Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место диагностики в системе научного знания
В современной медицине, представляющей собой комплекс наук, состоящий из различного рода научных дисциплин и образующий в своей совокупности теоретическую систему знаний, выделяют в качестве самостоятельной научной дисциплины клиническую медицину. Она представляет собой непосредственную теоретическую основу медицинской практики, которую рассматривают как единство трех видов клинической деятельности: диагностической, прогностической и лечебной [56, 89, 122, 176]. Некоторыми авторами, в частности В. И. Струковым, на клиническую медицину распространяется понимание медицины в целом
как непрерывно накапливаемого, анализируемого и обобщаемого опыта, изложенного в удобной для восприятия другими форме и направленного на улучшение диагноза, прогноза и лечения [56, С. 111. В связи с этим теория медицины, будучи обобщением практики, обогащает врача опытом мировой медицины. Клиническая диагностика как наука отличается от теоретической медицины по степени общности положений, а по целям и характеру объекта исследования - от клинической практики. "Часто клиническую медицину как практику противопоставляют теоретической медицине. Но клиническая медицина тоже есть наука и как таковая есть теория, хотя и менее общая. Клиническая медицина как наука является непосредственной теоретической основой практики. Между клинической медициной как наукой, с одной стороны, и практической медициной, с другой, есть существенное различие. Его часто не замечают потому, что ученые-клиницисты, как правило, сами активно занимаются практической деятельностью. Клиническая медицина как наука изучает этиологию, патогенез отдельных болезней или болезней определенных органов и систем, разрабатывает методы их диагностики и лечения. Речь идет о разработке теории, так как предметом исследования здесь выступает не конкретный больной с его болезнью, а болезни и методы вообще с введением ряда идеализированных объектов" [56, С. 14]. Теоретический базис клинической медицины включает теории: человеческой индивидуальности (объект клинической медицины), диагностики (распознавания болезней), лечения (психосоматической оптимизации), реабилитации, ценностей (врачебная этика и деонтология) [122, С. 44]. Диагностика как научная дисциплина является разделом клинической медицины [17, 53, 128, 161, 176 и др. ]. Относительно ее содержания высказываются две точки зрения. Одна исходит из представления, что диагностика, будучи системой достоверного знания, является теорией либо одного из видов клинической деятельности - диагностической [181], либо познавательной стороной врачебной клинической деятельности, включающей диагностику как распознавание настоящего состояния объекта диагностики и прогноз как распознавание будущего его состояния
[29, 161]. В отличие от теоретической медицины диагностика представляет собой непосредственную теоретическую основу клинической деятельности [42, 89]. Как отмечает В. А. Восович, "врачебное познание...это та же самая научная врачебно-клиническая практика, только в своей вторичной, отраженной форме" [42. С. 28]. Согласно другому пониманию диагностика, являясь системой научных знаний о больном, представляет собой теорию особого рода - конкретного больного или данного случая [42, 53, 127]. Основываясь на понимании состояния конкретного больного, на критическом разборе всех имеющихся факторов (симптомов) и имея целью формирование теоретической модели его состояния, такая теория является наивысшим этапом и последней стадией, которой достигает диагноз в процессе своего развития [42, С. 40]. Фактическая истинность или ложность этой теории, понимаемые как совпадение или расхождение диагноза с действительностью, выясняются в клинической практике. По сравнению с указанным выше пониманием диагностики как теории врачебной деятельности, отражающей промежуточный уровень науки о больном, теория данного случая по уровню абстракции фиксирует ее низший слой.
Date: 2015-07-22; view: 331; Нарушение авторских прав |