Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Народная молва





Для того чтобы успешнее бороться со шпионажем, необходимо всегда помнить то правило, что шпионы, как и все другие люди, живут на земле и работают среди того же общества, что и другие. Есть люди, которые любят модничать, оригинальничать, выделяться из общей среды, и бывает часто, что неопытные контрразведчики именно принимают таких людей за шпио­нов, не умея отличить и раскусить простого чудака. Этот сорт самых зауряд­ных по себе людей старается казаться оригиналами: своеобразно одеваются, стригут волосы и бороду не под общую гребенку, выделяются своим поведе­нием, из кожи лезут вон, чтобы только чем бы то ни было отличаться от мас­сы. Наоборот, шпион этим не отличается, он не старается выделяться из тол­пы, а как можно больше походить на нее, чтобы не привлекать к себе ничьего внимания. Первые стараются обратить внимание людей на себя, на свою оригинальность, шпион же старается скрыть свою оригинальность, свою талантливость и казаться самым обыкновенным массовиком. Но при вни­мательном наблюдении человек, знающий психологию, может понять, что он не является таким, каким себя выставляет. Можно заметить это упорное желание не выделяться из толпы. Именно это упорное желание скрыть свою индивидуальность, это постоянное притворство и является тем, что его выде­ляет из толпы, потому что он не тип, а оригинал.

Как бы скрытен и хитер не был шпион, он не может всего скрыть и утаить от народных масс. Быть может много раз ему удастся скрыть от толпы свои действия, но в конце концов кто-нибудь, да заметит это из посторонних. Например, шпиону, желающему получить сведения о состоянии той или дру­гой воинской части, приходится иметь сношения или с командным соста­вом, или с солдатами, или узнавать это от местных жителей. Любое из этих действий невозможно совершить в безлюдном пространстве, и как бы хитро и конспиративно не работал шпион, в конце концов кто-нибудь из любо­пытных да заметит его. Шпионы свою работу ведут по определенной систе­ме, поэтому действия их повторяются в известные периоды, и масса это за­мечает. Если даже масса и не будет понимать, что действия их являются шпи­онскими, она будет подмечать в них что-то необыкновенное, заметит, что он чем-то выделяется среди других людей, она заметит его странности и ин­стинктивно обратит на него внимание. Природа обывателя устроена так, что он любит делиться впечатлениями с другими людьми, передавать дальше то, что он знает. Таким образом об известном лице или целой группе возникает народная молва. Она не скажет, что данное лицо является шпионом, но она скажет, что оно живет не как другие люди, а делает что-то таинственное, в один и тот же час приходит и возвращается, в одно и то же время кто-то к нему приходит и т. д. Народная молва идет из уст в уста, растет, развивается, накапливается, двигается вперед, возвращается назад, и нужно уметь ею пользоваться. Необходимо ловить подлинную народную молву, прислуши­ваться к ней, понять, оценить ее и сделать соответствующие выводы, тогда она может дать очень многое.

Но при этом необходимо уметь отличить второстепенное от главного, фантазию от действительности, вымысел от факта. Необходимо уметь отли­чить подлинную народную молву от инсинуаций и провокационных слухов, которые с целью распускаются врагами, чтобы изменить настроение массы, подорвать авторитет власти или спровоцировать отдельное лицо. Эти зло­стные слухи необходимо отделять от народной молвы и находить их источ­ник. Если такой провокационный слух будет передавать простой малораз­витый человек, можно почти с уверенностью сказать, что он не сам это выду­мал, а повторяет где-то слышанную чужую мысль. Если же подобные слухи распускают люди, которые по своему умственному укладу могут и должны быть противниками государства, можно почти с уверенностью сказать, что источник этих слухов находится где-то поблизости.

Приходится часто услышать что-нибудь однородное от нескольких лю­дей. Это уже до некоторой степени показывает, что имеем дело с народной молвой. Усвоить, что такое народная молва, отделить ее от бессмысленных слухов и инсинуаций задача нелегкая, и высказать ее словами очень трудно. Есть такие явления, которые можно понять умом или чувством, но не воз­можно их объяснить словами. Часто люди на улице, в толпе, инстинктивно чувствуют, что такой-то человек является карманным вором, даже шпионом или кем-нибудь другим, и это оказывается именно так, но если спросить, как они это узнали, они не сумеют объяснить. Точно также бывает и с народ­ной молвой. Она складывается как-то своеобразно, чувствуется, что это не есть что-то сказанное одним человеком, а идет из уст в уста, передается друг другу и как-то обработалась в этом процессе передачи. Когда произносится соответствующая фраза, чувствуется, что уже многие повторяли ее. Но что­бы установить, что такое народная молва, необходимо над этим поработать головой. Есть много вещей, которых словами рассказать нельзя, а надо их почувствовать. Дело контрразведки очень тонкое и в нем много имеется та­ких вещей. Требуется мобилизация нервов и чувств, нужно войти в дело и почувствовать его всем своим существом, только тогда можно будет его себе ясно представить. Сначала многое будет непонятно, но оно выяснится в про­цессе самой работы, когда работник сживется с ним и вникнет в него всей своей психикой.

Кроме народной молвы есть еще другой способ однородного с ней харак­тера — разговоры с жителями. Посредством разговоров опытный человек может почерпнуть много материала, могущего быть полезным по раскрытию шпионов, и в частности они могут служить проверкой народной молвы и разных слухов. Материалы из разговоров с людьми можно добыть в разных публичных местах, каковыми являются столовые, кафе и пр. Сбор материа­лов в разговоре с чужими людьми чрезвычайно затруднителен, поэтому контр­разведчик заводит как можно больше знакомств. Обыкновенные люди, не шпионы и не контрразведчики, любят рассказывать, но для того чтобы они рассказывали, нужно самому что-нибудь рассказать. Для того, чтобы услы­шать именно то, что необходимо контрразведчику и интересует его, нужно завести разговор на тему, близкую этому, чтобы вызвать в собеседниках ас­социацию идей. Если рассказать о случаях мотовства или разврата, собесед­ники непременно расскажут про другие такие же случаи или во всяком слу­чае что-либо близкое к этому по содержанию. Конечно, нельзя рассказывать про шпионаж, чтобы не навлечь на себя подозрения. Но если контрразвед­чик интересуется, почему известное лицо поздно приходит или уходит, кто к нему ходит, что делает, чем занимается он, найдя себе собеседника, почему- либо знающего жизнь этого лица, расскажет ему о своем вымышленном якобы соседе, который ведет ненормальную почему либо жизнь, и наверно услы­шит в ответ рассказ своего собеседника о том, что у него также есть сосед с такими же странностями. Нельзя пересказать всех приемов, потому что в каждом отдельном случае бывают другие разговоры и другие подходы. Но надо рассказывать умело и интересно, так вести себя, чтобы заставить слу­шателей отнестись к себе с уважением и заинтересовать их. Хотя обыкно­венно люди и редко бывают теоретиками, но они инстинктивно чувствуют всякий вздор и небылицы, поэтому можно их легко отшатнуть от себя. С рас­спросами нужно быть весьма осторожным. Лучше всего меньше расспра­шивать. и больше слушать, что рассказывают другие. Нужно уметь вызвать людей на разговоры, рассказав им какую-либо историю. Атак как всякий рассказ вызывает в других желание рассказать что-либо, в большинстве слу­чаев подобное предыдущим рассказам, то лучшим способом вытянуть что- либо от других, а самому остаться незамеченным, является общительность и разговорчивость, взвесив прежде, как подойти к каждому человеку и о чем начать с ним беседу.

Но при этом необходима крайняя осторожность и сдержанность, чтобы не выдать себя, в противном случае вместо того, чтобы получить полезные сведения, можно самому оказаться в таком положении, что другие будут сме­яться и указывать пальцами, называя сыщиком. Тогда уже будет потеряна возможность узнать что-либо. Масса ненавидит всякое шпионство с какой бы стороны оно не исходило, боится его, как чумы. Подозревая лицо в шпи­онаже, масса боится с ним вообще разговаривать, опасаясь попасть в ка- кую-либо историю. Для того чтобы подойти к массе и извлечь пользу из нее, необходимо прежде всего знать психологию этой массы и себя вести так, чтобы расположить ее к себе, заинтересовать и заручиться ее доверием.

Как при оценке народной молвы, так и слухов, самым главным условием является умение отличить ложь от правды. Очень многие люди страдают сла­бостью болтливости и благодаря этому можно от них многое узнать. Но слу­хи и молва требуют проверки. Слухи бывают ложные, провокационные, но «дыму без огня не бывает». Слухи пускаются иногда со злостной целью; про­верив их и убедившись, что они противоречат действительности, приступа­ют к выяснению, откуда они появляются. Таким образом можно добраться до их источника и весьма возможно, что этот путь приведет к какой-либо шпионской организации, распускающей ложные слухи для обработки об­щественного мнения в необходимом шпиону направлении и для другой зло­стной цели. Люди, от которых контрразведка получает сведения, могут умыш­ленно врать или заблуждаться. Если люди лгут сознательно, можно привлечь их к ответственности. Но этого нельзя сделать с человеком, лгущим несозна­тельно, не дающим себе отчета в том, что он лжет. Есть люди, которые по своему характеру, по своей психике, много сочиняют. Если изобличить тако­го человека во лжи, он смутится, но пока он врет, он не сознает этого и как будто сам верит своему вымыслу. Если такой человек что-либо услышит, он начинает это рассказывать от своего собственного имени или дурные по­ступки одного лица припишет другому. Некоторые люди склонны все пре­увеличивать или преуменьшать, на все смотрят легко и поверхностно. Есть люди с болезненным самолюбием, которые ради этого самолюбия свои лич­ные взгляды возводят в принцип, часто имеют неправильный взгляд на вещи и извращают факт, опираясь на свое оскорбленное самолюбие. Абсолютной истины не существует, и ни один человек не в состоянии охватить все явле­ние в целом и правильно. Он подходит к явлению с какой-нибудь одной стороны, и для того чтобы проверить правильность сведений, необходимо их пополнить соответствующим образом, нужно получить сведения из несколь­ких источников, не связанных между собой. Если получить сведения от лю­дей разного воспитания, разного образа мыслей, разных настроений, разных направлений и если тогда эти сведения, полученные от разнообразных ис­точников, друг с другом не связанных, совпадут, можно полагать, что они верны. Хотя и тогда это правило нельзя считать непреложным, ибо очень многие люди мыслят не самостоятельно, а находятся под воздействием чу­жого влияния. Сведения могут быть несознательно ложными и от того, что даже самый честный человек может неправильно понимать дело. Кроме того нужно иметь в виду, что одно и то же явление на разных людей производит неодинаковое впечатление. Чтобы убедиться в этом, стоит лишь прислушать­ся, как восприняли, например, люди, выслушавшие одновременно одну и ту же речь одного и того же оратора, и можно будет убедиться в полнейшем разнообразии воспринятых впечатлений. Окажется, что одни люди лучше усвоили одну часть речи, а другие — другую, одни лучше восприняли глаго­лы, а другие — имена существительные, или наоборот. Стоит изложить один и тот же факт перед необразованным человеком и получившим высшее обра­зование, и на каждого из них он произведет разное впечатление.

Человеческая психология настолько сложна, что, если углубиться в нее, нельзя сердиться, если человек неправду сказал или неправильно понял то или иное явление, если только он этого не сделал злонамеренно. Человек не всегда правильно может передать то, что он мыслит и чувствует, не всегда может правильно мыслить и чувствовать и не всегда может понимать то, что видит и слышит, а иногда и вовсе не поймет и не заметит этого. Все это необ­ходимо учесть, необходимо взвесить эту психологию со всеми ее недостатка­ми и преимуществами. Нет другого такого сложного и тонкого механизма, одновременно имеющего столько положительных и отрицательных сторон, как психология. Ум человека заставляет служить себе гром и молнию, он кует железо и плавит сталь, но одновременно он настолько слаб и неприго­ден, что не может схватить простого факта, понять правильно простое явле­ние. Насколько сложен и совершенен аппарат человеческого мышления, настолько же он непригоден. С одной стороны, он творит что-то сверхъесте­ственное, когда человек посредством своего мышления становится выше природы, а с другой стороны, он неспособен понять и постигнуть мелочей. Это нужно учесть и взвесить, чтобы добраться до истины. Когда имеются одинаковые сведения из разнообразных источников, их можно считать пра­вильными, но абсолютной правильности все-таки утверждать нельзя, если принять во внимание человеческую психологию.

Date: 2015-07-10; view: 978; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию