Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект психодиагностики как сосубъект и система психической регуляции





В соответствии с распространяемым на системы "человек-человек" методологическим положением о включении в реаль­ное познавательное отношение при осуществлении диагности­ческого процесса субъективной деятельности обследуемого [85], объект психодиагностики для практического психолога высту­пает как сосубъект деятельности распознавания, который, обла­дая правом свободного поведения в диагностической ситуации, способствует или препятствует получению психодиагностичес­кой информации при проведении обследования. В связи с этим возникает вопрос о характере взаимодействия двух субъектов диагностического процесса, установлении и поддержании непос­редственного психологического контакта между ними, их некон­тролируемом суггестивном влиянии друг на друга, способах вов­лечения практическим психологом в реальное познавательное отношение субъективной деятельности обследуемого, ориента-

 

 

ции в консультировании на свободную диалогическую интенцию [70, 171, 173, 183, 189, 198, 203 и др. ].

Согласно другому общенаучному положению об объекте диа­гностики как функционирующей по законам управления систе­ме [41], а также в связи с имеющимися в психологии положени­ями о регулирующей функции психики (необходимости рассмот­рения деятельности и поведения в единстве с психическими ком­понентами их регуляции, об образовании поведенческими акта­ми вместе с их психическими компонентами регуляции самоуп­равляемой системы) [15, 36, 80, 96, 102, 137, 163, 178 и др. ] в каче­стве объекта психодиагностики для практического психолога выступает обследуемый, рассматриваемый как функциональная система психической регуляции [4].

По содержанию элементов феноменологического уровня, име­ющих непсихологическую или психологическую природу, реинтерпретируя данные А. И. Зеличенко [130. С. 24], целесообразно выделить системы психической регуляции двух типов: типа "дея­тельность" и типа "конфликт" ("психическое состояние"). Сис­темы первого типа связаны с оказанием психологической помо­щи в оптимизации учебной, профессиональной и т. п. деятельно­сти. Ее элементы феноменологического уровня имеют непсихо­логическую природу. Системы типа "конфликт" предполагают постановку психологического диагноза в целях оказания психо­логической помощи в преодолении различного вида внутренних конфликтов, состояний психического дискомфорта [116]. Эле­менты феноменологического уровня в системах этого типа име­ют психологическую природу.

Опираясь на аналогию с медицинской диагностикой, рассмат­ривающей организм человека как динамическую саморегулиру­емую систему и исходящую из предположения, что заболевает

 

 

лишь тот человек, '...чьи регуляторы действуют в данное время почему-либо слабо" [22. С. 147], можно допустить, что отклоне­ния значений параметров деятельности или состояния психичес­кого комфорта служат показателями того, что психические регу­ляторы в данное время действуют недостаточно эффективно.

Структура объекта психодиагностики. Ряд исследовате­лей, отмечая сложное иерархическое строение объекта психоди­агностики, полагают, что его содержание образуют явления раз­личной природы, выступающие в качестве критерия выделения различных уровней [18, 34, 36, 102, 137]. В медицинской психо­логии принято исходить из представления об иерархии функци­онирования психики человека, состоящей из четырех уровней: 1) патобиологического; 2) патофизиологического; 3) пато- и нейропсихологичсского; 4) психопатологического. Первый уровень связан с состоянием морфологической структуры тканей мозга и протекающими в них биохимическими процессами, второй с физиологическими процессами, третий с психическими процес­сами и свойствами личности, четвертый с клиническими по­веденческими проявлениями психического заболевания [18. С. 26-27]. Патобиологический является низшим уровнем, а пси­хопатологический высшим в вертикальной иерархии. Наруше­ния в каждом из нижестоящих уровней оказывает влияние на вышестоящий, вследствие чего психопатологический синдром является завершающим в сложной патогенетической цепи. В свя­зи с тем, что к области психодиагностики относятся лишь два высших уровня (без соотнесения с клиническими критериями наивысшего уровня патопсихология утрачивает свое практи­ческое, прикладное значение) [Там же. С. 5|, В. М. Елейхер и И. Д. Крук считают необходимым мулътидисцилинарный подход при изучении психических расстройств.


Многоуровневое представление о строении объекта обследо­вания лежит в основе решения задач диагностики самосознания личности и оказания психологической помощи. В. В. Столиц, по­лагая, что человек представляет собой три целостные системы -организм, социальный индивид и личность, различает три уровня психической регуляции: организмический (низший уровень), ин­дивидный (средний) и личностный (высший) [162. С. 98]. Каж-

 

 

 

дый из уровней имеет свою природу, отношения между ними определяются тем, что нижележащие уровни являются услови­ем развития вышележащих, а вышележащие управляют ниже­лежащими.

В психолого-педагогической диагностике также принято ис­ходить из многоуровневого строения объекта диагностики. Так, В. И. Войтко и Ю. З. Гильбух, имея в виду школьную психодиаг­ностику и предполагая многоуровневое строение объекта пси­ходиагностики, отмечают, что "...психологи-ческий диагноз име­ет дело с взаимосвязями между явлениями различной природы...и, следовательно, с детерминациями различных уровней" |34. С. 21]. К числу явлений различной природы авторы указанной работы относят психологические, психолого-педагогические, со­циально-педагогические, нейропсихофизиологические, а в дру­гой публикации поведенческие, психологические, нейрофизио­логические, педагогические, социальные явления [36. С. 17].

Феноменологический уровень и уровень причинных осно­ваний. Опираясь на результаты методологического анализа, свя­занные с правомерностью применения категорий явление и сущ­ность, внешнее и внутреннее (наблюдаемое-ненаблюдаемое), следствие и причина для характеристики объекта диагностики [54,161,176], а также на интерпретацию данных некоторых пси­ходиагностических исследований [52., 65, 182], при понимании объекта психодиагностики, с нашей точки зрения, целесообраз­но исходить из его двухуровневого строения. Объект психодиаг­ностики при таком подходе образуют феноменологический уро­вень и уровень причинных оснований, которые соотносятся как явление, внешнее (наблюдаемое) и внутреннее (ненаблюдаемое); объясняемое и объясняющее; следствие и причина; цель и сред­ство; характеристики эффективности деятельности или психи­ческого состояния комфорта-дискомфорта и их психические ре­гуляторы; верхняя и нижняя границы вертикальной иерархии объекта психодиагностики.

Представление о двухуровневом строении объекта психоди­агностики, учитывающее некоторые из указанных характерис­тик, нашло отражение у ряда исследователей. Обсуждая вопрос о применении психодиагностических методик в профконсуль-

 

 

 

 

тационной работе и отражая типичное для значительной части работающих в области психодиагностики исследователей чрез­мерное увлечение анализом ее объекта на уровне причинных ос­нований при недооценке значения характеристик феноменоло­гического уровня, А. В. Либин, тем не менее, приходит к необхо­димости учитывать в объекте психодиагностики два уровня, ко­торые он обозначает как уровни первого и второго порядка: "Практический психолог в работе с людьми стремится опериро­вать не столько данными "первого уровня", описывающими внеш­не наблюдаемые признаки поведения человека, сколько инфор­мацией "второго порядка"...о возможных внутренних механизмах" [65. С. 153]. Характеризуя процесс интерпретации как объяснение психологического значения устанавливаемых в обследовании по­средством психодиагностических методов диагностических дан­ных, И. Шванцара также исходит из двухуровневого строения объекта психодиагностики, отмечая, что заключения в процессе интерпретации делаются "...на основании аналщаторно воспри­нимаемых диагностических данных (индикаторов) о невидимых психических процессах, состояниях и свойствах личности" [182. С. 337]. Строя далее схему верификации интерпретируемого умо­заключения, автор выделяет в ней два элемента: 1) явление, или симптом; 2) конструкт, или психологический механизм. Первый соответствует феноменологическому уровню объекта психодиаг­ностики, второй уровню причинных оснований.


Исследователи, раскрывая отношения между уровнями объекта психодиагностики, отмечают, что между ними существуют при­чинные связи, имеющие не линейный (жесткий и однозначный), а вероятностный характер [34. С. 21], [102. С. 116], обращают вни­мание на множественность вероятных причин, с которыми имеет дело психодиагност в процессе постановки диагноза [52. С. 35].

Рассматривая уровни объекта психодиагностики с точки зре­ния их элементного состава, следует отметить, что феномено­логический уровень образуют (1) задаваемые общественными требованиями или обусловленные необходимостью адаптации к социальной и биологической среде, (2) обладающие возмож­ностью изменять свое состояние с нормального на отклоняю­щееся, (3) поддающиеся регистрации и оценке феноменологи-

 

ческие переменные, подразделяющиеся по своему содержанию на два вида: имеющие непсихологическую природу, представ­ленные обычно параметрами эффективности деятельности (по­казателями успешности, времени, точности выполнения зада­ния) или поведения, и психологические, характеризующиеся обычно параметрами психического состояния комфорта-дис­комфорта.

Существование элементов феноменологического уровня объекта психодиагностики непсихологической и психологичес­кой природы можно проиллюстрировать случаями из консуль­тативной практики (см. Приложение, Случаи 2-5).

В зависимости от избранного критерия феноменологические переменные целесообразно разделить:

- по степени общности - на более общие (например, общая неуспеваемость, отклонения в поведении) и менее общие (спе­цифическая неуспеваемость, недисциплинированность, упрям­ство, несформированность определенных навыков);

- по способу задания значений - на абсолютные (решение или нерешение задач) или относительные ("доля" происшествий на единицу встреч с потенциально опасными ситуациями как ха­рактеристика предрасположенности к происшествиям) [46. С. 8|;

- по степени детализации учитываемых характеристик - на однопараметрические (общая неуспеваемость) и многопа­раметрические (отрезки поведения в методике Стотта) [66. С. 143];


- по степени определенности параметров - на заданные, или явно определенные, и подразумевающиеся, опирающиеся на интуитивные представления здравого смысла об "объеме жиз­ненных процессов" (В. И. Слободчиков), определяющих норму или отклонение от нее (общая, возрастная психодиагностика, в частности методики Кеттелла, MMPI и т. п.).

В качестве элементов уровня причинных оснований чаще все­го выступают психические свойства, которые как относительно устойчивые, мало изменяющиеся во времени характеристики че­ловека составляют, по мнению ряда авторов, основу психоло­гического диагноза и прогноза [96, НО]. В психологической ли­тературе имеется несколько вариантов понимания психических

 

 

 

свойств, которые различаются по характеру взаимоотношении между ними и поведением:

1) изолированные, существующие сами по себе, субстантиви­рованные компоненты, полученные путем абстракции способов поведения и находящиеся в такой же связи с поведением, как понятие "красный цвет" с конкретными предметами [96. С. 11; 137. С. 44];

2) предрасположенность действовать, воспринимать, мыслить и чувствовать определенным образом в определенных условиях [182. С. 133];

3) выходящие за пределы телесности отдельного индивида отношения взаимодействия "субъект-объект" или "личность-окружающая среда" [65. С. 12], [157. С. 24];

4) описательные переменные, фиксирующие складывающу­юся под действием системы организменного, социально-норма­тивного и личностного уровня регуляции готовность или пред­расположенность осуществления определенной стратегии пове­дения [113. С. 114].

Учитывая указанные представления, с нашей точки зрения, под элементами уровня причинных оснований целесообразно иметь в виду психические явления, выступающие в функции регуляции деятельности или психического состояния.

Как психологические переменные, обладающие возможнос­тью количественно изменяться, принижая разные значения у одного и того же человека во времени или же от одного индиви­да к другому |182. С. 44], психические регуляторы выступают в качестве НЕЗАВИСИМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ, благодаря кото­рым феноменологические переменные, являясь зависимыми пе­ременными, изменяются при изменении психологических пере­менных, а также УПРАВЛЯЕМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ, которые могут непосредственно регулироваться и контролироваться практическим психологом и изменять свое состояние в резуль­тате реализации психокоррекционных и психопрофилактичес­ких воздействий. Участвуя наряду с множеством других психи­ческих явлений в обеспечении заданных значений параметров элементов феноменологического уровня, психические регулято­ры выступают в качестве наиболее вероятных и типичных их ири-

 

 

 

чин, вследствие чего отклонения психических регуляторов от нормального состояния проявляются в ошибках и других видах отклонений элементов феноменологического уровня.

Основываясь на работе Г. Витцлака, среди особенностей пси­хических свойств как компонентов психической регуляции мож­но выделить:

1. Уровень их осознания, связанный с возможностями психи­ческой регуляции.

2. Степень генерализации, определяемую широтой класса воз­можных ситуаций или областей деятельности, на которые рас­пространяется регулирующая функция психических свойств, и позволяющую разделить психические регуляторы на универсаль­ные, действующие в разных сферах деятельности (например, тем­перамент), и специфические, описывающие влияние на узко ог­раниченный класс ситуаций (например, привычка как поведе­ние, постоянно воспроизводимое в определенной ситуации).

3. Степень выраженности, обусловливающую интенсивность реализации психическим свойством регулирующей функции и определяемую по биполярной или многобалльной шкале в боль­шинстве метрических анкет, в которых степень выраженности психических свойств определяется по многобалльной шкале (трех-, пяти-, семибалльной).

4. Степень стабильности, определяемую наличием или отсут­ствием изменений психических свойств под влиянием обучения, воспитания, опыта и подразделяющуюся по возможности осу­ществления перехода их от отклоняющегося состояния к задан­ному на изменяющиеся, составляющие основу психологическо­го диагноза, и устойчивые, обеспечивающие психологический прогноз [137. С. 50-53].

С нашей точки зрения, помимо перечисленных особенностей психических регуляторов, целесообразно выделить еще две:

1. Уровень их развития, обусловленный возрастными особен­ностями обследуемого, связанными с периодом онтогенетичес­кого развития, на котором он находится.

2. Характер изменения состояния психических свойств как психологических переменных, определяемых способом реализа­ции управляющего воздействия практическим психологом, по

 

 

 

которому психические регуляторы подразделяются на РЕГУЛИ­РУЕ-МЫЕ, изменяющие свое состояние в результате психокоррекционных и психопрофилактических воздействий, и ЗАМЕ­ЩАЕМЫЕ. В последнем случае изменение состояния элемен­тов уровня причинных оснований, обусловливающих состояние феноменологических переменных в системе "деятельность" или "конфликт", практический психолог осуществляет посредством подбора людей с необходимыми для обеспечения заданных па­раметров феноменологических переменных устойчивыми пси­хологическими особенностями (ситуация отбора).

Существование закономерных связей между элементами двух уровней в системе "деятельность" или "конфликт" позволяет так­же по заданным устойчивым психологическим особенностям подбирать ситуации с соответствующими параметрами деятель­ности, что характерно для ситуации профориентации.

Проведенный анализ структуры объекта психодиагностики позволяет сделать следующие выводы.

1. Структуру объекта психодиагностики, имеющую сложное иерархическое строение, образует совокупность его элементов и связей между ними.

2. Основными в объекте психодиагностики являются два уров­ня: феноменологический и уровень причинных оснований.

3. Глубина психологического диагноза определяется движе­нием по вертикали объекта психодиагностики в направлении от высшего к низшему уровням и зависит от степени специфично­сти имеющихся в распоряжении диагноста коррекционных средств.

4. В качестве критерия отличия психологической диагности­ки от других видов диагностики (педагогической, социальной, физиологической и др.) и границ объекта психодиагностики по вертикали выступают явления психологической природы на уровне причинных оснований. Если допустить, что в качестве критерия отличия психологической диагностики от других ви­дов диагностики могут выступать только явления психологичес­кой природы на феноменологическом уровне, либо если принять в качестве его психологическую природу на уровне причинных оснований и на феноменологическом уровне, то психологичес-

 

 

 

кой нельзя будет признать профессиональную, школьную, судеб­ную психодиагностику.

5. Следует различать объект мультидисциплинарного диагно­за, в качестве которого выступает человек или группа людей, рас­сматриваемых как многоуровневая структура, образуемая явле­ниями различной природы: поведенческими, педагогическими, психологическими, физиологическими, биологическими, с одной стороны, и монодисциплинарный объект психодиагностики, ко­торый может включать явления непсихологической природы только на феноменологическом уровне, с другой.

6. Верхнюю границу объекта психодиагностики по вертикали образуют элементы феноменологического уровня.

7. Потребности общества и цели использования объекта пси­ходиагностики, являясь системообразующими отношениями, определяют наряду с имеющимися в распоряжении психолога диагностическими и коррекционными средствами границы пси­ходиагностического объекта по горизонтали.

8. Феноменологические переменные делятся на более или менее общие, абсолютные и относительные, простые и многопа­раметрические, заданные, или явно определенные, и подразуме­вающиеся.

9. По отношению к зависимым феноменологическим перемен­ным, имеющим как непсихологическую, так и психологическую природу, психические регуляторы (элементы уровня причинных оснований) представляют собой управляемые независимые пси­хологические переменные, отклонения состояния которых от нормального проявляются в возникновении ошибок или других видах отклонений заданных параметров элементов феноменоло­гического уровня.

 







Date: 2015-07-22; view: 628; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию