Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О моде, поясе и солнце





Как изменчива и своенравна мода! Желая быть элегантными, совре­менными, мы торопимся найти свой образ, неповторимый, модный, изящ­ный; мы примериваем классический костюм со строгими прямыми линиями, романтические легкие платья с рюшами, юбки, блузки, шляпки ретро, одежду в народном стиле, А вот в старину женщина не задавалась вопросом, надевать или нет головной убор; не спрашивала, как украсить свой наряд, какого цвета надеть платье на свадьбу или праздник. Народные представления предписывали для каждого конкретного случая свой определенный тип одежды. По костюму можно было узнать, просватана девушка или нет, замужем ли женщина, есть ли у нее дети, молода она или стара. Переход в жизни женщины от одного состояния к другому: от детства к совершеннолетию, от девичества к замужеству, к материн­ству, а затем и старость - все это влекло за собой обязательную пере­мену в костюме, и не просто переодевание, а строгое соблюдение целого обряда.

Так, в бывших великорусских губерниях молодые девушки ходили в одних только длинных рубахах, опоясанных красным пояском. Когда же им исполнялось 15-16 лет, в день именин или же в день «сватования» со­вершался обряд надевания поневы - так называлась старинная юбка. Мать девушки держала поневу, приговаривая: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое!». Девушка, расхаживая по лавке, утверждая свою самостоятель­ность, отвечала: «Хочу - вскочу, хочу — нет.» Если она, прыгнув с лавки, «вскакивала» в поневу, это означало, что она теперь - невеста и женихи могут за нее свататься. Если же она промахивалась, сватовство отклады­валось до следующего года. Не отсюда ли пошло хорошо известное нам выражение «выскочить замуж»?

Молодые девушки ходили с непокрытой головой, но украшали себя лентами, цветами, В бывшей Владимирской губернии только совершенно­летние девушки вплетали ленту в косу, девицы же, не достигшие совершеннолетия, носили косник - своеобразную кисточку из бисера с завяз­ками. В бывших губерниях Русского Севера просватанные девушки долж [74] ны были уже прятать волосы под специальный головной убор — «колпак», «честный колпак», или добавлять к своему девичьему головному убору («повязке», «перевязке», «кружку») специальную деталь - «темник», «натемник» (носят на темени), сообщающую каждому встречному о скорой свадьбе.

На свадьбе же совершался обряд переодевания невесты-девушки в женский свадебный костюм. Невеста прощалась со своими родителями, плакала и причитала, размахивая по полу и вокруг головы длинными рукавами (до 100 см каждый) свадебной рубахи - «плакалъни», «махавки» (в Архангельской и Олонецкой губерниях), на голове у горько причи­тавшей невесты был платок - «ревун», «плачея».

Особой торжественностью и значительностью отличался свадебный обряд «завивания», «повиванья», «покрывания», или «окрученья» невесты: девичью прическу меняли на женскую (обычно две косы на одну) и убирали волосы под сложный головной убор, предварительно «завив», «на­крутив» их на какую-либо твердую основу. С этого момента невеста отда­на, возврата к прежней ступени жизни, к прежней возрастной группе нет, она «окручена», дело сделано. С этим старинным обрядом, вероятно, и свя­зан фразеологизм «окрутить кого-либо», то есть поставить в безвыход­ное положение, обмануть. Теперь до конца жизни волосы женщины должны быть спрятаны. Это связано с поверьем, что «открытые волосы замужней женщины ведут к бедствию», привлекают нечистую силу. Показаться на людях с открытыми волосами - значит опозориться, «опростоволоситься».

Интересно, что женские головные уборы восточных славян, в зависимости от территории бытования, могли делаться из разных материалов, состоять из многих разнообразных деталей, иметь различные названия («кокошник», «кичка», «сорока», «повойник», «закрутка» и др.), но все они должны были быть рогатыми, имитировать форму рогов. Это, как думали, оберегало мать (и ребенка) от нечистой силы и злого глаза, способство­вало благополучию и плодовитости. Так, древнейший вид кокошника имел два рога, соединенных вверху горизонтально лежащим «князьком», что образовывало собой своеобразный гребень - как у петуха или курицы. И само слово «кокошник» - производное от русского «кокошь» - курица, петух.

Следующий важный этап в жизни женщины - рождение ребенка. «Материнский» костюм был оригинален и не повторялся в других возраст­ных группах. Так, кокошник сменялся повойником; в Рязанской губернии сарафан меняли на поневу. В Калужской, Тверской, Рязанской губерниях, пока женщина не становилась тещей или свекровью, по праздникам она но­сила поневу «с хвостом» — прямоугольным полотном, прикреплявшимся сзади к поневе, а в некоторых селах Тульской губернии - поневу с бубен­цами.

Старушечья одежда имела меньше украшений, была синего и черного (местами - белого) цвета. Так, в Воронежской губернии взрослые девушки и молодые женщины носили рубаху с красными «пелъками» (своеобразная [75] кокета), а девочки и старухи надевали белые «пельки». О состарившей­ся женщине говорили: «Она перестала красные пельки носить». Женскую рогатую кичку сменяла старушечья безрогая. В отличие от женского го­ловного убора очелье старушечьей сороки оставалось белым, не вышитым. Цвет одежды имел свое особенное значение. Красные сарафаны (се­вер России) или поневы (юг России) надевали на свадьбу или носили только молодые женщины по праздникам. Красный цвет - символ силы, молодости, красоты. Пожилые женщины надевали синюю или черную одежду. Вишневую ленту носили в некоторых местах Полесья просватан­ные девушки.

Особым цветом, очень сдержанной вышивкой отмечались печальные, траурные одежды. «Печальные», «горемычные», «вдовьи» головные уборы (они так и назывались) были обычно белого цвета. Поясная и плечевая печальная одежда - синего. «Повалите меня в синяке» - значит «похоро­ните меня в сарафане синего цвета».

Интересно, что белый цвет в древних представлениях часто связы­вался с обозначением нечистой силы. Белый цвет осмыслялся как цвет потусторонних существ. Так, в деревнях Полесья, например, и сейчас рассказывают о нечистой силе белого цвета: русалках в белых домоткан­ных одеждах с распущенными белыми волосами, беленьком козлике в белом колпачке, белой копе, которая «наезжает» на людей, белом домо­вике, беленьком котике, для нейтрализации вредных действий которого в хату пускали черного кота.

Белый цвет - основной для старинной холщовой рубахи туникообразного покроя, надеваемой во время обрядов опахивания (то есть запашки вокруг) села при падеже скота и других бедствиях, первого засевания поля, первого покоса, дожинок, свадьбы, похорон, при ряжениях. Жен­щины наряжались в украшенные рубахи, которые так и назывались - «покосница», «пожнивная». Рубаха, в которой ходили каждый день, назы­валась «хожалая», в праздники – «посвяток», «добрая»; в «последней», «печальной», «горемычной» рубахе клали в гроб.

Возраст женщины можно было определить и по способу украшения подола рубахи. Девушки носили рубахи с вышивкой по всему подолу, ибо сорочка у девушек ничем не прикрывалась. Женские рубахи украшались по подолу лишь спереди - там, где они были видны между полотнищами распашных понев. В одежде старых женщин подолы вообще не укра­шались.

Итак, мы видим, что для каждого возраста, каждого торжественного случая, праздников, будней предназначался особый костюм, который имел свой строго определенный смысл, позволяющий человеку органично вхо­дить в окружающий мир, гармонировать с ним. Ведь все, к чему прика­сались наши предки, к чему они прилагали свое творчество, умение, с чем сталкивались в повседневном быту: устройство дома, изготовление утвари, сельскохозяйственных орудий, сев, жатва, охота, изготовление одежды, печение хлеба и так далее - все являлось непременным отражением пред [76] ставлений людей о мире: небе и земле, черном и белом, жизни и смерти, о добрых и злых существах, живущих рядом с человеком в доме, хлеву, в колодце и на огороде, в болоте и в лесу.

Так, народное сознание донесло до нас свое, особое представление и об одежде. Одеяние наших предков - это не просто специальным образом скроенный кусок материи, а костюм, который должен оберегать че­ловека от порчи, сглаза, козней ведьм, домовых и прочей нечистой силы. Все эти существа ирреального мира, известные нам по страшным заво­раживающим сказкам для доброго и мудрого нашего предка были реальными, живущими с ним бок о бок врагами или друзьями, шалунами и проказниками.

Так, чтобы не подвергаться действию вредного глаза соседки или плохого настроения домовика, человек носил одежду, подпоясанную красным поясом-оберегом: уж очень не любит нечистая сила круг (ведь пояс кругом человека опоясывает), да еще красного цвета. А случись, корова захворает, так и ей от порчи пояс на рога повесят. «Спасательный пояс» ткали сами из красной нитки и очень им дорожили. В некоторых местах был обычай ткать этот пояс молча, в течение одного вечера. Су­ществовало поверье, что пояс надо постоянно носить на голом теле в не снимать его даже в бане. А, может быть, и тем более в бане, посколь­ку издавна считалась она прибежищем нечистой силы,

О парализующем действии пояса на нечистую силу можно прочитать в древнерусском сказании «Чудо Георгия о Змие»: очередная жертва кровожадного Змея, царевна Елисава, по совету Георгия, сняла с себя пояс и обвязала его вокруг шеи чудовища, и заклятый Змей покорно пошел за царевной в город, где и был поражен Георгием. После этого чуда горо­жане обратились в христианство.

Обыкновенный пояс, свившийся гибкой змейкой на полке нашего гардероба, имеет магическую силу солярного круга; это символ Солнца, Неба, Огня - всего, что рождает Жизнь, охраняет и оберегает человека. Символика круга - очень древняя. Она возникла в эпоху космического мировоззрения, когда человек и природа были слиты воедино: человек ощущал себя частью вселенной, космоса, и космос был в человеке. Люди поклонялись всемогущему, дарящему жизнь Богу Солнца - Хорсу, испо­кон веков искали у него защиты от своих врагов.

Вспомните знакомую с детства ситуацию, когда сказочный герой спасается от своих преследователей: «Но тут пропели зорьку первые петухи...» Петухи возвещают о рождении нового дня, о скором появлении Солнца, и нечистая сила спешит убраться восвояси. А как не вспомнить знаменитого гоголевского «Вия». Летит сквозь тихую лунную ночь безоб­разная ведьма-старуха верхом на несчастном философе Хоме Бруте. Чем ближе заря, тем больше слабеет старуха, и, наконец, теряет силы и ведьмарский облик: «Ох, не могу больше! — произнесла она в изнеможении и упала на землю. Он стал на ноги и посмотрел ей в очи: рассвет загорался, и блестели золотые главы вдали киевских церквей. Перед ним ле [77] жала красавица, с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стре­лы, ресницами». Итак, первые лучи Солнца лишили ведьму ее колдовской силы.

А помните, как спасается Хома Брут от уже умершей ведьмы-панночки, когда ночью в церкви читает отходную и молитвы по усопшей? «Она идет прямо к нему. В страхе очертил он около себя круг. С уси­лием начал читать молитвы и произносить заклинания, которым научил его один монах, видевший всю жизнь свою ведьм и нечистых духов. Она стала почти на самой черте; но видно было, что не имела сил переступить ее, и вся посинела, как человек, уже несколько дней умерший <...>)

Наконец гроб вдруг сорвался с своего места и со свистом начал летать по всей церкви, крестя во всех направлениях воздух. Философ ви­дел его почти над головою, но вместе с тем видел, что он не мог зацепить круга, им очерченного, и усилил свои заклинания. Гроб грянулся на ере дине церкви и остался недвижным. Труп опять поднялся из него, синий, позеленевший. Но в то время послышался отдаленный крик петуха. Труп опустился в гроб и захлопнулся гробовою крышкою». И далее: «Он только крестился да читал как попало молитвы, И в то же время слышал, как нечистая сила металась вокруг его, чуть не зацепляя его концами крыл и отвратительных хвостов (...) Все глядели на него, искали и не могли увидеть его, окруженного таинственным кругом».

Итак, «таинственный круг» - символ Солнца - охраняет человека от чар нечистой силы. Так и пояс, обвиваясь вокруг человека, образует тот же магический круг-оберег.

А бывало и наоборот: человек на некоторое время заключает сделку с нечистой силой. Тогда он снимает нательный крестик, развязывает пояс и призывает темные силы помочь ему в каком-то нечистом деле. Снятие пояса означало отход от нормы, от должного поведения и готовность к антиповедению. Здесь, вероятно, кроется объяснение возникновения пере­носного значения глагола «распоясаться». Возможно, история слова со­хранила древнее представление славян о поясе-обереге. На святках де­вушки также снимали пояс: гадания о будущей судьбе, о суженом, за­мужестве предполагали колдовскую помощь нечистой силы. В зимние святочные «страшные» вечера (они так и назывались), в темной бане перед зеркалом с двумя свечами, закрывая от ужаса глаза, но так, чтобы сквозь щелку можно было разглядеть отражение суженого, загадывали девушки о своей судьбе,

В пушкинском «Евгении Онегине» находим мы чудесное описание «преданий простонародной старины», святочных гаданий, шуток, забав. И в этой «энциклопедии русской жизни» можно найти указание на сня­тие пояса перед гаданием. Перед тем, как заснуть и увидеть во сне своего суженого, Татьяна снимает пояс и кладет под подушку зеркало:

Татьяна поясок шелковый

Сняла, разделась и в постель [78]

Легла. Над нею вьется Лель,

А под подушкою пуховой

Девичье зеркало лежит.

Утихло все. Татьяна спит.

«Указание на то, что „Татьяна поясок шелковый сняла",- не простое описание раздевания девушки, готовящейся ко сну, а магический акт, равно­значный снятию креста», - отметил Ю. М. Лотман.

К счастью, язык сберег до нашего времени некоторые уникальные доказательства связи народных представлений с живым словом. Вот, на пример, замечательное слово «махры», или «подмахорники»,- название поясных украшений в виде непарных подвесок в Воронежской области. Такие украшения надевали женщины во время совершения старинных свадеб­ных обрядов, родин или крестин. Тайну этого слова раскрыла этнограф Н. П. Гринкова. Оказывается, одна часть слова (ма-) восходит к значению «высокий, высший», а другая (-хор-) - ведет к древнерусскому Хор-с, име­ни Солнечного божества. Значит, в данном случае охранительная сила самого пояса-оберега подкреплена еще и магией слова, в которое как бы инкрустировано имя того, перед кем бессильны любые проявления тьмы.

Итак, в народном сознании одежда была связана с отражением кар­тины «мира Божьего», она являлась как бы посредницей между людьми и внешними силами природы. И замечательно, что мы можем приоткрыть для себя эту прекрасную древнюю картину, сохраняя бережное отношение к нашему культурно-историческому наследию и пытливое внимание к вечному таинственному Слову. [79]

Date: 2015-07-11; view: 506; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию