Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Троицын день





День Святой Троицы (Пятидесятница) отно­сится к переходящим праздникам и празднуется через пятьдесят дней после Пасхи. В этот день вспо­минается великое событие — сошествие Святого Духа на апостолов. В народе этот праздник закре- пился под названием «Троица», хотя правильное его церковное название — Пятидесятница.

Праздник Пятидесятницы был установлен еще Моисеем в память получения Синайского законо­дательства, и от ветхозаветной церкви перешел обычай неизменно украшать храмы и жилища зе­леными ветвями, цветами и травами.

Употребление цветов и зеленых ветвей в языче­стве имело символическое значение. Так, масленич­ная ветвь знаменовала мир, лавровая — победу, ду­бовая — славу. Такое значение зелени перешло поч­ти ко всем народам, так же, как и обычай украшать свои жилища зелеными ветвями.

До XVII века Троицын день служил у нас сроком решения тяжб и совершения всякого рода догово­ров. Так как праздники Троицы и Духова дня при­ходятся на летние месяцы, то к ним приурочены многие языческие обряды, совершавшиеся в стари­ну нашими предками. Они в этот месяц справляли праздник Дивы, богини земли. До сих пор народ считает землю именинницей в Духов день, чем и объясняется запрещение рыть ее. Некоторые об­ряды, совершаемые в Троицын день,— те же, что и в Семик: плетение венков, гадание по ним о своей судьбе, но есть и особые обряды [2, с. 504].

В Троицын день девушки спрашивают у кукуш­ки, когда она кукует, долго ли им еще быть в доме отца. Сколько раз прокукует, столько лет и ждать замужества. В Перми в Троицын день устраивается народное гулянье с качелями; в Пензенской и Са­марской губерниях одну из девушек кладут на дос­ку, бросают в воду, купаются с веселыми песнями и шутками, затем делают барабан из лубка и под ба­рабанный бой отправляются домой, где и играют в хороводы до вечера [4].

Существуют также в некоторых местах погре­бение Костромы или Лады, проводы весны, хоро­водная игра в жениха и невесту и др. В Петербурге многие ходят в Троицын день на могилы своих род­ственников, украшают их березками и цветами. В Псковской губернии дети обметают и опахивают могилы своих родителей троицкими цветами, свя­занными в пучок; это называется «прочищать глаза у родителей» [5].

В Малороссии в Троицу приносят в церковь охапку зори, калуфера, мяты и кадила; все это свя­зывается веревкой, а в середину ставится свеча, на­зываемая Троицкой, которая горит в продолжение всей обедни; затем эти травы хранятся дома для ле­чения от разных болезней.

Красивый и радостный вид представляет собой малороссийская хата в этот праздник! Везде благо­ухающая зелень, в переднем углу стоит зеленый клен, осеняя своими ветвями стол с хлебом-солью, накрытый белой скатертью. За образами, перед ко­торыми теплятся лампады, воткнуты букеты гвоз­дики, на полу раскидана свежая трава, чабрец бла­говонный, полынь заговорная. На окошках и всюду, где только возможно,— фиалки, лилии, барвинок, васильки, пионы. Но здесь, как и в некоторых дру­гих местах России, Троицыным днем называли по­недельник, а Духовым днем — воскресенье [6].

До конца XVII века в Москве цари справляли Тро­ицын день с особым торжеством. В полном цар­ском наряде выходили они в сопровождении име­нитых бояр в кремлевский Успенский собор. Перед царем несли пук цветов и древесный лист.

Когда после обедни начиналась троицкая ве­черя, царю подносили такой же лист без стеблей от имени патриарха и, смешав этот лист с госуда­ревым, кропили его розовой водой, называемой «гуляфной водкой». Остальным листом устилали места для патриарха и разносили его по всей церкви. Государи совершали установленное при молитве Святому Духу коленопреклонение на этом листе [6].

Долгое время в Петербурге существовал обычай выбирать себе женихов и невест в Духов день. В Летнем саду в былые времена в этот день проис­ходило оживленное гулянье [6].

 







Date: 2015-07-22; view: 361; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию