Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тептярские, татарские и мишаре кие деревни
Поселок Крымский возник в 1892 г., когда русские крестьяне из Самарской губернии купили землю у Одинцова. В 1920 г. в 4 дворах жили белорусы и русские, сегодня там преобладают татары61. В другом одноименном поселении с 1890 г. обосновались эстонцы. Д. Уразметово — поселение тептярей на земле Меркит-Минской волости, вотчинники которой припустили их по договору 1747 г. Первопоселенец — Уразмет Исянбаев (1696—1786). Жена из д. Давлеткулово — башкирка Акбика Усманова (1708—1787). Его сыновья по VII ревизии 1816 г.: Резяп, 66 лет; Худайназар, 53 года; Худайберды, 54 года (у него 4 жены 60, 35, 40, 30 лет, его сыновья Галиулла, Габдулатиф, Абдулвахит, Абдулла, Рахматулла, Мухаметсалих). Худайберды служил старшиной, жил в д. Худайберды. Его должность занял 39-летний троеженец Акназар Габбасов62. В 1783 г. было 36 (из них 5 прибыли из д. Терменлык Мензелинского уезда), в 1795 г. — 64, в 1816 г. — 93, в 1859 г. — 170 тептярей, в 1920 г. — 860 жителей, названных в документах татарами. Д. Мендяново — селение мишарей. Первопоселенец из мишарей Мендян Муртазин. Его сыновья Абдулхаким и юртовой старшина Сейфульмулюк. Мишари были припущены вотчинниками Илькуль(Иликей)-Минской 58 Башкирский край. Вып. 1. Уфа, 1991. С. 84. 59 Шакур Р. 3. Память земли. С. 112-113. 60 Любезные вы мои... С. 62. 61 Абрютин В. А. Переселенцы и переселенческое дело 62 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 55 (1795 г.), 321 (1816 г.). волости по договору от 4 июня 1778, утвержденному в Белебеевском уездном суде 11 декабря 1808 г.63 Приводим его текст. «1778 года июня 4 дня Уфимского уезда Ногайской дороги Илькульминской волости старшина Бакыр Таймасов со всеми дедовыми (?) вотчинниками асабами башкирцами старшинами и младший с общего согласия с приложением тамог дали сие договорное письмо в том, что на жалованною от великих государей дедам и отцам нашим изстари владение своею землю, именуемую деревню Васильеву, за переселением из оной деревни ясашных татар с оставшими для общего жительства с семейством и с скотом припустили к вечному (владению) Уфимского уезда Сибирской дороги команды старшины мещеряков Нигматуллы (Янышева), Мендяна Муртазина, Мурсалима Кулыева, окромя оных 6 дворов вместо переселившихся из оной деревни татар, которые съехали с большой дороги и чтоб во время прохождения полков в проезде штаб- и обер-офицеров со всякими казенными вещами в подводной гоньбе не последовало остановки и нам, асабам башкирцам, не было б в чем недостатка и во всякое время как и выше помянуто на основании выше писанного для казенных надобностей на перевозе реки Демы и держать порядочный к переплавлению плот и какие на оное потребны вещи лес или канаты и тому подобное, то б все оное иметь в готовности и исправлять оное вообще с ближними и окольными деревнями Нифаровой, Ямаковой, Богдан Тавлиной жителями, кто плот делать, на воду спускать, выгружать и во всем исправления без всякого недостатка непременно иметь вообще ж и на пищу рыбу удами и жерлицами ловить со всеми угодьями и межи оной земли значут под сим от перевоза и от переезда Чавкаликского жилища за водной стороной Тиметова Колка сыртом на рудную дорогу на состоящей в вершине Минетменя, но как с Яик-Суби-Минского межею по течению реки Минетменя и деревни Васильевой проезжую на рудную дорогою межею и в даль по оной Минетменю на реку Дему и по Деме реке с Черным лугом, называемым Каратугай при перевозе Черный луг рытвенной Беркутского устья и по Минетменю с наружною стороною вышеписанную ж в межах землею с нами, асабами-башкирцами, владение иметь обще и кроме помянутых мещеряков Мендяна и Мурсалима с 6 дворами людьми мы, башкирцы, из владения не выключаемся, за что с оных мещеряков взять нам ныне за поселение по 4 рубля и впредь получать нам с каждого двора на каждый год оброку по 20 копеек и если на оной земле изловются черные лисицы, выдры и бобры или найдутся дупленицы со пчелами и тому подобное, то оное делить пополам, а ловцам птиц — беркутов, соколов, ястребов — и подобных оных не ловить и кроме оных... горносталей и разных лисиц и рысов, куниц и подобных оным ловить вольны и позволяются, что ими впредь своим старанием приобретут также и про себя хмель щипать и вышеписанным данным условии помянутой деревни Васильевой с прежними жителями оным 8 дворам жительство иметь вечно или сколько они жить пожелают. Во уверении чего к сему договорному письму тамги свои приложили Байгазы Кайгулов, Балтай Алдаров, Шафи Байгазин с тов. Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 53. МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ
Свидетелем был бурзянской деревни Карабулат Сул-тангулов»64. В 1795 г. в Мендяново проживало 180, в 1816 г. — 210, в 1834 г. - 350, в 1859 г. - 564, в 1870 г. - 711, в 1917 г. -в 225 дворах 1270 мишарей и «новобашкир», в 1920 г. — 1227 мишарей, ошибочно названных башкирами. В 1843 г. на 350 мишарей засеяли 480 пудов озимого и 2712 пудов ярового хлеба. 225 дворам в 1917 г. принадлежали 863 десятины пашни, 130 хозяйств имело до 4 десятин, 48 — до 10, 11 — до 15, 9 — свыше 15. 27 дворов не имело посева. Разъезд Мендян возник в связи со строительством Транссибирской железной дороги, в 1920 г. состоял из 18 дворов с русским населением 94 человека. Сегодня там преобладают татары. Д. Старая Васильевка была основана тептярями по записи Уфимской провинциальной канцелярии 29 августа 1746 г.65 Она возникла на земле башкир Иликей-Минской волости. Известны сыновья и внуки первопоселенца Василия по ревизии 1795 г.: 60-летний Абляс Васильев, его сын Зюлькарнай; Аптекей (1735—1788), его дети Абдул, Мазит; Аблязи (1729—1788), сыновья Усман, Ислагул, Уразгул. Укажем долгожителя Ишбулды Терюшкина (1714-1789). Тептярей в коренной деревне в 1783 г. было 41, в 1795 г. — 53 тептяря, 61 башкир (впоследствии оказались в сословии тептярей), в 1816 г. — 210, в 1834 г. — 228, в 1859 г. - 331, в 1870 г. - 393, в 1920 г. - 866 тептярей и мишарей (последних в 1834 г. было 12 человек, припущенных в 1778 г.). Они сегодня называют себя татарами. Д. Нигматуллино (Маляш, Миляш) была основана поручиком мишаром Нигматуллой Янышевым по договору башкир Яик-Суби-Минской волости 1793 г. о его припуске. Однако поселения как такового еще не было. По второму договору волостных башкир 1811 г. Нигма-тулла и его сын Исхак стали припускать мишарей. Новое селение было создано мишарями изд. Салихово в 1812 г.66 Мишари имели и третий договор с суби-минцами от 12 февраля 1830 г., по которому сюда была принята новая группа мишарей67. Мишари прибывали сюда из дд. Бу-зовьязы, Еремеево, Байтимирово, Салихово, Новой, Чуюнчи68. В 1816 г. здесь было 229 мужчин и столько же женщин. В 1834 г. - 882, в 1859 г. - 1435, в 1870 г. - 1559, в 1920 г. -2963 мишаря при 563 дворах. В 1843 г. на 882 мишаря засеяли 1720 пудов озимого и 10048 пудов ярового хлеба69. Деревень под названием Аврюз было предостаточно. Самая ранняя из них Аврюзбаш (Верхний Аврюз) возникла на вотчине башкир Яик-Суби-Минской волости по договору вотчинников в 1765 г.70 Ее жители — мишари. В 1859 г. здесь было 490, в 1870 г. - 555, в 1917 г. - 1038, в 1920 г. — 838 мишарей. Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 137-139. Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 108. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2794; Д. 4434. Л. 2. Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2083. Л. 8. Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 112. Л. 158. Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 189. ЮАС. Вып. 2. С. 337. В 1843 г. на 385 мишарей было засеяно 840 пудов озимого и 2816 пудов ярового хлеба. По договору с башкирами той же Яик-Суби-Минской волости от 1778 г. мишари основали д. Нижний Аврюз71. В 1834 г. здесь насчитывалось 670, в 1859 г. — 891, в 1870 г. - 897, 1917 г. - 2006, в 1920 г. - 1815 мишарей, ошибочно названных в 1870, 1917, 1920 гг. башкирами. На 670 мишарей в 1834 г. засеяли 840 пудов озимого и 4552 пуда ярового хлеба. Д. Аврюзтамак (Таш-Кичуй, Токтарово) в 1859 г. названа поселением припущенников, а по другим годам (1870, 1917, 1920) — башкир. Время ее образования нам неизвестно. В 1859 г. было 100, в 1870 г. -104, в 1917 г. -264, в 1920 г. - 265 башкир. Д. Аврюз стала известной с конца XVIII в., когда, по одним данным, 38 тептярей перебрались из д. Казанлыта-мак на новое место и создали в 1794 г. д. Новый Аврюз72. По другим данным, по договору с башкирами Иликей-Минской волости от 5 февраля 1795 г. д. Аврюз создали тептяри. Данные сведения близки по содержанию, поэтому следует думать, что эти два новых поселения и есть д. Аврюз. Однако последующие ревизии и переписи ее не учитывали. Она не учтена и переписью 1920 г. Тептярское село Трунтаишево (Мясей) при одноименной речке было основано ясачными татарами, перешедшими затем в тептярское сословие. Они были припущены 30 башкирами Яик-Суби-Минской волости во главе с сотником Идрисом Муашевым, исполняющим старшинскую должность Якшембетом Бикташевым и бывшим сотником Аккулаем Бикташевым по договорному письму 1760 г. с условием «платежа на год с каждого из 15 дворов по 15-ти коп. и (выполнения) общей с ними подводной гоньбы». Переселенцы указали и причины их переезда на вотчину яик-суби-минцев: в местах их бывшего жительства «в хлебопашестве, коего по посеву хлеба ничего не родится», «лесом и землею недостаточно», а также «от столбовой дороги в стороне верстах в 60-ти». «А нынешнее де жительство, куды сотником Идрисом Муашевым с товарыщи к житью припущены, состоит на самой к городу Оренбургу Ново-Московской проезжей дороги». Чтобы «как бы не приттить в не состояние и не отстать бы и платежей подлежащего в казну ясака», взяли по договору у башкир «вотчинную способную к житью и к домашнему... извороту землю по следующем межам — первая с вершины речки Туран-Таиш до колка Киевбири, а от Киевбири до колка Утуса-тарбак, от Утусатарбаку до колка Игимета, от Игимета до колка Агыч-Кыргана, от Агыч-Кыргана до речки Булат-Субы, от Булат-Суба до речки Иткини-Каран, по правой стороне Иткини-Каран внис до устья, от того устья до речки Салтана-Каран, по обе стороны с сенными лугами, а от тех вверх по речке Турум по правую сторону степь, где де воля скоту ходить; есть ли де в вышеписанных межах к довольствию лесу будет недостаточно, то довольствоваться из-за речки Курсаку из состоящих за оною колков, называемых Илбахтина, Аю, Кургусы и Юмашева, в чем они и спорить не будут». Сюда были припущены следующие ясачные татары из Билярской волости Казанской дороги: бывший их стар- ' Там же. 2 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34. Л. 91. АЛЬШЕЕВСКИИ РАЙОН
шина Максют Мурзекеев, из команды старшины Минея Бикбовова д. Яняковой — Масей Мурзин, Шарипкул Илкин, Мухамет и Ермухамет Юзеевы, Ибрай Ишкинин, Ибрай Тохторов; д. Моисеевой — Рыкай Биганов, Мясей Юсупов, Шарип Юлдашев, Абдулкарим Алмекеев; д. Бюляровой — Хозямкул и Рафик Кулметевы, Искендер Халилов, Уразмет Юсупов; д. Тузанабиковой — Алмекей Ишметев, Ишеней Бикметов; д. Маткауштамак — Тимер-кай и Умир Ирмекеевы, Еркей Досаев; д. Бикбуловой — мулла Асан Альмухаметов, Суюндук Токбаев; д. Таировой — Чунай Такаев, Кияз Ибраев; д. Псеевой — Тляммет Аблаев73. Из перечисленных имен становится ясным и второе название деревни — Мясей. Из двух жителей по имени Мясей один имеет прямое отношение к имени села. В 1783 г. было 322, в 1795 г. — 452 тептяря, 4 башкира, в 1816 г. - 762, в 1834 г. - 1096, в 1859 г. - 1732, в 1870 г. -1712 (2 мечети, конфессиональная школа, почта, 6 мельниц), в 1920 г. — 3674 тептяря при 718 дворах. Сегодняшнее село Слак в конце XVIII в. было поселением мишарей. Относительно их припуска имеются следующие данные. Башкиры Яик-Суби-Минской волости припустили первую группу мишарей еще в 1738 г.74 Часть мишарей осела здесь без разрешения земельных владельцев. Затем в 1749 г. новая группа мишарей «насильно поселилась» в этом селении. Противоправные их действия требовали отрегулирования взаимоотношений между башкирами и их припущенниками. И через 10 лет они пришли к необходимости узаконить эти ненормальные отношения. Башкиры Яик-Суби-Минской волости заключили с ними договор в 1759 г., который через год был утвержден Уфимской провинциальной канцелярией. Текст договора гласит: «1759 году Уфимского уезда Ногайской дороги Яик-Суби-Минской волости деревни Чуракаевой Чуракай Тюркеев, Идрис Муашев, Шарип Чуракаев, Таганай Биккулов, Чабык Акбердин, Мурзаш Темирбаев, Башир Кулбаев, Муксин Аккулов, Темир Муртазин, Насыр Шейдяков, Кутуш Акбердин, Чувашбай Тимиш-кин, Якуп Ихиков, Аккубяк Терпеев, Сагит Мавлякеев, Каипкул Утяков, той же волости д. Кармышевой (выше уже перечислили 5 человек, когда речь шла об этой деревне), той же волости д. Альшевой (их имена уже упомянули, когда говорили об этой деревне) все мы, болыпия и малыя с товарыщи, со общаго согласия отдали жалованную свою землю по речке Слак Уфимскаго уезду Сибирской дороги команды мещерятского старшины Салтанбека Янышева д. Кандяковой Ахмер мулле Абдра-химову с товарыщи 15 дворам, а с каждого двора оброку по 20 копеек, а тот оброк платить по миновении трех лет, а оная земля по урочищам — по р. Слак, а оной речки Слак межи — нижняя до Верхний Ольховый Каран до устья к тому Ольховому Карану до межи Тлякеева колка до выпадучи речки до урочища Илькальминского, от этого до Чермиского кошу до ястрибиного гнезда, а оттоль чрез Узяк до Черемисского кошу по р. Каран до Слаку и тому Слаку по обе стороны лугами вверх итти до устья Бишинды, а от того устья на нис и вверх до устья Ольхового Карана между дву Ольхового Карана припустили вечно пашню пахать, сено косить, лес рубить и бревна и лубья снимать, мельницы строить и со всеми угодьи, а ежели найдут дубленицы поделить пополам, тако ж лисиц, куниц — пополам и в тех межах и урочищах ему, мулле, Ахмеру Абдрахимову, где мы сами всякие угодья употребляем тако ж ему, Ахмеру, не отказывать, а им, припущенникам мещерекам дать им, асабам, оброчных денег с каждого двора в год по 20 копеек без всякого спору. В том я, Ахмер мулла Абдрахимов, руку приложил и мы, асабы, дали для уверения и о неспоре тамги свои приложили»75. А в указе Уфимской провинциальной канцелярии от 22 декабря 1760 г. уточняются места выхода мишарей. Ахмер-мулла Абдрахимов, например, переселился сюда из д. Суюндуково, Муртаза Усейнов — из д. Мунгачево. Ягафар Даутов — из д. Богданово, Усеин Байматов с тов., Адильша Габдусалимов — из д. Балышлы, Ягафар Абдрах-манов — изд. Карамалы, Резяп Ильясов, Гумер Амаметов, Аит Галин — из д. Каратяка, Ахмер Алменев с тов. — из д. Аврюз, Якуп Богданов — из д. Исланово, Ишкиня Бай-барисов — из д. Сафарово, Тимган Усманов с тов. — из д. Кудушли, Мурадым Усейнов, Исмаил Сулейманов, Салим Махмутов — из д. Балышлы. Среди них был из Осинского уезда и Габбас Иштуганов. В том указе говорится, что «взяли вы у башкирцев Яик-Суби-Минской волости землю, на которую назад тому лет десять переселились и по ныне жительство имеете. Указ дан для того, чтобы «им не было утеснения»76. Припуск практиковался и позднее, причем припускали снова не только владельцы вотчины, но и сами припущенники. В 1804 г., по словам слаковцев, к 15 дворам мишарей были прибавлены еще столько же семей, затем сами мишари «припустили еще 25 дворов. Теперь нас более 80 дворов»77. Здесь были и тептяри. Вот так шло формирование населения д. Слак, которое сначала называлось Суюндуково (по названию места выхода — родной деревни муллы Ахмера Абдрахимова), затем — Ахмерово по имени муллы, и, наконец, — Слак. Все названия происходят от антропонима, кроме последнего: Слак — от гидронима, названия речки. В 1783 г. в деревне отмечено 6, в 1795 г. — 4 тептяря, 780 мишарей, в 1816 г. — 820 мишарей, 6 тептяря, 40 служилых татар, в 1834 г. — 1403 мишаря, в 1859 г. — 2161 припущенник, в 1870 г. — 2354 башкира, в 1920 г. — 5070 башкир при 985 дворах. Как видно, два раза мишари ошибочно были названы башкирами. В конце XIX в. в Слаке было 4 мечети и 2 конфессиональные школы. В одном документе говорится об обострении земельного вопроса в конце ХГХ в. В конце марта 1882 г. до 200 жителей Слака, вооруженные кольями, топорами и ружьями, напали на имение землевладельца Алексеева и, вырубив самовольно более трех десятин леса, увезли его к себе в деревню. Прибывшие на место происшествия представители местной власти были встречены выстрелами78.
МИБ. Т. 4. Ч. 2. С. 28-30. ЦГИА РБ. Ф. 106. Оп. 1. Д. 10. Л. 52. Там же. Л. 54-55. Там же. Л. 56—57. Там же. Крестьянское движение в России в 1881 — 1889 гг. С. 127. МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ Д. Никифарово была основана в 1742 г., когда вотчинники Иликей-Минской волости приняли к себе тептярей, а также по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 29 августа 1746 г.79 Сюда в 1778 г. был принят житель д. Бизюрово Казанской дороги служилый татарин Усман Романов с 6 дворами80. 9 марта 1795 г. была принята новая группа тептярей. Безземельные башкиры в составе жителей оказались в тептярском сословии. В 1795 г. здесь было 217 башкир (31 двор), 65 служилых татар (12 дворов), 18 тептярей (4 двора). В 1816 г. башкир не было, зато намного увеличилось количество тептярей — 390 человек, 50 татар, в 1834 г. — 492 тептяря, 80 татар, в 1859 г. — 663 припущен-ника, в 1870 г. — 659 тептярей и 136 татар, в 1920 г. — 2178 тептярей, названных башкирами. Имелось тогда же 420 дворов. В конце XIX в. было отмечено, что по средам проводились базары, при деревне было 8 мельниц. Время образования дочерних селений и их генетические связи с коренными селами более известны местным жителям и особенно краеведам, чем нам. Поэтому уточнение всех этих моментов оставляем им. В 1920—1925 гг. в переписных документах еще не значились (следовательно, тогда их вообще не было) следующие селения: Янаул, Балкан, Бикчагул, Игенче, Красная Звезда, Айдагу-лово, Давлетово, Ирик, Берлек, Кызыл Яр, Урняк, Каран. В 1925 г. впервые были зафиксированы следующие поселения: Иршат из 25 хозяйств, Сартбаш (8), Зарагат (16), Ташкичу (25), Хрусталево (поселок возник как хутор с русским населением из 79 человек). Date: 2015-07-10; view: 1627; Нарушение авторских прав |