Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О содержании обучения
Передавать информацию при обучении все равно надо. Но с упором не на количество, а на ее смысл. Еще одно-два десятилетия назад говорили, что в наш информационный век нужно не информацию знать, всю ее все равно знать не возможно, а уметь ее находить. Сегодня с появлением интернета и поисковых систем и эти компетенции устарели. Найти любую информацию можно за секунды, пока только по ключевым словам. Но еще через десятилетие, когда мы обучим детей, поисковик будет общаться на уровне смыслов и давать советы. Ни знание информации, ни умение ее найти не являются главными компетенциями уже сегодня. Главная сегодняшняя и, тем более, завтрашняя компетенция – умение оценивать, отсеивать информацию, понимать ее, и производить новую. Способ отсеивания информации – это основная характеристика личности. Максимальной ценностью обладает информация, противоречащая ожиданиям, сложившимся представлениям и известным законам. Только такая информация дает возможность совершенствовать наши знания, представления, законы. Информация, вписывающаяся в наши представления, не имеет ценности. Она нужна, как пример, на этапе усвоения надсистемной информации, при изучении закономерностей. В дальнейшем подобная информация вредна. Она съедает ограниченные возможности нашего мозга. Это модель личности исследователя, ученого. Ученый, выдвинув гипотезу, собирает все, относящиеся к ней, факты. При этом особо выделяет именно факты, не вписывающиеся в его построения. Это позволяет совершенствовать его гипотезу и строить теорию. Совсем иначе поступает шарлатан. Он отсеивает факты, противоречащие его представлениям. На этом живут астрологи, парапсихологи, да и многие индивиды, проскользнувшие в официальную науку. Модель личности специалиста – отсеивание информации по направлениям. Модель личности паразита – отсеивание сложности, делегирование сложности в надсистему. Вирусу достаточно функции размножения. Все остальное он отдал надсистеме. Ну, еще можно оставить функции пищеварения и развлечения, если ты начал деградировать с более высокого унаследованного уровня, чем глист. И ограничиваться информацией по этим трем основным функциям. Понимать информацию – это тоже пока прерогатива гомо сапиенс. Понимание – процесс многоуровневый. Понимание – это встраивание информации в надсистему. Это первый уровень понимания. Второй – определение границ применимости информации. И третий – корректировка, в случае необходимости, надсистемы знаний, в которую встраивается новая информация. Это высший уровень понимания – творческое переосмысление. Обучение пониманию, а не насилование мозга ребенка бессмысленным запоминанием сонма ненужной информации – должно стать смыслом образования. Как учить оценке и отсеиванию информации, пониманию и мышлению, и особенно творчеству, мы здесь разобрать не сможем. Коснусь только одного аспекта. Генрих Альтшуллер и Игорь Вёрткин в книге «Как стать гением» опубликовали результаты исследований закономерностей в биографиях выдающихся людей. Многие из этих людей вспоминают о сильном детском впечатлении. Маленькому Альберту Эйнштейну папа подарил компас, непонятность функционирования которого так озадачила ребенка, что он всю жизнь посвятил попытке создания единой теории поля. На маленького Германа Шлимана произвела сильное впечатление книга «Падение Трои». Увидев на обложке яркую картинку с высокими крепостными стенами, он не поверил, что это легенда и выдумка, и что такие стены можно уничтожить бесследно. Маленький мальчик решил найти Трою, и исполнил свою мечту. Подобные истории – не редкость. Авторы назвали этот феномен встречей с Чудом, и предложили устраивать детям такую встречу специально. Хотелось бы внести одно дополнение к этой замечательной идее. Надо не искусственно устраивать встречу ребенка с Чудом, а просто не прятать от него это Чудо. Мы погружаем ребенка в мир знаний, загромождаем его сонмом учебников, и тщательно прячем от него наше незнание. От огромного количества информации опускаются руки. Надо все это изучать в школе, потом в институте. Никогда всех книг не прочитать. Мы погружаем ребенка в мир ответов и отгораживаем его от мира вопросов. Разрешаем ему только те вопросы, ответы на которые мы знаем. А знаем мы в действительности крайне мало. Копни любой ответ вопросом "почему?" два-три раза, и мы поплыли. Надо не скрывать наше незнание от детей. Любой параграф любого учебника должен заканчиваться вопросами, на которые нет ответов в данном разделе науки. Если у тебя нет вопросов, ты не наука, а религиозное учение. В таком мире, где дети будут видеть реальные вопросы, на которые не могут ответить взрослые дяди, жить гораздо увлекательней. Эйнштейнов и Шлиманов будет значительно больше. Это лишь несколько штрихов к портрету образования. Предложены решения видимых на поверхности противоречий. Чтобы разрабатывать реформу образования, надо прогнозировать развитие потребностей в образовании, сформулировать противоречия, возникающие на пути реализации этих потребностей, разрешить эти противоречия, и из этих решений строить программу в соответствии с законами развития. Так поступают ТРИЗ-консультанты, разрабатывая стратегии для бизнеса. Сегодняшнее образование количественно излишнее, качественно неполноценное. Способы его трансляции затратны и неэффективны. Нужно учить понимать, а не запоминать, думать, а не перебирать варианты, найти свой главный вопрос, а не отгораживаться устаревшими ответами.
Date: 2015-07-22; view: 312; Нарушение авторских прав |