Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богословские корни адвентизма





Североамериканский протестантизм девятнадцатого века был чадом Реформации шестнадцатого века. Многим адвен­тистам этот факт хорошо известен, но они приходят к оши­бочному выводу, что их Церковь является наследницей тех ветвей Реформации, во главе которых стояли Мартин Лютер, Жан Кальвин или Ульрих Цвингли. Да, адвентистская концеп ция спасения по благодати действительно появилась под влиянием этих и других выдающихся деятелей Реформации, однако с богословской точки зрения адвентизм ориентирован прежде всего на движение, которое у церковных историков принято именовать радикальной Реформацией, или анабап­тизмом.

В то время как основные направления Реформации сохра­нили такие учения, как крещение младенцев и государствен­ная поддержка Церкви, анабаптисты отвергли обе эти док­трины как небиблейские. Они считали, что крещению должна предшествовать вера, и ратовали за отделение Церкви от го­сударства. «Отцы» Реформации разработали концепцию sola scriptura (только Библия), однако анабаптисты были убежде­ны, что основные реформационные церкви не следуют этому принципу. Анабаптизм стремился полностью вернуться к биб­лейским учениям. По их мнению, ни Лютер, ни Кальвин, ни Цвингли не завершили начатое, остановились в своем бого­словии на полпути к цели. Анабаптизм в лучших своих прояв­лениях был шагом от церковной традиции и жестких симво­лов веры к идеалам новозаветной Церкви.

Хотя с точки зрения церковной структуры анабаптизм большого влияния на американские религиозные организа­ции начала девятнадцатого века не оказал, евангелические конфессии того времени были буквально пропитаны анабап­тистским духом. Нигде этот дух не проявлялся более ярко, чем в движении, которое церковные историки именуют реставрационизмом. Реставрационизм (иногда его еще называют христианским примитивизмом) играл жизненно важную роль во многих американских религиозных движениях начала де­вятнадцатого века. Возникнув около 1800 года сразу в не­скольких частях Соединенных Штатов, это движение возна­мерилось реформировать церкви, восстановив в них все ново­заветные учения. Реставрационисты не хотели соглашаться с тем, что Реформация ограничилась лишь шестнадцатым ве­ком. Они считали, что Реформация, начавшись в шестнадца­том веке, не закончится до тех пор, пока не исчезнут послед­ние следы традиции и библейские учения (особенно новоза­ветные) не утвердятся в Церкви. Перед реставрационистским движением стояла задача завершить неоконченную Реформа­цию.

Подобно анабаптистам реставрапионисты исповедовали радикальный взгляд на sola scriptura. Они искали библейского подтверждения для каждого принципа, которого придержи­вались. Библия была их единственным руководством в вере и практической жизни. Если Библия говорила что-то, о том же говорили и они; если же Библия о чем-то умалчивала, то и они хранили об этом молчание. Кроме того, реставрационисты выступали против символов веры. Они не исповедовали ника­кого символа. Символом веры для них была сама Библия.

Дух реставрационистского движения в значительной мере определял богословскую повестку дня для большинства аме­риканских протестантов в первой половине девятнадцатого века. В то время как некоторые церкви выросли непосредст­венно из этого движения (например, Апостолы Христа, церк­ви Христа и Христианская церковь), наибольшее влияние реставрационизма выразилось в том, что он взращивал в привер­женцах разных христианских направлений стремление вернуться к библейским корням. Он проник в менталитет американских протестантов тех времен.

Одна из ветвей реставрационистского движения сыграла особую роль в судьбе адвентистов седьмого дня; речь идет о «Христианской связи» (Christian Connexion). Джеймс Уайт и Джозеф Бейтс (двое из трех основоположников адвен­тизма) принадлежали к этому ответвлению. Кроме того, Джо­шуа В. Хаймс (второй по влиятельности миллеритский лидер) тоже был служителем этой церкви.

В целом «Христианская связь» оказала огромное влияние и на миллеритский, и на более поздний субботствующий ад­вентизм. Мы не будем вдаваться в общие рассуждения; доста­точно будет двух примеров. Во-первых, Бейтс, «апостол суб­боты», выработал концепцию седьмого дня субботы, как одну из истин, которые нужно возродить в Церкви до возвращения Христа (The Seventh Day Sabbath: A Perpetual Sign [1847], 60). Во-вторых, Бейтс и Уайт привнесли в адвентизм неприятие Троицы именно из своего реставрационистского прошло­го. Некоторые реставрационисты указывали, что в Библии ни разу не использовано слово «Троица». В конце концов они стали рассматривать Троицу как одну из тех доктрин, которые христианство восприняло в средние века как след­ствие «великого отступления» от Священного Писания (см. главу 5).

Третьим фактором, сформировавшим существенную часть богословского контекста раннего адвентизма, был методизм. Методистское, или веслианское, движение имеет для адвен­тизма седьмого дня особое значение, поскольку третий его основоположник, Елена Г. Уайт, выросла в Методистской епископальной церкви. Как и реставрационизм, методистское богословие пропитало сознание Америки начала девятнадца­того века. Это была не только самая быстро растущая деноми­нация тех времен. Дело в том, что ее ориентация на свобод­ную волю человека (в отличие от концепции предопределе­ния, свойственной для пуританского наследия) вполне согласовывалась с жизнью американского народа, который убедился, осваивая новые территории, что всего можно дос­тичь, стоит только захотеть чего-то и как следует засучить ру­кава ради поставленной цели.

Методизм проповедовал такие идеи, как смерть Христа за всех людей без исключения, а не просто за предопределенных избранных. Методисты были убеждены, что у человека есть свободная воля, не зависящая от предопределения; что Бо­жий Дух работает над каждым человеком через предваряю­щую благодать (предшествующую спасающей благодати), чтобы пробудить его к осознанию своей нужды во Христе; что люди могут принять спасение, верой откликнувшись на влияние Божьего Святого Духа; что человек может отверг­нуть благодать и ожесточить свое сердце; и что христианин может отпасть от благодати через отступничество. Эти бого­словские представления явно противоречили унаследованному от пуритан-кальвинистов менталитету, который господствовал в Америке, когда она была еще колонией. Однако методи­стское понимание вполне соответствовало миру, в котором жизнь людей зависела от их решений и поступков и где такое явление, как ревивализм, помогало людям отдавать свои сердца и души Христу. Адвентизм седьмого дня был рожден с та­кими вот методистскими понятиями в сердце.

Еще одним вкладом методизма, оказавшим глубокое влия­ние на американское христианство начала девятнадцатого века в целом и на адвентизм седьмого дня в частности, была концепция освящения, разработанная Джоном Уэсли. Уэсли (1703—1791) был полностью за реформационную концеп­цию оправдания по вере, но он выступал резко против тех, кто делал на ней особый упор, доводя ее до крайности антиномизма (доктрина, которая ведет к преуменьшению значе­ния послушания в христианской жизни). В качестве противо­веса Уэсли ставил акцент на освящении как процессе уподоб­ления Иисусу. Для него оправдание было мгновенным, тогда как освящение — делом всей жизни. Оправдание совершает­ся через вмененную, а освящение — через наделяемую пра­ведность Христа.

Кроме того, Уэсли делал упор на христианском совершен­стве характера. Однако в своем понимании этого вопроса он был далек от средневековой, монашеской концепции совер­шенства как полной или абсолютной безгрешности, в которой человек, достигнув определенного состояния, остается неиз­менным. Напротив, он придерживался динамичной библей­ской концепции постоянного возрастания в совершенной любви к Богу и ближним (см. мою книгу Pharisee's Guide to Perfect Holiness, 156, 163—166).

Именно веслианский (методистский) акцент на освящении и совершенстве привнесла в адвентизм Елена Уайт (см., напри­мер, Наглядные уроки Христа, с. 67—69; ср. Мф. 5:43— 48). Она была склонна пользоваться веслианским языком и веслианскими понятиями, хотя и не соглашалась с Уэсли в том, что христианин может усовершиться во мгновение ока в какой-то определенный момент своей земной жизни или что подобный усовершившийся христианин способен осознавать свое соб­ственное совершенство. Позднее среди адвентистов возникло ненужное напряжение, когда они приняли, по примеру Елены Уайт, веслианское употребление понятия «совершенства», интерпретируя его в рамках средневековых (лютеранских и кальвинистских) определений этого термина.

Нам необходимо признать влияние анабаптистского мента­литета, реставрационизма и веслианства на концепции и раз­витие адвентизма. Однако далеко не только эти богословские направления, при всей их немаловажной роли, оказали воз­действие на раннее адвентистское мышление. Еще одним влиятельным фактором, как ни странно, был деизм — скепти­ческий взгляд, отвергающий христианство с его чудесами и верой в сверхъестественное происхождение Библии. В качест­ве высшего авторитета деизм обращался к человеческому ра­зуму, а не к библейскому откровению. И это очень важно для понимания адвентистских богословских корней, потому что Уильям Миллер был деистом. Он и люди его поколения жили в мире, в котором высоко ценился рациональный подход ко всему, включая религию. По большому счету Миллер исполь­зовал тот же логический подход и в своих библейских иссле­дованиях. Так что после обращения в христианскую веру он мог с полным правом назвать свой опыт общения с Библией «пиром разума» (William Miller's Apology and Defence,12). Ме­тод евангелизации Миллера был нацелен на разум его слуша­телей, а не на их сердца и эмоции.

Подобный интеллектуальный подход к религии сыграл цен­тральную роль в субботничестве, а позднее и в адвентизме седьмого дня. Даже и сегодня, когда адвентист говорит, что кто-то «знает истину», это обычно означает, что этот «кто-то» понимает доктрины на интеллектуальном уровне — более широкий, более эмпирический смысл концепции «зна­ния», присущий Библии, здесь не при чем. С другой стороны, люди, не пожалевшие времени на изучение адвентистского понимания доктрин, обычно приходят к заключению, что оно вполне логически обосновано.

Еще одним, пятым, фактором, формировавшим богослов­ский фон раннего адвентизма, было пуританское влияние, ко­торое играло большую роль в философско-религиозной среде Америки девятнадцатого века. Они не только сильно упирали на авторитет Библии и христианский долг по отношению к за­кону, но и особо подчеркивали важность строгого соблюде­ния субботы (то есть первого дня недели, который они назы­вали «днем Господним», субботой, и соблюдали его как биб лейскую субботу, седьмой день недели). По сути дела, никто за всю историю христианской Церкви, от первого века и до начала века девятнадцатого, не придавал субботству столь ог­ромное значение, как пуритане.

Для американского пуританства «христианская суббота» была не только днем поклонения. В ней был скрытый намек на завет, который включал в себя не только верность Богу, но и весь образ жизни. «Заветное» мышление зиждется на том представлении, что если общество верно Богу, Он благосло­вит его, а если оно не ходит Божьими путями, Он Свое благо­словение обязательно отнимет. Для пуритан, как отмечает Уинтон Солберг, соблюдение субботы было «вечным знаме­нием» их верности (Redeem the Time, 37, 282—297). Этот об­раз мысли, вкупе с пуританским пониманием, согласно кото­рому функция организованного христианства состоит в пре­образовании и, следовательно, в исправлении общества, приводил к непрекращающимся попыткам пуританских сооб­ществ узаконить христианскую мораль. Одним из результатов такого соединения идей стала инициатива по принятию вос­кресного законодательства, с которой пуритане выступали еще в Англии и которую подхватили их наследники в Север­ной Америке.

Пуританские идеи по поводу святости воскресного дня и долга христиан придать христианской морали силу закона в конечном итоге вышли за пределы самого пуританства. К девятнадцатому веку пуританские представления о субботстве проникли в образ мышления религиозных людей, жив­ших в Соединенных Штатах. Короче говоря, соблюдение суб­боты стало в той же мере социальным и политическим вопро­сом, что и церковным. Кроме того, именно эта повсеместная озабоченность навела первых субботствующих адвентистов на мысль о важности субботы, да еще и дала им основание для истолкования заключительного конфликта по поводу соблю­дения Божьих заповедей, упомянутого в Откр. 12:17 и 14:12.

Вкупе с описанными выше религиозными и интеллектуаль­ными тенденциями, в основание раннего адвентизма легла уверенность в способности «простого человека» заниматься богословскими изысканиями. Прежде богословие было по большому счету уделом ученых мужей, однако развитие демо­кратии в начале девятнадцатого века предоставило мирянам возможность брать на себя руководящую инициативу. Это сыграло важную роль для адвентизма, поскольку ни Уильям Миллер, ни первые руководители субботствующих христиан не имели богословского образования. По выражению Милле­ра, Бог может наставлять Своих верных в истине, даже если «они не разумеют древнееврейского или древнегреческого» (Midnight Cry, Nov. 17, 1842, 4).

Девятнадцатый век в начале своем стал также свидетелем распространения классического научного метода, о котором писал еще Фрэнсис Бэкон. Все больше и больше людей при­нимались за изучение окружающего мира, выявляя научные факты, собирая сведения об естественном мире и делая на их основе научные выводы. В Америке девятнадцатого века ту же самую методологию применили и в отношении Библии. Собери все соответствующие библейские факты (или тексты) на заданную тему, и ты сможешь сделать правильное истолко­вание.

Date: 2015-07-22; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию