Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Административных нововведений в сфере культуры России 2 page
Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первые план выходит способность занять свое уникальное место в сети: глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами. В. этом плане современный бизнес, как, впрочем, и политика, все более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и 'формы технологии социально-культурной деятельности. Все эти особенности современного менеджмента, которые, как показало проведенное рассмотрение, являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры и социально-культурной сферой в целом. 1.5 КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА И ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА , Особенности современного предпринимательства и менеджмента, о которых говорилось выше, формируют особый тип менеджера. Инновационный характер современного менеджмента, все большая зависимость от персонала, благоприятной социальной среды выводят на первый план (помимо маркетинговой, финансовой, рргани-зационной компетентности) умения особого рода. Так же как человек, знающий технику кладки стен, кровельное 1 СФЕРА КУЛЬТУР!--' И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
дело, сантехнику, знакомый с электротехникой и другими специальностями, необходимыми для строительства, вряд ли будет компетентным архитектором. Архитектор должен все это знать, но, плюс к этому, и кое-что еще. Так и современный менеджмент — нечто большее, чем сумма функций менеджмента. Современный менеджер должен знать и организацию, и финансовый контроль, и маркетинг, и работу с персоналом, но плюс «кое-что еще». Назовем это «еще», чем должен владеть современный менеджер: в умение решать слабо структурированные проблемы, когда практически не известны ни цель, ни условия (задачи типа «пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», которыми полна практика современного менеджмента); • умение рисковать, организовывать проведение ново • быть обаятельным, умело представительствовать. Да и практический опыт показывает, что если менеджер подобрал хорошую команду, поставил работу, в которой каждый знает свой участок общего дела и свой маневр, то самому менеджеру остается, собственно, в основном, создание благоприятных внешних условий для успешной деятельности фирмы, установление необходимых контактов, уяснение перспектив деятельности, разъяснение итогов и планов этой деятельности инвесторам, партнерам, персоналу и т. д., т. е. подготовка благоприятных условий для продвижения и осуществления новых проектов и программ. Все эти обстоятельства Предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания тех- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И нологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологии, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только зарубежные данные, но нынешняя российская действительность убедительно показывают, что больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами имеют выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических вузов, а среди последних — бывшие научные сотрудники. Нарастание гуманитарного содержания современного менеджмента проявляется практически по всем векторам практики менеджмента. Маркетинговые стратегии исходят из анализа образа жизни потребителей, включая национально-этнические, возрастные, профессиональные, социально-психологические и прочие социально-культурные факторы, обстоятельства и особенности. Более того, и направлены-то эти стратегии, фактически, на формирование объема и интенсивности, форм потребления, т, е. того же образа жизни. Иначе говоря, маркетинг приобретает все более отчетливые характеристики технологии социально-культурного нововведения. Если воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «Иметь» (to have, haben), то современный менеджмент осуществляется скорее в модусе «Быть» (to be, sein). Современная фирма во все большей степени предстает как культура — в буквальном, терминологическом смысле слова: со своими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями, 1 СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА мифами, легендами, фольклором, субкультурами и т. д. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Все большее число ведущих зарубежных специалистов по менеджменту склонны рассматривать современный менеджмент как «культурологический» по преимуществу. Это обстоятельство еще раз заставляет констатировать особую актуальность и особое значение технологии менеджмента в сфере культуры — с одной стороны, и, с другой, то, что опыт современного менеджмента весьма и весьма приложим в сфере культуры. Это обусловлено не какой-то особой продвинутостью этой сферы (отставая, вдруг оказалась «впереди паровоза»), а просто ее природой, в наибольшей степени предрасположенной к восприятию наиболее современных технологий менеджмента. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Кем и как создаются организационно-экономические условия саморазвития культурной жизни и культурных процессов? Очевидно, что существенную роль в этом играют усилия государства. Чем более зрелыми и стабильными становятся экономика общества, демократические институты государственности, гражданское общество, тем в большей степени проявляется роль негосударственной поддержки культуры и искусства. 2.1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Возможные роли государства в управлении сферой культуры Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда рычагов: Собственность — создание и деятельность собственной сети учреждений культуры. Администрирование — деятельность государственных органов управления. 2 ОРГАНИЗА1ШОНТГО-ЗКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ li.: Законодательство — создание правовых условий,» норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности и контроль исполнения действующих законов. Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства. Информация — информационное обеспечение выра-ботки решений, деятельности, анализа ее результатов. Конкретная конфигурация государственного регулирования зависит от акцента на тех или иных рычагах. Определяя целесообразные пределы и формы государственного регулирования развития социально-культурной сферы, важно, избегая идеологических стереотипов, опираться на накопленный отечественный, и зарубежный опыт.. Этот опыт показывает, что возможны четыре основные роли государства по отношению к культуре и искусству: 1. «Помощник» — когда государство все свое внима 2. «Патрон» —когда государство концентрирует свое 3. «Архитектор» — когда помощь культуре и искус МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ фессиональные стандарты профессиональной среды сферы культуры. Сама же поддержка выражается исключительно в долгосрочном прямом государственном финансировании. Пример «архитектора» — Франция. 4. «Инженер» —когда государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Например, оно поддерживает то искусство, которое отвечает его политическим целям и стандартам. Примером такой государственной политики является бывший СССР. Разумеется, каждое из государств, в той или иной степени, играет каждую из указанных ролей. Речь может идти об акцентах на конкретном наборе механизмов и процедур, который с изрядной степенью условности и можно назвать «ролью». Более того, эти акценты могут смещаться- в зависимости от экономической ситуации, политического (внешнего и внутреннего) положения. Однако в «большом времени» в- каждой стране, в силу традиций культурной и политической жизни, складывается определенный характер и стиль государственного регулирования в сфере культуры, свойственный данному обществу. Международные акты* и отечественное законодательство по культуре. Правовые условия поддержки и развития сферы культуры определяются соответствующими международными документами и отечественным законодательством. К международным документам по вопросам культуры относятся: • соответствующие позиции Устава ООН и Устава ЮНЕСКО, Всеобщей декларации прав человека (ст. 22, 23, 24, 25, 27, 28), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ст. 5, 6); » конвенции ЮНЕСКО-: «Флорентийское соглашение» 17.06.1950 г. (О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера) и последовавшие. протоколы к соглашению; «Гаагская конвенция» (о защите культурных ценностей в случае вооруженного 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ конфликта), последовавшие протоколы и резолюции; «Бейрутское соглашение» 10.12.1948 г> (о содействии распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера); Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (14.11.1970 г.); Конвенция по охране всемирного культурного и природного наследия (16.11.1972 г.) и др.; декларации ЮНЕСКО: Декларация международного культурного сотрудничества (01.11.1968 г.); Декларация руководящих принципов по использованию вещания через спутники для свободного распространения информации, развития образования и расширения культурных обменов (15.11.1972 г.); Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне (28.11.1978 г.) и др.; рекомендации ЮНЕСКО: Рекомендации, определяющие принципы международного регламента археологических раскопок (05.12.1956 г.); Рекомендации, касающиеся наиболее эффективных мер обеспечения общедоступности музеев (14.12.1960 г.); Рекомендации о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (11.12.1962 г.); Рекомендации о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности (19.11.1964 г.); Рекомендации о сохранении культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных и частных работ (19.11.1968 г.); Рел комендации об охране в национальном плане культурного и природного наследия (16.11.1972 г.); Рекомендации об участии и вкладе народных масс в культурную жизнь (26.11.1976 г.); Рекомендации о международном обмене культурными ценностями (26.11.1976 г.); Рекомендации о сохранении и современной роли исторических ансамблей (26.11.1976 г.); МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Рекомендации об охране движимых культурных ценностей (28.11.1976 г.); Рекомендации о положении творческих работников (27.10.1980 г.); Рекомендации об охране и сохранении движущихся изображений (27.10.1980 г.) и др.; • Всемирная конвенция об авторском праве (06.09.1952 г.); • документы ИКОМОС: Международная хартия по кон • акты Совета Европы и Совещания по безопасности и В этих документах культура понимается как определяющее условие реализации созидательного потенциала личности и общества, форма утверждения самобытности народа и основа духовного здоровья нации, гуманистический ориентир и критерий развития человека и цивилизации. Культура каждого народа, большого и малого, имеет право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей национальной культуры. -.4 I
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ I Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина, поскольку человек — не только творец культуры, но и ее главное творение. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры. Культура каждого народа имеет право на участие в гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн. Поэтому культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и конфликтов. Культура обладает правом на поддержку со стороны государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым, настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов и этносов, проживающих на его территории. Государственная политика в сфере культуры должна строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве. Государство обеспечивает равенство возможностей.и условий культурного развития граждан, определяет направления, содержание и формы государственной поддержки культу-. ры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества. Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано: • рассматривать в качестве приоритетной задачи со • содействовать формированию у граждан интереса, народа, к культуре других народов; • обеспечивать художественное и эстетическое воспи
МЕНЕДЖМЕНТ -В СФЕР.Е КУЛЬТУРЫ способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации; брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации; привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим культурно-историческую ценность; выявлять, учитывать и охранять составляющие достояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на них прав собственности. Как субъект власти и права государство обязано: обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и государственных норм в области культуры; создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессиональной деятельности в сфере культуры; не допускать ущемления права граждан пользоваться своим родным языком; обеспечивать минимум культурного развития членам общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека на участие в создании, сохранении, распространении и потреблении культурных ценностей; поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и создавать реальные условия (включая налоговую политику) для развития благотворительности в сфере культуры; стимулировать инициативу и участие различных групп населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры; осуществлять государственную политику по подготовке компетентных кадров, способных осуществлять организационно-управленческую, консультативную, художественно-творческую,.' научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры; 2, ОРГАНИаАЦИЮННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ L/k • способствовать установлению международных культурных контактов, связей и сотрудничества. Эти и другие идеи и положения легли в основу проекта «Декларации прав культуры», разработанной по инициативе Почетного гражданина Санкт-Петербурга академика Д. С. Лихачева. "к "к -к Правовые рамки поддержки и развития сферы культуры определяются действующим законодательством. В российских условиях это прежде всего «Основы законодательства РФ о культуре», принятые 09.10.1992 г. Целый ряд статей этого закона ликвидирует монополию государства на управление культурной жизнью. Закон провозглашает обязанности и оговаривает ответственность государственных органов за обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, доступность культурных благ для социально-ослабленных групп населения. Государство берет на себя обязанности по ведению статистического учета, информационному и научно-методическому обеспечению культурной деятельности, развитию меценатства, благотворительности, спонсорства по отношению к культуре. Основными законодательными актами в этом плане являются: «Основы законодательства о культуре», законы «О некоммерческих организациях», «Об общественных организациях» и другие, ряд законодательных актов, регулирующих вопросы авторского права, разгосударствления имущества, охраны культурно-исторического наследия, ряд Указов Президента РФ. Характеризуя организационно-экономические условия развития -культурной жизни в России, можно констатировать, что начиная с 1989 г. в них сложились и закреплены последовавшим законодательством и нормативными актами три основных компонента: 1. Юридическая самостоятельность учреждений культуры. В качестве их учредителей могут выступать органы государственного управления, общественные организации, предприятия, трудовые коллективы, группы граждан — короче говоря, любые заинтересованные социальные силы. Основанием для начала работы является регистрация
-МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ устава в местных органах исполнительной власти. Содержание, направления и формы работы определяются принятым уставом. 2. Хозяйственная самостоятельность учреждений куль подряд и т. д.). 3. Развитие программного бюджетного финансирова О конкретных технологиях реализации этих условий будет говориться в следующем разделе данного пособия. Органы государственного управления сферой культуры • Государственное управление сферой культуры осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества. Высшим должностным лицом РФ, согласно действующей Конституции, является Президент, избираемый в РФ прямым голосованием граждан (т. е. получающий полномочия непосредственно от них) и наделенный одновременно рядом функций как законодательной, так и исполнительной власти. Вопросы государственного управления сферой культуры затрагиваются в Указах Президента, его законодательных инициативах. Эти документы, подготавливающие их анализы и экспертизы, осуществляют советники по вопросам культуры, работающие в аппарате Президента. Высшим органом законодательной власти в РФ является Законодательное собрание, состоящее из двух палат: Федерального собрания (образуемого из представителей законодательной и исполнительной власти субъектов федерации) и Государственной Думы, состоящей из депутатов, избираемых прямым голосованием граждан (за конкретных кандидатов и по партийным спискам). 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Основными функциями законодательной (представитель его исполнением, формирование органов исполнитель- ', вопросов.культуры и сферы культуры, а в некоторой |,| своей части посвящены ей непосредственно. Проекты за- ' i конов разрабатывает и принимает Государственная Дума, ■! затем они подлежат рассмотрению Федерального собра- !' ния и вступают в силу после подписания Президентом. | Для качественной подготовки и экспертизы проектов за- ', конов и бюджета по культуре, оценке деятельности дол- и жностных лиц, в Думе образована депутатская Комис- сия по культуре и историческому наследию. На свои заседания и слушания Комиссия приглашает по мере необходимости экспертов и специалистов, представителей общественности. Высшим органом исполнительной власти в РФ явля ' туры федерального значения (Большой театр, Эрмитаж, Русский музей, Национальная библиотека и т. п.). Та же структура органов государственной власти дей ния, только применительно к масштабам данного субъекта " 50 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ федератщи (принимазют и исполняют законы и бюджет, формируют необходимые органы власти по отраслям и функциям управления). И при каждом органе законодательной власти формируются комиссии, занимающиеся вопросами сферы культуры, а в состав органов исполнительной власти входят соответствующие министерства (комитеты, управления) культуры, которые, помимо прочего, осуществляют руководство соответствующей сетью учреждений культуры. На местном уровне (район, город) воспроизводится фактически та же схема: представительная власть (депутатский корпус) с соответствующими комиссиями, исполнительная власть (администрация) с соответствующими отделами культуры. Вопросы поддержки и развития сферы культуры затрагивают функции и других органов государственного управления на всех уровнях от местного до федерального. Речь идет о таких государственных службах, на которые возлагаются функции вневедомственного, контроля: Госкомимущество, Центральный банк, прокуратура, налоговая инспекция, органы охраны порядка, санитарного надзора, противопожарной безопасности и т. д. Date: 2015-06-11; view: 536; Нарушение авторских прав |