Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 3 page





сийской внешней торговли: топливно-энергетические товары

составляют более 80% российского экспорта, что с учетом конъ-

юнктуры рынка приносит России значительные прибыли. Од-

нако цена за это — истощение природных богатств страны, ухуд-

шение ее экологии. Подобная практика, ориентированная лишь

на текущие потребности, вряд ли является источником силы

государства на перспективу.

Определенно можно говорить и об использовании научно-тех-

нической силы государства на международной арене. Именно на-

ука, образование, здравоохранение формируют основу, которая

дает экономику, определяющую мощь государства и возможность

обеспечивать национальные интересы по всему их спектру. Аме-

1.2. Понятие силы а международных отношениях • 35

рИКянцы были первыми, кто осознал перспективы использова-

ний научно-технической силы в качестве инструмента внешней

Велитики.

ч Начиная с 1970-х гг. США активно реализуют концепцию

«Научного империализма», основанную на лидирующей роли

США в сфере научно-технической революции, их научном от-

рыве от других государств. Реализация концепции сегодня при-

водит к тому, что США постепенно избавляются от «грязного

Производства» — добывающей и химической промышленности,

Предприятий, производящих товары массового потребления,

Отраслей переработки и хранения ядерных отходов. Все это раз-

мещается на территории других стран, а США оставляют себе

•Чистое производство» — научно-исследовательские и опытно-

КОНструкторские работы, переподготовку кадров, информацион-

ные технологии, коммуникационные системы, разработку про-

граммных продуктов, биотехнологии, а также разработку

программ развития целых государств, их образовательных и ме-

дицинских систем. В результате этого остальной мир объектив-

но становится во все большей степени зависимым от гигантско-

го «мозга» США.

В последние годы на международной арене широко исполь-

зуется информационная сила. Информация сама по себе является

Крайне выгодным капиталом в самом широком понимании, так

как она служит основой принятия решений на любом уровне

И выработки соответствующей политической линии. Отметим ог-

ромное значение информации и сетевых технологий для функ-

ционирования экономики, финансовой и банковской систем,

военной сферы. Не меньшее значение имеют каналы передачи

информации, ибо тот, кто владеет ими, может регулировать (до-

зировать) поступление информации для других и использовать

наиболее важную информацию в своих интересах. Контроль над

Международными коммуникациями создает новые формы зави-

симости между государствами. На рубеже XX — XXI вв. развер-

нулась «четвертая информационная революция», во многом ха-

рактеризующаяся максимальным внедрением мультимедийных,

цифровых технологий и услуг и, соответственно, появлением

новых корпораций — мультимедийных гигантов и специализи-

рующихся на электронной торговле фирм.

Идеологическая сила предполагает использование как «белой»,

так и «черной» пропаганды для воздействия на другие государ-

ства, т.е. применение как законных, так и незаконных средств.

Она включает в себя возможность оказания интенсивного «пси-

36 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

хологического давления». В последнее время психологические

операции по своему значению все более приравниваются к тради-

ционным инструментам внешней политики — дипломатическим,

экономическим, военным. Идеологическая сила отражает привле-

кательность господствующих в обществе ценностей, этических

и моральных норм, религиозных убеждений, национальных и осо-

бенно гуманитарных устремлений, уровень образования. Сегодня

использование идеологической силы обусловлено способом дос-

тавки ее к потребителю. Наличие Интернета, а в еще большей

степени и спутникового телевидения способно эффективно ре-

шать эту задачу. Стремительное проникновение американской

массовой культуры, образа жизни американцев, их ценностей в Ев-

ропу выявляет масштабы использования идеологической силы.

Происходит то, что С. Хантингтон назвал «кока-колонизацией».

В условиях глобализации, когда основным мотором развития

становятся наука и человеческий фактор, образование (профес.-

сиональный уровень нации) может рассматриваться как особый

вид силы в системе международных отношений.

Так, США расходуют на образование в 2,5 раза больше фи-

нансовых средств, чем на военные нужды. В американских уни-

верситетах на сегодняшний день обучаются более полумиллиона


студентов из-за рубежа. Они получают образование, базирую-

щееся на американских социальных и политических ценностях,

и возвращаются домой сторонниками американского образа

жизни и экономической либерализации. На родине многие из

них займут влиятельные должности в общественных, экономи-

ческих и политических структурах, объективно становясь про-

водниками американского влияния. Pax Americana создается не

только оружием, но и образованием.

Политическая сила в общем плане, утверждает Г. Моргентау,

«это психологические отношения между теми, кто ею обладает,

и теми, по отношению к кому она применяется. Это дает пер-

вым возможность контролировать действия последних с помо-

щью того влияния, которое они оказывают на их умы. Это вли-

яние проистекает из трех источников; ожидания выгоды, боязни

проигрыша, уважения или склонности к людям и институтам.

Политическая сила может реализовываться приказами, угрозой,

убеждением, харизмой человека или института либо сочетанием

любых этих факторов... Международная политика, как и любая

политика, — это борьба за силу (влияние)».

Политическая сила государства обретает влияние путем ис-

пользования политических (дипломатических) средств. В систе-

1.2. Понятие силы а международных отношениях • 37

Мб международных отношений она создается главным образом

Тремя путями.

Первый путь — прямое наращивание собственных, полити-

ческих и дипломатических возможностей с привлечением на свою

Сторону других государств, движений, образование коалиций,

союзов, нейтрализация возможной опасности со стороны колеб-

лющихся государств, поддерживая их нейтралитет, не давая им

возможности перейти на сторону соперника, использования в сво-

их интересах неожиданно возникающих (кризисных) ситуаций

(системе международных отношений.

Второй путь — ослабление политических и дипломатических

возможностей соперника за счет разъединения и ослабления его

Союзов и коалиций, втягивания его в заведомо проигрышные

ДЛЯ него ситуации.

Третий путь состоит в том, чтобы использовать в своих инте-

ресах соперничество между двумя государствами или группами

ПО принципу «разделяй и властвуй».

Функционирует на международной арене и социальная сила,

которая воздействует на окружающий мир, прежде всего своим

Примером и поведением. После революции Советская Россия

впервые в мире законодательно установила восьмичасовой ра-

бочий день. Это стало ориентиром для наемных работников во

всем мире. Их правительства вынуждены были ввести аналогич-

ную продолжительность рабочего дня и у себя. Нет никакого

сомнения в том, что высокий и стабильно растущий уровень

благосостояния человека в западных странах оказался той си-

лой, которая также способствовала распаду Советского Союза.

Никто не мог предположить, что сегодня терроризм выйдет за

национальные границы и будет рассматриваться в качестве спе-

цифического вида силы, оказывающей воздействие на поведе-

ние государств и на состояние международной среды.

Сила терроризма в известной мере в публичном характере

совершаемых террористических актов. Без широкой огласки, без

Открытого и громогласного предъявления своих требований или

целей терроризм не может существовать. Другой источник его


Силы — игнорирование всех и всяческих правил ведения войны

начиная от обозначения собственных бойцов с целью отличить

ИХ от не участвующих в борьбе людей и заканчивая использова-

нием гражданского населения в качестве щита (заложников).

Главный фактор воздействия террористического акта — страх,

порождаемый ощущением жертвы, что ее жизнь не имеет ника-

кой ценности для экстремистов. Для террориста есть понятие

у

38 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

«цель», но нет понятия «средство». Терроризм разрушителен,

поэтому его влияние всегда со знаком минус, он ничего не со-

здает — ни государства, ни общества, ни даже массовой партии.

Современные террористические организации при мобилизации

незначительных собственных ресурсов могут тягаться в насиль-

ственном конфликте с превосходящими их по силе и возможно-

стям государствами.

Воздействие различных видов силы неоднозначно во време-

ни и пространстве. Вчера безоговорочно властвовала военная сила,

сегодня наиболее действенными представляются экономическая,

финансовая, научно-техническая и информационная силы, зав-

тра этот набор может выглядеть по-иному, и на передний план

могут выйти силы, отождествляемые, например, с моралью, пра-

вом, образованием, благосостоянием населения. В настоящее

время военная сила сохраняет свое первостепенное значение,

однако представляется, что основные изменения в современном

мире, особенно на перспективу, связаны с использованием не-

военных составляющих силы.

Стремясь максимально реализовать свои интересы и внешне-

политически е потребности, политическая элита страны усили-

вает воздействие совокупной мощью государства на систему

международных отношений или отдельные входящие в нее эле-

менты и звенья. Степень и интенсивность этого воздействия

определяется, с одной стороны, интересами элиты, а с другой —

объективным состоянием международных отношений.

Внешнеполитическая сила государства есть производная от ее

совокупной мощи, проявляется через воздействие на систему

международных отношений или ее отдельные элементы и харак-

теризуется степенью и интенсивностью.

В качестве структурных элементов внешнеполитической силы

государства можно выделить экономическую, политическую,

финансовую, научно-техническую, информационную, мораль-

но-идеологическую и военную силы. Перечисленные элементы

тесно связаны друг с другом.

1.2.2. Методы применения внешнеполитической

силы

Каждое государство, преследуя свои интересы на международ-

ной арене, оказывает на нее определенное воздействие и является

тем самым носителем (субъектом) силы. Поэтому в системе меж-

дународных отношений «имеется бесконечное количество пере-

1.2. Понятие силы а международных отношениях • 39

Крешивающихсн сил, бесконечная группа параллелограммов сил,


И из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая —

историческое событие», писал в свое время Ф. Энгельс.

В основе развития системы отношений между государствами

Лежит нарушение баланса сил.

Другими словами, в отношениях между государствами на раз-

Личных уровнях системы постоянно происходит нарушение ба-

ланса сил, сопровождающееся структурным кризисом системы

Международных отношений, который ведет к перестройке свя-

Эей и формированию нового баланса сил.

С одной стороны, следствием структурных кризисов могут быть

Юйны и вооруженные конфликты, посредством которых дости-

гается перестройка баланса сил, отражающего изменение места

И роли отдельных государств в системе отношений, а с другой —

вооруженный конфликт является системообразующим явлени-

ем, с помощью которого конструируется новая международная

конфигурация с новыми связями и отношениями.

Отметим, что глобализационные процессы и процессы фор-

мирования нового миропорядка, а также новые угрозы подтал-

кивают государства к наращиванию совокупной силы, проведе-

нию политики силы по отношению к другим государствам, что

ведет к повышению вероятности возникновения военных конф-

ликтов. Лидируют в этом отношении США, для которых ставка

на силу является стержнем внешней политики, направленной на

достижение абсолютной гегемонии в системе международных

отношений, на создание однополярного мира.

Рассматривая внешнеполитическую силу государства с пози-

ции развития системы международных отношений, необходимо

оценивать ее социальную направленность, т.е. определять, на-

сколько действие силы государства соответствует потребностям

объективного прогресса системы международных отношений

и других государств.

В тесной связи с социальной направленностью внешнеполи-

тической силы находятся методы ее применения в системе меж-

дународных отношений. К наиболее общим методам относятся

убеждение, принуждение и подавление. Основным критерием,

позволяющим проводить их дифференциацию, являются степень,

интенсивность и задействованные элементы совокупной мощи

государства для решения международных проблем и обеспече-

ния национальных интересов.

Метод убеждения — дипломатический способ, реализуемый

государством в отношении другого государства в целях решения

40 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

проблем двусторонних и международных отношений, а также

обеспечения своих интересов в мировом сообществе. Эффективно

метод убеждения в системе международных отношений исполь-

зуют страны, которые имеют большой вес в мировой политике.

Метод принуждения — способ, основанный на использовании

силы, которая позволяет навязать другому государству или груп-

пе стран свою волю при решении проблем двусторонних и меж-

дународных отношений. Принуждение отличается большей ре-

шительностью действий и более интенсивным использованием

совокупной мощи государства для достижения своей цели.

Метод подавления —- способ, реализация которого позволяет

лишить государства возможности сопротивления либо уничто-

жить его с помощью военной силы. При подавлении интенсив-

ность действия силы государства предельно возрастает.

При применении принуждения и подавления сила выступает

в качестве основы насилия, осуществляемого государством. На-

силие есть одна из форм проявления силы, т.е. сила определяет

насилие, ее возможности.

Своим происхождением сила обязана совокупной мощи госу-

дарства, реализация которой в системе международных отноше-

ний и представляет собой силу. Приведем некоторые факторы,

влияющие на мощь государства.

Н. Спайкмен к таким факторам относит:

1) площадь территории государства;

2) характер границ;

3) численность населения;

4) отсутствие или наличие сырьевых ресурсов;

5) экономическое и технологическое развитие;

6) финансовую мощь;

7) этническую однородность;

8) степень социальной интеграции;

9) политическую стабильность;

10) национальный дух.

Г.Д. Моргентау считает факторами мощи государства следующие:

1) географию;

2) природные ресурсы;

3) производственные мощности;

4) состояние военной подготовки;

5) численность населения;

6) национальный характер;

7) моральный дух нации;

8) качество дипломатии.

1.2. Понятие силы а международных отношениях • 41

F, Штайнмец:

1) численность населения;

2) размеры территории;

3) богатства;

4) политические институты;

5) качество руководства;

6) единство и сплоченность населения;

7) уважение в мире и дружеские связи за рубежом;

8) моральные качества.

Г. Фишер:

1) политические факторы: географическое положение, разме-

ры государства, численность и плотность населения, организа-

торские способности и культурный уровень, характер границ

И отношения с соседними странами;

2) психологические факторы: экономическая гибкость и спо-

собность к творчеству, настойчивость и способность к адаптации;

3) экономические факторы; плодородие почвы и запасы ми-

нералов, организация промышленности и уровень технологий,

развитие торговли и сделок, финансовое могущество.

Р. Арон:

1) пространство, которое занимает политическое объединение;

2) наличие ресурсов и знаний, которые позволяют превра-

щать их в оружие;

3) численность населения и искусство превращать его в солдат;

4) способность населения к коллективным действиям.

Совокупная мощь государства структурно состоит из следую-

щих основных видов мощи: политической, экономической, воен-

ной, научной, социальной, информационной, а также из мораль-

ного духа. Любой из этих элементов является средством государства

при решении проблем в международных отношениях.

Совокупная мощь государства в системе международных от-

ношений опосредуется политикой государства.

Отдельные эксперты и исследователи пользуются терминами

«жесткая сила» {«hard power») и «мягкая сила» {«soft power»).

Под «мягкой силой» понимается способность государства

достичь желаемых результатов в международных делах через убеж-

дение (притяжение), а не подавление (навязывание, насилие,

принуждение). Подавление характерно для «жесткой силы».

«Мягкая сила» действует, побуждая других следовать (или доби-

ваясь их собственного согласия следовать) определенным нор-

мам поведения и институтам на международной арене, что и при-

водит к достижению желаемого результата фактически без

42 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

принуждения. «Мягкая сила» может основываться и на призыве

к другому государству следовать разуму, логике, так обставляя

решение спорной проблемы, чтобы оно было приемлемо для

другой стороны, чтобы это решение не выглядело как ее пора-

жение. Собственно говоря, искусство дипломатии в нынешних

условиях существования равноправных, но не равных государств

в том и состоит, чтобы добиваться решения международных

проблем прежде всего подобным ненасильственным образом

(понуждая, а не принуждая), а уж потом, если подобный подход

не сработал, использовать силу как принуждение. Из наличия

разных видов силы можно сделать выводы.

1. Силой (влиянием) на международной арене могут обладать

не только государства, имеющие обширную территорию, значи-

тельное население, мощную экономическую базу, но и неболь-

шие по размерам страны. Обычно это происходит из востребо-

ванности их позиции, чем объясняется их политический вес

(сила), которая может воздействовать как на поведение отдель-

ных стран, так и на состояние международной системы в целом.

2. Государство может обладать несколькими видами силы,

отчего его воздействие на мир расширяется. В то же время стра-

на, обладающая лишь каким-то одним видом силы, более уязви-

ма в условиях непредвиденных изменений в международной

системе.

3. Сила, по сути, не имеет социальной окраски или идеологи-

ческого содержания. СССР считался угрозой для Запада главным

образом не потому, что его идеология признавалась агрессивной,

а потому, что он обладал огромной военной мощью. Сторонники

теории политического реализма утверждают, что «холодная вой-

на» после Второй мировой войны была неизбежна. Но неизбеж-

ной она была не столько потому, что СССР представлял чуждую

ему (Западу) идеологию, сколько потому, что в мире появилась

новая значительная сила, способная бросить вызов не только США,

но и возможным коалициям с их участием.

Однако сила, даже военная, — не всемогуща. Аккумуляция

силовых инструментов (возможностей) не всегда и не обязатель-

но ведет к искомому результату.

Альтернативой международной системе, базирующейся на

силе, является, как представляется, международная система,

основанная на согласованных нормах, правилах, в конечном счете

законах международного поведения. Парадокс, однако, состоит

в том, что для утверждения такой системы, для нормального ее

функционирования также нужна сила, поэтому речь может идти

1.2. П о н я т и е силы а международных отношениях • 43

об «изъятии» силы из международных отношений, а о при-

Р*§§нии силы к законопослушному поведению по обеспечению

Цирового порядка.

1,3. Военная сила в международных

4 отношениях

1.3.1. Виды военной силы государства

Стремление мировых центров силы к господству над страна-

ми мирового сообщества заложено в природе глобального капи-

тализма, существование которого невозможно без угрозы при-

менения или непосредственного применения силы, в том числе

И военной. Так, в настоящее время глобальный капитализм ярко

проявляет себя:

1) в наличии военной силы, которая существует и применяет-

ся для реализации внешнеполитических потребностей мирового

центра (центров) силы, а также для обеспечения непрерывности

И нужной (для центра силы) направленности глобализационных

процессов;

2) подавлении политических, экономических, военных, по-

литических и информационных действий государств, которые не

хотят вписываться в структуры глобального капитализма, опре-

деленные мировым центром (центрами) силы.

По этим причинам многие государства стремятся иметь дос-

таточную военную силу, чтобы отстаивать свои интересы на меж-

дународной арене.

Военная сила — это часть военной моши государства, которая

предназначена для непосредственного применения в системе

международных отношений.

Военный потенциал государства (потенциальная военная мощь)

раскрывает возможности, которые могут быть использованы го-

сударством для реализации своих национальных интересов во-

енными средствами.

В каждый момент времени военный потенциал содержит как

уже реализованную, факторную часть, т.е. военную мощь, так

И потенциальную, нереализованную, но могущую стать реализо-

ванной при определенных условиях.

Военная мощь государства представляет собой совокупность

выделенных и реализованных на данный период сил и средств,

предназначенных для защиты его национальных интересов и до-

44 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

стижения внутренних и внешних целей вооруженными сред-

ствами.

Располагая определенной военной мощью, политическая элита

страны в соответствии со своими потребностями использует ее

для решения политических задач как внутри страны, так и на

международной арене.

Военная мощь и военная сила государства применительно

к системе международных отношений далеко не одно и то же.

По своему генезису военная сила — порождение военной мощи,

которая и определяет возможности военной силы государства

в межгосударственных отношениях.

Характер и степень воздействия военной мощи одного госу-

дарства на другое зависят от степени их взаимодействия и от

возможности проецировать силу друг на друга, а также от целей

политической элиты, которая использует военную силу на меж-

дународной арене.

Обладание значительной военной мощью еще не предполага-

ет ее активного и решительного использования в системе меж-

дународных отношений. Она может так и остаться «вещью в себе»,

неиспользованной возможностью, если политическая элита не

преследует решительных целей и не ставит их перед своими во-

оруженными силами. Военная мощь становится силой, обеспе-

чивающей достижение определенных целей, только тогда, когда

она вступает в активное взаимодействие с военной мощью дру-

гих государств, т.е. когда она приходит в движение.

Таким образом, военная мощь государства в плане ее воздей-

ствия на систему международных отношений предстает в боль-

шей степени как определенная потенциальная возможность воз-

действия, но не как само воздействие.

Сила же в любом ее проявлении, а тем более военная сила,

предполагает в первую очередь именно воздействие на другое

государство или группу стран. Для такого воздействия в военно-

политической области основным инструментом, находящимся

в распоряжении государства и его политического руководства,

является военная мощь государства. Тогда военная сила госу-

дарства представляет собой степень и интенсивность реального

воздействия его военной мощи в политических целях на другое

государство, группу государств или систему международных от-

ношений.

Для военной политики государства военная сила — основное

средство, с помощью которого политическая элита может реа-

лизовать свои внешнеполитические потребности.

1.2. П о н я т и е силы а международных отношениях • 45

у Вместе с тем нельзя абсолютизировать военную силу государ-

#№§ как средство его военной политики. Достижение конкрет-

iHX военно-политических целей возможно и путем действий

Других структурных элементов его внешнеполитической силы,







Date: 2015-07-22; view: 644; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.137 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию