Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великий четверг





 

В Буе, уездном городе Костромской губернии, девушки в Великий четверток зовут весну и, если открылась вода, входят в реку одна за другой. Дер­жась за руки, припевают: «Весна, весна красна! при­ди, весна, с милостью, великою благостью» [5, с. 149].

У пермяков Великий четверток считается вели­ким днем обновления всего крестьянского хозяйст­ва на предстоящий год. Накануне этого дня вече­ром приносят в избу в решете зерновой хлеб и, по­ложив на него печеного хлеба и соли, ставят реше­то в передний угол под иконы на лавку. Помолив­шись Богу, все это оставляют в углу до первого дня Пасхи, иногда даже до прихода священно- и цер­ковнослужителей с образом Богоматери.

Все эти предметы — зерновой хлеб и соль — имеют свой многозначительный тайный смысл. Зерновой хлеб употребляется как символическое средство, которым предотвращается недостаток в хлебе: для этого хозяин высыпает его в закром. Пе­ченый хлеб дают скоту, выпуская его весной в пер­вый раз на пастбище, что, по преданию, убережет скот от пропажи. Соль дают скоту при болезнях как лекарство. Для этого же и во избежание разных не­счастий мужики берут соль с собой, отправляясь в дальнюю дорогу на заработки. Эта соль у них на­зывается четвережной (четверговой) [2, с. 496].

Поутру в Великий четверток все в доме встают задолго до восхода солнца. Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой поро­де кличкой. Хозяйка зовет животных до тех пор, по­ка какое-нибудь из них не подаст голоса, например, пока корова не замычит, лошадь не заржет и пр. Это считается верным признаком, что в наступаю­щем году не падет ни одно животное той породы. Потом идет она на двор и, обогнав кругом столба коров, чтобы они не спали на пастбище, кормит и поит.

Затем хозяйка вешает на передний угол дома го­лик и худой лапоть — для защиты цыплят от кор­шуна и других хищных птиц в продолжение лета. Наконец, окончив эти дела на дворе и в избе, топит печь и печет хлеб, чтобы не выводился он из закро­мов (сусеков) в течение года.

Хозяин в это же время считает деньги, осматри­вает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия, делает на реке новую про­рубь, чистит скребницей рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух. Исполнив все это, хозяин живет с уверенностью, что у него в течение года и деньги будут водиться, и орудия сохранятся от поломки и потери, и лошади будут крепки, не падут, и охота будет удачна.

Между тем малолетние парни и девки, а если их нет, то сами хозяева, ходят в лес за вереском, за та­тарником, который подмечается для того с осени, и за пихтой. Вереск жгут в печи и привязывают к столбу близ печи. Вместе с татарником подтыка­ют под сенные двери. Из пихты делают помело. Ве­реск и татарник имеют силу защищать дом от вли­яния колдунов; новое пихтовое помело обновляет печь и защищает ее от разрушения.

Девки-невесты в это же время подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы либо худого необтрепанного льна ходят в отхожую избу или ба­ню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лен и скачут через пламя. Первое они де­лают в убеждении, что от этого у них будут длиннее волосы, а второе, чтобы приобрести любовь буду­щих мужей своих.

Прочие взрослые посвящают поутру несколько минут сподручным работам: мужчины плетут лап­ти, веревки, завертки, тешут топорища; женщины прядут, шьют. Все это делается с той целью, чтобы заслужить у таинственных сил природы возмож­ность и охоту заниматься этими работами.

Наконец, старшие, несмотря на раннее утро, хо­дят из дома в дом бражничать, чтобы, как они гово­рят, иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. В Ярославской, Московской губерниях в Великий четверг замешивают соль на квасной гу­ще и бросают в печь после того, как ее затопят. Эту соль потом употребляют в пищу и также дают ско­ту в пойле для здоровья [4].

 

Пасха (Святая неделя)

Святая Пасха является самым торжественным праздником во всех христианских странах.

В обеих столицах России во все дни недели, на­чиная с понедельника, для простого народа устраи­ваются качели, карусели, балаганы, где представля­ют комедиантов и также другие зрелища. Прочее население столиц делает поздравительные визиты родным и знакомым и катается в экипажах. Каж­дый город или село оглашается колокольным зво­ном до вечерень, где позволено упражняться всем желающим.

Яйцо от первого христосования считается «наи­священнейшим», и его сохраняют целый год до но­вого христосования. Простой народ убежден, что с этим яйцом в первый день праздника, во время заутрени, можно узнать колдуна, который пока­жется спиной к алтарю [2, с. 498].


Солнце играет. Крестьяне верят, что в Светлое Воскресенье солнце играет на небе. Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирлан­дии, и многие стараются подкараулить тот момент, когда оно играет.

В деревнях во время Пасхи занимаются всевоз­можными играми, преимущественно мужчины: бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, во­дят хороводы и пр. [5].

Сатана в аду. Во всей Руси простой народ убежден, что до самого Вознесения Христова сатана в аду лежит ниц, не шелохнется, а Христос ходит по земле [4].

Великоденные песни. В Малороссии и Белорус­сии на Святую неделю поют так называемые вели­коденные песни, сопровождаемые музыкой, ходят по домам ночью ватагой, которая называется «волочебник». Тот, кто управляет их хором и руководит, называется починальником. Обычно первая песня обращается к хозяину и хозяйке. В ней прославляется домашняя благоуст­роенность, зажиточность, порядок в доме и благо­честие, причем упоминают, что св. Юрий (Георгий) запасает им коров, Св. Николай — коней, св. Илия зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) — за­севает, а Покров собирает и т. д., и после всякой строфы припевают: «Христос воскресе». Содержание песни имеет глубокое значение для сельского хозяйства. Здесь подразумевается, что в хо­рошем хозяйстве полевые работы согласуются с пра­здниками и вверяются покровительству святых [5].

Кости теленка. В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывают в землю кости теленка, освященного на Пасху, в том убеждении, что они предохраняют за­сеянный хлеб от града [4].

Как встречают Пасху в Перми. Там Пасха от­личается от прочих воскресных дней только тем, что в первый день поутру, часов в 8 или 9, разговля­ются пельменями. Со второго дня начинают рабо­тать. В церковь ходят немногие [4].

Красная Горка. Слово «Красная Горка» известно по всей России и знаменует в общем своем значе­нии весну с ее красным солнышком, с ее Пасхой красной, с весной красной, то есть красивой, весе­лой, оживленной воздухом, водами, получившими свободу и сбросившими ледяные оковы.

Можно также производить значение Красной Горки от мест сельских гуляний во время Святой Пасхи, когда обыкновенно разливаются реки от снегов и заливают низменности, причем остаются только одни возвышенные места, гористые, или горки, где на Пасху обычно устраивают гулянья.

В Смоленской губернии Красная Горка называ­ется Толпищем и напоминает славянское Стадо. В одних краях Красной Горкой называется гулянье на Святой неделе, в других — Юрьев день. Но везде Красной Горкой называется весеннее время, удоб­ное для свадеб: от Фомина понедельника до Георгиева, или Юрьева, дня — время свободы, время, в ко­торое земледельческий труд не начинался, а только к нему приступают.

Обычно в это время молодежь была вся в сборе, никто не уходил на заработки из тех, кто занимает­ся промыслами или работами фабричными, плот­ницкими или речными. Между тем каждый кресть­янин-семьянин желает иметь работницу в дом, и если имеет неженатого сына, то старается в это свободное время сосватать за молодца.

Закликание весны начинается на Красной Гор­ке, как в первый весенний праздник, с которого на­чинают играть в горелки. А когда станут распус­каться листья, то начинают водить хороводы [5].







Date: 2015-07-22; view: 278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию