Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Примечания. 2. Далее мы увидим, что эта идея и ныне пользуется спросом у карачаевских ученых
1. В начале 1930-х гг. В. И. Абаев находил возможным говорить о едином «балкарско-карачаевском языке» и предлагал для него название «таулу», что означало «горский». См.: Абаев 1933. С. 73. 2. Далее мы увидим, что эта идея и ныне пользуется спросом у карачаевских ученых. См.: Шаманов 2003. С. 29-30. 3. Кое-где прежние названия населенных пунктов были в 1957 г. восстановлены. См.: Зумакулов 2001. С. 430-431. 4. Бугай дает несколько иные цифры. См.: Бугай 2000. 5. В известной степени этот негативный образ турок и Османской империи коренился в европейской традиции, формировавшейся в XVI — XVIII вв. См.: Зirakman 2002. Р. 75-85, 105-172. С начала 1970-х гг. образ врага в лице Турции получил уже другую функцию как фактор, заставлявший местные народы ориентироваться на Россию и оправдывавший их добровольное присоединение к ней. Именно такого подхода требовали от историков партийные чиновники. См.: Шерстобитов 1974. С. 13-15; Гриценко 1975. С. 21-23, 31-32; Сокуров 1976. 6. Позднее Лавров объяснял, что его работы по истории карачаевцев и балкарцев не увидели бы свет, если бы он осмелился упомянуть истинные названия этих народов. См.: Маремшаова 2003. С. 190. 7. Правда, некоторые специалисты все же датируют его XI—XII вв. См.: Марковин, Мунчаев 2003. С. 266. 8. Доклад Лаврова о сванах содержал явные натяжки. В частности, в доказательство своей гипотезы он приводил башню, построенную в Чегемском ущелье в сванском стиле. См.: Лавров 1950. С. 81. Эту башню действительно построили сванские мастера, но по приглашению местных князей. См.: Иессен 1941. С. 31; Мизиев 1970. С. 42-43, 72; Калоев 1972. С. 24-25; Шабаев 1994. С. 239-240. 9. Похоже, термин «горско-татарское население» для балкарцев дольше всего использовали некоторые осетинские авторы. См., напр.: Ванеев 1959. С. 21. 10. Идеи Лайпанова перекликались с гипотезой Л. И. Лаврова, который еще в 1940 г. отождествлял тюркоязычных предков карачаевцев и балкарцев с половцами. См.: Лавров 1959; 1969. С. 60-77. 11. Это мнение, похоже, разделяют и некоторые балкарские ученые. См., напр.: Батчаев 1980. 12. Правда, В. И. Абаев высказывал догадку о том, что под тюркским и иранским слоями лежит какой-то еще более ранний языковой субстрат, связанный с истинными кавказскими аборигенами. См.: Абаев 1933. С. 88; 1949. С. 289-290. Вероятно, речь должна идти о носителях более ранней кобанской культуры. См.: Алексеева 1963. С. 7-11, 50-51; 1991. С. 321. 13. В 1960—1976 гг. он был министром внутренних дел КБ АССР. 14. О воспоминаниях его дочери о мытарствах семьи см.: Алиева 1993 в. 15. Такая идея встречалась в довоенной литературе. См., напр.: Анисимов 1929. С. 47; 1937. С. 84. 16. О ее критике см.: Кузнецов 1963 а; 1974. С. 77-85; Кузнецов, Чеченов 2000. С. 93; Алексеева 1963. С. 15, примеч. 1; 1966. С. 240-247. 17. Между тем в самой Турции пантюркизм был непопулярным маргинальным течением, и ни власти, ни население не придавали ему никакого значения. См.: Cornell 2001. Р. 288-289. 18. Правда, Турчанинов был склонен приписывать рунические надписи тоже аланам. См.: Турчанинов 1971. С. 89. Но единомышленников он в этом не нашел. 19. Неприязнь со стороны Суслова карачаевцы объясняют, в частности, тем, что, не сумев в 1943 г. организовать эффективное партизанское движение в Карачаево-Черкесии, он попытался переложить вину на карачаевцев. См.: Гарифуллина 1990 б; Алиев и др. 1993 а. С. 15; Коркмазов 1994. С. 125-127; Тебуев 1997. С. 19, 32-33; Шаманов и др. 1999. С. 17. Это мнение подтверждают и независимые эксперты. См.: Медведев, Ермаков 1992. С. 61-73. 20. Впервые школьный учитель Кипкеев заявил о себе страстным выступлением против «карачаевского национализма» на IV пленуме Карачаево-Черкесского обкома партии в 1974 г. К июню 1981 г. он сделал головокружительную карьеру, став ректором Карачаево-Черкесского государственного педагогического института, депутатом Верховного Совета СССР и членом Карачаево-Черкесского обкома КПСС. См.: Алиев 1993 б. С. 25-27. 21. Следует отметить, что для северокавказцев, с большой нежностью относящихся к детям, обвинение в убийстве детей звучит страшным оскорблением. В начале 1990-х гг. этот памятник был демонтирован. 22. В XVI—XVII вв. некоторые европейские авторы тоже верили, что тюрки происходили от скифов. См.: Фаттахов 2002. Р. 81-82. 23. В 1990-е гг. о тюркоязычии алан заговорили и в Татарии. См.: Фаттахов 1990; Закиев 1995. С. 59 и след. 24. О критике этой тенденции см.: Кузнецов, Чеченов 2000. С. 81. 25. В советские годы «карачаево-балкарская национальность» фигурировала только в переписи 1937 г. См.: Бугай, Гонов 2003. С. 394. Но затем о таком единстве писали только эмигранты. См., напр.: Aslanbek 1952. Р. 7. 26. Этот проект потерпел неудачу, но в последние годы адыгейцы добились значительной государственной ссуды на строительство автомобильной трассы, призванной соединить их с шапсугскими районами. Тем временем шапсуги отказались от требования учреждения национального района и удовлетворились получением национально-культурной автономии. 27. Появившиеся в конце 2004 г. планы упразднения Республики Адыгеи и ее объединения с Краснодарским краем кладут конец этому мифу. Правда, президент Адыгеи заявил 13 января 2005 г. решительный протест, а весной целый ряд местных общественных организаций также выступили против этого проекта. См.: http://regnum.ru/nevs/38873.html. 28. Правда, в советское время он у них сомнений не вызывал. См., напр.: Кумыков 1967. С. 238. 29. О национальном представительстве во властных структурах КБР см.: Аккиева 2002. С. 118. 30. См. весьма показательный спор об истории региона между В. М. Коковым и X. М. Ибрагимбейли (Коков 1997; Ибрагимбейли 1998). 31. План создания казачьей республики был разработан под руководством бывшего первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС И. Болдырева (Коркмазов 1994. С. 136-137). 32. Кстати, В. И. Абаев не был категорическим противником идеи гетерогенности скифов и сарматов. Теоретически он допускал, что в их состав могли входить и какие-то неиранские элементы. Просто он не видел твердых доказательств в пользу этого. См.: Абаев 1949. С. 37. 33. Об азербайджанских ревизионистах см.: Шнирельман 2003. С. 165-182. 34. О нем см.: Shnirelman 1996. Р. 38-39. 35. Об этой теории см., напр.: Еремеев 1990 а. 36. О критике этого см.: Sahni 1997. Р. 196-197. 37. Нелишне отметить, что именно такую шовинистическую роль индоевропейская теория играет в писаниях некоторых современных русских националистов. Об этом см.: Шнирельман 2004 а; Shnirelman, Komarova 1997. 38. О более осторожном подходе см.: Лавров 1969. С. 66; Чвырь 1996. 39. Недавно эти идеи подхватил музыковед А. Баташев, не только выводящий свой род из Карачая, но и убежденный в его связях с Шумером. См.: Кукулин 2001. 40. О критике построений Мизиева см.: Чеченов 1990. С. 148-150; Кузнецов 1992. С. 178, 371; 1997. С. 47-48; Марковин 1994. С. 58-60; Баскаев 1995 б; Кузнецов, Чеченов 2000. С. 35-45, 94-95. 41. О последнем пишет сварщик нальчикского домостроительного комбината, который на досуге увлекается «чтением» древних письмен и объявляет скифов «тюрками-этрусками». См.: Алишев 1989; 1991 а; 1991 б; 1996. О критике его построений см.: Кузнецов, Чеченов 2000. С. 43-44, 58. 42. Об оценке произведений Байрамкулова специалистами см.: Кузнецов, Чеченов 2000. С. 97-98. 43. Осетинские авторы соглашаются, что главный центр Алании лежал на западе, но они связывают его с безусловно ираноязычными аланами. См., напр.: Дзиццойты 1992. С. 60-88. 44. На самом деле там еще в Х1-ХП вв. появились христианские храмы, построенные грузинскими зодчими. См.: Тменов и др. 2003. С. 44. 43. К сожалению, все эти рассуждения о союзнических отношениях с кабардинцами и о «горно-кабардинской конфедерации» остаются слабо обоснованными источниками. 46. Эту связь советские археологи подчеркивали, по крайней мере, с 1940-х гг. См., напр.: Смирнов, Крупнов 1949. С. 316. 47. Правда, не все с этим согласны. Карачаевский филолог X. X. Малкондуев не принимает термин «алан» в качестве общего этнонима (Малкондуев 2001. С. 6-7). 48. Осетин это, естественно, возмущает. См., напр.: Дзидзоев 2000. С. 175. 49. Это — характерная черта крестьянской памяти. См.: Fentress, Wickham 1992. Р. 113.
|