Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 2 page
надежных, но партнеров, а не противников. В этом смысл поли- тики «навязанного консенсуса». США с 2003 г. стали отходить от консенсусной логики, более полагаясь на собственные национальные интересы. Это может означать смену либерально-авторитарной политики «навязанного консенсуса», которая сохранялась в ]991—2002 гг., и становле- ние с 2003 г. более жесткой политики «авторитарного патерна- лизма», в рамках которого США и по сей день откровенно дают чувствовать свое силовое превосходство, игнорируя мнение меж- дународных организаций и любых государств — членов между- народного сообщества. 1.1. Особенности современных международных отношений... • 25 1.1.3. Глобальный капитализм как основной фактор трансформации мирового сообщества в XXI в. После эпохи империализма мир переходит в новую эпоху — эпоху глобального капитализма, для которой характерны следу- ющие черты. 1. Происходит эволюция от свободной конкуренции к прямо- му диктату крупных корпоративных структур, сращенных с ме- ти государством (США, ЕЭС) и наднациональными институтами государственного регулирования (ВТО, МВФ). 2. Осуществляются замещение скрытого политического ма- нипулирования с помощью политических технологий более или менее открытым авторитаризмом, наступление на институты демократии, гражданского общества, ограничение прав челове- ка на периферии и в центре. 3. Неприкрытое использование «права силы» и методов реко- лонизации, переход от скрытого идеологического манипулиро- вания при сохранении формального идейного плюрализма и сво- боды слова, свободы совести к господству государственной («имперской») идеологии и давлению на инакомыслящих. 4. Проникающая во все сферы жизни человека власть рынка, причем не рынка свободно конкурирующих атомизированных предприятий, а тотального рынка как пространства борьбы спе- циализированных сетевых субъектов, гигантских экономических сетей, центрами которых стали ТНК. 5. Гегемония капитала, причем преимущественно виртуального («фиктивного») финансового капитала, оперирующего с помощью компьютерных сетей. Фактически в мире образовался мало подда- ющийся анализу финансовый «черный ящик», обеспечивающий в больших масштабах спекуляцию и манипулирование задолжен- ностями. Функционирование и постоянное наращивание мощи фи- нансовых сетей ущемляют интересы менее сильных участников мировой экономики, прежде всего стран развивающегося мира. 6. Целостное подчинение личности работника, которое при- шло на смену обычной эксплуатации наемных рабочих через куплю-продажу рабочей силы. Вся жизнь человека-профессио- нала «присваивается» корпорацией. Подчиненность же рынку «запирает» работника в «гетто отсталости», лишая его возмож- ности развиваться свободно по сути, а не по формальным кон- ституционно-правовым критериям. 7. Наличие механизма привлечения интеллектуальных ресур- сов развития (рабочая сила высшей квалификации, ноу-хау и т.п.) 26 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ и фактическая монополизация этих ресурсов передовыми эко- номическими державами, которая закрепляется одновременно с концентрацией «грязных технологий» и «социальной грязи» в отстающих государствах, идеологическое и информационно- культурное манипулирование, 8. Господство крупных корпоративных структур в среде, ко- торая выглядит как структура свободно-конкурентных отноше- ний атомизированных субъектов за счет политического, идеоло- гического и информационно-культурного манипулирования. Корпоративные капиталы как производственные, так и финан- сово-спекулятивные освобождены от ограничивающего государ- ственного регулирования и воздействий со стороны достаточно сильных общественных организаций, способных канализировать деятельность капитала в русло моделей социального или соци- ал-демократического хозяйства. Более того, поддерживаемая средствами виртуального влияния иллюзия абсолютной свобо- ды рыночных отношений развязывает руки корпорациям. Глобальный капитализм XXI в. породил рынок, который стал мощной тоталитарной системой, подавляющей человека. При этом рынок подавляет человека как почти незаметное «поле», дей- ствующее на человека во всех сферах его включенности в об- щественную жизнь. В качестве потребителей люди оказались «рабами» за счет маркетинга (прежде всего, рекламы) и других способов манипулирования, которые используют корпорации. В качестве работника человек сегодня встроен в сложные кон- струкции корпоративных структур, В случае интеллектуально- го творческого труда это означает, что работник продает не только свою рабочую силу, но и уникальные личностные каче- ства (талант, творческие способности) и даже будущие резуль- таты своей работы. Личность также подчинена этой системе и как субъект политической жизни. Избиратель — чаще всего мари- онетка, которой манипулируют с помощью политических тех- нологий. В социально-экономической сфере происходит интенсифи- кация активности глобальных игроков как основных агентов на мировых рынках и в общественных отношениях. Процессы сли- яния корпораций и формирования гигантских корпоративных структур, сравнимых по масштабам со средними государствами, свидетельствуют об изменении природы капитала. Транснацио- нальные корпорации превратились в силу, сравнимую с силой государства, и, по сути дела, начали освобождаться из-под гос- подства последнего в экономической сфере. 