Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Великий четверг
В Буе, уездном городе Костромской губернии, девушки в Великий четверток зовут весну и, если открылась вода, входят в реку одна за другой. Держась за руки, припевают: «Весна, весна красна! приди, весна, с милостью, великою благостью» [5, с. 149]. У пермяков Великий четверток считается великим днем обновления всего крестьянского хозяйства на предстоящий год. Накануне этого дня вечером приносят в избу в решете зерновой хлеб и, положив на него печеного хлеба и соли, ставят решето в передний угол под иконы на лавку. Помолившись Богу, все это оставляют в углу до первого дня Пасхи, иногда даже до прихода священно- и церковнослужителей с образом Богоматери. Все эти предметы — зерновой хлеб и соль — имеют свой многозначительный тайный смысл. Зерновой хлеб употребляется как символическое средство, которым предотвращается недостаток в хлебе: для этого хозяин высыпает его в закром. Печеный хлеб дают скоту, выпуская его весной в первый раз на пастбище, что, по преданию, убережет скот от пропажи. Соль дают скоту при болезнях как лекарство. Для этого же и во избежание разных несчастий мужики берут соль с собой, отправляясь в дальнюю дорогу на заработки. Эта соль у них называется четвережной (четверговой) [2, с. 496]. Поутру в Великий четверток все в доме встают задолго до восхода солнца. Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой породе кличкой. Хозяйка зовет животных до тех пор, пока какое-нибудь из них не подаст голоса, например, пока корова не замычит, лошадь не заржет и пр. Это считается верным признаком, что в наступающем году не падет ни одно животное той породы. Потом идет она на двор и, обогнав кругом столба коров, чтобы они не спали на пастбище, кормит и поит. Затем хозяйка вешает на передний угол дома голик и худой лапоть — для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц в продолжение лета. Наконец, окончив эти дела на дворе и в избе, топит печь и печет хлеб, чтобы не выводился он из закромов (сусеков) в течение года. Хозяин в это же время считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия, делает на реке новую прорубь, чистит скребницей рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух. Исполнив все это, хозяин живет с уверенностью, что у него в течение года и деньги будут водиться, и орудия сохранятся от поломки и потери, и лошади будут крепки, не падут, и охота будет удачна. Между тем малолетние парни и девки, а если их нет, то сами хозяева, ходят в лес за вереском, за татарником, который подмечается для того с осени, и за пихтой. Вереск жгут в печи и привязывают к столбу близ печи. Вместе с татарником подтыкают под сенные двери. Из пихты делают помело. Вереск и татарник имеют силу защищать дом от влияния колдунов; новое пихтовое помело обновляет печь и защищает ее от разрушения. Девки-невесты в это же время подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы либо худого необтрепанного льна ходят в отхожую избу или баню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лен и скачут через пламя. Первое они делают в убеждении, что от этого у них будут длиннее волосы, а второе, чтобы приобрести любовь будущих мужей своих. Прочие взрослые посвящают поутру несколько минут сподручным работам: мужчины плетут лапти, веревки, завертки, тешут топорища; женщины прядут, шьют. Все это делается с той целью, чтобы заслужить у таинственных сил природы возможность и охоту заниматься этими работами. Наконец, старшие, несмотря на раннее утро, ходят из дома в дом бражничать, чтобы, как они говорят, иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. В Ярославской, Московской губерниях в Великий четверг замешивают соль на квасной гуще и бросают в печь после того, как ее затопят. Эту соль потом употребляют в пищу и также дают скоту в пойле для здоровья [4].
Пасха (Святая неделя) Святая Пасха является самым торжественным праздником во всех христианских странах. В обеих столицах России во все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где представляют комедиантов и также другие зрелища. Прочее население столиц делает поздравительные визиты родным и знакомым и катается в экипажах. Каждый город или село оглашается колокольным звоном до вечерень, где позволено упражняться всем желающим. Яйцо от первого христосования считается «наисвященнейшим», и его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ убежден, что с этим яйцом в первый день праздника, во время заутрени, можно узнать колдуна, который покажется спиной к алтарю [2, с. 498]. Солнце играет. Крестьяне верят, что в Светлое Воскресенье солнце играет на небе. Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии, и многие стараются подкараулить тот момент, когда оно играет. В деревнях во время Пасхи занимаются всевозможными играми, преимущественно мужчины: бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, водят хороводы и пр. [5]. Сатана в аду. Во всей Руси простой народ убежден, что до самого Вознесения Христова сатана в аду лежит ниц, не шелохнется, а Христос ходит по земле [4]. Великоденные песни. В Малороссии и Белоруссии на Святую неделю поют так называемые великоденные песни, сопровождаемые музыкой, ходят по домам ночью ватагой, которая называется «волочебник». Тот, кто управляет их хором и руководит, называется починальником. Обычно первая песня обращается к хозяину и хозяйке. В ней прославляется домашняя благоустроенность, зажиточность, порядок в доме и благочестие, причем упоминают, что св. Юрий (Георгий) запасает им коров, Св. Николай — коней, св. Илия зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) — засевает, а Покров собирает и т. д., и после всякой строфы припевают: «Христос воскресе». Содержание песни имеет глубокое значение для сельского хозяйства. Здесь подразумевается, что в хорошем хозяйстве полевые работы согласуются с праздниками и вверяются покровительству святых [5]. Кости теленка. В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывают в землю кости теленка, освященного на Пасху, в том убеждении, что они предохраняют засеянный хлеб от града [4]. Как встречают Пасху в Перми. Там Пасха отличается от прочих воскресных дней только тем, что в первый день поутру, часов в 8 или 9, разговляются пельменями. Со второго дня начинают работать. В церковь ходят немногие [4]. Красная Горка. Слово «Красная Горка» известно по всей России и знаменует в общем своем значении весну с ее красным солнышком, с ее Пасхой красной, с весной красной, то есть красивой, веселой, оживленной воздухом, водами, получившими свободу и сбросившими ледяные оковы. Можно также производить значение Красной Горки от мест сельских гуляний во время Святой Пасхи, когда обыкновенно разливаются реки от снегов и заливают низменности, причем остаются только одни возвышенные места, гористые, или горки, где на Пасху обычно устраивают гулянья. В Смоленской губернии Красная Горка называется Толпищем и напоминает славянское Стадо. В одних краях Красной Горкой называется гулянье на Святой неделе, в других — Юрьев день. Но везде Красной Горкой называется весеннее время, удобное для свадеб: от Фомина понедельника до Георгиева, или Юрьева, дня — время свободы, время, в которое земледельческий труд не начинался, а только к нему приступают. Обычно в это время молодежь была вся в сборе, никто не уходил на заработки из тех, кто занимается промыслами или работами фабричными, плотницкими или речными. Между тем каждый крестьянин-семьянин желает иметь работницу в дом, и если имеет неженатого сына, то старается в это свободное время сосватать за молодца. Закликание весны начинается на Красной Горке, как в первый весенний праздник, с которого начинают играть в горелки. А когда станут распускаться листья, то начинают водить хороводы [5]. Date: 2015-07-22; view: 278; Нарушение авторских прав |