Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства и способы борьбы со шпионажем





Перед нами встает вопрос, где искать шпионов и как их раскрыть. На этот вопрос никакая теория и никакая практика не может дать точного отве­та и верных указаний. Если бы можно было написать точную инструкцию и указать в ней, когда и в каком месте будут шпионы, или определенно раз и навсегда установить, по каким признакам их находить, тогда бы не было нужды в учреждении специальных органов контрразведки для борьбы со шпионажем, а эту задачу с успехом могли бы выполнять хотя бы войска.

Вся сложность и трудность контрразведывательной работы в этом-то и состоит, что у шпионажа нет никаких границ, нет никаких пределов суще­ствованию шпионов и их работе. Шпионы бывают всюду и в то же время нигде. Контрразведка должна изыскать способы, где их найти и как пой­мать. Это работа умственная, а не физическая. Однако несмотря на всю слож­ность и трудность работы не следует, что она неисполнима, что задача контр­разведки неразрешима. Путем внимательного изучения действительности можно себе представить те условия, в которых приходится работать шпио­нам. Так как шпионы все-таки люди, а не сверхъестественные существа, то они не в состоянии творить никаких чудес и не могут выйти из пределов суровой действительности, а работать им приходится в условиях последней. Самый ловкий, самый опытный шпион все же не может руками хватать звез­ды с неба, и ему приходится строить свою тактику на тех же условиях, на каких контрразведка строит свою. Поэтому нет ничего невозможного в контр­разведывательной работе. Кроме того нужно еще добавить, что между шпио­нами довольно редко попадаются действительно талантливые люди. Прав­да, скрываться несравненно легче, чем разыскивать, но при внимательном и энергичном отношении к делу, не щадя сил в работе, можно достигнуть боль­ших успехов.

Люди иногда думают, что у шпионов есть особые признаки, по которым можно их узнать, наподобие того городового, который развивал теорию, что революционеры носят значки, посредством которых они узнают друг друга. Конечно, при таких условиях работа контрразведки была бы очень легка. Наоборот, наружность никогда не играет роли при раскрытии шпиона, и на нее не обращают внимания. Мнение, что шпионы наружно отличаются от других людей, совершенно ошибочно. Наоборот, шпион всегда будет ста­раться ничем не отличаться от общей массы людей и будет приспосабли­ваться во всем на нее походить, никогда не оденет пальто там, где ходят в полушубках. Если он будет чем-либо отличаться от среды, то только неволь­но, потому что не сможет слить свои оригинальные черты с типичной мас­сой, и это будет его недостаток. Свой характер и свои черты не всегда уда­ется окончательно скрыть. Но в конце концов шпион всегда будет старать­ся иметь такое облачение, чтобы не выделяться, не иметь никаких внешних признаков.

У древних греков была легенда, что нет тайны, которая не стала бы явной. Как ловко не работал бы шпион, как бы он не скрывался, найдется кто- нибудь, кто его тайну раскроет. Если иметь дело с отдельными обособленны­ми шпионами, от них было бы крайне трудно чего-нибудь добиться. Но дело в том, что шпион не может производить свою работу один, ему непременно нужно иметь помощников, сообщников, нужно иметь связи. Поскольку это так, наблюдая за всей его жизнью, удается многое выяснить, и из его сообщ­ников кто-нибудь может неосторожным поведением дать повод к его рас­крытию. Крайне важно то, что между шпионами часто встречаются пьяни­цы, и даже можно сказать, что редкий шпион не пьяница. Шпион исполняет очень сложную тяжелую работу, каждую минуту он висит на волоске и может полететь в пропасть. Сознание того, что каждую минуту он может быть пой­ман, расстрелян, повешен, доводит его до такого состояния, что весь мир становится ему противным. Иногда он увлекается чем-нибудь, интересуется работой, но в конце концов эта работа для него делается отвратительной, он не может долго работать с любовью, и бывают у него минуты, когда он более не в состоянии ее продолжать дальше. Шпион производит самые трудные, самые рискованные операции, не может останавливаться ни перед каким преступлением вплоть до убийства включительно. Для этого требуется лави­рование, лицемерие, а человеческая натура так устроена, что ей очень тяже­ла, подчас невыносима такая работа, где требуется скрытность. Когда чело­веку приходится жить в таких условиях, что вечно нужно опасаться ареста; когда он, идя по улице, оглядывается, не следит ли кто-либо за ним; когда он думает про себя и ему кажется, что он думает вслух; он оглядывается, не смотрит ли на него кто-либо и не подслушивает его; когда он знает, что и среди своих же есть предатели — в сознании всего этого человек до такой степени развинчивается, что утрачивает душевное равновесие. У него быва­ют моменты, когда является желание забыться, когда он хочет забыть, что он шпион, что ему грозит опасность, что его могут схватить. И как только он, исполнив трудную задачу, получает вознаграждение, он отправляется в ка­бак, где может получить забвение. Профессиональные шпионы редко быва­ют тем, что принято называть нравственными людьми. Когда шпион загуля­ет, он пойдет по разным притонам и в обществе падших людей на кого-ни­будь нарвется и проболтается, хотя бы и не агенту контрразведки, а человеку, не имеющему никакого отношения к ней. Но отсюда пойдут слухи и толки, которые наконец могут дойти до агентов контрразведки, тогда клубок начи­нает разматываться, и его находят. Бывает, что не один шпион, а целые орга­низации проваливаются таким образом.


Было бы совершенно бесполезным делом пытаться сделать шпионов бо­лее нравственными, потому что их работа разлагает человека. Отчасти и контрразведывательная работа развращает людей именно в том смысле, что, постоянно соприкасаясь с преступным элементом, люди сами до некоторой степени заражаются его психологией, и если и не станут сами совершать преступления, то устанут нравственно и не будут в состоянии продолжать, особенно если работа их длилась продолжительное время и была особенно напряженной. Но хотя работа контрразведчика и тяжела психологически, она не оказывает такого разлагающего действия, как непосредственное со­вершение преступления и других действий, противоречащих нормальной совести человека. При таких условиях человек не в состояний сохранить свои психологические силы и время от времени ищет искусственного забве­ния от тяжелой, напряженной жизни. Каждое правительство своих хороших шпионов дорого оплачивает. Шпиону необходимы условия, чтобы он мог ни в чем себе отказывать, и чем больше он получает вознаграждение, тем боль­ше он дела сделает. И чем сильнее и способнее шпион умственно и нрав­ственно, тем дольше он держится, тогда как менее развитые и слабые духом скорее проваливаются и скорее падают. Одной из причин нравственного упадка шпионов является и то обстоятельство, что те, кто ими пользуется, несмотря на то что они дают шпионам крупные деньги, платят им одновре­менно презрением, смотрят на них как на ничтожество, способное только пресмыкаться, устраивать гадости и совершать преступления. Это влияет на психологию шпионов, и поэтому для контрразведки важно знать, кто явля­ется начальником неприятельской разведки. Узнав характер этого началь­ника, как влияют на шпионов его распоряжения, узнав его обращение со своими агентами и отношение к ним, контрразведка сумеет лучше психоло­гически оценить его работников и легче подойти к их раскрытию.

Если бы мы задались целью указать, какие способы применять в борьбе со шпионажем в каждом отдельном случае, которые разнообразны до беско­нечности, пришлось бы изложить снова все то, что писалось в главах о шпи­онаже. Там это делалось для того, чтобы ознакомиться с предметом борьбы в общих чертах, без чего эта борьба чрезвычайно трудна, если вообще возмож­на. Но повторять все это здесь снова было бы совершенно излишне, тем бо­лее что нет никакой возможности хоть приблизительно изложить все тонко­сти шпионажа, а отсюда предусмотреть меры борьбы с ним. Контрразведчик должен обладать наблюдательностью, уметь улавливать всегда, всюду и во всяком деле все, что может быть отличительной чертой шпионажа, и такие особенности и мелочи, которые не обратили бы на себя внимания посторон­него человека. Далее он должен иметь острый, светлый ум, при помощи кото­рого объяснить значение того, что им наблюдалось, сделать отсюда выводы, ясные и точные, и найти целесообразные способы для дальнейших действий. Всякие мелкие факты имеют значение; хотя и по мелочам нельзя открыть шпионажа, но они могут быть мелким звеном в целой цепи разных обстоя­тельств и помочь найти более крупные факты, дать толчок для дальнейшей работы и послужить исходной точкой для логических выводов и умозаклю­чений. Но главное условие, которое требуется от контрразведчика — это зна­ние психологии людей. Контрразведка не наука, и по учебникам контрраз­ведчиков не воспитывают. Это искусство, требующее от исполнителей его своеобразного таланта, который можно развить изучением теории и практи­кой, но не создать, если он не дан человеку от природы. Из такого контрраз­ведчика никогда не выйдет артист своего дела, а только ремесленник. Живо­писцу необходимо знать законы перспективы, композитору — нотную сис­тему, каждому художнику нужно знать определенные вещи, без которых его талант не может быть проявлен. В контрразведывательном деле также суще­ствуют такие основные способы, посредством применения коих достигают­ся результаты работы. Однако ни один из них не представляет собою ничего определенного, твердо установленного, научно точного, везде от исполните­ля требуется широкая собственная инициатива, проницательность, наход­чивость и многие другие интеллектуальные способности, в первую очередь умение психологически разгадать людей.








Date: 2015-07-10; view: 1380; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию