Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Башкирские селения
Д. Абишево Иликей-Минской волости не была зафиксирована V ревизией 1795 г., поскольку ее еще не было. Первопоселенец Абиш Иштин (Иштякаев) — его тамга Ч-1 — житель д. Кункас, который в 1763 г. участвовал в припуске нескольких татар в башкирскую деревню Гай-ниямак1. Он еще раз упоминается в документах за 1770 г. По всему видно, что данное поселение возникло на месте хутора Абиша в самом начале XIX в. VII ревизия 1816 г. в Абишево (Икбаш) зафиксировала в 9 домах 57 башкир2, в 1834 г. - 84\ в 1850 г. - 1243, в 1859 г. - 141 человека3, в 1870 г. - 1534, в 1920 г. - 322 башкира5.
79 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 108; 80 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 178. 81 Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания. 82ЦГИАРБ.Ф. l.On. 1. Д. 616. Л. 105; Ф. 106. Оп. 1.Д. 10. Л.48. 83 Лбрютин В. А. Указ. соч. С. 90-91. 84 Там же. И по другим селам см. его работу. 1 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 174. 2 Там же. Д. 1755. Л. 57. 3 Там же. Д. 108. Л. 21; Ф. 2. Оп. 1. Д. 15158. Л. 70. 4 Список населенных мест по сведениям 1870 г. Т. 45. Уфим 5 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 29. МИЯКИНСКИЙ РАЙОН
Карта Миякинского района 1934 г. В 1843 г. на 107 башкир было засеяно всего 200 пудов ярового хлеба6. Озимый хлеб и картофель здесь еще не были известны. На 17 дворов приходилось 114 ульев и 5 бортей. Мечети еще не было, но в 1870 г. она зафиксирована. В 1834 г. сыну первопоселенца Мусе Абишеву исполнилось 93 года. У него было 5 сыновей: 39-летний Сейфульмулюк (сын Хуснутдин), 30-летний Буадрун, 27-летний Багира, 14-летний Зиганша и 8-летний Адюванша7. К той же Иликей-Минской волости принадлежит д. Биккулово. О времени ее основания в источнике сказано следующее: «вновь заведенная после генерального межевания земли», т.е. между 1804 и 1815 гг. Впервые она была зафиксирована в 1816 г., когда там было 55 душ башкир м.п. В 1834 г. взяли на учет 163, в 1850 г. — 230, в 1859 г. — 272 башкира. 286 человек было в 1870 г., 576 башкир — в 1920 г. В конце XIX в. она имела и второе название — Мияка-Кункас при р. Мияка. Часть жителей Биккулово и Нового Кункаса в 1846 г. получила разрешение «переселиться на вотчинную землю при урочище Ильчигулке с наименованием их деревни Бик-куловой»8. Смогли ли они основать новое поселение — сказать трудно. Были известны одноименные деревни, но расположенные на территории других волостей — Кульили- и Кыркули-Минской, т.е. эти две деревни не имели ничего общего с первым поселением. 6 ЦГИАРБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 179. 7 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 513. 8 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5842. В материалах ревизий фигурируют имена сыновей и внуков первопоселенца: Аюп Биккулов, проживавший в 1786—1820 гг. Его сын 26-летний в 1834 г. Юмагужа (его сыновья 9-летний Иштавлет и 2-летний Галимухамет). Второй сын первопоселенца 42-летний в 1816 г. Аиткул в 1828 г. был сослан на поселение в Сибирь. Его сыновья Мухаметгалий (его Мухаметсафа), Мухаметшариф, Баязит, Кутлугалям. В 1834 г. здесь взята на учет мишарская семья Тухвата Абдулвагапова. В 1843 г. на 163 башкира засеяли 32 пуда озимого и 488 пудов ярового хлеба. Д. Ильчигулово — одно из коренных поселений иликей-минцев, которые припускали на свою вотчинную землю и к себе башкир-бурзянцев с бассейна р. Сакмара9 и башкир-тамьянцев из д. Кушево (ныне Абзелиловского района)10, а также и мишарей. Последние были приняты в качестве припущенников по договору от 22 июля 1763 г." О башкирах из Бурзянской волости данного поселения в одном из источников говорилось, что «у них есть собственная вотчинная земля в Верхнеуральском уезде по р. Сакмаре Оренбургской губернии, но где именно настоящие урочища, не знают. И актов не имеют. Здесь с давних времен. Желают переселиться туда (т.е. на свою вотчинную землю)12. Тамги этих башкир соответствуют общей тамге всех бурзянцев (ягылбай). Относительно времени припуска башкир-припущен-ников в это селение житель его хорунжий Аман Давлетку-лов в 1822 г. писал в своем прошении: «122 года тому назад (т.е. в 1700 г.) поселились они на пожалованной и грамотой утвержденной царем Иваном Васильевичем земле Иликей-Минской волости в д. Илзягулове (Ильчи-гулове), пользовались во оной с прочими жителями наравне как хлебопахотною землею, сенными лугами, лесными угодьями, ловлею зверя и рыбным промыслом, выстроясь 20 дворами, обзаводясь скотоводством, жили без споров до 1821 г. Вдруг однодеревенцы и д. Кункасо-вой жители более половины их начали стеснять нас сначала отнятием 995 копен накошенного сена, называя нас припущенниками. Белебеевский суд нас не защитил. Земля принадлежит всем по памяти, выданной 18 января 7143 (т.е. 1635) г.»13. Без выявленных источников не представляется возможным подтвердить утверждение Амана Давлеткулова о времени припуска их предков в эту деревню. Возможно, что данное поселение тогда имело другое название. Но Ильчигулово — от антропонима, связана с именем Илсегула Таймасова — башкира-вотчинника Иликей-Минской волости, впервые зафиксированного в документах за 1738 г. и ставшего затем старшиной волости14. Его тамга — В 1795 г. на ревизский учет было взято 35 башкир-вотчинников (13 дворов), 115 башкир-припущенников (главным образом из бурзянцев), проживавших в 22 дворах, а также 10 мишарей из двух семей — отца и женатого сына15. 9 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 130. ,0 Там же. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1257. Л. 52. " Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 27; ЮАС. Вып. 2. С. 338. 12 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 108. Л. 24. 13 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 465. Л. 2. 14 МИБ. Т. 3. С. 389; Т. 5. М., 1960. С. 43. 15 РГАДА. Ф- 1355. Д. 929. Л. 80. МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ
Оказывается, было две деревни — Ильчигулово и Бур-зян-Ильчигулово, расположенные рядом. В 1859 г. в первой из них проживали башкиры-вотчинники Иликей-Минской волости (133 мужчины и 153 женщины), а во второй — припущенники (145 бурзянцев-мужчин и 21 мишарь и 138 всех женщин; см. табл. 203). Так было и в 1870 г.: в Ильчигулово 305 башкир, в Бурзян-Ильчигулово — столько же припущенников. И в 1920 г. особо зафиксированы два поселения: в первом — 350, во втором — 342 человека. Все — башкиры, т.е. мишари не выделены, поскольку перепись показала лишь «преобладающую национальность». Территориальное обособление вотчинников и припущенников по отдельным селениям произошло после V ревизии 1795 г., но в начале 20-х гг. XX в. они слились в одно единое село под названием Ильчигулово. Жители этих селений, особенно их припущенники, проявили активность в передвижении: в 1823 г. в д. Яку-тово (ныне Куюргазинского района) были перечислены Кузибак и Буранбай Кулумбетовы, походный старшина Утеган (сын Хабибулла), есаул Кунакбай (сыновья Гиль-ман, Нугуман, Нариман) и Шамгул Бикбавлины, Байгузя и Исянгузя Азибаевы, Сырыбай Муатмасов (сыновья Буранбай, Ямангул, Имангул, Кунаккул), еще в 1817 г. в Верхнеуральский уезд переехал Амирхан Давлеткулов, в д. Ахмерово Вольского уезда Саратовской губернии — Шамсир, Шаммас, Габидулла Мураткуловы. В 1843 г. на всех 364 башкир было засеяно 1240 пудов ярового хлеба. В 60-х гг. и башкиры, и мишари выезжали на кочевки и весной, и летом, и осенью. Ильчигулово — родина башкирского поэта и просветителя Сафуана Якшигулова (1871—1931), призывавшего свой народ к свету и знаниям, к добру и справедливости. И сегодня актуально звучат его слова17: Дочерняя деревня Новоильчигулово возникла в начале XX в. В 1917 г. в 28 дворах проживал 151 башкир, через 3 года было столько же дворов, а жителей на 7 человек больше. 16 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 108. Л. 15. 17 Башкорт эзэбиэте. XX быуат башы. Беренсе китап. бфе, Деревень под названием Кункас в прошлом было немало. В 1795 г. были известны Верхнекункасово (94 башкира-минца при 22 дворах) и Нижнекункасово (49 башкир-припущенников при 10 дворах и 8 мишарей в 2 дворах). Затем Верхнекункасово назвали Новокунка-сово 1-е, где в 1816 г. было 83, в 1834 г. — 143 мужчины-вотчинника. Д. Нижнекункасово стала Старокункасово, где в 1816 г. взяли на учет 55, в 1834 г. — 90 мужчин-припу-щенников из башкир и 11 душ мишарей м.п. И, наконец, Новокункасово 1-е становится Каран-Кункас (в 1859 г. было 380 башкир-вотчинников). Д. Старокункасово превратилась в Куль-Кункас (в 1859 г. — 307 башкир-припущенников). В начале XIX в. возник выселок Новокункасово 2-е, где в 1816 г. взято на учет 8, в 1834 г. — 11, в 1859 г. — 20 душ башкир-вотчинников м.п. В 1870 г. в Старокункасово (Куль-Кункас) было 309 башкир при 58 дворах, в Новокункасово 1-м (Каран-Кункас) — 376 башкир, в Новокункасово 2-м — 48 башкир. В 1917 г. в д. Куль-Кункас зафиксировали 242 башкира (44 дома), 18 татар (2 двора). В Новокункасово 1-м (Каран-Кункас) — 709 башкир при 134 дворах, в Новокункасово 2-м — 134 башкира18. Тогда же была впервые особо учтена д. Старокункасово 2-е с 227 с башкирами, которая в 1920 г. исчезла из списка сел Киргиз-Миякинской волости Белебеевского кантона. Название д. Кункас — от антропонима. Активный в общественных делах Иликей-Минской волости Кункас Каскинов в 1741 г. жил в д. Иштякаево или Иштякино (тогда он в своем письме уфимскому вице-губернатору П. Д. Аксакову сообщал о насильственном захвате вотчины по р. Дема переводчиком Романом Уразлиным, который с озера Курмет за 3 года «взял рыбы 140 возов, с побоями одного волка да выдру... и от оного насилия платить в казну ясака ничем»)19. В 1770 г. он — житель д. Алдарово той же Иликей-Минской волости. Во все времена его тамга одна и та же — В документах за 1791 г. упоминается и д. Кункас20. Можно предположить, что раннее название было Иштякино-Иштякаево. Известны сын Кункаса Каскинова — Азнабай Кункасов, проживавший в 1740—1818 гг., внук Байгускар, 1777 г., правнук Байназар и праправнук Бай-тимер21. В 1843 г. на 186 башкир д. Старокункасово (Куль-Кункас) сеяли 520, в Новокункасово на 253 башкира — 430 пудов ярового хлеба. Д. Миякибашево (Новомияки-Кункас) с башкирским населением возникла в начале XX в. В 1920 г. в 46 дворах проживало 216 башкир. В самом конце XVIII в. башкирами Бурзянской волости была основана на земле Иликей-Минской волости д. Чятай-Бурзян. Известно и место их выхода: дд. Ярмуха-метово и Туркменово (ныне Баймакского района)22. Бур-зяне — припущенники. Их тамга соответствует общей тамге всех бурзян. Она впервые была учтена VII ревизией 1816 г., тогда в ней зафиксировали 43, в 1834 г. — 54, в 1850 г. — 81, 18 Башкирский край. Вып. 1. С. 117-118. 19 МИБ. Т. 3. С. 508. 20 Там же. Т. 5. С. 678. 21 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 513 (1834 г.). 22 Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. Л. 61; Ф. 172. Оп. 1. Д. 108. Л. 7. МИЯКИНСКИЙ РАЙОН
в 1859 г. — 86 башкир-припущенников м.п.23 В 1870 г. количество мужчин оставалось без изменения и столько же было женщин. 379 башкир при 85 дворах было в 1917 г. Тептяри составили 3 человека. В 1816 г. в ревизскую сказку попали имена сына и внуков первопоселенца: 47-летний Мурсалей Сетеев, его сыновья — 17-летний Умитбай и годовалый Кин-зябай24. В 1843 г. на 117 человек засеяли 200 пудов ярового хлеба, т.е. по 1,7 пуда на человека. К 1917 г. они имели 254 десятины пашни. Из 85 домохозяев до 4 десятин пашни имело 58, до 10 — 21, до 15 — 1 хозяйство. 5 из них не занималось земледелием. Всем принадлежало 156 голов рабочего скота25. В 1920 г. количество дворов в деревне сократилось наполовину, что свидетельствует о возникновении нового поселения, основанного ее жителями. По договору с башкирами Иликей-Минской волости от 21 июля 1743 г. тептяри основали д. Богданово (Тавлы). Первопоселенец Богдан Резяпов в числе 48 человек переехал в д. Бузат (ныне Стерлибашевского района). Известны его сыновья, учтенные IV ревизией 1783 г.: 70-летний Исянгул, 49-летний Акбирде и 38-летний Ишкул26. Среди тептярей было немало башкир, лишенных вотчинных прав за активное участие в восстании 1735—1740 гг. Иликей-минцы по договору от 10 сентября 1790 г. припустили сюда мишарей. В припуске участвовали и кульили-минцы27. Были ясачные татары (по 3 души в 1816 и 1834 гг.). В 1783 г. тептярей насчитывалось 94 человека, в 1816 г. — 200 (20 мишарей и 6 татар), в 1834 г. — 280 (26 мишарей) человек, в 1870 г. все названы башкирами, которых было 937, в 1917 г. - 919 (85 мишарей, по 7 тептярей и чувашей), в 1920 г. — 822 человека. Однако среди них были тептяри (башкиры и татары) и мишари. В 1917 г. на 178 дворов с 919 жителями приходилось 693 десятины посева. Из всех хозяйств 106 имело посева до 4 десятин, 41 — до 10, 9 — до 15, 4 — свыше 15 десятин. Владели 240 головами рабочего скота. На вотчинной земле Иликей-Минской волости возникло несколько деревень башкир Тамьянской волости. Это несмотря на то, что вдоль р. Ик до середины XVIII в. была Старотамьянская волость. Однако тамьян-цы — припущенники минцев, являются выходцами из Верхнеуральского и Бузулукского уездов Оренбургской губернии, которые по договору с вотчинниками Иликей-Минской волости от 1 мая 1762 г. основали дд. Тамьян - Таймас и Зириклыкуль. Тамьян — этноним, Таймас — антропоним. Первопоселенцем был старшина Тамьянской волости Таймас Кутлин. Его сыновья Кучук (1743—1827, сыновья Абдултимер, Абдулфаиз, Ильяс) и Амир (1746—1825) Таймасовы, внук Амира Райман Биктимеров. Часть жителей (9 башкир-мужчин) переселилась в эту деревню из д. Сарсаз-Такирмен Мензелинского уезда. Их тамги: . В 1816 г. в этой деревне проживали Там же. Ф. 138. Оп. 1. Д. 1755. Л. 201. Там же. Оп. 2. Д. 156. Башкирский край. Вып. 1. С. 104. ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34. Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. башкиры-вотчинники (60 душ), ясачные татары (89 душ), тептяри (12 душ м.п.)28. В 1795 г. здесь взято на учет 150, в 1816 г. — 238, в 1834 г. - 350, в 1859 г. - 522, в 1870 г. - 537, в 1917 г. -827, в 1920 г. - 868 башкир. В 1843 г. на 350 человек было засеяно 1080 пудов ярового хлеба. 841 десятина посева на 154 хозяйства была в 1917 г. Из этих дворов 60 имело пашню до 4 десятин, 58 — до 10, 14 — до 15, 10 хозяйств — свыше 15 десятин. 12 из них не имело посева. Всем принадлежало 274 головы рабочего скота. Д..Тамьян-Таймас была известна и как Нижний Тамьян, Тамьян-Сираш. В то же время в 1917 г. д. Тамьян-Сираш была учтена отдельно, тогда в 24 дворах проживало 130 башкир, в 1 доме — 7 русских, в 1 же дворе — 8 чувашей. Но в 1920 г. ее уже не было, она оказалась в составе д. Тамьян-Таймас. Д. Зириклыкуль (Средний Тамьян, Тамьян-Зириклы-куль) объединяла башкир-припущенников из Тамьянской и Сарали-Минской волостей. В 1821 г. 10 семей из этой деревни и 13 семей из Тамьян-Таймас во главе с Кучуком Таймасовым вернулись на собственные вотчинные земли по pp. Улу- и Кыр-Чуран Бузулукского уезда29. В 1795 г. в 21 доме было учтено 130, в 1816 г. — 158, в 1834 г. - 228, в 1850 г. - 268, в 1870 г. - 274, в 1917 г. -149, в 1920 г.- 112 башкир. В 1843 г. на 228 башкир засеяли 8 пудов озимого и 320 пудов ярового хлеба. В 1917 г. на 29 дворов приходилось 117 десятин пашни. 10 хозяйств владело пашней до 4 десятины, 11 — до 10, 3 — до 15 десятин. Не имело посева 5 хозяйств. Д. Култай-Каран (Верхний Тамьян, Тамьян-Култай-Каран) возникла на земле Иликей-Минской волости в начале XX в. Ее жители — бывшие вотчинники вышеупомянутых тамьянских селений. В 1917 г. в 71 дворе было учтено 403 башкира, которым принадлежало 460 десятин пашни. 25 хозяйств имело до 4 десятин пашни, 17 — до 10, 16 — до 15 и 5 — свыше 15 десятин. 8 из них вообще не занималось земледелием. Все имели 155 голов рабочего скота. Жители д. Большие Каркалы были припущенниками, происходившими из башкир-вотчинников д. Иманово* Сарали-Минской волости (Сарали — озеро, мин — этноним) Мензелинского уезда Оренбургской губернии30. Их припустили вотчинники Иликей- и Кыркули-Минской волостей по договору от 17 февраля 1747 г.31 В 1856 г. жители д. Каркалы подтвердили, что «прадеды их переселились из д. Иманово». Вот их имена: Ибрагим Суюн-дуков, тамга , Тойгильды Биккинин, Шарафутдин Ха-бибуллин, Абдулкарим Габидуллин , Насретдин Хай-буллин. , Гумер Биккулов , Тухватулла Рамазанов, Сафиулла Файзуллин, Гали Азянгулов 32. Их поддер- 28 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 450. Л. 9; Ф. 172. Оп. 1. Д. 108. Л. 15. 29 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 412. Л. 21. * В 1795 г. в д. Иманово было 66 башкир, 134 ясачных татарина, 4 тептяря; в 1816 г. — 244 башкира, 140 ясачных татар, 4тептяря(РГАДАФ- 1355. Д. 1879. Л. 128; ЦГИА РБ. Ф. l.On. 1. Д. 450. Л. 19). 30 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 130. 31 Там же. Л. 52. 32 Там же. Д. 106. Л. 12. МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ
жали и жители д. Каркалитамак Ягафар Мурсалимов , Габдулмалик Габдулвахитов , Габдулвахит Габдрахи-мов (участник войны 1812 г.), Худайберда Габдулна-сыров , Ахтям Абдулсалямов , Фаткулла Файзуллин , Габдулвали Габдрашитов Оказалось, что сарали-минские башкиры, осевшие в бассейне р. Мензеля Мензелинского уезда, когда-то были вотчинниками в бассейне р. Дема. Об этом свидетельствует их доверенное лицо Абдулвахит Рахматуллин при 12 понятых из Уфимского и Стерлитамакского уездов, назначенных Белебеевским уездным судом. Вот о чем там говорилось и что было подтверждено понятыми: «по его указанию жилищам предков ево и доверителей до перехода их на Мензелу реку, по коему оказалось: показанное Рахматуллиным место жилищ найдено на самом берегу р. Демы по течению ее на правой стороне между деревень Курменкеевой и Шарыповой по примерному разстоянию от первой в восьми, а от последней — в трех верстах, признаки онаго довольно означаются многими именами, где, как видно, были дома и самой грунт земли поныне производит пыли такого свойства, которое всегда бывает на пустых жилищах; причем поверенный Рахматуллин объявил, что на том месте имели проживание предки их, известные ему по именам Ахмут и Махмут с прочими целым селением и к подкреплению справедливости своей показал не более от того места как саженях в полтораста кладбище, где похоронялись тела предков, на котором по осмотру довольно найдено явственных признаков могильных и бывшие при том понятые все 12 человек единогласно подтвердили, что видимыя ими места точно означают жилище давное. Именуемое им, Рахматуллиным, озеро Сарайли куль и гора Балкан Тау, видимые были во время обхода и свидетельства всей земли»33. Рахматуллин в своем прошении писал: «предок наш князь Дистан Канзафаров с тов., всего 11 человеками, имели жалованную от великих государей землю, разделенную напоследок ими в 7179 (1671) году февраля 9-го дня по грамоте на 11 частей, из коих Дистан взял себе часть, состоящую ныне Белебеевского уезда в Сарали-Минской волости (именовавшейся прежде Минской) в Дистановой тюбе по урочищам, составляющим окружность той земли, а, именно: по Деме реке с Чакраклин-ского устья вверх до Ярыжского устья по Деме же реке по обе стороны до Уршак реки и до мелких речек, впадающих во оную, которою землею предки наши спокойно владели до 1734 года, а с того время ни неизвестно по какому праву начали вступаться в поясненную землю Кыр-кивлинской волости (именующейся ныне Кыр-куйли-Минской) башкирцы и делать стеснение. О чем на них в том же 1734 году июня 26-го числа предками нашими Абдуллой Кадыровым с товарищами в Уфимскую провинциальную канцелярию подавано было прошение»34. Последовала резолюция о необходимости разбора дела в особых судебных учреждениях. Одним словом, утраченное вотчинное право их не было восстановлено. К Дистановой тюбе Сарали-Минской волости относились башкирские и этнически смешанные дд. Каркалы, Каркалитамак, Качеган, Баязитово, Шатманово, Зильда-рово, Абдрашитово, Елбулак, Аитово, Кыска-Елга. В 1770 г. сотник Бузан Исмаков с товарищами из Кульили-Минской волости припустили 40 семей башкир из дд. Аитово, Дюсян, Баязитово и Каркалы (Абушехман Балтасев, Абдулкарим Сеитов, Абдулгазиз Юзекеев, Абдулкарим Аднашев) Сарали-Минской волости на землю «от Садакова устья до устья Уязы»35. Большинство их впоследствии осело в д. Каркалы. Жители деревни пополнялись за счет приема новых переселенцев. После ликвидации дд. Айтуган и Карыш часть их жителей была принята башкирами д. Каркалы. Кроме того, в 1845 г. 6 башкир прибыли из Стерлитамакского уезда36. В 1795 г. в 30 дворах проживало 217 башкир, в 1816г.— 322, в 1834 г. - 487, в 1850 г. - 784, в 1870 г. - 762, в 1917 г. -1596, в 1920 г. — 1515 башкир, а также 4 чуваша, 7 мишарей. Перечислим имена башкир-припущенников (43 двора) по VII ревизии 1816 г.: мулла Ибрагим Бакиев, 52 года, его сыновья Исмагил, Исхак, Муса, Ильяс; Абдулатиф Тураев, 40 лет, сын Абдулгалим, брат Абдулхабир, 37 лет; Аит Ахмеров, 43 года, сын Халит, пасынки Динмухамет Биктимиров (в 1811 г. призван в армию и не возвратился), Даут и Сайфулла Бикмаметовы; Габидулла Булатов, 30 лет, братья Гибатулла, Кучербай; Хисматулла Булатов, 36 лет, сыновья Саитбаттал, Хайбулла; Бикташ Ишкулов, 43 года, сыновья Бикмухамет, Ишмухамет, Минигали; хорунжий Ишмурат Ишкуватов, 41 год, сын Шахмухамет; Мухаметжан Ишкуватов, 29 лет; Мавлют Ишкуватов, 35 лет, сыновья Динмухамет, Мухаметша; Суюш Сага-наев, 48 лет, сыновья Нигматулла, Сафиулла; Яркей Саганаев, 59 лет, сыновья Нурмахамет (его Халиулла, Мухаррям, Рахматулла, Хабибулла), Ягуда и Файзулла; Минлибай Яркеев, 43 года, сыновья Исмаил, Искандар; Суярбай Суюндюков, 46 лет, сыновья Алчинбай, Ризван, Нугман; Мавлют Суюндюков, 36 лет, сыновья Юсуп, Юнус, Идрис, Усман, брат Ибрагим, 32 года, его сын Исянгул; Хабибулла Минлигулов, 49 лет, сын Рахматулла, племянник Валисултан; Биккул Азнагулов, 53 года, сыновья Хасан, Гумер; Бикташ Кузякаев (1760-1816), сыновья Фаткулла, Бурангул, Кинзягул; Габидулла Бик-ташев, 38 лет, сын Гайнулла; Ярмухамет Кузякаев, 46 лет, сыновья Динмухамет, Ишмухамет, Шагимурат, брат Юлдаш (1766—1822), его сыновья Хасан, Бускун; Кильму-хамет Кузякаев, 44 года; Бикбирды Кусядыков, 37 лет, сыновья Валиша, Мавлютбай, Уметбай; Гадильша Минликеев, 37 лет; Минликей Сулейманов (1747—1813), его сын Курамша, 30 лет (его Зиганша, Шарафутдин); Биккиня Сулейманов (1756—1813), сыновья Туйгильды (его Абзяббар), Галиакбер; Биккул Сулейманов (1767— 1813), сыновья Минлигул, Муллагул; Абзелил Юзюкеев, 69 лет, сыновья Минлигул, 33 года (его Киньягул, Муллагул, Якшигул) и Азнагул, 27 лет (его Мухаметгали, Абдулвали); Танатар Газыев, 51 год, сыновья Девлекан (его Абди, Галиулла) и Габит; Зябир Абдулкаримов, 55 лет, сыновья Гузеир (его Усман) и Абулатиф; Рамаш Аитов, 68 лет, сыновья Абдулсадык, Гибатулла, Тухва-тулла, Салман, Мухаррям; Хисматулла Тойгильдин, 42 года, сыновья Фаткулла, Аглиулла, Мухтарулла; Хаби-
33 Там же. Ф. 106. Оп. 1. Д. 24. С. 181. 34 Там же. Л. 179. "МИБ.Т. 4.4. 1.С. 349-350. 36 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 1408. МИЯКИНСКИЙ РАЙОН
булла Тойгильдин, 38 лет, сыновья Шарафутдин, Низа-мутдин, Кашафутдин; Биктимер Тойгильдин, 61 год, сыновья Сайфутдин, 25 лет (его Хуснутдин), Минлибай, Хисамутдин; Габейдулла Зейнигабдинов, 39 лет, сыновья Нигматулла, Абейдулла, Мухамет, братья Тухватулла, 27 лет, Хабибулла, 23 года; Габидулла Рахматуллин, 30 лет, в армии с 1812 г., не вернулся; Исраиль Утяпов (1781 — 1812), сыновья Тухватулла (его Файзулла), Минлибай (его Хасан); Бикбов Абдуллин, 68 лет, сын Рахим (его Бикбай), внуки Алим и Рахматулла Альмухаметовы. Мухаметамин Бикбовов, 38 лет, сыновья Мухаметжан, Ибадулла, брат Мухамадияр, 30 лет; Мухаметхасан Бикбовов, 28 лет, сын Мухаметшарип; Сафар Абдулов, 38 лет, сыновья Хасан, Хусаин, Сагитдин, Фахритдин; Башир Минликеев (1766—1812), сын Габдулбашир; Кара-гул Абдулов, 32 года, сын Абдулхалик, братья Айчувак, 29 лет и Гирфан, 25 лет (сын Самитхан)37. Известно имя жителя д. Каркалы середины 70-х гг. XVIII в., связанное с пугачевскими событиями. Это — В 1843 г. на 487 башкир было засеяно 592 пуда озимого и 1928 пудов ярового хлеба, а также посажено 8 пудов картофеля. В 1917 г. 275 дворов имели 1205 десятин посева. Из них 142 хозяйства имели посева до 4 десятин, 65 — до 10, 23 — до 15, 10 — свыше 15 десятин. 35 хозяйств считалось беспосевными. Все владели 368 головами рабочего скота. С начала XX в. ее называют Большие Каркалы, а Кар-калитамак становится Малыми Каркалами после 1925 г. Жители обеих деревень имеют тесную генетическую связь. Д. Каркалитамак возникла на рубеже XVIII и XIX вв. Впервые была учтена в 1816г., когда она состояла Все — бывшие жители д. Каркалы и вновь принятые припущенники. Перечислим первых жителей деревни. Турай Аитов (1767—1815), сын Кинзягул (его Мухаметша-фик); Абдрахман Ахмеров, 56 лет, сыновья Хисаметдин (его Шарафутдин), Хусаин, Ризван, Игдиян; Ахтям Абса-лямов, 25 лет, сын Абзелил, братья Мурсалим, Абдулга-лим; Абдрашит Ахмеров, 45 лет, сыновья Абдулвали, Мухаметгали, Абдулатиф; Абдрахим Абдулкаримов, 52 года, сыновья Абдулвахит (его Абдулгалим), Абдулха-лим, Абдулхатим, Баймет; Шамсутдин Минликеев, 45 лет, сыновья Мухаметбакий, Мухаметшарип, Мухаметгали; Файзулла Абдулов (1741—1812), сыновья Минлигул, 49 лет (его Гайнулла, Губайдулла, Габдулла), Фаткулла, 40 лет; Габсалям Абдулкаримов, 71 год, сын Абдулнасыр (его Абдулкадыр); Габдулрафик Габсалямов, 32 года, сыновья Абдулзяббар, Абдулсаттар, Абдулмен-нян; Сафар Абдулгазин, 45 лет, сын Бухарат; Курбангали Абдулкаримов, 43 года, сыновья Мухаметгали, Мухамет-рахим, Мухаметшарип; Абдулмазит Абдулкаримов, 49 лет, сыновья Абдулатиф, Ризван, Асфандияр, Муфа- зал; Нигмутдин Абдуллин сын Морозов, 56 лет (причислен по манифесту 1815г.). Тамги их идентичны с таковыми у жителей Каркалы. В 1834 г. в д. Каркалитамак — Малые Каркалы было 150, в 1859 г. - 211, в 1870 г. - 299, в 1920 г. - 648 башкир при 118 дворах. В 1843 г. на 150 башкир было засеяно 96 пудов озимого и 848 пудов ярового хлеба. В 1917 г. на 117 дворов приходилось 599 десятин пашни. 60 хозяйств имело до 4 десятин пашни, 29 — до 10, 9 — до 15, 8 — свыше 15 десятин. Земледелием не занималось 11 дворов. В деревне было 165 голов рабочего скота. Д. Енебей-Урсаево — коренное поселение башкир Иликей-Минской вблости. Известен ее первопоселенец — башкир-вотчинник Урсай Бускунов, который с одноволощанами по записи 1 июня 1738 г. уступил жителю д. Мияки переводчику Роману Уразлину землю по р. Дема39. Иликей-минцы по договору 1743 г. приняли башкир из д. Макарове Кси-Табынской волости (впоследствии Стерлитамакского уезда), другую группу — в 1800 г.40 По договору 25 марта 1770 г. вотчинники приняли тептярей41. До начала XX в. деревня называлась Урсаево, затем — Енебей-Урсаево. Оба названия — от антропонима, но обосновать первое из них мы не в силах. В 1795 г. здесь проживали башкиры (в 10 дворах 45 человек), тептяри (в 2 дворах 8 человек), в 1816 г. было 174 башкира-вотчинника, 68 башкир-припущенников, 6 тептярей, 6 государственных крестьян, в 1859 г. — 380 человек, в 1870 г. — 495 башкир, 4 татарина, в 1917 г. в Ново-Урсаево (Янабей) — 684 башкира, 9 тептярей, в 1920 г. - 648 башкир. В 1843 г. на 361 башкира засеяли 78 четвертей (624 пуда) ярового хлеба. На 121 двор в 1917 г. приходилось 726 десятин пашни. 55 хозяйств имело пашни до 4 десятин, 29 — до 10, 14 - до 15, 13 — свыше 15 десятин. 10 дворов не занималось земледелием. На всю деревню приходилось 209 голов рабочего скота. Д. Сатыево тоже возникла на земле Иликей-Минской волости. Основали ее башкиры-припущенники из Оренбургского уезда42. Обосновались они по договору с башки-рами-иликей-минцами 1779 г., данному Сатыю Адзита-рову с товарищами из 17 дворов на их земле по р. Уязы и в устье р. Тимир43. Был и Сатый Тукчурин (1761—1833) из той же деревни. Много было и Сатыевых, сыновей этих двух Сатыев: Сурабай, Хусаин, Нигматулла, Губайдулла, Искандар, Файзулла. В 1795 г. в 33 дворах было учтено 150 башкир, в 1 дворе — 10 ясачных татар. В 1816 г. было 144, в 1834 г. — 239, в 1850 г. - 337, в 1859 г. - 422 души м.п. В 1845 г. 6 башкир приняли из Стерлитамакского уезда. В 1870 г. было 820, в 1917 г. — 1722 башкира, 3 чуваша, в 1920 г. — 1483 башкира при 300 дворах. В 1834 г. в 37 дворах было зафиксировано 20 двоеженцев и 3 троеженца. Тогда же Губайдулле Сатыеву (1760 г.) исполнилось 74 года, его сын Хисматулла, внук Калимул-
37 Там же. Ф. 138. Оп. 2.Д. 156. 38 Документы ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей 39 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 108. Л. 167. 40 Там же. Д. 53. Л. 51. 41 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 109. 42 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 130; Д. 108. Л. 13. 43 Там же. Ф. 106. Оп. 1. Д. 3. Л. 5. МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ
ла, правнук Галиулла. Искандар Сатыев (1756—1828), его сыновья Исмагил, Исик. Хусаин Сатыев, 82 года, его сын Хуснутдин. Нигматулла Сатыев, 58 лет, его сыновья Сайфулла, Мухтарулла. Они, по-видимому, были сыновьями первопоселенца. Сурабай Сатыев (1764—1826) был сыном Сатыя Тукчурина. В 1843 г. на 463 башкира сеяли 240 пудов озимого и 2384 пуда ярового хлеба. Сажали 16 пудов картофеля. 321 двор в 1917 г. имел 1456 десятин пашни. 158 хозяйств владело пашней до 4 десятин, 89 — до 10, 22 — до 15, 13 — свыше 15 десятин. 39 из них не занималось хлебопашеством. Зауряд-сотник Ибатулла Губайдуллин из 12-го башкирского полка имел серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года»44. * * * На вотчине Кульили-Минской волости возникла деревня башкир-припущенников под названием Шат-мантамак. Ее жители прибыли из д. Сакловбаш Сарали-Минской волости Мензелинского уезда около 1766 г.45 Это по словам самих жителей. Если документально подойти ко времени ее основания, то подчеркнем, что она не была учтена V ревизией 1795 г. Она появилась вслед за этой ревизией. В 1816 г. здесь зафиксировали башкир-припущенников 111, в 1834 г. — 159, в 1850 г. — 254, в 1859 г. - 310 душ м.п.46 В 1870 г. было 700, в 1917 г. - 1740, в 1920 г. - 1547 башкир при 300 дворах. В 1843 г. на 322 башкира было засеяно 32 пуда озимого и 2712 пудов ярового хлеба. К 1917 г. 295 дворов владело пашней в 1864 десятины. 114 дворов имело до 4, 96 — до 10, 31 — до 15, 29 — свыше 15 десятин пашни. При деревне было 2 мельницы. Из всех хозяйств 25 не имело посева. Д. Сафарово была основана башкирами-вотчинниками Кульили-Минской волости. Известен и первопоселенец Сафар (Сапар) Тямаев (Тимеев) — участник припуска башкир Тайнинской волости из 30 семей в д. Таукай-Гайна по договору 10—11 июля 1750 г.47 За три года до этого принимал участие в припуске башкир в д. Туксан-баево из Сарали-Минской волости будущего Мензелинского уезда. Тогда же он назван жителем этой деревни. Последняя дата и есть первое упоминание о деревне, которую можно считать временем ее возникновения. Затем еще несколько раз (1770, 1793) ее жители Култай Сафаров, тархан Кара(г)ул Дайоров, сын Култая Бадран Култаев, Ишали Кускильдин (1786) участвовали в поземельных сделках48. В 1795 г. в 12 дворах проживало 29 мужчин и 28 женщин, в 1816 г. - 100, в 1834 г. - 140, в 1850 г. - 132, в 1859 г. - 135 душ м.п. В 1870 г. было 211, в 1917 г. - 462, в 1920 г. — 471 башкир. В 1843 г. на 297 человек было засеяно 40 пудов озимого и 712 пудов ярового хлеба. На 85 дворов в 1917 г. приходилось 635 десятин пашни. 17 хозяйств имело до 4, 22 — до 10, 10 — до 15, 13 — свыше 15 десятин пахотной земли. 5% дворов (23) земледелием не занималось. Д. Туксанбаево — коренное поселение кульили-минцев. В 1795 г. в 15 дворах взято на учет 33 мужчины и 28 женщин. В 1816 г. было 41, в 1834 г. - 62, в 1850 г. - 69, в 1859 г. — 121 душа м.п. башкир-вотчинников. Но здесь жили и башкиры-припущенники из Сарали-Минской волости Мензелинского уезда, которых было в 1816 г. 19 душ, в 1834 г. - 23, в 1850 г. - 23, в 1859 г. - 26 душ м.п. В 1870 г. взято на учет по 96 мужчин и женщин, в 1917 г. — 555, в 1920 г. — 508 башкир при 102 дворах. Первый раз по договору от 17 февраля 1747 г. вотчинники Бялкур Аднагулов, Сафар Тимеев, Тясей Бугушев Ар(л?)дар Каспулатов, Зянбет Сюшев, Яныкай Муслю-мов, Тикай Татлин, Арлагуш Аймяков, Араптан Сеитов, Смак Кугушев, Зямбет Тимашев, Араптан Тимеев, Иманаир Аднагулов, Таир Рамашов, Тляумбет Дербышев с одноволощанами, приняли к себе башкир из Сарали-Минской волости Ногайской дороги. В тексте говорится, что «в 1744 г. подали они в Уфимскую провинциальную канцелярию челобитье и за тамгами нашими письму припустили мы, Бялкур и Сафар с товарыщи, на свою вотчинную землю по Деме и по Белой рекам Ногайской дороги Сарайли-Минской волости родственников своих старшину Рахматуллы Саркина, башкирцев: Ермака Алибекова, Аймета Урсиева, Заита, Аднагула Арбяковых, Абрая Аркина, Масюта Ирметева, Юзея Уразаева, Абдуллу Биметова, Аита, Юнуса Ишметевых, Булата Рысаева, Тисумата, Издамета, Ардара Киметевых, Надыра Сеитова, Тай(к)тамышевых, Ихмамета Сюркина, Чебакая, Рысмета Земеевых с тов. с детьми и племянники для поселения дворами. Землею владеть вечно из платежа в казну ясака по 4 куницы, по полу батман между повся-годно, остальной ясак платить нам, Бялкуру и Сафару с товарыщи»49. Это были соседи, получившие впоследствии равные права с вотчинниками. По договору 8 апреля 1793 г. туксанбаевцы приняли к себе башкир тоже из Сарали-Минской волости, но не из Ногайской дороги, а из будущего Мензелинского уезда Казанской дороги. Известна и деревня их выхода. Это — Сарсаз-Такирмен, где в 1816 г. было 120 башкир, 20 тептярей, 178 ясачных татар50. В 1843 г. на 167 башкир засеяли 600 пудов ярового хлеба. 601 десятина пашни приходилась на 102 двора в 1917 г. 43 хозяйств владели пашней до 4 десятин, 27 — до 10, 11 — до 15, еще 11 — свыше 15 десятин. 10 из них не вело земледельческих работ. Туксанбаево — родина нашего Акмуллы (1831—1895). Научная биография выдающегося башкирского поэта и просветителя второй половины XIX в. Мифтахетдина Акмуллы еще не разработана. И это способствовало распространению ряда неточностей, ошибочных утверждений и искажению фактов тех или иных моментов ранней биографии Акмуллы. Поэтому возникла необходимость поиска новых источников по уточнению отдель-
44 Любезные вы мои... С. 63. 45ЦГИАРБ. Ф. 172.0п. 1. Д. 108. Л. 16. В 1795 г. в той деревне проживали башкиры-вотчинники (229 человек) и тептяри (58 человек). См. РГАДА. Ф. 1355. Д. 1879. Л. 126. 46 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 108. Л. 17. 47 Там же. Д. 53. Л. 160; Д. 108. Л. 110. 48 МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 349-350; Т. 5. С. 139, 198-199. 49 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 108. Л. ПО. 50 Там же. Ф. l.On. 1. Д. 450. Л. 9; Ф. 172. Оп. 1.Д. 108. Л. 21. МИЯКИНСКИЙ РАЙОН
ных сторон жизни поэта. Такими материалами служат данные ревизских сказок, проведенных в России в конце XVIII — первой половине XIX в. Начнем с уточнения родных мест Акмуллы. Пишущие о поэте иногда ошибочно утверждают, что родиной Миф-тахетдина была Уфимская губерния. Однако он родился в Белебеевском уезде Оренбургской губернии. Что касается Уфимской губернии, то она образовалась лишь в 1865 г. в результате разделения Оренбургской губернии на две: Оренбургскую и Уфимскую, т.е. через 34 года после появления на свет Акмуллы. Неточность допускается и при определении волости, куда относилась родная деревня поэта. Обычно считают, что такой волостью была Зильдяровская. Однако в 30-х гг. XIX в. вообще не было такого названия башкирской воло Бассейн р. Дема, где была расположена родная деревня поэта, принадлежал башкирам-вотчинникам Минской волости, подразделявшейся в 1671 г. на 11—12 волостей. Одна из них — Кульили-Минская волость — включила в свой состав и деревню, где родился Мифта-хетдин. По V ревизии (1795 г.) на ее территории располагалось 12 деревень, а ко времени рождения Акмуллы — 31. Среди них была и родная деревня поэта Туксанбаево. Встречаются случаи искажения ее названия. Так, например, Большая Советская Энциклопедия (т. 1, 1970) называет ее Тусанбаево. Название деревни образовалось от антропонима — от имени первопоселенца (Туксанбай). Имя это широко было известно в деревне поэта, где в XVIII — первой четверти XIX вв. жили первопоселенец Туксанбай Араптанов и его сын сотник Уразгильде Туксанбаев. Деревню называли и Казангулово, что намекает на то, что Туксанбаево — выселок Казангулово, ставший самостоятельным поселением во второй половине XVIII в. Жители деревни занимались главным образом полукочевым скотоводством. Они выходили на кочевку (. „) по р. Камышла (7—8 верст от деревни), на летовку ( j) останавливались в бассейне р. Шар (6 верст). В августе-сентябре они приближались к р. Кузлав в 4 верстах от деревни (), чтобы убирать с незначи- тельной площади урожай хлеба. К 1864 г. в дд. Ново-Кангулово и Туксанбаево насчитывалось лишь 300 голов лошадей, 400 голов крупного рогатого скота, 300 голов мелкого скота51. Это свидетельствует о том, что туксанбаевцы переживали период перехода от полукочевой жизни к оседлости, от скотоводства к земледелию. Туксанбаево — типичная деревня полукочевников. Жителей в ней было мало: в 1795 г. там жило 61, в 1816 г. — 124, в 1834 г. - 167, в 1850 г. - 205, в 1859 г. - 232 человека. В конце XVIII в. насчитывалось всего лишь 15 семей, а в первой половине XIX в. — 20. Но при этом большие изменения происходили в формах семей. На основе малой семьи (родители, несовершеннолетние дети) возникали неразделенные семьи. Например, в 1816 г. из 20 семей к малой относились 19, одна принадлежала к неразделенной семье (отцовской, где совместно с родителями жили и женатые сыновья). В 1834 г. было 10 малых, 10 неразделенных (в т.ч. отцовских — 4, братских — 4, дядя-племянник — 2) семей. В 1850 г. малых семей насчитывалось 7, а неразделенных — 13. Уменьшение количества малых семей и увеличение соответственно числа неразделенных семей зафиксировано X ревизией (1859 г.). Одна из 20 семей вымерла. Из остальных 6 относилось к малым (31,6% всех семей), 13 к неразделенным (68,4%) семьям. Таким образом, за 43 года (1816—1859 гг.) малые семьи постепенно уступали свои позиции в пользу неразделенных: с 95% (19 семей) до 31,6% (6 семей). Однако доля неразделенных семей увеличилась с 5% (1 семья) до 68,4% (13 семей). Сложных семей у полукочевых было больше, чем у земледельческих их собратьев. Увеличение численного состава семьи было порождено чрезвычайными социально-политическими условиями того времени. Башкиры в течение 67 лет (1798—1865 гг.) находились в казачьем сословии, что резко усиливало военно-феодальный гнет. Причем единицей феодального тягла служил двор, состоящий из сложной (неразделенной) или малой индивидуальной семьи. Двор, состоящий из двух-трех малых семей, легче справлялся с военно-феодальными повинностями, чем двор из одной малой семьи. В силу этого увеличивалось количество сложных семей, что повышало населенность двора (в среднем на двор приходилось в 1795 г. 4, в 1816 г. — 6,2, в 1834 г. — 8,4, в 1850 г. — 10,3, в 1859 г. — 11,6 души обоего пола). Надо полагать, что до перевода башкир в военно-казачье сословие доля малых семей была еще больше. С отменой кантонного управления в Башкортостане в 1863—1865 гг. доля малых семей начинает возрастать и снова возвращает себе господствующее положение. В зависимости от возникших социально-политических условий и обстоятельств то усиливалось, то ослаблялось регенерирование неразделенных семей на основе малых. Туксанбаево — деревня башкир-вотчинников. Ее жители наравне с другими кульили-минцами, пользуясь вотчинным правом, продавали помещикам земельные угодья по р. Белая и отдавали их русским и нерусским крестьянам в оброчное владение по р. Камышла52. В XVIII в. здесь, кроме башкир — владельцев общинных земель, не было представителей других сословий и национальностей. V ревизия обнаружила в д. Туксанбаево семью ясачного татарина Абдуллы Уразаева с его двумя женатыми сыновьями, переселившуюся сюда из д. Абдурашитово, но в последующих ревизиях там не найти ни переселенца, ни его сыновей. Очевидно, семья Уразаева вернулась обратно в свою деревню. VII ревизия (1816 г.) в Туксанбаево 40 припущенников. VIII ревизия (1834 г.) зафиксировала, кроме 132 вотчинников, 35 башкир-припущенников (из 377 тысяч всех башкир 66 тысяч оказались безземельными припущенниками)53. В поземельном отношении д. Туксанбаево относилась к Кульили-Минской волости, в административном отно-
51 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 13068. Л. 55. МИБ. Т. 5. С. 198-199,338. ЮАС. Вып. 2. С. 197. МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ
шении — сначала к 7-му, затем к 12(13)-му кантону. С 1855 г. она находилась в составе 7-й юрты 22-го кантона. В этой небольшой деревне очень ярко видно социальное расслоение жителей. Среди массы бедняков, маломощных хозяйств особняком держались юртовые, кантонные, административные и духовные чиновники — есаул, сотник, юртовой старшина, казначей, указной мулла и имам. О борьбе против социальной несправедливости говорит и тот факт, что двое туксанбаевцев были сосланы в Сибирь. Туксанбаевцы не были безучастны к судьбе России. Их представители защищали территориальную целостность страны от внешних врагов. Так, в годы Отечественной войны 1812 г. на полях сражений от Москвы до Парижа осталось немало представителей этой деревни. Среди них Курмангул Давлетшин (23 года), Муатша Алдаров (48 лет), Биксентай Исламгулов (44 года), Исламгул Миндекеев (29 лет). Пропавший в 1812 г. без вести Давлетша Алдаров объявился на родине лишь через 5 лет. Вот в такой башкирской деревне, жившей интересами всей страны, родился Мифтахетдин Акмулла. О дате рождения поэта в литературе нет единого мнения. Одни считали годом его рождения не 1831, а 1839 г. В целях уточнения достоверности даты мы обратились в Центральный государственный исторический архив РБ. К сожалению, метрические записи за 1829—1832 гг. по Белебеевскому уезду не сохранились. Поэтому остановились на материалах ревизских сказок. Данные VIII ревизии по д. Туксанбаево, составленные 15 марта 1834 г. чиновником 9-го класса в отставке Иваном Дынновым, проверенные затем на трех сходах аула и подтвержденные подписью юртового старшины Ахияра Мамбетова, показывают, что в семье указного муллы Ишкузи Ишбулдина имелся трехлетний внук Мифтахетдин. По IX ревизии 1850 г. ему исполнилось 19, по X ревизии 1859 г. — 28 лет. Эти факты дают возможность утверждать, что Мифтахетдин родился в 1831 г. Историческую достоверность этой даты, как видим, подтверждают ревизии. Что касается второй даты — 1839 г., то ее следует считать ошибочной, основанной на легенде. Многие авторы, касаясь родословной поэта, не упоминают его деда и прадеда. Если некоторые из них упоминают деда Мифтахетдина, то искажают его имя. Например, по Р. Фахретдинову, его звали Ишмухамедом («Мифтахетдин бине Камалетдин бине Ишмухамед»). Достоверные сведения о родителях содержатся в материалах ревизий. Приводим полный состав семьи деда Мифтахетдина (см. табл. 204)54. Здесь зафиксированы имена прадеда (Ишбулды), деда (Ишкузя), отца (Камалетдин) поэта. То же самое повторяют другие ревизии. Таким образом, прадеда поэта звали Ишбулды, деда — Ишкузя (по-башкирски — Ишкужа), отца — Камалетдин. Семья Ишкузи Ишбулдина относилась по форме к малой, где он жил совместно с несовершеннолетними детьми. Он показан на материалах ревизии рядовым башкиром-вотчинником. Пока он не духовное лицо. Но зато VIII ревизия показывает его семью в новом качестве55 (см. табл. 205). 54ЦГИАРБ. Ф. 138. On. 1.Д. 156. Л. 610-611. 55 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 514. Л. 743-744. За период между 1816— 1834 гг. дед поэта стал указным муллой и мухтасипом. Семья его стала более сложной, по составу отцовской, т.е. в его семье жил женатый сын Камалетдин, отец Мифтахетдина, достигшего ко времени ревизии трехлетнего возраста.
Таблица 204 Материалы данной и других ревизий вносят ясность в уточнение имен родителей — отца и матери поэта. Дело в том, что отдельные авторы неверно указывают имена родителей Мифтахетдина: отец — Мухамадияр, мать — Бибигульсум — и дают ему вымышленную фамилию Мухамадьяров. В материалах всех ревизских сказок отец Мифтахетдина назван Камалетдином Ишкузиным, а мать — Бибиумутуль. В силу этого поэт носил фамилию Камалетдинов (сын Камалетдина), поскольку у башкир, 56 Правильно: Шагарбану. 57 Должно быть: Хасиба. 58 Должно быть: от первой жены, т.к. во всех других ревизиях 59 Должно быть: Шагарбану. Хасиба вторая жена Ишкузи. 60 Правильно: Мифтахетдин. МИЯКИНСКИЙ РАЙОН
кроме отдельных мурз, князей, тарханов и дворян, фамилия была производной от имени отца. IX ревизия, проведенная 30 июня 1850 г., показывает семью в дальнейшей эволюции (см. табл. 206)61. Таблица 206 Дед поэта Ишкузя Ишбулдин, прожив 75 лет, скончался, когда старшему сыну Камалетдину, отцу Мифта-хетдина, исполнилось 45 лет. Возраст их приводится нами для того, чтобы опровергнуть отдельные ошибочные утверждения о том, что Камалетдин, как якобы впоследствии и его сын Мифтахетдин, рано осиротел. Как показывает предыдущая VIII ревизия, 30-летний Камалетдин с двумя женами, сыном и дочерью жил с родителями. И мнение о ранней сиротской жизни Мифтахетдина также не согласуется с фактами. В 19 лет он жил в родительской семье. IX ревизия дополняет раннюю биографию поэта. Она констатировала факт о том, что совершеннолетний Мифтахетдин по неизвестной нам причине с февраля до 30 июня 1850 г. содержался в тюрьме. О причинах этого можно только догадываться. Известно, что башкиры в период кантонного управления начинали военную службу с 19 лет. За отлучку с места жительства без разре- шения, за неявку или опоздание на сборные пункты, откуда казаки отправлялись на Оренбургскую пограничную линию для несения службы по ее охране, виновных подвергали телесному наказанию и тюремному заключению. Быть может, одним из таких был и шакирд медресе Мифтахетдин Камалетдинов. После смерти деда поэта отцовская семья превратилась в братскую семью, где совместно проживали четыре женатых родных брата. Главой этой сложной семьи из 14 членов был самый старший из братьев указной имам Камалетдин Ишкузин. Последняя в истории России X ревизия (1859 г.) вносит также существенные дополнения в биографию Мифтахетдина62. Согласно ее данным, Мифтахетдин в 28 лет еще жил в семье отца. Однако к этому времени уже не было его матери. Даже в таком возрасте он не имел своей семьи. Эти сведения дают возможность утвердительно сказать, что Мифтахетдин Камалетдинов в конце 50-х гг. XIX в. еще находился в Башкортостане. Сложная семья продолжала расти, объединив 5 малых семей братьев Ишкузиных. И последнее. Пишущие о поэте по-разному подходят к вопросу о его национальном происхождении. Выше говорилось, что в д. Туксанбаево проживали башкиры -вотчинники, владельцы общинных земель, затем там появились и безземельные башкиры-припущенники. Население деревни по национальному составу было однородным. Это подтверждается и материалами всех ревизий, которые мужчин относят к «башкирцам», а женщин — к «башкиркам». Следует добавить, что ревизии весьма точно определяли национальность каждого жителя любой деревни. От правильного определения национальной принадлежности жителей населенных пунктов зависело их социальное лицо, а последнее определяло виды выполняемых ими феодальных повинностей. Таким образом, архивные документальные материалы, прежде всего ревизские сказки 1816, 1834, 1850, 1859 гг., вносят существенные дополнения и уточнения в биографию видного поэта и просветителя Акмуллы: он родился 14 декабря 1831 г. в д. Туксанбаево Кульили-Минской волости Белебеевского уезда Оренбургской губернии в семье зажиточных вотчинников-башкир Камалетдина Ишкузина и Бибиумугуль Салимьяновой. Зильдярово при одноименной речке и р. Уязы является поселением башкир-припущенников, принятых вотчинниками Кульили-Минской волости. Однако установить их место выхода не удалось. Кроме них здесь известны и тептяри (Ишмурат Мендяев, Ишмухаметовы, Курбангалины, Ильяс Кидрясев), прибывшие из д. Бая-зитово63. В 1816 г. тептярей было 18, в 1834 г. — 25 душ м.п. Башкир-припущенников в 1816 г. учтено 149, в 1834 г. — 232, в 1850 г. - 321 душа м.п. В 1859 г. было 851, в 1870 г. -1099, в 1917 г. — 1876 башкир (некоторые «новобаш-киры»), 5 тептярей, по 3 татарина и чуваша, 8 русских, 1 украинец, в 1920 г. — 1810 башкир и тептярей. В 1843 г. на 464 башкира сеяли 128 пудов озимого и 2792 пуда ярового хлеба. Имели 12 мельниц. В 1917 г.
61 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 677. Л. 279-280. * Должно быть: Бибиумугуль. 62 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 736. Л. 94 об. - 96. 63 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 108. Л. 8. МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ
339 дворов имело 1724 десятины посева, в т.ч. 130 — до 4 десятин, 98 — до 10, 22 — до 15, 27 — свыше 15 десятин. 62 из них были беспосевными. О времени основания деревни и разделении ее на две самостоятельные единицы сами зильдяровцы писали в 1864 г.: «нас башкир-припу-щенников 35 домохозяйств, сначала нашего заселения около полутораста лет живали отдельно в Старозильдя-рове в различие от другой части нашей деревни Ново-зильдяровой, отошедшей от нас в 1801 г. и занявшей усадьбу в расстояние от нашей первой ее части одной версты по правую сторону течения р. Уязы и близ устья таковой же Зильдяр. В старой части по VII ревизии (1816 г.) башкир-припущенников 61 душа (м.п.) и причисленных после оной из д. Баязитовой тептярей по VII ревизии, итого 68 душ и просим, чтобы землю размежевали отдельно от второй части деревни»64. Поставили тамги — . Однако волостной стар- шина Имашев довел до их сведения, что жители 2-й части деревни «не согласны на раздельную границу». Их тамги идентичны с первыми. Обе части деревни еще в 1816 г. имели мечеть и по одной духовной школе — «училища». Башкиры всех регионов и поселений принимали участие в Отечественной войне 1812 г. Из д. Зильдярово в составе 2-го башкирского полка против французов воевал зауряд-сотник Садык Сагитов, награжденный двумя серебряными медалями65. Д. Исламгулово возникла лишь в начале XIX в., тогда в ней в 7 дворах проживали 21 мужчина и 20 женщин (1816 г.). Все — вотчинники Кульили-Минской волости. Исламгулово — дочернее поселение, основанное жителями д. Азнаево во главе с Исламгулом Азнаевым (1745— 1827). Его сыновья Рахматулла, Кузбек, Нигматулла, Тухватулла, Галиулла, Калимулла, Гайнулла, Сафиулла, Курбатулла66. Приводим имена жителей по ревизии 1816 г. Выше мы дали имена сыновей первопоселенца, а теперь назовем его внуков и правнуков, а также имена других жителей. Нигматулла Исламгулов, 45 лет, его сыновья Узяк, Гибадулла; Кузбек Исламгулов, 45 лет, сын Хабибулла, внук Халилулла; Рахматулла Исламгулов (1766—1813), сыновья Худайберды, Мухаметрахим; Кутлугузя Беги-шев, 36 лет, сыновья Алтынмурза, Юсупмурза; Бикчура Бегишев, 39 лет, сын Алтынчура; Курамша Таймасов, 18 лет67. После VII ревизии 5 башкир-припущенников были приняты из д. Карышево Слы-Минской волости Стерли-тамакского уезда (их тамги — )68. В 1835 г. по распоряжению начальства 35 башкир м.п. из Оренбургского уезда были переведены в это поселение69. Так сформировался контингент жителей из башкир, которых было в 1834 г. 87, в 1859 г. - 238, в 1870 г. - 256, в 1917 г. -367 (еще 13 русских), в 1920 г. — 517. В 1843 г. 87 башкир засеяли 402 пуда ярового хлеба. В 1917 г. на 64 двора приходилось 694 десятины посева, в т.ч. 9 хозяйств имело до 4 десятин, 23 — до 10, 9 — до 15, 19 — свыше 15 десятин. Д. Карышево возникла в 1812 г., когда 25 мужчин и 19 женщин из вотчинников были переселены из д. Азнаево70. В 1834 г. их стало 76, в 1870 г. - 492, в 1917 г. - 147, в 1920 г. - 149 башкир. В 1843 г. 76 человек засевали 192 пуда ярового хлеба. 24 хозяйства в 1917 г. имело 165 десятин пашни, в т.ч. 11 — до 4 десятин, 4 — до 10, 5 — до 15, 2 — свыше 15. Д. Качеганово при одноименной речке была известна до 1770 г. как поселение вотчинников Кульили-Минской волости. Здесь проживали сотник Бузан Смаков, рядовые башкиры Алдыргуш Атменев, Тлеумбет Дербышев, Азнай Тимашев, Шункар Назаров и другие. После припуска сюда башкир Сарали-Минской волости по договорной записи от 16 сентября 1770 г. «всего сорокью дворами» и одного двора ясачного татарина из дц. Аитово, Дюсян, Рахмангулово, Каркалы7' вотчинники оказались в других селениях. С тех пор Качеганово — только припущенниче-ское поселение. Из кроме названных сел, здесь жили и выходцы из д. Слаклыбаш (их было 11 мужчин в 1856 г.), которые обосновались ранее первых припущенников, примерно в 1766 г.72 В 1795 г. в 23 дворах взято на учет 145 башкир-припущенников. В 1816 г. было 156, в 1834 г. - 254, в 1850 г. -283, в 1859 г. — 364 души м.п. Здесь были башкиры (8 человек в 1834 г.) из Стерлитамакского уезда и выходцы из-за границы: в 1815 г. сюда прибыли Сайфутдин Абдул-менев, Мухтар Абдрашитов (сыновья Сагатдин, Шайхут-дин). 2 семьи в 1825 г. выехало в д. Каязы Чистопольского уезда Казанской дороги73. В 1870 г. было 740, в 1917 г. — 1466, в 1920 г. — 1252 башкира. Уменьшение количества дворов и жителей свидетельствует об основании ими дочернего селения. В 1843 г. на 466 человек засеяли 256 пудов озимого и 1624 пуда ярового хлеба. Имели 2 мельницы. К1917 г. на 262 двора приходилось пашни в 1238 десятин, из них 113 хозяйств имело до 4 десятин, 64 — до 10, 29 — до 15, 13 — свыше 5 десятин. * * * Жители д. Таукай-Гайна в 1856 г. о своем происхождении писали, что 90 лет тому назад они «вышли из Пермской губернии Осинского уезда из Тайнинской волости»74. И поставили следующие тамги — . Они были близки к истине. На самом же деле 10—11 июля 1750 г. по договорной записи башкиры Тайнинской волости были приняты вотчинниками Кульили-Минской волости. Гайнинцы Аджилял Юсупов и Мустай Тарабердин объясняли причины их переезда: «за умножением во оной их волости время от времени людей как в пашенной земле, сенных покосах, так и всяких нужных к житью человеческому угодьях приключился крайний недостаток и в приплоде скота за тесностию, от чего де они и к службам е.и.в. и к платежу
64 Там же. Д. 155. Л. 12-13. 65 Любезные вы мои... С. 63. 66 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156. Л. 83; Д. 514. 67 Там же. Л. 87. 68 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 108. Л. 15; Ф. 10. Оп. 1. Д. 1257. 69 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15141. Л. 23. Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156. Л. 12. МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 349-350. ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 106. Л. 5. Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 514. Л. 71. Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 108. Л. 77. МИЯКИНСКИИ РАЙОН
положенного на них ясака, приходя в несостояние и для того де по просьбе их обще той же волости со старшиною Илишем Аднашевым и разных деревень с башкирцами, всего с нами тридцатью дворами по старинному сродству и по единству тюбы припустили их на землю Уфимского уезда Ногайской дороги Кулькул(Кульили)-Минской волости башкирцы за довольно имевшуюся у них по Деме и Белой рекам сверх употребления землею и угодьев с таким условием, чтобы, живучи на оной пашенною землею, сенными покосами и всякими промыслы и угодьи с ними, вотчинниками, владеть и положенный на тое землю ясак платить обще вечно и безотменно в чем де и письмо за своими тамгами им дали. Просят... переселиться им позволить»75. В итоге все переселенцы были выключены из ведомства Осинского уезда. И решено было «наряжать их на службу, употреблять их в подводной гоньбе, собирать с них ясак» в Кульили-Минской, а не в Тайнинской волости. В 1795 г. башкиры-гайнинцы, теперь припущенники, 152 человека составили 23 двора. В 1816 г. было 135, в 1834 г. — 204 души м.п. 16 человек по VIII ревизии прибыли сюда из Стерлитамакского уезда. В 1859 г. взято на учет 611, в 1870 г. - 591, в 1920 г. - 901 башкир. В 1843 г. на 384 человека сеяли 616 пудов озимого и 2032 пуда ярового хлеба. Имели 2 мельницы. Д. Малые Гайны, или Мавлюкай-Гайны является дочерней деревней, основанной в начале XX в. башки-рами-гайнинцами из д. Таукай-Гайна. В 1917 г. в 40 дворах было учтено 238 башкир, в 1920 г. при 43 дворах — 248. В 1917 г. на 40 дворов приходилось 232 десятины пашни. 14 хозяйств имело до 4 десятин, 15 — до 10, 6 — до 15, 1 — свыше 15. Д. Старые Балгазы в 1920 г. показана как отруб, причем названа Балгазы. Находилась в составе Киргиз-Миякинской волости, в 16 верстах от ее центра — села Киргиз-Мияки. Тогда в ней в 18 дворах насчитывалось 100 человек. Другое поселение Малые Балгазы при р. Мияка возникло позже, т. к. не было взято на учет в 1920 г. Первая деревня была основана в начале XX в. В обеих проживали башкиры-вотчинники. Обе деревни в прошлом относились к Иликей-Минской волости, но обе были дочерними селениями. Коренное из них находится на левом берегу р. Дема на территории соседнего Алыпеевского района. О происхождении названия разговор уже состоялся, когда характеризовали одноименные поселения Алыпеевского района. К Иликей-Минской волости относится д. Чураево (Чурино). Сын первопоселенца Ишкильды Чуров участвовал в припуске башкир Тайнинской волости в д. Гайни-ямак в 1763 г. Упоминается в бумагах поземельных дел и другой Чуров. Это — Ильчиней. Тоже вотчинник той же волости. Однако д. Чурово стала пристанищем безземельных башкир, которые из Стерлитамакского уезда были приняты по договору 1743 г.76 Их тамги — X ~Г 1Ь В 1795 г. было 4 двора, где жили 9 мужчин и 13 женщин. К 1816 г. резко возрастает численность припущен- Тамже.'Д. 53. Л. 160. Там же. Л. 11; Д. 108. Л. 17. ных башкир, которые составили 205 человек, в 1834 г. — 179, в 1859 г. - 196, в 1870 г. - 156, в 1920 г. - 313. В 1843 г. на 179 башкир было засеяно 440 пудов ярового хлеба. Д. Аитово принадлежит к Иликей-Минской (в другом источнике Меркит-Минской) волости, но здесь живут башкиры из Юрматынской волости77. В 1816 г. она состояла лишь из трех дворов, где проживало 20 человек. Значит, она возникла перед самой ревизией. В 1834 г. из 133 жителей 33 являлись выходцами из Стерлитамакского уезда, остальные — из Белебеевского. Все — припущенники. В 1859 г. в 46 дворах учтено 226 человек. В 1917 г. было 485 башкир, в 1920 г. - 456. Перечислим имена сыновей, внуков и правнуков первопоселенца Аита по ревизии 1834 г. Юлдубай Аитов, 66 лет, сын Ишбулат; Кумышбай Аитов, 66 лет Date: 2015-07-10; view: 2524; Нарушение авторских прав |