Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 4 page
1 Частности политической силы государства. Стремясь достичь выгодного соотношения сил в системе Международных отношений, многие государства наращивают 0ВОИ военные силы, рассматривая их во многих случаях как Основной фактор отношений между государствами. При гло- бальном капитализме противоборство военных сил не только Становится сердцевиной борьбы за достижение выгодного ба- ланса сил, но и составляет основное содержание политики Государства. Россия рассматривает военную силу не как средство дости- жения военно-политического превосходства, не как путь к геге- монии, а как надежную гарантию для обеспечения своего суве- ренитета и территориальной целостности. Российская военная доктрина носит сугубо оборонительную направленность. Воен- ная политика России категорически отрицает стремление к во- енному превосходству и саму войну как средство решения про- блем во взаимоотношениях с другими государствами. Политическая элита России видит цель военной политики государства не в погоне за военным превосходством, а в сохра- нении военно-стратегического паритета на минимальном уров- не, который рассматривается ею как важный фактор обеспече- ния мира и международной безопасности на основе баланса сил я системе международных отношений. Таким образом, военная сила России имеет компенсацион- ный, вынужденный характер и призвана обеспечить поддержа- ние устойчивого динамического равновесия в международных отношениях. Необходимо отличать военную силу от непосредственного вооруженного насилия, которое есть форма социальной борьбы, крайний способ принуждения противника путем применения или угрозы применения вооруженной силы. То есть военное наси- лие есть крайняя форма действия военной силы. Вооруженное насилие может применяться в двух основных видах — непосредственном (открыто военном, физическом) и опосредованном (скрытом, потенциальном). В первом случае оружие вводится в действие открыто, а во втором случае оно выступает в качестве угрозы, т.е. воздействует не на физические силы противника, а на состояние его духа, сознание и волю. 46 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Вооруженное насилие является основной формой действия военной силы государства на международной арене. Независи- мо от того, как применена военная сила: в виде прямой агрессии или учений у границ сопредельного государства с целью оказать на него давление, в виде военно-морской блокады портов или помощи в организации военного переворота, форма действия военной силы одна — вооруженное насилие. К основным видам вооруженного насилия относятся: воору- женное восстание, партизанская борьба, вооруженный террор, военная блокада, демонстрация военной силы, военный перево- рот, война, военный конфликт, размещение военных баз на чу- жой территории. Марксистско-ленинское учение о войне и мире дает диффе- ренциацию социальной направленности вооруженного насилия, которая определяется политикой того класса, чьи интересы ле- жат в основе военной политики государства. Методологической основой подобного подхода является ленинская типология войн. За основу типологии войн В.И. Ленин взял систему экономи- ческих и политических отношений между государствами, клас- сами, в которых вызревает та или иная война (приложение 1). Многие государства используют в качестве средства своей военной политики скрытые формы насилия, к которым можно отнести следующее. 1. Продажа, передача, поставки оружия за рубеж, хранение его на территории других стран. Торговля оружием занимает одно из ведущих мест в экспорте крупных государств и рассматрива- ется ими как одно из действенных средств влияния на союзни- ков, воздействия на районы нестабильности. Поставки и продажа Ьружия зарубежным странам — это не просто бизнес, хотя и экономическая сторона вопроса не вызы- вает сомнения. Это политика глобализационного проекта. Ору- жие, поставленное в развивающиеся страны, приводит к иска- жению их экономической структуры, росту задолженностей, нерешенности социальных проблем, теснее привязывает их к по- ставщику оружия через систему инструкторов, советников, обу- чения специалистов, обеспечение запасными частями. Размещение оружия на территории дружественных стран так- же является одной из форм действия военной силы. Процесс размещения оружия государством-союзником обеспечивает втя- гивание государства-хозяина в орбиту агрессивных замыслов, зачастую без ведома его правительства. Страны, предоставившие свою территорию для размещения оружия, попадают под поли- 1.2. П о н я т и е силы а международных отношениях • 47 фйческое влияние «патрона», становятся заложником в проводи- Цвй им политике, поскольку право на применение складиро- Цниого оружия, а главное, выбор момента его применения и объ- f H f l, на который оно будет направлено, принадлежит этому «патрону». 2, Оказание помощи государствам в разработке военных докт- jfMH, создании и развитии вооруженных сил, а также военными ШЩиалистами. Названные формы действия военной силы ведут к усилению Мнисимости государства от военной силы старшего партнера. 9 частности, офицерский состав, прошедший подготовку в учеб- НМХ центрах других государств, часто отличается крайне реакци- онными взглядами и стремится противодействовать любым про- грессивным изменениям в своей стране. Крупные поставки современного оружия в развивающиеся Страны требуют подготовки обслуживающего персонала. Следо- вательно, возникает и такая форма действия военной силы госу- дарств, как аппарат советников, инструкторов и других специа- листов, численность которых может достигать сотен и тысяч. 3. Строительство (оказание помощи в строительстве) пред- приятий военного назначения, развитие инфраструктуры военного Характера. Это одна из форм наращивания военной силы госу- дарства путем увеличения его совокупной военной мощи, втяги- вания в гонку вооружений максимального количества стран, Перекладывания на них бремени военных расходов. Гонка вооружений обременительна даже для развитых стран, которые стремятся поспевать за военно-политическим курсом, навязываемым США. Например, многим странам НАТО за пос- ледние годы пришлось увеличить свой ежегодный военный бюд- жет с 1 до 2,5—3% ВВП, для того чтобы начать процесс поставки О свои вооруженные силы систем и комплексов высокоточного оружия. К рассматриваемой группе следует отнести и такие формы действия военной силы государства, как продажа и передача военной технологии, которые направлены на усиление военных возможностей союзников. В рамках этих форм действий военной силы осуществляются и комплексные совместные научно-техни- ческие исследования различных стран в области вооружений, что позволяет союзным государствам наращивать совокупную воен- но-научную мощь и на этой основе добиваться достижения аб- солютного военного превосходства на региональном и глобаль- ном уровнях. 48 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Таким образом, военная сила государства может оказывать воз- действие на систему международных отношений или ее отдельные элементы в такой форме, как вооруженное насилие, и в различно- го рода скрытых, опосредованных другими элементами совокуп- ной силы государства, формах. Однако какую бы форму действия военной силы ни избрало государство, в любом случае воздействие военной силы на систему международных отношений, группу стран или отдельное государство осуществляется насильственно, так как в любых формах действия военной силы оно реализуется методами принуждения или подавления. Поэтому государства — объекты приложения военной силы мировых центров силы в скрытых фор- мах часто являются проводниками имперской политики в своих регионах и вопреки своим интересам покорно следуют в русле военно-политического курса ведущих стран глобального капита- лизма. Если они попытаются проводить самостоятельную полити- ку, то неминуемо станут объектом вооруженного насилия со сто- роны либо государств — центров сил, либо их сателлитов. Основным структурным элементом военной силы государства являются его вооруженные силы. Это объясняется тем, что они являются элементом политической организации общества и по- этому имеют четкую и законодательно оформленную структуру. Вооруженные силы предназначены для ведения боевых действий, оснащены соответствующими средствами вооруженного насилия и апробированными формами и способами их применения. Во- оруженные силы являются основным средством в руках полити- ческой элиты для достижения военно-политических целей на международной арене и удержания господства внутри страны путем вооруженного насилия. Вооруженные силы играют значительную роль не только в структуре военной силы государства, но и в политической си- стеме общества. Для глобального капитализма характерно воз- растание роли армии, которая зачастую выступает субъектом не только военной политики, но и политики государства. Стремясь добиться выгодного соотношения военных сил в ми- ре, мировые державы не жалеют усилий и средств на совершен- ствование боевого состава и качественного состояния своих во- оруженных сил. Избрав доктрины, нацеленные на достижение абсолютного военного превосходства, они обеспечивают пере- вооружение своих вооруженных сил новейшими системами ору- жия и боевой техники. Военно-экономическая сила. Одним из структурных элементов военной силы государства выступает военно-экономическая сила. 1.2. П о н я т и е силы а международных отношениях • 49 Способ производства материальных благ не только определяет Юциальный тии военной политики государства, а следователь- Hot и его военной силы, но и обеспечивает ее соответствующи- ми средствами вооруженного насилия. Военно-экономическая |ИЛа является материальной основой военной силы государства. Другими словами, победа насилия основывается на производ- стве вооружения и военной техники, а их производство в свою Очередь базируется на производстве вообще, т.е. на экономичес- кой силе. Монополии, производящие оружие, получают большие при- были, поэтому делают все, чтобы не потерять их. Гонка воору- жений продолжается, выходя сегодня на новый качественный уровень. Военно-экономическая сила определяется в первую очередь Комплексом военных предприятий и инфраструктуры. Этот ком- плекс определяет возможности государства по обеспечению своих вооруженных сил оружием и военной техникой, а также его спо- собность влиять на другие государства путем продажи, поставок Оружия, боевой техники и военной технологии. Военно-эконо- мическая сила государства активно воздействует на мировой рынок оружия и экономику других стран и оказывает непосред- ственное влияние на отношения между государствами. Военно-научная сила. К числу структурных элементов военной силы государства относится военно-научная сила. Опираясь на научную мощь государства, уровень развития техники и техно- логий, военно-научная сила обеспечивает реализацию вполне конкретных политических и военно-политических интересов В системе международных отношений. Развитые государства, предоставляя военные технологии ис- пользуют военно-научную силу в качестве средства давления на менее богатых и развитых союзников, на развивающиеся страны В целях усиления их политической зависимости. Встав на путь импорта военных технологий, государство-им- портер становится зависимым от экспортера не только в воен- но-технической, но и в политической области. Военно-научная сила государства не только обеспечивает сво- евременное пополнение военной силы новейшими средствами Вооруженного насилия, но и рекомендациями по их наиболее эффективному применению. Заложенные в военные доктрины и военно-стратегические концепции, эти взгляды в немалой сте- пени определяют интенсивность и степень воздействия военной мощи страны на систему международных отношений. 50 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Важнейшим структурным элементом военной силы государ- ства является моральная сила народа и личного состава воору- женных сил. Военная сила государства предстает как величина интегриро- ванная, воплощающая в себе не только мощь его вооруженных сил, но и мощь военной экономики, науки, морального духа народа и личного состава вооруженных сил. Действие военной силы в форме вооруженного насилия возможно только в перио- ды политических кризисов, хотя остальные ее формы действия на систему международных отношений оказывают непрерывное воздействие насильственными методами принуждения и подав- ления. Определение конкретных форм и методов действия воен- ной силы государства, а также объектов ее приложения — ис- ключительная прерогатива политической элиты и политического руководства государства. Военная сила государства, являясь средством достижения политических целей, предполагает достижение этих целей в ходе войны путем уничтожения или подавления противника. Учитывая концентрацию производства (в том числе и эколо- гически опасного), плотность населения и разрушительные воз- можности ядерного и некоторых видов обычного оружия, мож- но сделать вывод, что война может привести к разрушению экономического потенциала государства и экологической ката- строфе регионального и глобального масштаба. С этим связан процесс трансформации функции победы в вой- не в функцию предупреждения и предотвращения войны. Воен- ная сила государств в данном случае выступает не только как средство достижения политических целей государств, но и как гарант сохранения мира. Важнейшей функцией военной силы государства в системе международных отношений была и остается функция создания выгодного с позиций политической элиты соотношения сил как в глобальном, так и в региональном или двустороннем масштабе. Государство, обладающее большей военной мощью, способно, соответственно, оказывать большее воздействие на внешнюю среду. Совокупная военная сила. Одним из путей наращивания воен- ной силы государства является создание совокупной военной силы в виде различного рода военно-политических союзов, блоков, систем коллективной обороны. Государство, входящее в состав военно-политического союза (блока) и имеющее относительно небольшие возможности собственной военной силы, получает возможность ее наращивания за счет военной силы союзников. 1.2. П о н я т и е силы а международных отношениях • 51 При создании военно-политических блоков государства дос- ЦГвют приращения совокупной военной силы и за счет совме- Цного финансирования научно-исследовательских и опытно- ИЖСтрукторских работ, а также различных совместных программ (Окружений. В этих условиях государства-союзники также ста- новятся гарантированным и устойчивым рынком сбыта оружия Ц боевой техники, что обеспечивает постоянные и высокие при- были военно-промышленного комплекса. , Формированию совокупной военной силы способствует рас- пределение зон ответственности стран — членов военно-поли- ТИЧеской группировки по различным регионам. Проводя свою регемонистскую политику, США как центр глобального капита- лизма, стремятся обеспечить свое присутствие во всех уголках Планеты, а там, где им не удается осуществить эффективное Воздействие собственной военной силой, они прибегают к по- Моши союзников, выполняющих жандармские функции в соот- Ветствующих регионах. 1,3.2. Функции военной силы К числу функций военной силы государства следует отнести И функцию политического давления на другое государство, группу стран, систему межгосударственных отношений. Функция политического давления отражает связь политики 6 военной силой государства. Действие военной силы, направ- ляемое политикой, не выступает в форме вооруженного наси- лия, хотя и предполагает его возможность. Политическое давле- ние осуществляется военной силой в комплексе с другими Структурными элементами совокупной силы государства: поли- тической, экономической, дипломатической. Военная сила как средство политического давления бывает Тем эффективней, чем больше имеется оснований считать, что она перерастет в вооруженное насилие или войну. Однако до- стижение военно-стратегического паритета снижает вероят- ность использования военной силы в форме вооруженного насилия. Военная сила государства как средство политического давле- ния используется не только в отношении «оппонентов», но и в це- лях преодоления центробежных тенденций в военно-политичес- ких союзах. В этом плане широкое распространение получили присутствие войск США на территориях союзных государств, проведение совместных учений и маневров, размещение воен- 52 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ных баз на территориях других государств. Всем этим США не только крепче пристегивают страны-союзники к своей агрессив- ной политике, но и оказывают постоянное давление на прави- тельства этих стран в целях сохранения в них выгодного для США политического режима. Одной из основных функций американских вооруженных сил в странах-союзниках была и остается функция поддержания вы- годной США социально-политической обстановки в этих госу- дарствах. Роль американских войск заключается, в частности, втом, чтобы поддерживать находящиеся у власти правитель- ства, предоставлять им реальную возможность опереться, если потребуется, на военную силу США для решения возникаю- щих неблагоприятных внутриполитических и внешнеполити- ческих задач. К числу функций военной силы следует отнести создание ситуаций политического и психологического давления на субъек- ты международных отношений, формирование политической и экономической неустойчивости в различных регионах мира, позволяющей расширить в них рынок вооружений и обеспечить формирование нужной политической карты региона. 1.4. Баланс сил в мировой политике 1.4.1. Сила и соблюдение норм и принципов международных отношений В современной международной политике насилие продол- жает оставаться инструментом, используемым в ходе конфлик- тов. Одним из факторов, ограничивавшим использование силы в межгосударственных отношениях, традиционно было между- народное право. Однако международные нормы неспособны предотвратить насилие, если они не подкрепляются наличием реальной силы. По мнению политического руководства США, лучшим спосо- бом содействия развитию концепций ненасилия и мира является экспансия «демократической империи», центром которой явля- ются Соединенные Штаты. Хотя США не отказались от исполь- зования силы после окончания «холодной войны», насилие ис- пользуется теперь, чтобы обеспечить соблюдение определенных норм поведения, а не во имя уничтожения идеологических или геополитических противников. Могущественные субъекты меж- 1.4. Баланс сил в мировой политике • 53 дународных отношений более не склонны терпеть внутригосудар- ственное насилие, как-то: жестокое подавление этнических мень- шинств или нарушение гражданских прав населения. США считают, что роль насилия в международных отноше- ниях может снизится за счет усиления системных факторов, основными из которых являются: — однополярная система распределения сил, исключающая возможность глобального вооруженного конфликта; — появление новых источников экономического роста, не связанных с геополитической экспансией; — расширение рамок глобального сообщества развитых госу- дарств, стремящихся к институционализации международных отношений и получению выигрышей от мирного экономическо- го сотрудничества. Сила того или иного субъекта международного сотрудниче- ства зависит не только от обладания им определенными ресур- сами, но и от того места, которое он занимает в международной политической системе. Одним из парадоксов силы является то, что для создания и поддержания международных институтов и юридических норм, которые уменьшили бы мотивацию для при- менения силы, представляется необходимым наличие субъекта, чья сила может быть применена для обеспечения соблюдения другими субъектами принятых норм и принципов. В настоящее время одной из кардинальных проблем в между- народных отношениях является проблема баланса сил, значение которой возросло, ибо общественный прогресс, человеческая жизнь в значительной степени зависят от ее неотложного реше- ния. Философское понимание баланса сил направлено на ис- следование состояния общества и характеристики отношений между народами и государствами и имеет несколько подходов к раскрытию своей сути. Гуманистический подход. Этот подход основан на конкретно- историческом анализе баланса сил и выражается в том, что мир и война, несмотря на противоположные состояния общества, связаны между собой. Их связующим звеном выступает поли- тика. Именно она реализует как мир, так и войну. Однако прин- ципиальное отличие мира от войны заключается в том, что мир по своей сущности есть осуществление политики невоенными средствами. Сторонники гуманистического подхода видят в мире важное условие и средство развития человека в демократичес- ком обществе, а в войне — средство уничтожения природы и че- ловека. 54 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Пацифистский подход. Пацифисты признают возможность и не- обходимость баланса сил, но не раскрывают его политической сущности, выступают за баланс сил в мировой политике вооб- ще, утверждая, что любая война есть только зло. Они полагают, что: мир наступит в результате «религиозной революции»; путь к миру лежит через развитие человечности, добровольного отка- за от любых форм насилия; мир может быть достигнут через «мо- ральное самосовершенствование человечества», гуманистическую деятельность государственных лиц. Консервативный (милитаристский) подход. Основа этого подхода — баланс сил, фактически не имеющий самостоятельного значения для человечества, а представляющий собой состояние временной передышки между войнами. Мир возможен лишь с позиции силы. Учитывая стремление народов планеты к миру, сегодня под ви- дом необходимости стабилизации международных отношений осуществляется маскировка ориентации на военную силу. В зависимости от социального характера баланса сил, т.е. степени его соответствия интересам прогрессивных сил, разли- чают два рода баланса сил. Справедливый (демократический) мир. Он характеризуется отсут- ствием войны и благоприятными условиями развития демокра- тии и свободы в обществе и в отношениях между странами, гу- манистическим решением национальных и глобальных проблем. При этом баланс сил предполагает суверенные права народов, их равенство, независимость и добрососедские отношения меж- ду ними. Политическое содержание справедливого баланса сил означает: 1) суверенное равенство государств, отказ от применения силы или ее угрозы; 2) нерушимость границ, территориальной целостности и мир- ное урегулирование споров и конфликтов; 3) невмешательство во внутренние дела и уважение прав и сво- бод человека; 4) взаимное сотрудничество между государствами, добросо- вестное выполнение норм и принципов международного права, решений ООН. Несправедливый (грабительский) мир. Этот мир базируется на господстве одного государства над другим. Он характеризуется попранием суверенных прав народов, их национального досто- инства. Цель — подчинение одних стран другими, подготовка к захватническим войнам. Господствует реакционная политика доминирующих государств, ориентированная на временную пе- 1.4. Баланс сил в мировой политике • 55 редышку, перегруппировку сил, на запугивание силой слабого государства. 1.4.2. Социальное содержание баланса сил и его виды Социальное содержание баланса сил включает политический, экономический, научно-технический, культурный, духовный и другие компоненты. Их наличие и функционирование свидетель- ствует о реальном состоянии мира: справедливом или неспра- ведливом. Политическое содержание баланса сил свидетельствует о том, что спорные межгосударственные вопросы решаются путем пе- реговоров. Экономическое содержание баланса сил предполагает разви- тие материально-технических связей между странами на взаи- Date: 2015-07-22; view: 409; Нарушение авторских прав |