1.1. Особенности современных международных отношений... • 27 Процессу ослабления государства внешней альтернативой •ыглядит небывалый рост мощи США — особого государства, которое «выбивается» из общего контекста формально равноправ- ного неолиберального мирового порядка. США показали спо- собность самостоятельно или совместно с немногими сателли- тами решать такие проблемы, как свержения правительств других государств, развязывание локальных войн, подготовка и прове- дение в других странах так называемых «демократических рево- люций», формирование и определение правил игры на мировом экономическом рынке и др. На международную арену вышла «протоимперия» США, другими словами, основной мировой центр силы. Укрепление тенденции к возвышению транснационального капитала над государством и появление в мире абсолютной до- минанты — «протоимперии» привели к началу формирования новой идейно-духовной атмосферы и идеологической парадиг- мы, которую с некоторой долей условности можно назвать «гло- бальным капитализмом». Рассмотрим модель идеолого-политического обоснования внешней политики США, а также ее «духовное оформление». Любые устремления гегемона оправдывались с помощью либе- ральных идеологем, включая защиту прав человека, свободу кон- курентных отношений, слова, общественных организаций. Но уже с сентября 2001 г. риторика американских консерваторов-рес- публиканцев стала напоминать идейно-политический лексикон правящих кругов тоталитарных обществ середины XX в. Для современной американской пропаганды стали характерны ло- зунги особой исторической миссии США по защите цивилиза- ции, априорной оправданности насилия как средства защиты ценностей демократического мира. Американская элита факти- чески претендует на монопольное право говорить от имени де- мократии без каких-либо сомнений и без плюралистического диалога в мировом сообществе. В сфере официальной идеоло- гии происходит несомненное подчинение обывателя государ- ственно-политической стратагеме. В мире проступает напряженное противостояние между обы- вательским большинством, подчиняющимся подобным установ- кам военно-идеологической борьбы с «нецивилизованным», «тер- рористическим» миром-врагом и активным альтернативным движением протеста против неолиберальной глобализации и войн. Современным международным противоречием, по мнению западных политологов, является противостояние «склонного 28 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ к терроризму» исламского мира и «склонного к цивилизованно - сти» западного. Отметим наличие взаимной обусловленности терроризма и «миссионерских войн», феномен которых стал возрождаться по мере формирования однополюсного мира. Последний приобре- тает черты новой мегаструктуры, которую стали называть «им- перией» (Impair) или «протоимперией». Процесс формирования «протоимперии» осложнен наличием альтернатив. Полюсу богатства и власти противостоят объекты гегемониз- ма — сотни миллионов рядовых граждан в развитых странах и мил- лиарды людей — в развивающихся. Наличие в развивающихся странах корпоративно-клановых структур, нищеты, традиций бюрократизма и докапиталистической эксплуатации, экономичес- кого неблагополучия, вызванного гегемонией транснационального капитала, создает основу для формирования в «третьем мире» угрозы мировому сообществу. Прежде всего имеются в виду кор- поративно-бюрократические режимы, ориентированные на сепа- ратизм, национализм и милитаризм — иррациональные средства решения проблем отсталости и зависимости. Эти противоречия порождены господствующим типом экономической и политичес- кой организации мира, геоэкономической, геополитической и ду- ховной гегемонией корпоративного капитала во всемирном мас- штабе и внутренними противоречиями между различными структурами корпоративного капитала. Продуктом противоречий становится с неизбежностью воспроизводящаяся и усложняюща- яся система отношений насилия, охватывающих человечество. После крушения СССР мир оказался в положении, когда массовое и прямое сопротивление власти субъектов протоимпе- рии становится практически невозможно. Только субъекты про- тоимперии обладают: — финансовыми, материальными и высококачественными человеческими ресурсами, достаточными для воспроизводства современных систем насилия; — почти полной монополией на оружие массового уничтоже- ния и наиболее современные виды вооружений; — наиболее боеспособными и крупнейшими количественно армейскими соединениями; — монополией на генерирование и распространение ноу-хау и инновацию в сфере вооружений, на организацию и управле- ние аппаратом насилия; ~~ секретными службами и информацией, позволяющими контролировать процессы возникновения любых «возмущений» 1.2. Понятие силы а международных отношениях • 29 R сложившейся системе гегемонии корпоративного капитала, его государств и международных союзов; — контролем за международными механизмами насилия — НАТО. В этих условиях международный терроризм можно рассмат- ривать как реакцию на однополярный миропорядок, попытку монополизации Западом права на легитимное насилие и выра- жение ценностей цивилизованности. Международный терроризм выполняет в современном мире функцию иррациональной реакции На монополизацию насилия корпоративными структурами и при этом на самом деле становится угрозой для человечества. Корпоративный капитал и его структуры (секретные службы) сами систематически прямо и опосредованно используют тер- рор. Отметим, что имеется также глубинная связь между гло- бальной финансовой гегемонией капитала и терроризмом. Су- ществует закономерность: чем глубже нищета «третьего мира», чем выше уровень монополизации систем легитимного насилия субъектами глобальной гегемонии; чем мощнее теневой транс- национальный капитал (наркобизнес, торговля оружием, людь- ми и другие нелегальные операции), тем вероятнее агрессивность субъектов гегемонии и террористические ответы на нее. Мир постепенно избавляется от иллюзий восстановления сво- бодного рынка, частной собственности и открытого общества, возвращения великих идеологий. Он движется к признанию вла- сти протоимперии, к открытому оформлению господства глобаль- ных игроков в лице гигантских транснациональных корпораций и крупнейших национальных государств, прежде всего США и Ки- тая, которое может быть завершено к 2020—2025 гг. Приоритетами для глобального капитализма становятся ми- литаризм, абсолютизация финансовых трансакций, сверхпотреб- ление, массовая культура. 1.2. Понятие силы в международных отношениях 1.2.1. Определения видов силы Категория силы одна из древнейших. В теории международ- ных отношений «сила» является точкой отсчета большей части концепций политического мышления. Понятие силы на протяжении веков оставалось почти неиз- менным, применение же силы на практике несет на себе отпеча- 30 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ток времени. Изменения происходили в соответствии с переме- нами в развитии человека, общества, государства, технологии и, конечно, самой международной среды. Причем долгое время в системе международных отношений закон силы всегда был выше силы закона. Международная политика реализуется в среде, где нет выс- шего органа управления, который выносил бы свои приговоры о правомерности действий субъектов международных отношений, прежде всего государств. В этой среде нет, следовательно, и га- ранта их мирного сосуществования, гаранта их «нравственного поведения». Государство обладает монополией на политическую власть только в пределах собственных национальных границ. Вне их оно лишь одно из многих формально равноправных и полити- чески независимых субъектов. «Государство, имеющее возможность не подчиняться ника- ким внешним законам, — писал в свое время Иммануил Кант, — не будет ставить в зависимость от суда других государств тот способ, каким оно отстаивает по отношению к ним свои права». Мораль тоже не работает в отношениях между государствами, так как нравственные нормы предполагают наличие непререка- емого авторитета. Поэтому в международных отношениях фор- мируется противоборство интересов, конкурирующих суверени- тетов, своего рода «состояние войны всех против всех». В этом случае сила становится конечным и легитимным методом реше- ния споров между различными странами. Дж. Смит — американский эксперт по международному пра- ву в 1920-х — 1930-х гг., писал: «В отсутствие какого-то общего и непредвзятого органа управления, который мог бы интерпре- тировать международные правила поведения и оценивать состо- яние международных отношений, каждое государство вполне естественно стремится не только расширить свой силовой по- тенциал во внешнем мире, но и предупредить, если это ему по плечу, любое возможное расширение влияния соперничающего с ним государства. Инстинкт самосохранения в мире, состоя- щем из абсолютно независимых государств, вынуждает каждое из них стремиться обладать силой, дабы гарантировать себя от опасности подвергнуться агрессии со стороны». Отметим, что в отношениях между государствами появляется враждебность, если международная система начинает функцио- нировать без глобального согласия. Другими словами, факт на- личия множества суверенитетов, не подчиняющихся единой 1.2. Понятие силы а международных отношениях • 31 (Истеме законов и правил поведения и определяющих свои уст- ремления произвольно, проливает свет на причины постоянных Международных столкновений. Сила государства отождествляется, главным образом, с его Юенной мощью. Если система международных отношений на- строена на высокую вероятность конфронтации, то понятие силы естественно идентифицируется с понятием военной силы. Во- енная мощь и ее производная -— военная сила всегда служили Основными показателями престижа государства. Можно утверж- дать, что военная мощь была абсолютно необходима для прове- дения на мировой арене различных политических курсов. Ее Приоритет на протяжении веков не подвергался сомнению. По- скольку верховным арбитром международных споров часто яв- лялась война (военный конфликт), то военный фактор приобрел •ысшую степень значимости во внешнеполитических калькуля- циях. Сегодня военная сила является одним из главных факто- ров, влияющих на взаимоотношения между государствами и про- цессы в международной жизни. Однако сводить понятие силы на международной арене в на- стоящее время только к военной силе государства представляет- ся недостаточно правомерным. Основные перемены на между- народной арене сегодня связаны не только с применением военной силы, но и с широким использованием других видов силы. Военная сила стала составной частью государственной силы. Что вкладывает в понятие силы на международной арене со- временное политическое мышление? Г. Моргентау, для которого сила своего рода архимедов рычаг мирорегулирования, утверждает, что «сила есть аласть над умами и действиями людей», а Г. Киссинджер дает более краткое ее определение, полагая, что во внешней среде «сила есть влияние». Американский гражданский стратег Роберт Клайн, автор ме- тодики «оценки мировых сил», доказывает, что силу на между- народной арене можно определить как способность правитель- ства одной страны заставить руководство другой предпринять то, что оно не сделало бы по своей воле, причем это может быть осуществлено за счет убеждения, принуждения или откровенно- го применения военной силы. Близкое к этому определение можно найти у Р. Кохейна и Дж. Ная. По их мнению, «силу можно представить как спо- собность одного субъекта заставить других предпринять что- либо такое, что они иначе предпринимать бы не стали (и при этом по приемлемой для действующего лица «цене»)». 32 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Позиция английского философа Б. Рассела — «сила может быть определена как способ получения желаемых результатов». Дж. Стоссинджер в своей книге «Мощь наций» так определя- ет силу: «Сила в международных отношениях есть возможность государства использовать свои реальные или потенциальные ресурсы таким образом, чтобы воздействовать на образ жизни и поведение других государств». О ресурсной основе силы упоминает и Д. Пучала, профессор Нью-Йоркского университета. Он утверждает, что в междуна- родных отношениях «сила — это способность действовать, и по- добная способность обусловлена количеством и качеством ре- сурсов, выделяемых для достижения определенных политических целей во внешнем мире, что в свою очередь определяется состо- янием национальной экономики». Наиболее развернутое толкование понятию силы дает амери- канский военный теоретик Клаус Норр. Он пишет: «Сила во внешнем мире может рассматриваться как обладание способно- стями, которые позволяют субъекту выступать с достоверными угрозами. Но она может трактоваться и как фактическая реали- зация воздействия на поведение стороны, которой угрожают. В первом случае сила — это качество, которым обладают силь- ные государства и которое можно аккумулировать; здесь сила — это возможность. Во втором случае сила — это результат, это уже оказанное воздействие. Она проявляется во взаимодействии, в столкновении. При первом подходе сила — это нечто такое, что государство может надеяться использовать в разнообразных будущих ситуациях. Во втором случае она возникает и формиру- ется только в условиях конкретной ситуации. Сегодня большин- ство теоретиков понимают под силой реализованное воздействие, в то время как неспециалисты сводят ее к тем возможностям, которые позволяют выступать с угрозами». Другой американский теоретик Ф. Шуман, трактовавший по- нятие силы в сходном духе, особо выделяет идею взаимодействия. По его мнению, реальный смысл понятия силы выявляется лишь в системе международных отношений, при взаимодействии с дру- гими государствами. Она «становится таковой только в сравне- нии с силой других стран, ощущение силы или бессилия произра- стает из взаимодействия, соперничества, конфликта государств». У этих двух определений есть одно общее, которое заключа- ется в том, что сила во внешнем мире — это: 1) способность влиять на поведение другого государства в же- лаемом для себя направлении; 1.2. Понятие силы а международных отношениях • 33 2) способность устанавливать различные формы зависимости ОДНОГО государства от другого, а именно: прямые, косвенные, опос- редованные, с помощью насилия, убеждения, обещания выгод, Лишения имеющихся преимуществ, создания условий, при кото- р ы х остается лишь одна альтернатива, один выход из положения. Таким образом, воздействие может достигаться разными спо- бОбами, а не только использованием военного потенциала, во- енного давления, угрозы или в конечном счете ведения войны. В настоящее время на международной арене в системе взаимо- действия государств наиболее активно используется экономи- ческая сила государства. Так, великие державы склонны отда- иать предпочтение наращиванию экономической мощи как главному средству внешнеполитического влияния, нежели ис- пользовать в этих же целях военную силу. Государства активно задействуют свою экономическую мощь, внешнюю торговлю, инвестиции за рубежом, экономическое присутствие в других Странах для создания определенной привязки этих государств К себе, воздействия в своих интересах на их внутреннюю и вне- шнюю политику. Внутреннее экономическое и техническое раз- витие в сочетании с международной торговлей и заграничными инвестициями представляется более эффективным средством достижения национальных целей, чем империализм и агрессия. Нередко экономическая сила государства реализуется через пря- м о е давление на того или иного субъекта международных отно- шений. Это давление может также оказываться через междуна- родные экономические организации — МВФ, Мировой банк и др. В одних случаях подобная сила используется в качестве кнута (экономическое эмбарго, санкции, использование антидемпин- говых механизмов, квот на импорт, свертывание зарубежных инвестиций, производств). В других — может играть роль пря- ника, обеспечивая создание благоприятного режима торговли, предоставление кредитов, прямые частные инвестиции в эконо- мику того или иного государства, развертывание на его террито- рии своих производств, трансферт в данную страну передовых технологий, современных методов управления, маркетинга. Эко- номическое присутствие одного государства на территории дру- гого имеет неоднозначные последствия, если его рассматривать с точки зрения силового влияния. С одной стороны, экономи- ческое присутствие, как правило, благоприятно для того госу- дарства, на территории которого создаются иностранные произ- водства товаров и услуг: они создают дополнительные рабочие места, новые технологии, удовлетворяют спрос на определен- 34 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ные товары, усиливают конкуренцию в данной стране, способ- ствуя становлению эффективной экономики. Страны, находя- щиеся в нормальных отношениях друг с другом, обычно заинте- ресованы во взаимном экономическом присутствии. Вместе с тем возникает соблазн оказания давления на государство, открыва- ющее свои границы для иностранного экономического присут- ствия. Государство-донор может выдвинуть определенные требо- вания, угрожая свернуть производство, что приведет к сокращению рабочих мест, отчислению от прибыли. Дифференцируя понятие экономической силы, можно говорить о финансовой силе (Вели- кобритания, например, обладает главным образом финансовой силой, точно так же как и Швейцария). В условиях глобализа- ции финансовая сфера определяет уровень развития промыш- ленности, аграрного сектора, инфраструктуры, сферы услуг. В свою очередь, можно говорить и о коммерческой силе (напри- мер, Японии и ЕС), и в то же время о торговой уязвимости стра- ны. Внешняя торговля считается традиционным индикатором экономической силы. Европейский союз является крупнейшим мировым торговым блоком, его политика в области внешней торговли решающим образом влияет на состояние и норматив- ный режим международного обмена товарами и услугами и тем самым на нормативный режим международных отношений. Стра- ны, не обладающие значительной военной мощью, заинтересо- ваны в том, чтобы не военная, а коммерческая сила стала в со- временном мире основным источником международного влияния. В современных условиях показателем силы является не толь- ко объем торговли, но и ее структура. Можно иметь значитель- ный объем торговли, но вывозить на мировые рынки природные ресурсы — лес, нефть, газ, а ввозить машины, оборудование, товары высокой технологии. Такова структура нынешней рос- Date: 2015-07-22; view: 497; Нарушение авторских прав |