Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психодиагностика как наука и искусство
Выявленное в результате методологического анализа понимание диагностики как науки, опирающейся на результаты специальных исследований и методы научного познания, и как искусства, в основе которого лежит опыт и интуиция в ситуации, когда решение диагностической задачи "не может быть непосредственно достигнуто логическим заключением" [178. С. 15], нашло отражение в целом ряде работ по психологической диагностике отечественных и зарубежных авторов [58,110,178 и др. ]. Признавая важность получения целостной характеристики личности и обращая внимание на имеющиеся трудности решения этой задачи методами научного исследования в настоящее время, К. М. Гуревич подчеркивает деление психодиагностики на науку и искусство, говоря, что получение "...целостной характеристики остается делом искусства.., а не науки" [136. С. 22]. Далее автор продолжает: "Значение искусства психологической диагностики никто отрицать не будет. Но это другая область, требующая ^фугой трактовки" [Там же]. Такое различие конкретизируется автором при рассмотрении принятого в западной психологичес-кой литературе деления психодиагностики на строгоформализованную, основывающуюся на точных и объективных измерениях посредством тестов, анкет, проективных и психофизиологических методик, и на малоформализованную, построенную на непосредственных наблюдениях, беседах, анализе результатов деятельности, "тестах учителя" [58. С. 31]. Последние значительно уступают по основательности разработки в сравнении со строгоформализованными психодиагностическими средствами. В других работах строгоформализованная психодиагностика обозначается как тестовая, а малоформализованная как нетестовая [178. С. 8]. Признавая возможность отнесения психодиагностики к сфере науки или искусства, большинство исследователей делают
акцент на рассмотрении ее как науки [7, 44,47,48,137,142,166 и др. ]. Достаточно определенно выражая эту точку зрения, В. Черны замечает: "Практическое применение психодиагностики в большинстве случаев протекает как целенаправленный и развернутый процесс научного познания личности человека, осуществляемого на основе диалектико-логического мышления" [178. С. 15]. В других работах при решении вопроса о принадлежности психодиагностики к науке или искусству обращается внимание на использование интуиции в процессе постановки психологического диагноза [59, 110, 157, 178, 182 и др. ]. Имея в виду понимание психодиагностики как искусства, опирающегося в основном на метод интуиции, некоторые авторы проявление ее связывают прежде всего с ненаучной, житейски эмпирической психодиа-гностикой, относящейся к сфере так называемой обыденной психологии [110, 117]. Так, Л. В. Мургулец, рассматривая социально-психологическую диагностику личности, с одной стороны, как раздел психологической науки, а с другой, как часть обыденной психологии, включающей процесс межличностного взаимопонимания, отмечает: "...существуют научные методы постановки психологического диагноза и интуитивные способы понимания себя и других в обыденной психологии" [110. С. 9]. В последнем случае деятельность по установлению социально-психологического диагноза автор обозначает термином "интуитивная диагностика". По мнению В. Черны, интуитивная диагностика, стихийно складываясь в длительном опыте взаимодействия людей, опирается на использование аналогий и метафор. Она присуща каждому человеку и особенно развита у так называемых "знатоков душ": писателей, художников, педагогов, врачей, администраторов. Опираясь на методы "субъективного непосредственного наблюдения", эта категория профессионалов осуществляет диагностику личностных свойств по опосредованным признакам, в числе которых черты лица, мимика, походка, жесты, поза, особенности голоса, речи и т. п. "Они по роду своей профессии, - замечает В. Черны, имея в виду представителей перечисленных профессий, - постоянно имеют дело со многими людьми и должны хорошо ориентироваться в особенностях их
личности, в их характерах и темпераментах, в складе их мышления, чувств и т. д. И зачастую они правильно решают свои практические вопросы, учитывая результаты своего познания других людей" [178. С. 14]. Областью проявления интуитивной психодиагностики, наряду с житейски эмпирической, является деятельность диагноста, который опирается на научные знания, но осуществляет постановку диагноза в ситуации приоритета действия над познанием. В этом случае необходимо оказать помощь обследуемому, несмотря на ограниченные познавательные возможности, обусловленные недостаточно типичным сочетанием диагностических признаков, сложностью и уникальностью их картины, ограниченным временем на постановку диагноза, внезапностью возникновения диагностической задачи. Указывая на наличие уникальных ситуаций в педагогической деятельности учителя, где постановка психологического диагноза в значительной мере опирается на интуицию, некоторые исследователи отмечают, что встреча учителя с учеником на уроке является процессом, который "невозможно заранее предусмотреть во всех деталях", вследствие чего при подготовке к такой встрече учитель не может изучить бесконечно длинный "каталог возможных ситуаций" с соответствующими рекомендациями по его использованию ([185. С. 99], [52. С. 79] и др.). Другое проявление интуитивной психодиагностики связано с работой психолога с неосознаваемыми компонентами психики, которая составляет одну из постоянных задач в круге обязанностей школьного психолога [112. С. 31]. Наконец, с интуитивной диагностикой психолог сталкивается при осуществлении диагностической деятельности на этапе интерпретации психодиагностических данных ([59. С. 6], [135. С. 52], [157. С. 23], [178. С. 16] и др.). Являясь одним из наиболее сложных этапов диагностической деятельности и предполагая наличие многозначных связей между полученными данными и возможными объяснениями, интерпретация представляет собой познавательный процесс, который может протекать в форме дедуктивного или индуктивного умозаключений. Он предполагает осуществление таких операций, как верификация гипотез, экстраполирование, пере-
нос и генерализация имеющихся данных [182. С. 337]. Некоторые психологи, в работах которых указывается на возможность значительного различия удельного веса психологической интерпретации при постановке диагноза, отмечают также, что наибольшей степенью неопределенности обладают диагностические данные в методиках проективной техники [59. С. б], [135, С. 52]. Е. Т. Соколова, анализируя методы проективного исследования личности, обращает внимание на значительную вариативность интерпретации получаемого с их помощью материала: "В настоящее время существует около 20 схем интерпретации ТАТ [2] (159. С. 92]. В. И. Слободчиков, говоря о методах реализации целостного подхода в психодиагностике, при построении его по принципу комплексирования тестов, характеризующих отдельного индивида с различных точек зрения (анатомической, физиологической, ментальной, социокультурной), предполагает возможность неконтролируемой интерпретации результатов обследования [152. С. 23], что ставит перед необходимостью осуществления интуитивной диагностики. Выявленная при методологическом анализе точка зрения на диагностику, согласно которой принимается во внимание не только возможность отнесения ее либо к науке, либо к искусству, но и рассмотрение ее одновременно как науки и искусства, в психодиагностике нашла выражение у ряда исследователей [44, 52, 58, 178 и др. ]. Говоря о необходимости формирования психодиагностической подготовки педагогов, Ю. З. Гильбух делает замечание общего характера, которое достаточно точно отражает существо проблемы: "...в любом виде профессиональной деятельности творческое начало лишь тогда получает настоящее развитие, когда оно выступает как закономерный продукт переработки в личном опыте тех научных знаний, которые уже существуют в данной области" [52. С. 79]. Имея в виду тестовую и нетестовую психодиагностику, В. Черны пишет: "...мы не противопоставляем оба эти подхода...Такое противопоставление лишь затемняет их преимущества и недостатки" [178. С. 8]. Идентичной точ-
ки зрения придерживается К. М. Гуревич, полагая, что "тесты учителя" как малоформализованныс диагностические средства не следует противопоставлять строгоформализованным тестам, поскольку они "взаимодополняют друг друга" [58. С. 29]. По мнению указанного автора, единство науки и искусства в психодиагностике обнаруживается не только при использовании, но и при конструировании теста. Ссылаясь на английского психолога Клейна, который указывал, что в конструировании теста соединяются наука и искусство, К. М. Гуревич уточняет эту мысль: "Придумать задание теста - искусство, проверить созданный тест но установленным правилам на надежность, валидность и стандартизировать его - наука" [58. С. 48).
Date: 2015-07-22; view: 438; Нарушение авторских прав |