей яровым хлебом. Орина (Ирина)-рассадница, 5 мая. Время посева капусты: хозяйки начинают поливать рассаду. Никола (Николай)-травной, вешний, весенний, 9 мая. В это время чаще всего появляется первая зелень на лугах, посев яровых в полном разгаре. Лукерья (Гликерия)-комарница, 13 мая. Обозначает время появления комаров. Сидор (Исидор)-сивирян, северный, 14 мая. Около половины мая начинают дуть холодные северные ветры, продолжающиеся недели две. Олена (Елена)-леносевка, ленница, 21 мая. Начинают сеять лен. Федосия (Феодосия)-колосяница, 29 мая. Около этого дня начинает идти в колос озимый хлеб. Еремей (Ермий)-распрягалъник, 31 мая. Конец посева яровых хлебов. Выпряжка волов и лошадей из рабочих хомутов и ярма. Если некоторые и продолжаются, то у самых нерадивых хозяев. Акулина (Акилина)-задери хвосты, сдерихвостка, 13 июня. Около этого дня появляется много моенн, комаров, оводов, пауков и других насекомых, беспокоящих лошадей и скот, отчего он бегает по пастбищу и часто даже прибегает домой, отхлестываясь хвостом. Аграфена (Атриппина)-купальница, 23 июня. Начало купания в реках, так как вода в это время начинает нагреваться в реках и озерах. Афимья (Евфимия)-стожарница, 11 июля. В эту пору на покосах во множестве появляются стоги сена. Собственно же сенокос начинается ранее, с первых чисел июля, с Прокофьева дня (8 июля). Пуд и Трифон-бессонники, 23 июля. К этому времени созревают ранние посевы озимого и даже ярового хлеба, и наступает жатва хлебов. Сенокосная страда еще продолжается, надо успевать во всех работах, и потому много спать не приходится. Авдотья (Евдокия)-малинуха, 4 августа. Начало сбора малины. Никита-репорез, 15 сентября. Начало сбора репы. Спиридон-солнцеворот, поворот 12 декабря, так как солнцестояние считается с 10 декабря, когда солнце вступает в знак Козерога. С этого времени начинают прибывать дни; с этого времени солнце — на лето, зима — на морозы [2, с. 513]. Как в первые века мира, пастухи и земледельцы оканчивали свои работы, связывая их с распусканием деревьев или падением листьев, так и у нашего народа есть в природе свой календарь, по которому он сверяет свои труды, игры и пиршества, иногда приходящиеся и на дни церковных праздников. У всех народов август, славянский серпень, или зарев, был посвящен богине жатвы. Такая же традиция существует и у нас в России, когда в августе празднуются Госпожинки (от поста в честь Успения Богородицы 15 августа), Оспожинки, или Спожинки (от слова «спожать, спожинать»). В Торжке этот день называется Спожиницей, в летописях — Госпожин день. В Белоруссии, в праздник Успения Божией Матери, известный под названием «Большая Пречистая», и во многих Великороссийских губерниях приносят хлеб из нового жита или колосья, а где и соты, а в Малороссии — и мясо. Ныне же повсюду медовое разговенье считается 1 августа, плодовое — 6 августа. В Костромской губернии, в Нерехотском уезде при посеве и начале жатвы крестьяне, входя на полосу, молятся на три стороны, исключая северную, откуда нет солнца, а только дуют холодные ветры. Когда же сжаты яровой хлеб и рожь, то оставляют небольшой клок несжатого хлеба — «волотка на бородку». Тут, может быть, имеется в виду волотка, волоть волокно. Может, поговорка эта происходит со времен незапамятных и принадлежит язычеству, когда почитали Белеса и поклонялись ему как богу, присматривающему за скотом. При окончании жатвы на своей полосе последней горстью сжатой соломой старший в семействе, отобрав все серпы у своей семьи, обвертывает их и, принеся домой, кладет в передний угол. Все при этом молятся. Некоторые после жатвы катались на своей полосе, приговаривали: «Жнивка! Жнивка! Отдай мою силку, на тесте, на мелионе, на колотило, да на молотило и на криво веретьино» [2, с. 513]. Во многих местах Успенский пост считается бабьим летом, а в некоторых местностях — от Успеньева дня до Ивана Постного.
Ильин день День св. пророка Илии празднуется 20 июля. Народ этого святого считает грозным потому, что около этого дня бывают грозы и потому еще, что верят: Илья строг в отношении к дню своей памяти и не велит будто бы в этот день работать, грозя молнией. Святой Илья зажинает жниво, говорит пословица. Это значит, что в это время начинается жатва. Кроме того, Ильин день считается началом перемены погоды, так как с этого времени появляются дожди: на Илью до обеда лето, а после обеда — осень. Илья-пророк, по мнению народа, слишком строг в отношении народной распущенности, и потому народ в этот день вообще религиозен и боится его мщения огнем. Считается, что Илья-пророк управляет громом и молнией. В то время когда слышны раскаты грома в воздухе, народ набожно крестится и верит, что это едет Илья-пророк на своей огненной колеснице. В день святого пророка Ильи пермяки собираются из двух или трех деревень, приводят с собой быка или теленка и колют, потом варят и съедают всем обществом. Цель этого обычая — умилостивить жертвой пророка. В этот день нигде не выгоняют скот, веря, что в это время по лесу свободно ползают ядовитые гады и ходят хищные звери. Илья-пророк занял место древнего Перуна, славянского бога грома и молнии, или Юпитера римлян. В Пермской губернии в часовни, которые по- еннаяя святому Илье, приносят жареные или печеные козьи и бараньи головы с горохом, служат святому угоднику молебны, прося у него защиты козам, баранам, гороху и, под видом его,— всему растущему на полях и огородах. Горох употребляется при этом случае потому, что он единственный плод, который созревает к Ильину дню. Головы и горох в виде подарков поступают священнослужителям [2, с. 515].
Первый Спас В августе наш народ справляет три праздника, посвященные Всемилостивейшему Спасу: 1 августа — «Спас на воде»; 6 августа — «Спас на горе» и 16 августа — «Спас на полотне». Первый Спас, 1-го августа,— первый осенний праздник, с которого начинается первый торжественный посев, называется еще медовым. Этот день считается медовым разговеньем, так как в это время вырезают соты. В праздник бывают крестные ходы, святят воду на реках и служат там молебны. В деревнях пчеловоды приносят в церковь мед и святят его. В Пермской губернии пермяки моют и купают после водоосвящения приводимых и приносимых детей, причем снятые с детей рубашки бросают в воду, а надевают новые. Точно так же купают лошадей, чтобы они были крепче и здоровее [4]. Особенной торжественностью первый Спас не выделяется на фоне других праздников. Впрочем, не до гуляний в эту пору крестьянину, которому нужно было, и косить, и пахать, и сеять: «Август — каторга, да после будет маковка». Из обычаев, строго исполняемых в этот день, назовем начало сбора мака. В Малороссии он так и называется: «маковия». Из мака пекут «шуляки», то есть коржи из пшеничного теста, и обливают их густой медовой сытью с примесью растертого мака [2, с. 516].
Юрьев день, или Егорьев день (весенний и осенний) День святого Георгия Победоносца празднуется по весне 23 апреля, а по осени — 26 ноября и очень уважается простым народом. В этот праздник по весне в некоторых местностях закликали весну, так как этот день был временем выгона скота, почему народ и называет Егорья скотопасом, покровителем домашнего скота и пастухов. Святой Георгий почитается даже турками: так, в этот день открывается пастушеский год и празднуется семейным пиршеством, на котором съедают первенца из стада [4]. Дни весеннего Георгия и осеннего Михаила Архангела служили в Германии, а потом и у нас в России сроками наймов полевых работ. У сербов в день святого Георгия, рано поутру, еще до солнечного восхода, начинают купаться. Этот день уставом Марии-Терезии (Urbarium, 1791 г.) назначен был крестьянину временем для перехода от одного господина к другому, как и в России до введения крепостного права (XVII в.), а день святого Михаила считался сроком для предварительного объявления с обеих сторон. Сербы, иллирийцы, далматы и черногорцы в день святого Георгия поют молебен на колодцах и родниках и, окропив святой водой скот, гонят его вербой в поле, как то бывает и в России. В Минской губернии в Юрьев день святят хлеб. В Малороссии празднуется как весенний, так и осенний Георгий, поскольку праздник церковный в честь освящения храма Георгия на Золотых воротах установлен был в Киеве в подражание греческому. Там существовал обычай перехода крестьян от помещика к другому, и там даже родилась поговоре: «От тоби, бабо, и Юрьев день», то есть — вот тебе, бабушка, и Юрьев день [4]. В Костромской губернии, в Чухломском и Кологривском уездах, об Егорьеве дне ведется поговорка: «В поле стадо гонять и Егорья окликать» [2, с. 516]. Некоторые историки считают, что Игорь — это и есть Егор (имя, происходившее от Георгия).
Семенов день. Бабье лето Сентябрь с XV века считался первым месяцем в году. 1 сентября в наших местах известно под именем Семена-летопроводца — от празднуемого в этот день нашей Церковью Симеона — первого Столпника. В память этого угодника был в Киеве построен храм. Время с 1 сентября по день Рождества Пресвятой Богородицы — по 8 сентября — называется Симеонскою неделей. С 1 сентября начинается Бабье лето, или лето на проводе до Аспасова дня, или до Рождества Богородицы. Летопроводец, как русский Янус, провожал старое и встречал новое лето. У славян, например чехов и сербов, известно Babi leto («Баби лето»); на польском Babie lato значит «ясная, ведренная продолжительная погода»; а у малороссов — Бабыно лито [4]. У немцев это время называется Старушечьим летом или Марьиной пряжей, Марьиными пятинками, так как в это время на лугах, пожнях и на деревьях в хорошую погоду носятся тонкие нити паутины. В Костромской губернии по поводу этой паутины существует замечание, что если в бабье лето луга опутываются паутиной, а гуси гуляют стадами и скворцы долго не отлетают, то осень будет протяжной и ведренной [4]. В подмосковных селениях под Семенов день тушат огонь в избах, а с восхождением солнца вздувают снова. С этого же дня начинают засиживать вечера в деревнях, а в городах мастеровые — работать с огнем, то есть по вечерам. В Киеве «засидки», то есть работа вечером при свечах, называется «женить Семена». Может быть, потому это время называется Бабьим летом, что с этого дня в некоторых местностях России бабы затыкают кроены (узкий холст); с этого времени начинают мять и трепать пеньку, мыть ее и стлать лен, берутся за веретено, то есть начинаются женские работы и рукоделья, когда Семеин день, «семена долой». С этого же дня устраиваются в деревнях, кроме обычных посиделок, сопровождаемых песнями и сказками, опашки, братчины, ссыпчины, где веем миром варится пиво и стряпается кушанье для пиршества. А в Аспасов день оканчивается во многих местностях заламывание ульев. «Летопроводец» считается днем, с которого оканчивается существование мух, тараканов, клопов и других насекомых. По этому случаю в некоторых местах, как, например, в Серпухове и Туле, существовало обыкновение в этот день «хоронить мух». Для этого девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробочки, или гробики, и хоронили мух, а в Туле в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим случаем молодым людям высматривать невест и засылать сватов. Этот день был до XVIII столетия на Руси днем торжественным, днем начала Новолетия, когда государи наши являлись перед народом. И народ являлся, внося оброки и дани. В книге «Потребник мужской» (издание 1639 г.) помещен уже чин «провождетя лету», или начало индикта, «еже есть Новое лето». Этот торжественный обряд совершался в Москве патриархом Филаретом в присутствии царя перед народом, который сходился со всех концов Москвы видеть царские светлые очи [2, с. 518]. На Ивановской площади, между Архангельским и Благовещенским соборами, поставлялись два аналоя с паволоками, выносили аналой с образом св. Симеона Столпника. Там с правой стороны от благовещения устраивали царское шатерничье место с наволоками, а патриаршее — с коврами. По окончании утренней службы в Успенском соборе патриарх выходил с клиром и святыми образами в западные двери и становился на дворе перед церковными вратами на востоке, где совершалось молитвословие «во еже благословити венец лета благостию Своей» [4]. После того царь подходил к Святому Евангелию, которым знаменовался. Затем принимал благословение от патриарха, который, сперва осенив его Животворящим Крестом, а потом, благословив рукой, спрашивал о царском его здоровье. Потом святитель и царь занимали приготовленные им места на Красной площади между Успенским и Архангельским соборами, где совершалось молебствие с еннаяящением. В заключение патриарх, сходя со своего места, приветствовал царя речью, в которой красноречивыми словами выражал пожелание царю и всем его верноподданным благословения Божия, здравия и благоденствия. После этого патриарх, осенив царя крестом и святой водой, а затем и весь народ, возвращался с духовенством в Успенский собор. Между тем царь приветствовал народ милостивым словом, на что народ отвечал: «Здравствуй, здоров буди на многия лета, надежа-государь»[2, с. 519]. Бедным и нищим раздавалась царская милостыня, чтобы они молились о его многолетнем здравии. При колокольном звоне парь шел к обедне в Благовещенский собор. Семенов день был также днем судных сроков. В этот день как жители Москвы, так и других городов становились на личный суд перед государем. Местом для этого суда чаще всего был Приказ Большого Дворца, Здесь разбирались дела, которые не могли решить наместники, приказчики, городовые и волостители. Такой суд назывался Судом Божиим, так как, по народному убеждению, дело ведал Бог да государь. На суд должны были являться к сроку. Те, кто не являлись, считались виновными; правому или оправданному давалась правая грамота. Оброки также собирались к этому времени, так как уже оканчивались полевые работы.
Воздвижение 27 сентября Церковь празднует Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Велико значение этого праздника, в Богослужебном круге Церкви он относится к двунадесятым, то есть, к двенадцати главным праздникам. Праздник Воздвижения подобен Страстной неделе, которая бывает перед Пасхой, он также посвящен усиленной молитве и строгому посту, но если на Страстной мы вместе с Церковью плачем над Божественным Страдальцем, то в день Воздвиженья мы радуемся о плодах Его страданий: искуплении человечества от первородного греха и победе Спасителя над адом и смертью. Церковь воздвигает Честный Крест, как орудие этой победы, и в этот день особо чествует Его, как величайшую святыню. Позднее, в христианские времена, «на Воздвиженная воздвигал православный люд обыденки-часовенки и церковки малые». Это считалось особенно угодным Богу. Ставят в этот день и придорожные кресты в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения. Есть местности, где ежегодно совершаются в этот праздник крестные ходы вокруг сел, что, по народным представлениям, ограждает от всякого лиха на круглый год. Подымают иконы и для обхода полей с молитвой о будущем урожае. Молятся празднику и о болящих-страждущих, чтобы Господь воздвиг их с одра болезни. По старинному сказанию, на Воздвижение происходит битва между «честью» и «нечистью». Поднимаются в этот день, воздвигаются одна на другую две силы: правда и кривда, «свято» и «несвято»… И начинают осиливать наваждение от лукавого, и начинает колебаться все стоящее за веру правую и правду новую. Дрожит-колышется, сотрясается Мать-Сыра Земля… Но вот воздвигается из недр ее Свят Господень Крест. Вся вселенная сияет, как солнце, от его нетленных лучей. И тает, как воск, от огня все злое-нечистое, все сильное кривдой мие — перед этим лучезарным Крестом. Побеждает все праведное. Все чистое… «И так до скончания веков»,— гласит заключительное слово сказа [2, с. 519]. Праздник Воздвижения еще называли «капустницами». Воздвиженские капустники были повсеместными праздниками. Ждут его по осени девуше красные. Знают они, что ввечеру сойдутся на капустную беседу-пирушку холостые деревенские парни — себе невест приглядывать. Все заневестившиеся девушки принаряживаются на эту беседу в лучшие наряды, чтобы не ударить в грязь своей красотой девичьей: у каждой из них есть среди ожидаемых гостей присмотренные заранее, приглянувшиеся загодя парни. Существует поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, девушка прочитает особого рода заклятье, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота. «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добра молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы ее зима ступенная не знобила! Крепко мое слово, как железо!» [2, с. 519].
Вопросы к параграфу 3.1. 1. Выделите особенности праздника Святки. 2. Как праздновали Коляду на Руси в разных губерниях? 3. Расскажите об особенностях празднования Масленицы. 4. Какие на Руси сложились традиции отмечать праздники перед Пасхой? 5. Как праздновали на Руси Пасху? 6. Каковы особенности праздников Семик, Троицкий день, Ярило? 7. Объясните традиции празднования земледельческих праздников. Литература к параграфу 3.1. 1. Библейская энциклопедия. — 3-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. – 768 с. 2. История русской культуры / Под ред. Т. Ямпольской. – М.: Эксмо, 2006. – 830 с. 3. Российский общественный портал. WWW.school.ru. Date: 2015-07-22; view: 306; Нарушение авторских прав |