Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административных нововведений в сфере культуры России 6 page





Понятие «программа» часто путается с близкими к нему понятиями «проект» и «план». Различия могут быть связаны с несколькими довольно очевидными соображе­ниями. И планирование, и программирование, и проек­тирование являются разновидностями целеполагания. Проектирование обычно связано с созданием конкретно­го изделия, продукта. Планируется обычно работа кон­кретной структуры (фирмы, подразделения). Програм­мируется же обычно деятельность, связанная с интегра­цией сил, средств, структур. В содержании программы должны быть представлены:

• Проблема, вызывающая необходимость разработки
программы.

• Идея решения проблемы (проблем), предлагаемая в
данной программе.

• Цель (цели), т. е. конкретные представления о жела­
емом результате программы.

• Задачи, которые необходимо решить для достижения
каждой цели.

• Содержание, т. е. перечень конкретных работ с ука­
занием сроков и т. д. их выполнения.

• Обеспечение (финансовое в виде сметы или баланса,
материально-техническое, организационное, кадровое,
информационное и т. п.), необходимое для реализа­
ции программы.

Только наличие всех этих компонентов позволяет рас­сматривать соответствующий документ в качестве про­граммы.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУР^


Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ

Технология разработки культурных программ долж­на давать ответ на ряд вопросов:

1. Кому и зачем нужна конкретная программа?

2. Какая необходима программа (по объему и содер­
жанию)?

3. Кто будет разработчиком программы?

4. Как будет разрабатываться программа?

5. Кто будет реализатором программы?

6. Каким образом будет организована реализация
программы?

С технологической точки зрения особый интерес — своей масштабностью, трудоемкостью разработки — пред­ставляют региональные перспективные программы под­держки и развития сферы культуры. Поэтому дальней--шее изложение ориентировано на разработку программ именно этого типа.

1. Кому и зачем нужна программа? В принципе, за­казчиком разработки культурной программы могут быть Самые различные социальные субъекты (органы власти, общественные организации и т. п.). Однако чаще всего необходимость в разработке программы возникает у мес­тных органов государственного управления, нуждающих­ся в определении приоритетов развития культурной де­ятельности в регионе на определенную перспективу. Раз­работка программы может быть обусловлена также необходимостью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей ком­плексной задачи (например, культурная программа Игр Доброй воли или Олимпийских игр). Кроме того, куль­турная программа является важнейшим условием и пред­посылкой привлечения средств из различных источни­ков, дает конкретный материал для организации рек­ламной деятельности, PR и т. д.

В любом случае заказчик программы должен четко и ясно отдавать себе отчет в том, какого рода программный документ и для чего он намерен получить, и принять по этому поводу решение. Отсутствие воли, неясность наме­рений очень часто обессмысливают разработку.


3; ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



2. Какая программа необходима? Выше уже, факти­
чески, были рассмотрены два крайних варианта куль­
турной программы. Один — в «американском» духе —
«мягкий» вариант (реализованный также в описанном
петербургском опыте) сводит программу к совокупности
поступивших заявок и проектов. Эти заявки могут «рас-
кассироваться» по определенным блокам (направлени­
ям), различение которых носит скорее технически-вспо­
могательный, чем принципиальный характер.

Другой — «жесткий» — в духе описанного «постсо­ветского» опыта Ленинградской области предполагает трудоемкое исследование, конкретизацию приоритетов в расписанные по конкретным срокам виды работ на перс­пективу.

Следует только помнить, что в любом варианте мате­риалы как «большой» программы (в «жестком» вариан­те), так и конкретные проекты в рамках схемы приори­тетов (в «мягком» варианте) должны иметь не только полное рабочее исполнение, включающее подробно про­писанные проблему, идею, цели, задачи, содержание, обоснование обеспечения, схему контроля реализации и т. п. Необходимо также иметь аннотацию программ­ных документов, их краткий вариант для использования в качестве раздаточного, рекламного материала, исполь­зуемого в PR-акциях продвижения программы.

3. Кто будет разрабатывать программу? Разработкой
программы могут заниматься непосредственно сами ра­
ботники аппарата управления соответствующего государ­
ственного органа. И вроде бы, кто лучше них владеет
материалом, знает проблемы и т. д.? Опыт, однако, по­
казывает, что у такого пути имеются существенные не­
достатки. Во-первых, разработка перспективной програм­
мы требует серьезного отвлечения от текущих дел, что
зачастую не идет на пользу ни текущим делам, ни разра­
ботке. И, во-вторых, чиновник, остающийся в кругу хо­
рошо ему знакомых текущих проблем, с большим тру­
дом может выйти за их горизонт, что принципиально
необходимо при такой разработке.


Поэтому в высшей степени целесообразно привлекать для такой разработки независимых специалистов, хоро­шо ориентирующихся в современных культурных про-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


цессах, их динамике, местных особенностях и традици­ях. Опыт показывает, что небесполезным оказывается привлечение специалистов из гуманитарных вузов, на­учных центров. Однако полностью перепоручать разра­ботку сторонним специалистам не следует — разработка может оказаться излишне абстрактной и утопичной, ва­риантом безответственного прожектерства, игрой ума, представляющей, в лучшем случае, теоретический инте­рес — не более. Поэтому в группу разработчиков обяза­тельно должны войти также местные работники культу­ры.— как наиболее опытные и компетентные из них, так и молодые, инициативные и перспективные специалис­ты. Существенно облегчит разработку полноценной про­граммы, а главное — последующую реализацию, при­влечение к ее разработке представителей местной зако­нодательной и исполнительной власти (депутатов — членов комиссии по культуры, ведущих чиновников со­ответствующих служб), а также представителей обще­ственности (творческих союзов, общественных организа­ций), ведущих журналистов, интересующихся проблема­ми местной истории, традиций и культурной жизни.

Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке программы, создания временного трудового коллектива и т. д. С активными участниками разработки.могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые со­глашения, договоры на куплю-продажу интеллектуаль­ной собственности и т. п. Иногда целесообразно оформ­ление группы разработки проводить через другую орга­низацию, что позволяет привлечь на хоздоговорной основе специалистов — представителей заказчика.

4. Как будет разрабатываться программа? Сама раз­работка может включать в себя анализ состояния сферы культуры в регионе, проведение специального исследо­вания (опросов, анкетирования, наблюдений, контент-анализа документов и прессы), проведение семинаров, конференций и т. п. Такой путь, однако, серьезно задер­живает и удорожает разработку. На основе исследований (по которым представляется аналитический- отчет) надо выработать рекомендации, и только на их основе — соб­ственно проектную часть программы.


3- ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

4-1185



Существенно повышает эффективность и результа­тивность разработки технология апробационно-поиско-вых деловых игр, хорошо зарекомендовавшая себя на практике. С ее помощью можно в сжатые сроки, за счет интенсивной работы не только получить содержатель­ный программный документ, но и сформировать группы поддержки и реализации этой программы. Центральны­ми моментами применения этой технологии являются определение состава участников игры и ее сценария. О круге участников уже было сказано подробно (специа­листы, работники культуры, представители обществен­ности и т. д.). Оптимальным является проведение игры с примерно 25 участниками. В этом случае можно сфор­мировать полноценные команды (5 команд по 5 человек) и организовать их конструктивную работу.


Сценарий проведения игры может включать следую­щие этапы:

1. Определение места и времени проведения игры.
Полноценная игра занимает 2-3 дня. Поэтому целесооб­
разно участников игры изъять (купировать) из контек­
ста привычных дел, чтобы они могли активно участво­
вать в разработке практически в течение всех суток. Обес­
печить это можно вывезя участников игры в пригородную
зону, например, на базу отдыха, отвлекая их, тем са­
мым, на время не только от текущих производственных,
но и от прочих дел и забот.

2. Формирование первоначальных (стартовых) команд,
в которых участники обычно работают первый день. Опыт
показывает, что первоначально участникам легче вхо­
дить в игровой рабочий режим в командах, сформирован­
ных по профессиональной принадлежности (музейные ра­
ботники, библиотечные работники, учебные заведения,
общественные организации, органы управления и т. д.).
Кроме того, с такими командами легче решить первона­
чальные задачи игры (определение основных проблем,
приоритетов и т. п.). Сценарием могут предусматривать­
ся самоопределение команд (названия, девизы, конкур­
сы приветствий и т. п.).

3. Уже в игровом режиме команды участников (в ка­
честве выполнения заданий) должны сформулировать:
а) основные проблемы сферы культуры данного региона,



МЕНЕДЖМЕНТ В- СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


6) характеристику уникальной неповторимости культур­ного потенциала региона, в) приоритетные направления поддержки и развития сферы культуры. Выполнение каждого задания сопровождается обсуждением, дискус­сией, взаимной критикой или поддержкой, подведением итогов. По итогам выполнения каждого задания может быть предусмотрено присуждение различных призов. Выполнение последнего задания позволяет переформи­ровать команды — уже не по профессиональной принад­лежности, а по заинтересованности в том или ином при­оритетном направлении.

4. В новом составе участники получают задание на
разработку конкретных проектов по реализации отдель­
ных направлений поддержки и развития сферы культуры
региона на ближайшую перспективу. Выполнение этого
задания (обычно на него уходит второй день игры) может
быть также разбито на этапы с промежуточной и заверша­
ющей взаимной экспертизой и подведением итогов.

5. Поскольку все задания деловой игры выполняют­
ся с использованием схем, рисунков, диаграмм, подго­
товкой текстов, — материалы игры, после их обобщения
и оформления представляют конкретное содержание не­
обходимой программы. Однако собственно оформление
программы уже предстает во многом технической проце­
дурой.


6. Кто и как будет осуществлять программу? Посколь­
ку к участию в игре привлекались специалисты-практи­
ки сферы культуры и сопряженных с нею сфер деятель­
ности, между ними в процессе игры сложились опреде­
ленные контакты и даже сотрудничество на стадиях
поиска решения реальных проблем, выработки конкрет­
ных проектов таких решений, то одним из важных ре­
зультатов игры является не только получение проекта
программного документа, но и формирование инициа­
тивных групп, коллективов единомышленников, что ре­
шающим образом сказывается зачастую на ходе и ре­
зультатах внедрения программ.

Собственно проект программы после его оформления должен пройти традиционные стадии согласования и ут­верждения. Целесообразно также провести презентацию программы с широким привлечением СМИ.


«.ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ



Однако успех дела в реализации программы, в конеч^ ном счете, разумеется, прежде всего зависит от средств, аккумулированных для ее осуществления. Решение этой важнейшей задачи отнюдь не сводится к борьбе за'выде­ление бюджетных средств и предполагает интенсивные усилия в духе фандрейзинговой технологии.

3 3







Date: 2015-06-11; view: 611; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию