![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Расположения и шероховатости поверхности
Общие требования при назначении допусков формы и расположения даны в подразделе 5.1.3, а шероховатости поверхности — в разделе 3.4. При выборе допусков формы и расположения на детали типа валов все требования можно разделить на три группы. Группа 1 связана с установкой подшипников качения — наиболее ответственных, точных и сложных изделий (назначение требований производится в соответствии с разделом 3.2) либо с созданием необходимых условий для работы подшипников скольжения (назначение требований производится в соответствии с разделом 3.3). Группа 2 — это группа требований, которые связаны с обеспечением точности зацеплений в зубчатых и червячных передачах. Группа 3 — группа требований, ограничивающих неуравновешенность деталей. При назначении допусков взаимного расположения различных элементов вала прежде всего необходимо выбрать базы, относительно которых они будут задаваться. В качестве баз следует всегда стремиться выбирать конструкторские базы, т. е. те поверхности, которые определяют положение вала в механизме. На рис. 5.5 приведена схема установки вала в механизме. Рабочей осью вала является ось, проходящая через середины посадочных поверхностей подшипников качения, которая и определяет положение вала. Поэтому в качестве базы используется общая ось двух шеек, обозначенная на рис. 5.5. буквами ДЕ.. Позиция 1. Допуск радиального биения посадочной поверхности для левого подшипника относительно общей оси. Рекомендуется назначать вместо соосности, так как контроль данного параметра осуществляется значительно проще, чем измерение соосности. Назначение технического требования — обеспечение качественной работы подшипника качения. Радиальное биение определяется с учетом суммарного допустимого угла взаимного перекоса колец подшипника (см. разд. 3.2): где
Допускается принять:
Величина отклонения от общей оси (рис. 5.6): где k =
TCR = 10 мкм. Примечание. Следует помнить, что радиальное биение включает в себя и погрешность формы, поэтому допуск формы не должен быть по крайней мере больше В тех случаях, когда допуск формы больше, чем значение Позиция 2. Допуск радиального биения посадочной поверхности для правого подшипника относительно общей оси. Радиальное биение определяется по такой же методике, как и в позиции 1. Только в данном случае необходимо учесть еще угол Допустимая величина отклонения от общей оси: где
TCR = 25 мкм. Позиция 3. Допуск торцового биения заппечика вала. Допуск задается на диаметре заплечика вала Назначение технического требования — обеспечение качественной работы подшипника. Крепление левого подшипника соответствует схеме 1 (см. рис. 3.9, а). Значение допуска торцового биения берется 25 мкм (см. табл. 3.9). Принимаем в соответствии с табл. П.2.4, приложение 2: ТСА = 20 мкм. Позиция 4. Допуск торцового биения буртика вала. Допуск задается на диаметре буртика вала Назначение технического требования — обеспечение норм контакта зубьев в передаче; обеспечение качественной работы правого подшипника. При выборе допуска следует рассматривать четыре случая. Случай 1. Зубчатое колесо сопрягается с валом по одной из рекомендуемых посадок с натягом Н7/р6; H7/r6; H7/s6 и имеет длинную ступицу ( Случай 2. Зубчатое колесо сопрягается с валом по одной из рекомендуемых посадок с натягом, но имеет короткую ступицу ( Поскольку погрешность в направлении зубьев зависит не только от торцового биения буртика вала, но и от перпендикулярности базового торца колеса и ряда других технологических причин, то практически можно допустить, чтобы торцовое биение вызывало не более 1/3 допуска на погрешность направления зуба Fp по ГОСТ 1643—81. Учитывая, что допуск на погрешности направления зуба задается на ширине зубчатого венца I, а допуск торцового биения — на диаметре буртика вала dб, можно написать следующее выражение для торцового биения: Случай 3. Зубчатое колесо сопрягается с валом по переходной посадке. Торцовое биение буртика вала определяют независимо от длины ступицы по вышеприведенной формуле. Примечание. Во 2-м и 3-м случаях, когда точно известно, что базовый торец колеса является базовым и при нарезании зубчатого венца, можно увеличить допуск до 0.5 F?. Случай 4. Зубчатое колесо свободно вращается на валу. Буртик вала не является базовым, а биение на него назначается из условия минимально допустимого торцового зазора, необходимого для свободного вращения колеса. Приведенный пример механизма (см. рис. 5.5) соответствует рассмотренному 3-му случаю. При этом базовый торец колеса вследствие его несимметричности известен, и можно допустить, что во время нарезания зубчатого венца он будет использован в качестве технологической базы. Наибольшее допускаемое торцовое биение буртика вала, определяемое из условия нормальной работы зубчатого колеса, вычисляется по формуле: ?=0,5(dб/ Значение F? = 9 мкм выбирается по ГОСТ 1643—81 (см. табл. П.4.4, приложение 4) для цилиндрических зубчатых передач либо по соответствующим стандартам для других видов зубчатых колес. Теперь рассмотрим влияние буртика на качество базирования подшипника качения. Наибольшее допускаемое значение биения буртика из условия нормальной работы правого подшипника определяется в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделе 3.2: где
ТСА = 6 мкм. Позиция 5. Допуск радиального биения посадочной поверхности для зубчатого колеса. Назначение технического требования — обеспечение выполнения норм кинематической точности передачи. Величина допуска радиального биения шейки вала выбирается в зависимости от допуска на радиальное биение зубчатого венца Fr Радиальное биение зубчатого венца вызывают три вида погрешностей: • радиальное биение подшипников качения; • радиальное биение посадочной поверхности вала относительно общей оси; • биение зубчатого венца колеса относительно оси посадочного отверстия. Поэтому можно допустить, чтобы радиальное биение посадочной поверхности вала было не более 1/3 Fr Наибольшее допускаемое радиальное биение посадочной поверхности вала: Значение Fr выбирается по ГОСТ 1643—81 (см. разделы 2.6 и 5.4) для цилиндрических зубчатых передач либо по соответствующим стандартам для других видов зубчатых колес. Допуск радиального биения выбирается по ГОСТ 24643—81 (см. табл. П.2.5, приложение 2): TCR = 12 мкм. Примечание. Допускается назначить TCR = 16 мкм, что не предусмотрено степенью точности для данного интервала номинальных размеров, но это числовое значение соответствует ряду, указанному в стандарте (см. табл. П.2.1, приложение 2). Позиция 6. Допуск радиального биения посадочных поверхностей для муфт, шкивов, звездочек. Допуск задается на диаметре посадочной поверхности по табл. 5.1. Назначение технического требования — ограничение возможного дисбаланса как самого вала, так и вала в сборе с деталью. Принимается, что частота вращения вала равна 1460 мин-1. Допуск радиального биения принимается по ГОСТ 24643—81: TCR = 10 мкм. Таблица 5.1
Назначение технического требования — не допускать значительной амплитуды колебаний рабочей кромки манжеты, вызывающих усталостные разрушения резины. Допуск на радиальное биение: TCR = 25 мкм. Таблица 5.2
Позиция 8. Допуск формы посадочных поверхностей для подшипников качения. Допуск круглости и допуск профиля продольного сечения выбираются в соответствии с разделом 3.2. Назначение технического требования — обеспечение качественной работы подшипников качения. Отклонения от круглости и от профиля продольного сечения не должны превышать IT/4: EFK = EFP = 0.25 IT, где IT = 13 мкм — допуск размера посадочной поверхности вала. EFK = EFP = 0.25 • 13 = 3.2 мкм. Допуск формы: TFK = TFP = 2.5 мкм. Позиция 9. Допуск симметричности расположения боковых сторон шлицев. Назначение технического требования — обеспечение равномерности контакта боковых поверхностей шлицев в сопряжении. Допуск принимается по табл. 2.7 раздела 2.2. TPS = 12 мкм. Позиция 10. Допуск симметричности расположения шпоночного паза отклонения на глубину и длину шпоночного паза. В основу рекомендаций по выбору того или иного вида технических требований положены результаты анализа стандарта, устанавливающего допуски и посадки на призматические шпоночные соединения (ГОСТ 23360—78), стандартов на калибры для шпоночных соединений (ГОСТ 24109—80...ГОСТ 24121—80), а также рекомендации В. Д. Мягкова и П. Ф. Дунаева [7, 8, 10]. Рекомендации, приведенные в табл. 5.3, в равной степени относятся к шпоночным пазам, расположенным как на валах, так и в отверстиях. Таблица 5.3
При назначении допуска расположения шпоночного паза рекомендуется учитывать характер производства и конкретные технологические возможности. Отклонения на глубину шпоночного паза у вала и у втулки см. в табл. 2.4. Предельные отклонения длины шпоночного паза назначаются по Н15 в соответствии с ГОСТ 23360—78 (см. раздел 2.1). Позиция 11. Шероховатость поверхностей в шпоночном соединении. В соответствии с рекомендациями [10] значение параметра Ra следует выбирать не более: • для рабочих поверхностей пазов и шпонок — 1.6...3.2 мкм; • для нерабочих поверхностей — 6.3... 12.6 мкм. Позиция 12. Шероховатость посадочных поверхностей под подшипники качения. Назначение технического требования — обеспечение заданного характера сопряжения. Величина шероховатости выбирается по табл. 3.13, Ra = 1.25 мкм. Учитывая, что допуски формы у посадочных поверхностей составляют (см. позицию 8) TFK=TFP = 2.5 мкм, принимаем Ra = 0.2 мкм. Позиция 13. Шероховатость поверхностей зубчатых (шлицевых) соединений. В соответствии с рекомендациями [10] значение параметра Ra следует выбирать по табл. 5.4. Таблица 5.4
Позиция 14. Шероховатость поверхности заплечика вала. Назначение технического требования — равномерное распределение нагрузки по поверхности заплечика и обеспечение необходимой точности положения зубчатого колеса. В соответствии с рекомендациями в разделе «Шероховатость поверхности»: rz = 0.5 ТСА = 0.5 • 6 = 3 мкм; Ra = 0.2 Rz = 0.2 • 3 = 0.6 мкм. Принимаем (см. табл. П.3.1) Ra =0.4 мкм. Позиция 15. Шероховатость посадочной поверхности под зубчатое колесо. Назначение технического требования — обеспечение заданного характера сопряжения. В соответствии с указаниями в разделе 3.4 «Шероховатость поверхности» выбирается наименьшее значение Rz из двух выражений: 1. Rz = 0.33 IT = 0.33 • 16 = 5.3 мкм; 2. Rz = 0.5 TCR = 0.5 • 12 = 6 мкм. Ra = 0.2 Rz = 0.2-5.3 = 1.06 мкм. Принимаем Ra = 0.8 мкм. Позиция 16. Шероховатость поверхности под манжетное уплотнение. Назначение технического требования — предохранение манжеты от преждевременного износа. Назначается в соответствии с табл. 3.12: Ra = 0.4 мкм, полировать. Date: 2015-06-11; view: 3297; Нарушение авторских прав |