Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А. Изучение психологии ответственных лиц





Контрразведка не только должна бороться против шпионажа, уже пус­тившего свои корни, уже действующего, не только должна пресекать вред­ное его действие, но прежде всего она должна предупреждать вообще его за­рождение. Есть много средств для этого, но одно очень важное из них — это изучение психологии ответственных работников гражданского и военного ведомств. Иногда в истории бывали моменты, что возникали стихийные вспышки, нередко переходившие в вооруженные восстания, причем оказы­валось, что виною этому были неумелые, нетактичные действия агентов пра­вительства, невольные и сознательные. Они своим поведением, своими по­ступками вызывали возмущение и недовольство масс и были причиной про­тивоправительственных выступлений. Чтобы бороться с этим явлением приходилось, принимаясь за работу, изучить психологию ответственных лиц, изучить характер не только всевозможных специалистов, но и людей своего же класса, приходилось устанавливать, не могут ли они по своему характеру совершать поступки, содействующие массовому недовольству. То же самое и в отношение шпионажа. Кроме того, психология ответственных лиц изу­чается всяким шпионом. Они изучают психологию их для того, чтобы найти слабохарактерных, безвольных людей и завлечь их в шпионскую работу или, пользуясь их непредусмотрительностью, неосторожностью, непониманием дела и окружающих людей, насаждать вокруг них своих доверенных лиц, которые благодаря этой слабохарактерности и неосторожности будут прово­дить свою шпионскую работу. Как всякие агитаторы противоправитель­ственных партий, так и активные шпионы прежде всего стараются разобла­чить неправильные, неразумные и нетактичные действия ответственных ра­ботников, чтобы на этих примерах дискредитировать систему государственной власти перед массой, не понимающей того, что действия отдельного лица не составляют системы. Клин вышибается клином, поэтому контрразведка дол­жна начинать с того же, с чего начинает шпионаж. Она должна изучить пси­хологию ответственных лиц во всех деталях, чтобы предусмотреть и преду­предить возможное на них воздействие шпионов, чтобы предохранить госу­дарственные учреждения от посягательств иностранного шпионажа, от разложения.

Шпионы в этом отношении работают хорошо и стараются прежде всего выяснить слабости и наклонности интересующего их лица. Если окажется, что данное лицо, например, имеет склонность к употреблению спиртных на­питков, шпион устроит так, чтобы отовсюду, куда бы оно не пошло, несло вином и чтобы оно была ему легко доступно. А если не вино, то другая какая- нибудь слабость, и шпион всегда найдет возможность разжечь эти страсти, как бы низки и ничтожны они не были, и постарается дать возможность их удовлетворить. Он постарается, чтобы жертва его забыла про свои обязанно­сти или заведет ее в такую кабалу, из которой она не сможет выпутаться, и чем больше будет стараться, тем глубже погрязнет в болоте, превращаясь в подневольную жертву шпионажа. Поэтому одной из наиболее важных задач контрразведки является изучение психологии лиц, могущих интересовать иностранных шпионов. Выяснив слабости этих лиц, контрразведка наблю­дает, кто этими слабостями интересуется и содействует их удовлетворению, и, исходя из этой точки, подходит к раскрытию шпионажа, если таковой окажется.

Разумеется, что не всякого ответственного работника шпионы будут ста­раться завербовать. Есть люди, к которым ни один шпион не решится подой­ти. И не одними и теми же способами будут подходить ко всем людям.

Если шпионы не решаются вербовать ответственного работника, они часто шантажируют его, пользуясь его доверчивостью. Известно много фак­тов, когда людей упорно атаковывали всевозможными любезностями, услу­гами и другими знаками внимания и таким путем добывали их благосклон­ности, снисхождения и доверия.

Бывали случаи, что органы контрразведки напрасно пытались вдолбить в голову людям, от которых зависело пресечение деятельности преступного лица, что именно это лицо является преступником. Их нельзя было убедить, так как данное лицо сумело показать свои знания, свое дружелюбное отно­шение, внимание, вежливость и очаровать их. Часто шпионы используют плохие материальные обстоятельства ответственных работников. Так как самоотверженных, героических людей, способных переносить нужду в про­должение многих лет, очень мало, их благосклонность покупают иногда даже мелкими угощениями и подарками. И не то чтобы такое лицо стало работать непосредственно для шпионажа, но оно будет попустительствовать тем лю­дям, которые сумели заручиться его доверием благодаря мелкой услуге, и принесет этим больше вреда, чем сделавшись осведомителем шпиона. Все­возможными способами стараются шпионы воздействовать на нужных им лиц. Чтобы все это предусмотреть, нужно знать психологию ответственных работников и своими действиями избавить их от влияния шпионажа и раз­ложения.

Возникает вопрос о том, какими способами узнать психологию ответ­ственных лиц. Без всяких изысканных способов, какими пользуются шпи­оны, есть другое средство для этого. Психологию отдельных личностей мож­но выявлять посредством психологии масс, с которой легче всего соприка­саться. Масса все схватывает, все видит, все учитывает, если даже не понимает теоретически того, что видит, потому что она привыкла обращать внимание на все из ряда вон выходящее; чуть что не подходит под ее нормальное пове­дение, под ее привычный образ жизни, масса сейчас же об этом начинает говорить. Если в доме живет ответственный работник, хорошо ест, часто его посещают гости, сейчас же пойдет разговор, что он богато живет, что часто его посещают посторонние, какие они из себя и т. д. В массе людей, не заин­тересованных ни политикой, ни шпионажем, пойдет об этом разговор, и надо лишь уметь подойти к этой массе, чтобы перехватить этот разговор и сделать из него выводы. Надо суметь поставить себя так, чтобы не вызывать у массы подозрения, не выделяться ничем. Не следует проявлять особого интереса к разговору, так как масса им обыкновенно не увлекается, она высказывает насмешку, недовольство, негодование и пр., поэтому следует свое собствен­ное поведение согласовать с поведением массы. Таким путем из психоло­гии массы можно почерпнуть богатый материал для психологии ответствен­ных лиц.

Средством борьбы со шпионажем может служить классовая вражда, ко­торая существует в людях, хотя бы даже далеких от всякой политики. Если в доме живет буржуа, соседи из бедных классов на него косятся, по косточкам разбирают его жизнь, говорят о том, кто к нему ходит, что он делает, хотя и не обосновывают это теоретически, не придают этому ни шпионского, ни контр­разведывательного характера. Но материал в их среде всегда есть, и им нуж­но пользоваться. Враждой классов нужно пользоваться и в учреждениях. Во всяком учреждении сидят люди неравные по общественному положению. Среди них нет-нет, да и прорвется классовая вражда. Благодаря существова­нию этой ненависти нужно использовать низший класс, чтобы почерпнуть сведения о служащих, происходящих из буржуазии, офицерства и бюрокра­тии, и в то же время использовать до некоторой степени и этих последних. Угнетенные ненавидят своих угнетателей, а угнетатели ненавидят револю­ционные стремления и сами себя выдают своим разговором, поведением, чувствами; выдают так, что становится возможным отличить элемент, кото­рый по своему экономическому положению и психологическому укладу яв­ляется враждебным существующему строю и способен перейти на службу к шпионажу противника.

Контрразведка должна воспользоваться этим обстоятельством, но не в том смысле, чтобы разжигать эту вражду, а использовать ее как средство борьбы со шпионажем.

Помимо классовой вражды существует еще антагонизм между началь­ством и подчиненными, обида, нанесенная начальником подчиненному, или другое явление, затрагивающее самолюбие и вызывающее озлобление, а так­же чувство мести. Поскольку это явление существует, контрразведка может его использовать и превратить в средство борьбы со шпионажем. Находясь в хороших отношениях с начальником, подчиненный мог бы не высказать и скрыть то, что он знает о начальнике; потерпев от него обиду, он будет ста­раться отыграться. Конечно, нельзя принимать за чистую монету того, что говорит озлобленный человек, и нужно от него требовать доказательств, под­тверждающих факты. Если же он сам этого сделать не в состоянии, проверя­ют его сообщения другими способами. Несмотря на сомнительность такого источника получения сведений, антагонизм между начальниками и подчи­ненными все же может быть использован контрразведкой в качестве допол­нительного средства борьбы со шпионажем.

Далее могут быть использованы все экономические условия, недоволь­ство, недостатки, плохие квартиры, недостаточное жалование, плохое об­мундирование. Если работать с понятием, то можно все эти недостатки лю­дей как ответственных, так и безответственных, использовать как средство борьбы и подходить к людям также, как это делают шпионы. Обещать одно­му, дать другому и обещать в будущем больше, таким образом получать мно­го ценных сведений; всеми этими средствами пользуются шпионы в своей работе, поэтому контрразведке часто приходится пользоваться такими же. Пусть говорят, что средства эти недопустимые, безнравственные, но чтобы бороться со столь опасным явлением, как шпионаж, который может привес­ти к гибели все государство, приходится прибегать ко всем средствам. Чтобы оправдать свою цель, чтобы побороть шпионаж, контрразведка пользуется всеми слабостями людей. Все внутренние трения, соперничество между слу­жащими, проявления карьеризма могут быть использованы в борьбе со шпи­онажем. Нужно найти больное место человека, ту струнку, которая его боль­ше всего интересует. Если человек стремится занять высокий пост, ведут с ним беседу об этом, льстят, подбодряют, а если возможно — обнадеживают. Если он стремится иметь хорошую квартиру, ему толкуют об этом и помога­ют ее найти. Если есть возможность, контрразведка помогает людям, кото­рые вращаются среди неблагонадежного элемента, имеют там авторитет, многое знают и могут быть ею использованы. Существует еще шкурниче­ство, которое у многих людей граничит с преступлением. Это обстоятельство также учитывает контрразведка, но не в смысле борьбы с этой мелочью, а как средство в борьбе. Контрразведка, помня что шкурничеством могут вос­пользоваться шпионы, может сама использовать его. Нужно в этой работе ничем не брезговать и по возможности иметь большее количество таких лю­дей, которые могут дать те или иные сведения. Не приходится требовать, чтобы даваемые сведения были абсолютно правильны. Каждый человек мо­жет ошибаться, так же и работник контрразведки, но контрразведка как орган государственной власти не должна ошибаться, а имея в своем распоряжении все средства проверки, проверять получаемые сведения. Помня, что челове­ку свойственно ошибаться, надо остерегаться злостного обмана, смотреть, чтобы не завербовать осведомителем неприятельского шпиона. Если контр­разведка сама и не применит все те средства, к каким прибегает шпионаж, не втянет человека в разврат, пьянство и пр., разве только в крайнем случае, но она должна выбить из рук шпионажа это оружие, чтобы он не мог наносить вреда этими неблаговидными способами.

Из сказанного вывод таков, что важным средством борьбы со шпиона­жем служит психология ответственных лиц, а средствами для познания этой психологии — народная молва, классовая вражда, экономические условия, антагонизм между начальниками и подчиненными, взаимные трения, карь­еризм, интриги, шкурничество, легкомыслие, разврат и другие слабости лю­дей. Средства эти существуют в силу исторических и естественных условий, и контрразведка может их использовать.

Понятно, что перечисленными способами не исчерпывается ряд средств для изучения психологии. Их много, и для того, чтобы узнавать характеры людей, их стремления и желания, нужно понимать их и собирать сведения о них, нужно каким-то образом вникнуть в жизнь человека, близко подойти к нему. Чтобы найти способы подхода, нужно прежде всего иметь возможность общения с людьми, а если нет возможности непосредственного общения, нужно завести знакомства с соседями, с друзьями, родными и вообще с ок­ружающими данное лицо людьми и через них узнать то, что узнать необходи­мо. Для этого нужно иметь обширные знакомства и связи с людьми, глав­ным образом ответственными лицами и их окружающей публикой, чтобы узнавать, может ли к данному лицу подойти шпион, а если может, то с какой именно стороны. Если будет видно, что человек слабохарактерен, безволен или ему присуща какая-либо другая слабость, которой могли бы воспользо­ваться шпионы, контрразведка усилит за ним свое наблюдение, но не для того, чтобы этого человека сжить со света, а для того, чтобы раскрыть и уб­рать тот элемент, который к нему будет подходить в своих преступных целях, пользуясь его слабостями. Знакомства и связи с родными, знакомыми и со­седями данного лица принесут много пользы в этом отношении. Ноне толь­ко это. Если контрразведка видит, что человек может стать объектом влияния шпионажа, она постарается прибрать его к рукам, завербовать его для себя, и не только завербовать, а и завлечь его своим отношением к нему и поступ­ками, заинтересовать его вольно или невольно, чтобы он, когда к нему явит­ся шпион, выдал бы его. Точно таким же образом постарается завлечь по возможности больше ответственных работников, хотя бы даже и не внушаю­щих подозрения с психологической точки зрения.

Может случиться, что указанный метод прямого или косвенного обще­ния с людьми оказывается недействительным. Практика контрразведыва­тельной работы знает случай, когда требовалось выяснить личность одного человека, причем не было никакой возможности подойти к нему. Тогда стали за ним ходить в театр и наблюдать, какая музыка, какой композитор, автор или исполнитель его наиболее интересует. Выяснив его художественный вкус, сделали вывод о его характере и взглядах, а поскольку последнее являлось только предположением, требующим проверки, искусственно подставили к данному лицу человека, который на основании тех же сделанных выводов должен был его заинтересовать и повлиять на него. Вывод оказался правиль­ным, выясняемое лицо перед этим человеком действительно поддалось, раз­мякло и раскрылось перед ним.

Психология — это наука о душевном состояния человека, о его мыслях и чувствах. Мы здесь не хотим сказать, что контрразведчик прежде всего должен садиться за книгу и изучать психологию. Хотя научное знакомство с психологией как и вообще всякое другое научное знание весьма полезно, но одна только наука далеко еще не даст человеку способности познавать психологию людей. Наука дает теоретическое изложение вопроса, которое облегчает практическую работу. Познание психологии людей составляет интеллектуальную способность, дарование людей, не всем одинаково при­сущее. Внимательное наблюдение за людьми, за их поступками, анализ причин, побудивших их к тому или иному действию, и пр. во многом будут способствовать развитию этой способности. Рядовой человек, малоразви­тый выражает свое недовольство тем, что он сердится, ворчит, нервничает, быть может ругается. Человек образованный, наоборот, не столько стара­ется выразить свое недовольство, сколько обосновать его теоретически, научно доказать, что он прав, а другие не правы. Таким образом в область познания психологии входит до некоторой степени знание других наук, например, военной. Поэт выражает свое недовольство в стихах, музыкант — в звуках, а всякий другой человек выражает это так, как ему подсказывает его интеллектуальное и умственное развитие. Но психология заключается не только в умственном развитии. Нужно знать, кроме того, как данный человек относится к своей семье, родным, доволен ли он своим положением или недоволен, как относится к политическим явлениям и ко всему проис­ходящему вокруг него. Психология заключается не только в мышлении и в теоретических взглядах, но в чувствах, мечтах, надеждах и желаниях. Для понимания этих душевных явлений много пользы может дать чтение образ­цовых литературных произведений, например: Шекспира, Шиллера, Дос­тоевского. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показыва­ет, как следователь может подойти к преступлению. Содержание таких про­изведений есть ни что иное, как передача реальных жизненных явлений в кристаллизированном виде и многому из них можно научиться в области психологии.

Date: 2015-07-10; view: 930; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию