Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 9. Таким образом, за годы советской власти представления балкарцев и карачаевцев о своих предках несколько раз менялись
Выводы
Таким образом, за годы советской власти представления балкарцев и карачаевцев о своих предках несколько раз менялись. Вначале их вполне устраивала верный Кавказ, где те смешались с местным населением. Весь акцент делался не столько на времени формирования балкарского и карачаевского народов, сколько на их гетерогенном составе, что как бы подчеркивало братство советских народов, скрепленное кровными узами. При этом особое внимание уделялось участию местных кавказцев в этногенезе балкарцев и карачаевцев, что автоматически делало их аборигенными кавказскими народами. Вместе с тем едва ли не главной их особенностью назывался тюркский язык. Поэтому эта версия этноистории придавала особое значение тюркоязычным предкам, доказывая, что не столько местные кавказцы восприняли от пришельцев чужой язык, сколько тюрки навязали местному населению свой исконный язык. Тем самым независимо от того, какие этнические компоненты вошли в их состав, карачаевцы и балкарцы оказывались носителями своего исконного языка и верили в свое этническое единство. Соответственно они воспринимали себя неотъемлемыми частями единого «карачаево-балкарского народа». Именно такой смысл карачаевские и балкарские авторы вкладывали в популярный тогда термин «отуреченные яфетиды». Не вполне ясно, насколько эти представления, создававшиеся местными интеллектуалами, разделялись основной массой населения. Ведь в довоенные годы уровень образования был невысок, и местная история в школе не преподавалась. Важнейшим рубежом в формировании этнического самосознания следует считать период депортации, когда, подвергаясь гонениям исключительно по этническому признаку, карачаевцы и балкарцы должны были особенно остро чувствовать свои отличия от окружающего населения, имевшего совершенно иной социальный опыт. Дискриминация способствовала их сплочению на основе родственных и псевдородственных связей. Она заставляла их культивировать и гипертрофировать свои языковые и культурные отличия от окружающих, делая язык и культуру важнейшим политическим ресурсом и опорой идентичности. Еще одним таким ресурсом была социальная память, делавшая акцент, с одной стороны, на больших заслугах карачаевцев и балкарцев перед советской властью (их участие в борьбе с белогвардейцами и фашистскими оккупантами), а с другой — на незаслуженных гонениях, выразившихся в катастрофе депортации. Кроме того, спецпоселенцы хранили в памяти идеализированный образ родины, но он был связан не столько с предками-прародителями, как с родной природой и ее ландшафтамих [49]. После 1957 г. отношение к предкам кардинально изменилось. Депортация и расчленение бывших карачаевских и балкарских земель не оставили камня на камне от прежних стереотипов интернационализма и дружбы народов. Теперь карачаевцы и балкарцы не хотели иметь ничего общего ни с соседними кавказскими народами, ни с такими представителями тюркского мира, как крымские татары и турки. Первым они не могли простить посягательства на свою территорию, а родство с последними не поощрялось советской властью, боровшейся против пантюркизма. Поэтому карачаевцам и балкарцам нужны были уникальные предки, развивавшиеся своим самобытным путем. Они должны были прийти на Северный Кавказ достаточно рано, чтобы дать карачаевцам и балкарцам аргумент первопоселения для отстаивания своих территориальных прав. Ведь память о недавнем лишении родины и возникшие в результате этого трудноразрешимые территориальные проблемы продемонстрировали важность автохтонных предков, ссылка на которых помогала легитимизировать земельные права. Кроме того, предки должны были быть причастны к древней государственности, чтобы предоставить своим потомкам возможность отстаивать свои политические права. Наконец, они должны были говорить на тюркском языке, но так, чтобы ни у кого не возникло даже повода обвинить балкарцев и карачаевцев в пантюркистских настроениях. Следовательно, этот язык должен был отличаться от языков других тюркских народов, т. е. быть очень древним и содержать своеобразную архаическую лексику. Подходящим претендентом, удовлетворявшим почти всем этим требованиям, были аланы. Их единственным недостатком был их иранский язык, и поэтому в течение последних нескольких десятилетий карачаевские и балкарские ученые и самодеятельные авторы направляли все свои усилия на то, чтобы сделать их тюркоязычными. Вместе с тем в этот период, в отличие от довоенного времени, карачаевцы и балкарцы, обязанные дистанцироваться от пантюркизма, должны были довольствоваться эксклюзивной идентичностью. Они считали себя отдельными народами и подчеркивали самобытность своих культур. Третий этап переосмысления своей идентичности начался во второй половине 1980-х гг., а основной набор аргументов для этого сложился в 1990-х гг. Теперь снова возобладала инклюзивная идентичность, позволяющая карачаевцам и балкарцам считаться единым народом, противопоставляя себя обобщенному образу адыгов. Такое единство требует также единого самоназвания, и в последние годы некоторые этнические лидеры делают все, чтобы привить своим народам этноним «алан». Этому способствует влиятельная группа карачаевских и балкарских ученых, доказывающих тюркоязычие алан. Мало того, теперь «тюркоязычные аланы» становятся хотя и главным, но всего лишь одним из участников великой тюркской древней истории, окрашенной в пантюркистские тона. Причастность к этой истории, во-первых, создает героический ореол вокруг карачаевских и балкарских предков; во-вторых, вводит их в круг древних цивилизованных народов, обладавших ранними формами государственности (тюркские каганаты) и письменности (руны); в-третьих, позволяет рассчитывать на сочувствие и поддержку со стороны тюркского мира. Тем самым в последние годы у карачаевцев и балкарцев возрастает тяга к двойной идентичности: на одном уровне они считают себя карачаевцами-балкарцами (или аланами), на другом — тюрками. Любопытно, что при этом среди современных карачаевских и балкарских интеллектуалов нет единства по вопросу о прародине и появлении предков на нынешней территории. Некоторых из них вдохновляет сугубо автохтонная гипотеза, и они утверждают, что их предки были исконным населением Северного Кавказа. Другим больше нравится миграционная гипотеза, но и в их среде нет единства: если некоторые, вслед за Мизиевым, ищут прародину в Волжско-Уральском регионе, то других вполне устраивает традиционное представление об Алтайской прародине. Любопытно, что одним из важных доводов в устах последователей Мизиева служит физический облик, и они со всей настойчивостью доказывают, что древнейшие тюрки принадлежали к европеоидной расе. Ведь, во-первых, это делает более убедительным утверждение о том, что карачаевцы и балкарцы в отличие от восточных тюрков с их монголоидными чертами являются прямыми потомками древнейших тюрков. Во-вторых, это вводит балкарцев и карачаевцев в семью европейских народов, находиться в которой им представляется престижнее, чем быть потомками «азиатов». Вовсе не случайно в современном интеллектуальном поле появился термин «арийцы», в число которых отдельные авторы стремятся включить и тюрков. Так в местный этногенетический дискурс начинает проникать «арийский миф». В этом нельзя не видеть атавизмов колониального дискурса с его иерархией народов, которую венчали «светоносные арийцы», создатели культуры и цивилизации, якобы самой своей природой призванные либо господствовать над другими народами, либо, по меньшей мере, вести их за собой. В бытовых представлениях такие выдающиеся творческие способности увязываются с внешними физическими чертами, и это, на удивление, возвращает нас к расовому дискурсу, популярному в Европе ровно сто лет назад. Именно в этих терминах некоторые современные карачаевские и балкарские интеллектуалы обсуждают проблемы происхождения своих соседей, искусственно усекая их историю, лишая их многих культурных достижений и делая их предков маргиналами, обречёнными ютиться на задворках истории.
Date: 2015-07-10; view: 420; Нарушение авторских прав |