Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 4 page





1 Частности политической силы государства.

Стремясь достичь выгодного соотношения сил в системе

Международных отношений, многие государства наращивают

0ВОИ военные силы, рассматривая их во многих случаях как

Основной фактор отношений между государствами. При гло-

бальном капитализме противоборство военных сил не только

Становится сердцевиной борьбы за достижение выгодного ба-

ланса сил, но и составляет основное содержание политики

Государства.

Россия рассматривает военную силу не как средство дости-

жения военно-политического превосходства, не как путь к геге-

монии, а как надежную гарантию для обеспечения своего суве-

ренитета и территориальной целостности. Российская военная

доктрина носит сугубо оборонительную направленность. Воен-

ная политика России категорически отрицает стремление к во-

енному превосходству и саму войну как средство решения про-

блем во взаимоотношениях с другими государствами.

Политическая элита России видит цель военной политики

государства не в погоне за военным превосходством, а в сохра-

нении военно-стратегического паритета на минимальном уров-

не, который рассматривается ею как важный фактор обеспече-

ния мира и международной безопасности на основе баланса сил

я системе международных отношений.

Таким образом, военная сила России имеет компенсацион-

ный, вынужденный характер и призвана обеспечить поддержа-

ние устойчивого динамического равновесия в международных

отношениях.

Необходимо отличать военную силу от непосредственного

вооруженного насилия, которое есть форма социальной борьбы,

крайний способ принуждения противника путем применения или

угрозы применения вооруженной силы. То есть военное наси-

лие есть крайняя форма действия военной силы.

Вооруженное насилие может применяться в двух основных

видах — непосредственном (открыто военном, физическом)

и опосредованном (скрытом, потенциальном). В первом случае

оружие вводится в действие открыто, а во втором случае оно

выступает в качестве угрозы, т.е. воздействует не на физические

силы противника, а на состояние его духа, сознание и волю.

46 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Вооруженное насилие является основной формой действия

военной силы государства на международной арене. Независи-

мо от того, как применена военная сила: в виде прямой агрессии

или учений у границ сопредельного государства с целью оказать

на него давление, в виде военно-морской блокады портов или

помощи в организации военного переворота, форма действия

военной силы одна — вооруженное насилие.

К основным видам вооруженного насилия относятся: воору-

женное восстание, партизанская борьба, вооруженный террор,

военная блокада, демонстрация военной силы, военный перево-

рот, война, военный конфликт, размещение военных баз на чу-

жой территории.

Марксистско-ленинское учение о войне и мире дает диффе-

ренциацию социальной направленности вооруженного насилия,

которая определяется политикой того класса, чьи интересы ле-

жат в основе военной политики государства. Методологической

основой подобного подхода является ленинская типология войн.

За основу типологии войн В.И. Ленин взял систему экономи-

ческих и политических отношений между государствами, клас-

сами, в которых вызревает та или иная война (приложение 1).

Многие государства используют в качестве средства своей

военной политики скрытые формы насилия, к которым можно

отнести следующее.

1. Продажа, передача, поставки оружия за рубеж, хранение его

на территории других стран. Торговля оружием занимает одно

из ведущих мест в экспорте крупных государств и рассматрива-

ется ими как одно из действенных средств влияния на союзни-

ков, воздействия на районы нестабильности.

Поставки и продажа Ьружия зарубежным странам — это не

просто бизнес, хотя и экономическая сторона вопроса не вызы-

вает сомнения. Это политика глобализационного проекта. Ору-

жие, поставленное в развивающиеся страны, приводит к иска-

жению их экономической структуры, росту задолженностей,

нерешенности социальных проблем, теснее привязывает их к по-

ставщику оружия через систему инструкторов, советников, обу-

чения специалистов, обеспечение запасными частями.

Размещение оружия на территории дружественных стран так-

же является одной из форм действия военной силы. Процесс

размещения оружия государством-союзником обеспечивает втя-

гивание государства-хозяина в орбиту агрессивных замыслов,

зачастую без ведома его правительства. Страны, предоставившие


свою территорию для размещения оружия, попадают под поли-

1.2. П о н я т и е силы а международных отношениях • 47

фйческое влияние «патрона», становятся заложником в проводи-

Цвй им политике, поскольку право на применение складиро-

Цниого оружия, а главное, выбор момента его применения и объ-

f H f l, на который оно будет направлено, принадлежит этому

«патрону».

2, Оказание помощи государствам в разработке военных докт-

jfMH, создании и развитии вооруженных сил, а также военными

ШЩиалистами.

Названные формы действия военной силы ведут к усилению

Мнисимости государства от военной силы старшего партнера.

9 частности, офицерский состав, прошедший подготовку в учеб-

НМХ центрах других государств, часто отличается крайне реакци-

онными взглядами и стремится противодействовать любым про-

грессивным изменениям в своей стране.

Крупные поставки современного оружия в развивающиеся

Страны требуют подготовки обслуживающего персонала. Следо-

вательно, возникает и такая форма действия военной силы госу-

дарств, как аппарат советников, инструкторов и других специа-

листов, численность которых может достигать сотен и тысяч.

3. Строительство (оказание помощи в строительстве) пред-

приятий военного назначения, развитие инфраструктуры военного

Характера. Это одна из форм наращивания военной силы госу-

дарства путем увеличения его совокупной военной мощи, втяги-

вания в гонку вооружений максимального количества стран,

Перекладывания на них бремени военных расходов.

Гонка вооружений обременительна даже для развитых стран,

которые стремятся поспевать за военно-политическим курсом,

навязываемым США. Например, многим странам НАТО за пос-

ледние годы пришлось увеличить свой ежегодный военный бюд-

жет с 1 до 2,5—3% ВВП, для того чтобы начать процесс поставки

О свои вооруженные силы систем и комплексов высокоточного

оружия.

К рассматриваемой группе следует отнести и такие формы

действия военной силы государства, как продажа и передача

военной технологии, которые направлены на усиление военных

возможностей союзников. В рамках этих форм действий военной

силы осуществляются и комплексные совместные научно-техни-

ческие исследования различных стран в области вооружений, что

позволяет союзным государствам наращивать совокупную воен-

но-научную мощь и на этой основе добиваться достижения аб-

солютного военного превосходства на региональном и глобаль-

ном уровнях.

48 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Таким образом, военная сила государства может оказывать воз-

действие на систему международных отношений или ее отдельные

элементы в такой форме, как вооруженное насилие, и в различно-

го рода скрытых, опосредованных другими элементами совокуп-

ной силы государства, формах. Однако какую бы форму действия

военной силы ни избрало государство, в любом случае воздействие

военной силы на систему международных отношений, группу стран

или отдельное государство осуществляется насильственно, так как

в любых формах действия военной силы оно реализуется методами

принуждения или подавления. Поэтому государства — объекты

приложения военной силы мировых центров силы в скрытых фор-


мах часто являются проводниками имперской политики в своих

регионах и вопреки своим интересам покорно следуют в русле

военно-политического курса ведущих стран глобального капита-

лизма. Если они попытаются проводить самостоятельную полити-

ку, то неминуемо станут объектом вооруженного насилия со сто-

роны либо государств — центров сил, либо их сателлитов.

Основным структурным элементом военной силы государства

являются его вооруженные силы. Это объясняется тем, что они

являются элементом политической организации общества и по-

этому имеют четкую и законодательно оформленную структуру.

Вооруженные силы предназначены для ведения боевых действий,

оснащены соответствующими средствами вооруженного насилия

и апробированными формами и способами их применения. Во-

оруженные силы являются основным средством в руках полити-

ческой элиты для достижения военно-политических целей на

международной арене и удержания господства внутри страны

путем вооруженного насилия.

Вооруженные силы играют значительную роль не только

в структуре военной силы государства, но и в политической си-

стеме общества. Для глобального капитализма характерно воз-

растание роли армии, которая зачастую выступает субъектом не

только военной политики, но и политики государства.

Стремясь добиться выгодного соотношения военных сил в ми-

ре, мировые державы не жалеют усилий и средств на совершен-

ствование боевого состава и качественного состояния своих во-

оруженных сил. Избрав доктрины, нацеленные на достижение

абсолютного военного превосходства, они обеспечивают пере-

вооружение своих вооруженных сил новейшими системами ору-

жия и боевой техники.

Военно-экономическая сила. Одним из структурных элементов

военной силы государства выступает военно-экономическая сила.

1.2. П о н я т и е силы а международных отношениях • 49

Способ производства материальных благ не только определяет

Юциальный тии военной политики государства, а следователь-

Hot и его военной силы, но и обеспечивает ее соответствующи-

ми средствами вооруженного насилия. Военно-экономическая

|ИЛа является материальной основой военной силы государства.

Другими словами, победа насилия основывается на производ-

стве вооружения и военной техники, а их производство в свою

Очередь базируется на производстве вообще, т.е. на экономичес-

кой силе.

Монополии, производящие оружие, получают большие при-

были, поэтому делают все, чтобы не потерять их. Гонка воору-

жений продолжается, выходя сегодня на новый качественный

уровень.

Военно-экономическая сила определяется в первую очередь

Комплексом военных предприятий и инфраструктуры. Этот ком-

плекс определяет возможности государства по обеспечению своих

вооруженных сил оружием и военной техникой, а также его спо-

собность влиять на другие государства путем продажи, поставок


Оружия, боевой техники и военной технологии. Военно-эконо-

мическая сила государства активно воздействует на мировой

рынок оружия и экономику других стран и оказывает непосред-

ственное влияние на отношения между государствами.

Военно-научная сила. К числу структурных элементов военной

силы государства относится военно-научная сила. Опираясь на

научную мощь государства, уровень развития техники и техно-

логий, военно-научная сила обеспечивает реализацию вполне

конкретных политических и военно-политических интересов

В системе международных отношений.

Развитые государства, предоставляя военные технологии ис-

пользуют военно-научную силу в качестве средства давления на

менее богатых и развитых союзников, на развивающиеся страны

В целях усиления их политической зависимости.

Встав на путь импорта военных технологий, государство-им-

портер становится зависимым от экспортера не только в воен-

но-технической, но и в политической области.

Военно-научная сила государства не только обеспечивает сво-

евременное пополнение военной силы новейшими средствами

Вооруженного насилия, но и рекомендациями по их наиболее

эффективному применению. Заложенные в военные доктрины

и военно-стратегические концепции, эти взгляды в немалой сте-

пени определяют интенсивность и степень воздействия военной

мощи страны на систему международных отношений.

50 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Важнейшим структурным элементом военной силы государ-

ства является моральная сила народа и личного состава воору-

женных сил.

Военная сила государства предстает как величина интегриро-

ванная, воплощающая в себе не только мощь его вооруженных

сил, но и мощь военной экономики, науки, морального духа

народа и личного состава вооруженных сил. Действие военной

силы в форме вооруженного насилия возможно только в перио-

ды политических кризисов, хотя остальные ее формы действия

на систему международных отношений оказывают непрерывное

воздействие насильственными методами принуждения и подав-

ления. Определение конкретных форм и методов действия воен-

ной силы государства, а также объектов ее приложения — ис-

ключительная прерогатива политической элиты и политического

руководства государства.

Военная сила государства, являясь средством достижения

политических целей, предполагает достижение этих целей в ходе

войны путем уничтожения или подавления противника.

Учитывая концентрацию производства (в том числе и эколо-

гически опасного), плотность населения и разрушительные воз-

можности ядерного и некоторых видов обычного оружия, мож-

но сделать вывод, что война может привести к разрушению

экономического потенциала государства и экологической ката-

строфе регионального и глобального масштаба.

С этим связан процесс трансформации функции победы в вой-

не в функцию предупреждения и предотвращения войны. Воен-

ная сила государств в данном случае выступает не только как

средство достижения политических целей государств, но и как

гарант сохранения мира.

Важнейшей функцией военной силы государства в системе

международных отношений была и остается функция создания

выгодного с позиций политической элиты соотношения сил как

в глобальном, так и в региональном или двустороннем масштабе.

Государство, обладающее большей военной мощью, способно,

соответственно, оказывать большее воздействие на внешнюю среду.

Совокупная военная сила. Одним из путей наращивания воен-

ной силы государства является создание совокупной военной силы

в виде различного рода военно-политических союзов, блоков,

систем коллективной обороны. Государство, входящее в состав

военно-политического союза (блока) и имеющее относительно

небольшие возможности собственной военной силы, получает

возможность ее наращивания за счет военной силы союзников.

1.2. П о н я т и е силы а международных отношениях • 51

При создании военно-политических блоков государства дос-

ЦГвют приращения совокупной военной силы и за счет совме-

Цного финансирования научно-исследовательских и опытно-

ИЖСтрукторских работ, а также различных совместных программ

(Окружений. В этих условиях государства-союзники также ста-

новятся гарантированным и устойчивым рынком сбыта оружия

Ц боевой техники, что обеспечивает постоянные и высокие при-

были военно-промышленного комплекса.

, Формированию совокупной военной силы способствует рас-

пределение зон ответственности стран — членов военно-поли-

ТИЧеской группировки по различным регионам. Проводя свою

регемонистскую политику, США как центр глобального капита-

лизма, стремятся обеспечить свое присутствие во всех уголках

Планеты, а там, где им не удается осуществить эффективное

Воздействие собственной военной силой, они прибегают к по-

Моши союзников, выполняющих жандармские функции в соот-

Ветствующих регионах.

1,3.2. Функции военной силы

К числу функций военной силы государства следует отнести

И функцию политического давления на другое государство, группу

стран, систему межгосударственных отношений.

Функция политического давления отражает связь политики

6 военной силой государства. Действие военной силы, направ-

ляемое политикой, не выступает в форме вооруженного наси-

лия, хотя и предполагает его возможность. Политическое давле-

ние осуществляется военной силой в комплексе с другими

Структурными элементами совокупной силы государства: поли-

тической, экономической, дипломатической.

Военная сила как средство политического давления бывает

Тем эффективней, чем больше имеется оснований считать, что

она перерастет в вооруженное насилие или войну. Однако до-

стижение военно-стратегического паритета снижает вероят-

ность использования военной силы в форме вооруженного

насилия.

Военная сила государства как средство политического давле-

ния используется не только в отношении «оппонентов», но и в це-

лях преодоления центробежных тенденций в военно-политичес-

ких союзах. В этом плане широкое распространение получили

присутствие войск США на территориях союзных государств,

проведение совместных учений и маневров, размещение воен-

52 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

ных баз на территориях других государств. Всем этим США не

только крепче пристегивают страны-союзники к своей агрессив-

ной политике, но и оказывают постоянное давление на прави-

тельства этих стран в целях сохранения в них выгодного для США

политического режима.

Одной из основных функций американских вооруженных сил

в странах-союзниках была и остается функция поддержания вы-

годной США социально-политической обстановки в этих госу-

дарствах. Роль американских войск заключается, в частности,

втом, чтобы поддерживать находящиеся у власти правитель-

ства, предоставлять им реальную возможность опереться, если

потребуется, на военную силу США для решения возникаю-

щих неблагоприятных внутриполитических и внешнеполити-

ческих задач.

К числу функций военной силы следует отнести создание

ситуаций политического и психологического давления на субъек-

ты международных отношений, формирование политической

и экономической неустойчивости в различных регионах мира,

позволяющей расширить в них рынок вооружений и обеспечить

формирование нужной политической карты региона.

1.4. Баланс сил в мировой политике

1.4.1. Сила и соблюдение норм и принципов

международных отношений

В современной международной политике насилие продол-

жает оставаться инструментом, используемым в ходе конфлик-

тов. Одним из факторов, ограничивавшим использование силы

в межгосударственных отношениях, традиционно было между-

народное право. Однако международные нормы неспособны

предотвратить насилие, если они не подкрепляются наличием

реальной силы.

По мнению политического руководства США, лучшим спосо-

бом содействия развитию концепций ненасилия и мира является

экспансия «демократической империи», центром которой явля-

ются Соединенные Штаты. Хотя США не отказались от исполь-

зования силы после окончания «холодной войны», насилие ис-

пользуется теперь, чтобы обеспечить соблюдение определенных

норм поведения, а не во имя уничтожения идеологических или

геополитических противников. Могущественные субъекты меж-

1.4. Баланс сил в мировой политике • 53

дународных отношений более не склонны терпеть внутригосудар-

ственное насилие, как-то: жестокое подавление этнических мень-

шинств или нарушение гражданских прав населения.

США считают, что роль насилия в международных отноше-

ниях может снизится за счет усиления системных факторов,

основными из которых являются:

— однополярная система распределения сил, исключающая

возможность глобального вооруженного конфликта;

— появление новых источников экономического роста, не

связанных с геополитической экспансией;

— расширение рамок глобального сообщества развитых госу-

дарств, стремящихся к институционализации международных

отношений и получению выигрышей от мирного экономическо-

го сотрудничества.

Сила того или иного субъекта международного сотрудниче-

ства зависит не только от обладания им определенными ресур-

сами, но и от того места, которое он занимает в международной

политической системе. Одним из парадоксов силы является то,

что для создания и поддержания международных институтов

и юридических норм, которые уменьшили бы мотивацию для при-

менения силы, представляется необходимым наличие субъекта,

чья сила может быть применена для обеспечения соблюдения

другими субъектами принятых норм и принципов.

В настоящее время одной из кардинальных проблем в между-

народных отношениях является проблема баланса сил, значение

которой возросло, ибо общественный прогресс, человеческая

жизнь в значительной степени зависят от ее неотложного реше-

ния. Философское понимание баланса сил направлено на ис-

следование состояния общества и характеристики отношений

между народами и государствами и имеет несколько подходов

к раскрытию своей сути.

Гуманистический подход. Этот подход основан на конкретно-

историческом анализе баланса сил и выражается в том, что мир

и война, несмотря на противоположные состояния общества,

связаны между собой. Их связующим звеном выступает поли-

тика. Именно она реализует как мир, так и войну. Однако прин-

ципиальное отличие мира от войны заключается в том, что мир

по своей сущности есть осуществление политики невоенными

средствами. Сторонники гуманистического подхода видят в мире

важное условие и средство развития человека в демократичес-

ком обществе, а в войне — средство уничтожения природы и че-

ловека.

54 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Пацифистский подход. Пацифисты признают возможность и не-

обходимость баланса сил, но не раскрывают его политической

сущности, выступают за баланс сил в мировой политике вооб-

ще, утверждая, что любая война есть только зло. Они полагают,

что: мир наступит в результате «религиозной революции»; путь

к миру лежит через развитие человечности, добровольного отка-

за от любых форм насилия; мир может быть достигнут через «мо-

ральное самосовершенствование человечества», гуманистическую

деятельность государственных лиц.

Консервативный (милитаристский) подход. Основа этого подхода —

баланс сил, фактически не имеющий самостоятельного значения

для человечества, а представляющий собой состояние временной

передышки между войнами. Мир возможен лишь с позиции силы.

Учитывая стремление народов планеты к миру, сегодня под ви-

дом необходимости стабилизации международных отношений

осуществляется маскировка ориентации на военную силу.

В зависимости от социального характера баланса сил, т.е.

степени его соответствия интересам прогрессивных сил, разли-

чают два рода баланса сил.

Справедливый (демократический) мир. Он характеризуется отсут-

ствием войны и благоприятными условиями развития демокра-

тии и свободы в обществе и в отношениях между странами, гу-

манистическим решением национальных и глобальных проблем.

При этом баланс сил предполагает суверенные права народов,

их равенство, независимость и добрососедские отношения меж-

ду ними. Политическое содержание справедливого баланса сил

означает:

1) суверенное равенство государств, отказ от применения силы

или ее угрозы;

2) нерушимость границ, территориальной целостности и мир-

ное урегулирование споров и конфликтов;

3) невмешательство во внутренние дела и уважение прав и сво-

бод человека;

4) взаимное сотрудничество между государствами, добросо-

вестное выполнение норм и принципов международного права,

решений ООН.

Несправедливый (грабительский) мир. Этот мир базируется на

господстве одного государства над другим. Он характеризуется

попранием суверенных прав народов, их национального досто-

инства. Цель — подчинение одних стран другими, подготовка

к захватническим войнам. Господствует реакционная политика

доминирующих государств, ориентированная на временную пе-

1.4. Баланс сил в мировой политике • 55

редышку, перегруппировку сил, на запугивание силой слабого

государства.

1.4.2. Социальное содержание баланса сил

и его виды

Социальное содержание баланса сил включает политический,

экономический, научно-технический, культурный, духовный и

другие компоненты. Их наличие и функционирование свидетель-

ствует о реальном состоянии мира: справедливом или неспра-

ведливом.

Политическое содержание баланса сил свидетельствует о том,

что спорные межгосударственные вопросы решаются путем пе-

реговоров.

Экономическое содержание баланса сил предполагает разви-

тие материально-технических связей между странами на взаи-







Date: 2015-07-22; view: 409; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.107 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию