Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизнь Генри. Когда Генри было четырнадцать, после длительной болезни умер его отец
Когда Генри было четырнадцать, после длительной болезни умер его отец. На похоронах Генри шел в костюме, – Вилли Ковингтон считал, что у каждого из сыновей должен быть костюм, даже если ни на что другое денег нет. Члены семьи подошли к открытому гробу. Уставились на усопшего. У Вилли была необычайно темная кожа, но в похоронном бюро ее превратили в красновато‑коричневую. Старшая сестра Генри, увидев это, завопила и с криком «Папа совсем не такой!» принялась стирать с его лица косметику. Маленький братишка Генри пытался влезть в гроб. Мать рыдала. Генри же стоял рядом, не проронив ни звука. Ему хотелось лишь одного – чтобы отец снова был с ними. Еще до того, как Генри стал поклоняться Богу, Иисусу или какой‑то иной Божественной силе, он поклонялся своему отцу. Вилли был ростом в шесть футов и пять дюймов, с грудью, усеянной шрамами от пулевых ранений, происхождение которых детям так никто никогда и не объяснил. Родом он был из Северной Каролины, где в свое время делал матрасы. Человек он был суровый, курил беспрестанно и любил выпить, но когда вечером подвыпивший он приходил домой, то часто бывал нежен и, подозвав к себе Генри, спрашивал его: – Ты любишь своего папу? – Ага, – отвечал Генри. – Тогда обними папу. Поцелуй папу. Вилли был человеком необычным. Настоящей работы у него никогда не было, но он требовал, чтобы его дети учились как следует. Он был предприимчивым мошенником и вымогателем и одалживал деньги под баснословные проценты. Но приносить домой украденное строго запрещал. Когда Генри, будучи учеником шестого класса, начал курить, отец, узнав об этом, коротко предупредил: «Не смей просить у меня сигарет». Однако детей своих Вилли любил. Он хотел, чтобы они хорошо учились, и без конца проверял их знания по школьным предметам. За ответы на легкие вопросы давал им по доллару, за трудные математические задачи – по десять. Генри нравилось, когда отец пел, особенно старые спиричуэле[8], вроде «Как прохладно здесь, на берегу Иордана». Но вскоре Вилли стало не до песен. Он только хрипел и кашлял. У него нашли эмфизему и туберкулез мозга. В последний год своей жизни Вилли фактически не вставал с кровати. Он харкал кровью и едва прикасался к пище. А Генри, несмотря ни на что, готовил отцу еду и приносил ее на тарелке прямо в постель. Как‑то вечером, когда Генри принес отцу обед, тот грустно посмотрел на сына и прохрипел: «Послушай, сынок, если у тебя кончатся сигареты, можешь взять мои». Несколько недель спустя он умер. После похорон баптистский проповедник говорил что‑то об Иисусе и душе, но до Генри его слова не доходили. Он верил, что отец вернется, что наступит день, и он появится в дверях, напевая свою любимую песню. Прошли месяцы. Но ничего подобного не случилось. И вот, потеряв своего единственного героя, Генри, сын предприимчивого мошенника, принял решение: теперь он начнет брать от жизни все, что ему захочется.
Май
РИТУАЛ
Весна подходила к концу, подступало лето, и полуденное солнце нещадно палило сквозь кухонное окно. Это была наша третья встреча. Перед ее началом Рэб налил мне стакан воды. – Бросить лед? – спросил он. – Нет, и так сгодится, – отозвался я. – И так сгодится, – запел Рэб. – Не надо льда… хоть жизнь со льдом – одна отрада… но тем не менее льда не надо. Возвращаясь в его кабинет, мы прошли мимо большой фотографии, на которой юный Рэб стоял на горе в лучах яркого солнца. Высокий, крепкий, с черными зачесанными назад волосами, – именно таким я его и помнил с детства. – Хорошая фотография, – сказал я. – Это моя гордость. – Где это? – На горе Синай. – Где мы получили Десять заповедей? – Точно. – Когда ж это было? – В 1960‑х. Я путешествовал с группой ученых. Мы вместе с одним человеком – христианином – поднялись на вершину. Он меня и сфотографировал. – Сколько же часов вы поднимались? – Много. Мы шли всю ночь и достигли вершины на рассвете. Я бросил взгляд на его старческое тело. Сейчас такое путешествие ему уже не осилить. Узкие плечи его ссутулились, морщинистая кожа на запястьях обвисла. Рэб зашагал в сторону своего кабинета, а я стал внимательно вглядываться в фотографию. На молодом раввине, помимо белой рубашки и молитвенной шали, был еще тфилин – маленькие коробочки с молитвенным текстом, которые верующие евреи привязывают ко лбу и руке перед чтением утренней молитвы. Рэб сказал, что поднимался на гору всю ночь. Значит, он не забыл взять с собой тфилин.
Ритуалы занимали в жизни Рэба важное место. Он молился по утрам. Молился вечером. Ел определенного рода еду. Не ел того, чего не положено. В субботу, как предписано еврейским законом, он машину не водил. Ни в ясный день, ни в дождливый. Он всегда ходил в синагогу пешком. По праздникам он исполнял все полагающиеся традиции: на Песах[9]собирал у себя дома на сейдер[10]гостей, на Рош хашана[11]бросал в реку крошки хлеба – символический ритуал освобождения от грехов. Подобно католицизму с его послеполуденными службами, таинствами и Святым причастием или исламу с его молитвенными ковриками, поощрением чистоты и пятиразовой молитвой, в иудаизме тоже достаточно ритуалов, чтобы занять человека на день, на неделю и на год. Я помню, что когда‑то Рэб бранил – порой мягко, а порой и сердито – членов нашей конгрегации за то, что они пропускали традиционные ритуалы, а то и совсем отказывались от них: не зажигали свечей, не произносили благословений или даже забывали прочитать поминальную молитву Кадиш по ушедшим из жизни близким. И хотя он призывал их отнестись к ритуалам с возможно большим рвением, члены нашей конгрегации с каждым годом все сильнее отпускали вожжи. Сегодня они забывали помолиться. Завтра – пропускали праздник. Некоторые вроде меня женились на девушках другой веры. Мне было интересно, насколько теперь, когда дни Рэба подходили к концу, важны были для него ритуалы. – Жизненно важны, – ответил он мне. – Но почему? В глубине души вы и так знаете, во что именно вы верите. – Митч, – сказал Рэб, – вера проявляется в том, что ты делаешь. Человек – это его поступки, а не только то, во что он верит.
На самом деле Рэб не просто соблюдал ритуалы, – из них была соткана его жизнь. Когда он не молился, он или садился за учебу, – без нее он не мыслил своего служения, – или занимался благотворительностью, или навешал больных. Жизнь его казалась более или менее предсказуема, а по американским стандартам, возможно, даже скучна. По представлениям некоторых, нам не следует изо дня в день делать одно и то же. Нам нужны свежие впечатления и новизна. Рэба новизна не манила. И не привлекали причудливые новшества. Он не увлекся упражнениями пилатес и не играл в гольф (однажды кто‑то подарил ему клюшку, и она годами валялась у него в гараже). В его праведной жизни была некая умиротворенность. Она была в том, как он переходил от одного ритуала к другому, в том, как в определенные часы он делал определенные дела, в том, как каждую осень на праздник суккот он сооружал постройку с сетчатой крышей, через которую светили звезды, в том, как каждую неделю он отмечал шаббат, разделяя свою жизнь на шесть рабочих дней и один день отдыха. Шесть и один. – Так жили родители моих родителей. Так жили мои родители. Если я выброшу все это из своей жизни, получится, что их жизням вроде как грош цена. А может, тогда грош цена и моей жизни? С помощью этих ритуалов поколения… Рэб умолк в поисках нужного слова. – Связаны друг с другом? – сказал я. – Точно. – Он улыбнулся. – Связаны друг с другом.
Date: 2015-07-11; view: 366; Нарушение авторских прав |