Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика диагностики как вида познавательной деятельности
Рядом исследователей диагностика в самом общем виде понимается как особый вид познавательного процесса, как особая деятельность распознавания в отличие от научного познания, с одной стороны, и от узнавания или опознавания, с другой [54, 169 и др. ]. Научное познание представляет собой эвристическую, исследовательскую деятельность, целью которой является получение нового знания. Распознавание в отличие от нее не связано с обнаружением неизвестных науке фактов и законов, конструированием нового знания. Сказанное не означает, что в диагностической деятельности в качестве побочного продукта не может быть получено новое знание. Отсутствие, например, во врачебной диагностике цели открытия ранее неизвестного обществу знания не исключает того, что результаты отдельных диагностических актов могут внести вклад в медицинскую науку. Однако познавательный процесс в этом случае, строго говоря, уже выходит за пределы диагностических задач, поскольку результат диагностической деятельности выступает в качестве средства развития науки. При постановке же диагноза главной целью является распознавание частного случая заболевания, а научное знание используется в качестве средства достижения этой цели [161. С. 10]. Несмотря на то, что распознавание и научное познание имеют общие черты (движение дознания от явления к сущности, сложность), распознавание неправомерно отождествлять с научным познанием. Однако нельзя не замечать и их взаимообусловленности. Предварительным условием научного (эвристического) познания является распознавание изучаемых явлений в самых различных вариантах и модификациях, но, с другой стороны, новые данные, полученные в эвристической деятельности,
сразу же берутся человечеством на службу распознавания нового явления в практических целях. О влиянии эвристической деятельности на диагностику говорит и то, что фактически все методы научного исследования, возникшие в различных областях естествознания, используются не только в целях чисто научного познания, но и в целях распознавания. В связи с этим в научной литературе отмечается как неслучайный факт то, что в сфере распознавания тех или иных необходимых обществу явлений, а также в связанных с ней областях науки занято наибольшее число ученых [169. С. 5]. Узнавание, частным видом которого является опознавание, представляет собой элементарный акт познания. Узнавание ограничивается воспроизведением целостного образа объекта по одному или нескольким признакам [54. С. 27]. Оно относится к сфере чувственного эмпирического познания, к области обыденного сознания. Распознавание более сложный процесс, связанный с необходимостью проникновения и скрытую сущность явления, установлением на основе ограниченного количества внешних признаков его структуры, содержания, причины и динамики [54. С. 27]. Общее у распознавания и узнавания состоит лишь в том, что познание идет от признака к явлению на основе предварительного знакомства с явлением в целом и его наиболее специфическими признаками. Однако распознавание, опираясь на узнавание, идет дальше, от непосредственного чувственного воспроизведения внешнего объекта к исследованию его внутренней сущности [101. С. 11], Распознавание является особой сферой человеческой деятельности, предполагающей специальное обучение. Оно может быть как элементарным (например, когда вода пузырится и клокочет в чайнике, делается вывод, что она кипит), так и достаточно сложным (многие случаи медицинского и социального диагноза) 161. С. 5]. Постановка диагноза предполагает предварительное выделение набора признаков (симптомов). Между тем их знание не гарантирует правильности диагноза, поскольку однозначное соответствие между набором симптомов и соответствующими причинами встречается редко. Как правило, это простейшие и поэтому малоинтересные случаи [101. С. 24]. Сложность
диагностической деятельности заключается в том, что один и тот же набор признаков может вызываться различными причинами. Другая специфическая особенность диагностики заключается в том, что в процессе диагностического познания осуществляется определение состояния единичного объекта. "Понятие "диагноз" - считает Б. Ф. Кевбрин - является своеобразным выражением и конкретизацией общенаучного понятия "состояния", отражающего доминирующий способ изменения и развития определенных систем в данных отношениях, в определенном месте и времени...По сути дела, определение конкретного состояния той или иной системы есть не что иное, как установление диагноза" [101. С. 48]. Практически все исследователи единодушны в том, что распознавание состояния единичного объекта осуществляется на основе знания об общем [41, 54, 55, 61, 169 и др. ]. В этом смысле диагностика является особым промежуточным видом познания, стоящим между научным знанием общей сущности и опознанием единичного, конкретного явления, когда, зная общее о соответствующем классе предметов, мы в то же время не знаем данного предмета своего исследования [169. С. 5]. При этом главное состоит не просто в соотнесении предмета с существующей классификацией, а именно в определении состояния данного предмета на основе изучения его признаков в рамках существующей классификации [55. С. 20]. Еще одна особенность распознавания состояния единичного объекта заключается в том, что диагноз всегда сопоставляет выявленное состояние с нормой, эталоном и основывается на знании последнего [61. С. 6]. В связи с этим Г. К. Голубничий ставит вопрос о том, что понятие нормы может рассматриваться в качестве исходной абстракции ("клеточки") при изучении диагностического процесса [55]. В ряде работ специфика диагностики усматривается в том, что она является научно-практической деятельностью [41, 99, 101 и др. ]. Как научная деятельность она является познавательной деятельностью, базирующейся на данных современной науки: "...больного исследует в лице врача вся современная мировая клиническая медицина" [128. С. 131]. В числе таких данных - знания о структуре объекта диагностики, способах его обследова-
ния, методах постановки диагноза. Опора на научные данные означает также, что в качестве объекта диагностики выступают системы "второй природы", т. е. природные объекты, преобразованные трудом человека и включенные в систему социальных отношений [41. С. 18]. Объект диагностической деятельности, будучи системой "второй природы", представляет собой систему с известной структурой. Диагностика как практическая деятельность осуществляется в целях преобразования реального состояния объекта. Диагностическое познание в целом является таким видом познания, в котором субъект, исходя из своих практических потребностей, ставит вполне определенную цель использовать познание законов функционирования диагностируемого объекта для осуществления практического вмешательства в систему (т. е. приведения системы в состояние нормального функционирования методами управления). В этом заключается специфика цели диагностической деятельности. В данном случае диагностика как специфический вид познания, включая в себя как необходимый элемент распознавание, вместе с тем не сводима к последнему [41. С. 16], а предполагает еще и практическое действие по управлению системой (возвращение ее в состояние нормального функционирования) [101. С. 57]. Л. Ластед отмечает (имея в виду не только медицину, но и другие области человеческой деятельности), что "процессы принятия решения о диагнозе и выборе лечения должны рассматриваться совместно, т. е. диагноз сам по себе не очень нужен (выделено нами. - А. А.). Диагностика это также и принятие решения о выборе действия, и есть смысл проводить диагностические процедуры только в том случае, если, по крайней мере, при каких-то определенных обстоятельствах, врач предполагает предпринять некоторые действия, и ему необходим диагноз для того, чтобы решать, что именно делать" [99. С. 11]. Другой аргумент автора в пользу связи диагностики и лечения заключается в том, что лечение может выступать в качестве средства проверки правильности поставленного диагноза: реакцию пациента на лечебное воздействие можно рассматривать в качестве диагностического теста, результат которого может изменить мнение врача о диагнозе [Там же]. Е. М Болтенков, опираясь на
материал медицинской диагностики, еще более категорически говорит о необходимости учитывать связь диагноза с лечением: "Положение о том, что диагноз есть способ определения природы болезни у человека, благодаря чему осуществляются определенные действия по ее ликвидации, является бесспорным" [101. С. 52]. При таком понимании цели диагностики она рассматривается не как созерцательная деятельность, связанная с эмпирическим сбором признаков отклонений от нормы в функционировании объекта и поиском их причин, а как активно-преобразующая деятельность. В ряде работ одну из особенностей диагностики как научно-практи-ческой деятельности видят в том, что она выступает в качестве способа использования знания, полученного в фундаментальных науках, на практике [41, 61]. "Известно, что знание сущности, необходимого закона имеет глубокий практический смысл. И этот смысл заключается в том, что такое знание используется в предметной преобразующей деятельности. Способы его использования изучены значительно менее, чем собственно процесс познания... В качестве одного из способов использования знания существенного класса объектов выступает диагностирование" [61. С. 5]. В исследовании Е. И. Воробьевой диагноз рассматривается в рамках прикладных наук, в которых и выделяется как специфическая познавательная деятельность постановка диагноза [41]. По мнению этого автора, диагностика как деятельность, осуществляемая в форме непосредственного применения знания для управления системой, включает в себя два компонента: применение знания теоретического уровня к истолкованию и объяснению эмпирических данных и собственно управление (практический компонент) системой. Иначе говоря, переход от теории, отражающей законы в их чистом абстрактном виде (фундаментальная наука), к конкретному применению знания, к определенной системе (прикладные науки) осуществляется в виде соотнесения достигнутого теоретического уровня знания в науке с актуальным знанием о состоянии объекта. Рассмотрение отдельных особенностей диагностической деятельности в их совокупности позволяет построить определение понятия диагностики как специфического вида познания: диаг-
ностика есть (1) научно-практическая деятельность распознавания (2) состояния единичного объекта (3) с точки зрения его соответствия норме, (4) осуществляемая на основе подведения данного объекта под известный науке класс, (5) имеющая целью прогноз, (6) возвращение системы в состояние нормального функционирования или поддержание ее в этом состоянии.
Date: 2015-07-22; view: 1380; Нарушение авторских прав |