Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Органов разведки мирного времени
Органы разведки мирного времени продолжают свою работу и при возникновении войны, вносящей в деятельность этих органов лишь некоторые особенности, которые будут рассмотрены при исследовании «Разведывательной службы з военное время». Вопросы «тайной агентуры» будут рассматриваться в особой главе, без разделения на агентуру мирного и военного времени, так как основы организации и ведения агентуры во время мира и войны одни и те же, и агентура военного времени, базируясь на готовую прочную организацию мирного времени, из нее логически вытекает, лишь дополняясь и несколько видоизменяясь в зависимости от условий войны и работы полевых штабов. Перехожу к исследованию свойств и задач органов разведки мирного времени. 1) Военная агентура за границей [133] Одним из главных органов разведки мирного времени являются наши военные агенты заграницей. Громаднейшим преимуществом этого органа служит то, что военные агенты вполне доверенные люди, имеющие специальное военное образование, позволяющее им с подобающей оценкой относиться ко всему ими наблюдаемому и получаемому и обращать внимание на те стороны жизни страны и армии иностранных государств, которые действительно важны и характеризуют материальную и моральную стоимость армий и подготовку их к войне. Большим же тормозом работы военной агентуры служит то официальное, видное положение военных агентов, находящихся под постоянным наблюдением контрразведки, которое очень затрудняет пользование агентурными средствами разведки и настоятельно выдвигает необходимость наличия у военных агентов большого такта, ума и ловкости. В прежние времена главнейшие сведения об иностранных армиях доносили дипломаты, причем, конечно, сведения эти не носили систематического характера, а являлись результатами случайных наблюдений часто вовсе некомпетентных в военном деле людей. Придававший весьма серьезное значение изучению стран и армий возможных врагов Наполеон командировал в посольства и миссии офицеров главного штаба, обязанных доносить императору все собранные сведения, которые лично изучались им и обрабатывались. При подготовке к войнам Наполеон усиливал разведку путем посылки ряда офицеров и даже генералов с различными задачами, носившими зачастую характер тайных разведок. В России в эту эпоху сведения об иностранных армиях получались главным образом дипломатическим путем, были несистематичны, неполны и не все доходили до военного министерства. Военный министр Барклай деТолли, начав уже с конца 1810 г. подготовку к войне, просил наших посланников в Пруссии, Австрии, Франции, Швеции и Саксонии собирать сведения «о числе войск держав, при которых аккредитованы, об устройстве и вооружении их, расположении, духе войска, о состоянии крепостей и запасов, способностях и достоинствах лучших генералов, а также о благосостоянии, характере и духе народа, о месторасположениях и произведениях земли, о внутренних источниках держав или средствах к продолжению войны и разных выходах, предоставляемых к оборонительным и наступательным действиям...» В помощь посланникам для работы по чисто военным вопросам в «значительные миссии» были командированы офицеры, временно зачисленные в различные дипломатические звания; в Париже уже находился полковник Чернышев, — были офицеры при миссиях в Берлине, Вене, Касселе, в Дрездене и Мюнхене. Отправляя офицеров к посланникам, Барклай рекомендует посылать их под разными служебными предлогами в командировки, интересные в военном отношении[134]. Отлично ориентировал Барклая полковник Чернышев, находившийся в Париже и сумевший не только организовать агентуру, но даже вошедший в негласные сношения с одним из чиновников военного министерства. Политическая обстановка все осложнялась — чувствовалось приближение войны, чувствовалась необходимость быть возможно шире осведомленными в приготовлениях армии Запада к войне. «Добывайте сведения во что бы то не стало и какой угодно ценой», — пишет вновь Барклай посланникам за границей. Но пролетел ураган Отечественной войны, после Венского конгресса наступило политическое затишье и постепенно ослаблялся интерес к военным мероприятиям иностранных государств, и только политика Наполеона III и возрождающейся Пруссии снова стали угрожать политическому спокойствию, — и снова усилился интерес к более интенсивному изучении иностранных государств. В 1864 г. состоялось официальное признание офицеров, прикомандированных к дипломатическим миссиям, за военных и морских уполномоченных; они стали числиться в составе дипломатического корпуса и пользоваться всеми преимуществами, присвоенными его чинам; они, пользуясь правом экстерриториальности, неприкосновенны и не подлежат законам страны, в которую аккредитованы; все их вещи и бумаги неприкосновенны, также не подлежат осмотру и посылаемые ими донесения с особыми курьерами2. Каковы же задачи военных агентов? Военный агент, являясь в иностранном государстве представителем армии, его командировавшей, обязан внимательнейшим образом изучать армию и страну, в которой находится, и те соседние страны и армии, какие ему будут указаны. Главнейшая задача военного агента изучать страну и армию в чисто военном отношении по общей программе изучения, указываемой главным управлением Генерального штаба для каждой страны, постоянно освежаемой и дополняемой в зависимости от эволюции военного дела; военный агент обязан изучить в совершенстве вооруженную силу государства, правильно учесть ее материальную и моральную стоимость, следить за всеми новостями в армии, за ее развитием и усилением, приложить все силы к проникновению в подготовку страны и армии к войне и в планы войны, к выяснению количества и категории всех сил, могущих быть выставленными страной при полном напряжении и пр.; необходимо изучение высшего командного состава армии и офицерства, а также быта и настроения армии; непрерывно следить за военной прессой, литературой, приказами, уставами, наставлениями и пр., будучи в полном курсе стратегии, тактики и способов действий армии, которую изучает. Имея главной задачей чисто военное изучение государства, военный агент попутно доносит и все получаемые им и лично приобретаемые сведения политического характера, отнюдь не вмешиваясь в ведение политики, которая предоставлена дипломатическому представителю; также не должны ускользать от изучения военного агента и сведения экономические. Кроме работы разведывательного характера, военные агенты должны всегда оказывать в нужных случаях свое содействие нашим офицерам, находящимся за границей в командировках. Средствами военного агента для выполнения возложенной на него обширной и ответственной государственной задачи являются: личные наблюдения за армией на маневрах, учениях, парадах; за отдельными ее представителями — в обществе и при случайных встречах; изучение всей выходящей военной литературы и прессы и, наконец, при возможности, тонкое, осторожное и ловкое пользование агентурными связями в такой мере, дабы не быть скомпрометированным. Польза, которую может принести военный агент своей родине на своем ответственном посту, почти исключительно зависит от его личных качеств и той подготовки, которой он обладает. Служба военного агента требует от него большого и живого ума, такта, наблюдательности, отличного общего и военного образования, широкого знания и понимания военного дела, большой работоспособности, отличного знания языка и страны, в которой находится'; характеру военного агента должна быть присуща объективность в суждениях и заключениях, уживчивость, умение снискать к себе уважение и доверие. Крайне полезен военному агенту и боевой опыт, облегчающий суждение о боевой подготовке армии. Немецкий писатель Рюстов так говорит о военных агентах2: «мы часто слышали, что военные агенты должны быть салонными шаркунами, которым в сущности самим нечего серьезно наблюдать и которых главные обязанности состоят в прикрывании деятельности других офицеров, официально или тайно временно командируемых для изучения необходимого. Мы другого мнения... Самое важное — это хорошо выбрать военного агента. Конечно, не следует пренебрегать внешними преимуществами разного рода, потому что они весьма облегчают полезные сношения; но одних этих преимуществ недостаточно; необходимо их подкрепить широким знанием военного дела, политики и истории, природным даром наблюдательности и желанием хорошо видеть». Перечисленные требования от военных агентов показывают, насколько серьезно и внимательно должно относиться к назначениям на эти должности. Весьма полезно, чтобы назначаемый уже заранее отлично знал страну, куда командируется, бывал бы в ней и знал бы ее язык, быт и армию; желательно кандидатов на военные агенты проводить через соответственные должности по изучению иностранных государств в Центральном управлении Генерального штаба, где, с одной стороны, они будут в полном курсе уже имеющихся сведений по данной стране, а с другой — годность их по подготовке и личным качествам будет определена высшими чинами Генерального штаба[135]. Военную агентуру за границей надо обставить так. чтобы она могла с успехом выполнять возложенную на нее большую и ответственную работу; в крупных государствах необходимы помощники из офицеров Генерального штаба, а быть может, и других специалистов; военный агент должен иметь секретаря, переписчиков и переводчиков — русских подданных: также важно в целях соблюдения тайны его работы дать возможность содержать весь штат русской прислуги. Каково положение военных агентов при незнании ими языка и письменности страны и неимении знающих доверенных переводчиков — русских подданных, ярко характеризует донесение военного агента в Японии от 21 марта 1898 г.: «Китайские идеографы составляют самую серьезную преграду для деятельности военного агента, направленной к изучению военного устройства этой страны (Японии). Не говоря уже о том, что эта тарабарская грамота исключает возможность пользоваться какими-либо случайно попавшимися в руки негласными источниками, она ставит военного агента в полную и грустную зависимость от добросовестности и от патриотической щепетильности японца-переводчика, вообще даже в самых невинных вещах. Положение военного агента может быть поистине трагикомическим. Представьте себе, что вам предлагают приобрести весьма важные и ценные сведения, заключающаяся в японской рукописи и что для Вас нет другого средства узнать содержание этой рукописи, при условии сохранения необходимой тайны, как послать рукопись в Петербург»[136]. Материальное обеспечение военных агентов должно вполне соответствовать условиям жизни в данной стране и быть таково, чтобы на должности военных агентов могли назначаться не только богатые люди, но и вполне подготовленные и подходящие поличным качествам выдающиеся офицеры Генерального штаба. Одним из больших требований является нечастая сменяемость военных агентов, зарекомендовавших себя отлично и вполне изучивших страну и армию[137]; с другой стороны, должны быть беспощадно удаляемы военные агенты, не проявившие на этой должности должного умения и работоспособности. Отчетная сторона работы военных агентов заключается в присылке, во исполнение требований общей программы работы, донесений телеграфных и письменных, причем срочное и важное сообщается по телеграфу, секретное — шифром; при рассмотрении донесений наших военных агентов в Я по- нии в последние периоды перед войной бросается в глаза, что многие весьма важные и срочные донесения посылались рапортами, отчего терялась своевременность донесений; кроме донесений о всем текущем агенты должны систематизировать все получаемые сведения по данной армии по отделам программы, дабы облегчать центральному органу составление «общих сборников о вооруженных силах иностранных государств». Свои наблюдения и заключения о маневрах, учениях, стрельбах и пр. военные агенты должны представлять в виде законченных отчетов, сообщая важнейшие заключения и выводы по телеграфу. Вся работа военного агента должна вестись неустанно в строгой планомерности и системе с аккуратной регистрацией всего делопроизводства и с самым тщательным соблюдением во всей работе тайны, как в смысле хранения шифров, дел и документов, так и в отношении сдержанности в разговорах всех служащих агентуры и, наконец, в аккуратном уничтожении (сжигании) всех ненужных черновиков, заметок и пр. Центральный орган Генерального штаба, ведающий работой военных агентов, должен относиться к этой работе весьма внимательно, все время ее направляя и давая очередные задачи и указания. Каждое донесение должно по изучении и сопоставлении со сведениями из других источников оцениваться, и мотивированная оценка сообщаться агенту. В мирное время должен быть обдуман и решен вопрос о том, куда в случае возникновения войны с данной страной должен переезжать для продолжения работы агент, или же он обязан возвратиться в Центральный орган Генерального штаба. Заслуживает быть отмеченной работа японского военного агента в Петербурге полковника Акаши после объявления войны. После разрыва, Ака- ши, очевидно, имея инструкции заранее, переехал в Стокгольм, где стал во главе тайной агентуры в России, по которой был разбросан целый ряд агентов резидентов[138]. Для проверки некоторых заключений и наблюдений агентов, а также для дополнения и расширения их работы полезно командировать в иностранные государства и других доверенных лиц для официального и тайного присутствия на маневрах и пр. Переходя к наиболее деликатному отделу работы военных агентов — к пользовании тайной агентурой, отмечу, что по этому поводу существуют два взгляда, согласно которых одни полагают, что военные агенты, являясь официальными представителями, должны быть совершенно устранены от ведения агентуры, а другие считают, что искусная и тонкая работа по агентуре, очень обогащая сведения военного агента, может быть очень полезна для дела. Трудность ведения военными агентами как лицами вполне официальными непосредственной агентуры, постоянный риск быть скомпрометированными и, по установившемуся международному обычаю, отозванными на родину, наконец, возможность и вполне легальной работой давать обширную и ценную ориентировку об армии и государстве, в котором находятся, заставляют прийти к выводу, что непосредственная организация и ведение тайной агентуры для военных агентов весьма затруднительна'. Казалось бы, для заведывания тайной агентурой в иностранных государствах должны назначаться особые вполне доверенные лица с необходимым образованием и подготовкой (например, офицера Генерального штаба с личными свойствами, вполне удовлетворяющими требованиям, предъявляемым к лицам, стоящим во главе агентуры; будучи свободны от какого-либо официального положения в государстве, занимаясь профессией, допускающей вполне легальное положение и вместе с тем облегчающей работу по агентуре, эти лица будут вести свое дело, всецело за него отвечая и получая указания от центрального разведывательного органа, в тесном, но обставленном полной тайной, контакте с военными агентами; для надежной сохранности и быстроты получения донесений от заведывающего негласной агентурой, они могут доставляться через военного агента шифрованными телеграммами и с курьерами; передача донесений военному агенту должна обставляться конспиративно и никоим образом не лицом, стоящим во главе тайной агентуры, а через доверенных посредников. У заведывающего тайной агентурой должны быть испытанные, вполне надежные помощники — подданные нейтральных государств, могущие в случае возникновения войны остаться для продолжения работы в данной стране. История дает нам много интересных примеров работы военных агентов различных государств, как вполне легальной, так и при помощи агентурных связей, к которым большинство агентов прибегали. В России в эпоху, предшествующую Отечественной войне, громадные услуги Родине оказал уже упоминавшийся полковник Чернышев, состоявший с 1809 г. при Наполеоне I. Человек большого ума, такта и наблюдательности, Чернышев, пользовавшийся полным доверием императора Александра, отлично ориентировал государя в вопросах не только чисто военных, но и дипломатических; доверие к Чернышеву было таково, что многие ответственные поручения передавались Наполеону не через нашего посла князя Куракина, а через Чернышева, несколько раз ездившего с личными письмами императоров. О всех, иногда очень продолжительных, беседах с Наполеоном Чернышев представлял обстоятельнейшие донесения с собственными суждениями и заключениями о необходимых наших действиях; на одном из таких донесений была императором Александром положена резолюция: «Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку»[139]. Будучи человеком крайне наблюдательным, Чернышев, все расширяя круг светского знакомства, отмечал в своих донесениях все значительные явления политической жизни; ничто не ускользало от ока Чернышева, считавшегося в Париже не более как «grand mangeur de соеиг», он доносил о всем касавшемся Наполеона, о его путешествиях, о войне на Пиренейском полуострове, об общественных толках и настроениях; войдя в агентурные связи с одним из чиновников военного министерства, Чернышев добывал весьма точные сведения о приготовлениях Франции к войне с нами, выясняя численность французской армии, ее вооружение, передвижения, наконец, им были получены весьма серьезные документы громадного значения — боевое расписание французской армии и дислокация[140]. В 1810 г. Чернышев получил приказание императора Александра на обратном после выполненного поручения пути из Петербурга в Париж — заехать в Стокгольм к принцу Бернадотту для выяснения политических взглядов Швеции. Завязав еще в Париже дружеские связи с Бернадоттом, тогда еще маршалом, Чернышев блестяще выполнил поручение, положив основание самой тесной дружбе между Россией и Швецией, так облегчившей положение России на севере в 1812 г.[141] В течение 1811 г. Чернышев доносил канцлеру и военному министру Барклаю де Толли о том, что Наполеон ищет лишь выигрыша времени, пока не исправятся дела в Испании; поступал от Чернышева и целый ряд донесений о численном составе армии, ее вооружениях и передвижениях, о ходе действий в Испании, доносил он и о политических шагах Наполеона, клонившихся к вовлечению Австрии и Турции на сторону Франции. После резкой выходки в августе 1811г. Наполеона с нашим послом князем Куракиным, Чернышев донес, что все приготовления к войне с Россией окончены и что нам надо сосредоточить все силы и средства, чтобы побороть единственного врага — Францию4. Донося весь 1811 год о неизбежности войны с Францией, Чернышев вел тайные сношения с некоторыми австрийскими офицерами, склоняя их на организацию в России немецкого легиона; вел Чернышев и секретные переговоры с известным писателем Жомини, уговаривая его перейти на русскую службу, что позже и состоялось[142]. Наполеон, догадывавшийся о тайной работе Чернышева, поручил министру иностранных сношении Марэ установить за ним надзор; стал наблюдать за Чернышевым и министр полиции Савари; указанным лицам долго не удавалось изобличить Чернышева, но, наконец, была установлена секретная связь Чернышева с военным министерством[143]. 3 марта 1812 г. министром иностранных сношении Марэ под диктовку самого Наполеона было написано письмо русскому посланнику в Париже князю Куракину с жалобой на полковника Чернышева, «которому император оказывал полное доверие, долго и непосредственно с ним беседуя и будучи далек от мысли, что он вел разговоры со шпионом и агентом, идущим на подкуп»; в этом письме высказывается неудовольствие Наполеона, что человек, по своему положению стоявший так близко к императору, оказался тайным агентом[144]. Под предлогом доставки собственноручного письма Наполеона императору Александру Чернышев был отправлен в Петербург, причем и в последнем с ним свидании Наполеон обнаруживал к нему доверие и поручил ему выразить государю последние предложения для сохранения мира[145]. Весьма поучительно проследить секретную и плодотворную работу другого военного представителя при русском посольстве во Франции, полковника Альбединского, в годы после Крымской войны. Из крайне интересного письма агента французской тайной полиции некоего Тоннеллье от 12 марта 1859 г.5 выясняется почти весь ход деятельности Альбединского по добыванию нужных сведений; приведу лишь наиболее характерные выдержки из этого письма: «В конце декабря 1856 г. зашел ко мне под каким то ничтожным предлогом Г. Гроти, атташе русского посольства в Париже, которого я еще знал в Брюсселе во время Восточной войны. Он повел меня в Hotel Sinet, в предместье С. Оноре, где представил полковнику Альбединскому — русскому военному агенту в Париже. Сказав несколько слов о своей миссии, он признался в затруднительности своего положения и кончил тем, что попросил меня оказывать ему некоторые услуги по приобретении книг и карт, необходимых ему для выполнения задачи, а также по доставлению из военно-книжных магазинов новых сочинений по мере выхода их в свет. Найдя все это весьма невинным, я согласился оказывать ему услуги, отчего наши сношения стали почти ежедневными: мне удалось выяснить те средства, благодаря которым он добывал материал для донесений царю. Прежде всего он делал широкие позаимствования из „Annuaire militaire", Almanach Napoleon, „Moniteur de Гагтёе", „Journal des faits", „Journal de l'armee" и „Spectateur militaire" для составления дислокации армии. Вскоре, благодаря светским сношениям, он сблизился с высшими военными чинами, у которых искусно выпытывал сведения об организации войск и усовершенствовании огнестрельного оружия. Все эти сведения, однако, далеко еще не удовлетворяли желаниям полковника Альбединского. Около марта 1857 г. он подружился, не знаю каким образом, с одним из ординарцев императора и с этого момента стал постоянно получать весьма ценные документы. Последние сведения, доставленные ординарцем, были очень точны: он передал данные о новом способе комплектования, о новой пуле, предположенной для всех корпусов, о количестве ружей образца 1845 г., имеющихся в арсеналах, о материальной части инженерных войск и артиллерии, о количестве лошадей по донесениям генерал-инспекторов, о запасах оружия, продовольствия, обмундирования и палаток, имеющихся в магазинах и арсеналах; наконец, в сентябре месяце он доставил полковнику очень интересный доклад о моральном состоянии армии и пр.». Во Франции отмечается выдающаяся работа подполковника Стоффеля, бывшего военным агентом в Берлине перед Франко-прусской войной. Внимательно наблюдая за всем происходящим в Пруссии, Стоффель присылал целый ряд донесений о приготовлениях Пруссии к войне, но его рапортам не придавали значения, а Наполеон III настолько был уверен в расположении Пруссии, что даже отозвал Стоффеля. После нового назначения в Берлин в 1868 г. Стоффель, правильно оценив обстановку, вновь стал посылать весьма серьезные и точные донесения о положении дел, но опять-таки ни Наполеон, ни военный министр Рандон ему не верили. Прусский военный агент в Париже Гольц перед войной 1870 г. организовал пересылку в Пруссию через посредство немецких банкиров целых тюков карт. «Гольц имел в своем распоряжении все средства осведомления; то, чего он не узнавал в салонах, где часто из хвастовства с больший беззаботностью разглашались самые секретные вещи, ему сообщали те подозрительные личности, которые проникают в наши дома, всё слушают, вмешиваются в наши споры и агитируют против нашей дипломатии»'. После войны 1870 г. главным руководителем тайного разведывания во Франции был германский военный агент в Париже подполковник Вильом, попавшийся в работе агентуры и переведенный затем в Петербург. Заместителем его был майор Гюне, также попавшийся в секретных сношениях с чиновником французского военного министерства д'Эйроллем; негласный обыск в квартире Гюне открыл, что он имел сношения не только с д'Эйроллем, но и с некоторыми довольно высокопоставленными лицами. Дело Дрейфуса открыло великолепно организованную работу по тайной агентуре военных агентов — немецкого полковника Шварцкоппена, австрийского и итальянского майора Паницарди, действовавших сообща'. Начальник французского разведывательного отделения Генерального штаба полковник Сандгер напал на след организации, а неосторожность Шварцкоппена, верившего всем служащим германского посольства, облегчила розыск; через горничную дочери германского посла графа Мюнстера французский Генеральный штаб получал бумажные отбросы из корзины Шварцкоппена, среди которых нашлось и знаменитое «бордеро», разорванное на мелкие клочки, давшее толчок всему делу. Австрийские военные агенты также не чужды работы тайной агентуры. Так за несколько лет до последней войны был уличен в шпионстве в Петербурге некто барон Унгерн-Штернберг, работавший для австрийского военного агента майора графа Спанноки; Штернберг имел в своем распоряжении до десяти помощников агентов; с графом Спанноки свидания устраивались или в «Аквариуме», или в салоне одной француженки; шпион был пойман с поличным; выяснилось, что он передавал Спанноки секретные доклады Комиссии по государственной обороне со сведениями о численности русской армии и флота, о количестве недобора новобранцев и пр. Штернберг был журналистом, имевшим большие связи в дипломатическом, чиновном и финансовом мире Петербурга2; много доверчивых русских людей, по нашей преступной болтливости, сообщали ему ряд секретных сведений, попавших в австрийский Генеральный штаб. Остается еще упомянуть о так называемых негласных военных агентах в пунктах, где военные уполномоченные не имеются, но военное наблюдение важно; в таких случаях прибегают к помощи Министерства иностранных дел, которое назначает избранных офицеров, фиктивно выходящих в отставку, на должности консулов и вице-консулов; офицеры эти обязаны нести всю службу Министерства иностранных дел и вместе с тем доносить как военные агенты Генеральному штабу. Наиболее широкое применение этого способа, хотя бы в виде прикомандирования к консульствам на низшие должности офицеров-специалистов, будет весьма полезно расширять нашу ориентировку об иностранных государствах. Переходя к заключению по военной агентуре за границей как органу разведки можно, руководствуясь изложенным очерком, прийти к следующим выводам: 1) Военная агентура является одним из главнейших органов разведки, так как это орган наиболее доверенный и вполне компетентный во всех военных вопросах. 2) Громадное значение для государства работы военных агентов требует крайне внимательного выбора военных агентов исключительно из лиц вполне, во всех отношениях подготовленных и по своим личным качествам удовлетворяющим требованиям, предъявляемым к военным агентам. 3) Работа военных агентов должна вестись по программе, составленной центральным органом Генерального штаба с полной планомерностью и систематичностью при проявлении самой широкой инициативы. 4) Участие военных агентов в агентурной работе обусловливается обстановкой и во всяком случае требует большой осторожности, ловкости и умения. 5) В планы мобилизации разведывательной службы на случай войны с данным государством должен быть подробно разработан вопрос о дальнейшем направлении деятельности военного агента в случае возникновения войны, причем весьма желательно, чтобы военный агент мог продолжать свою работу или из нейтральной территории, или же был бы использован возможно продуктивнее в соответственных штабах, наиболее заинтересованных в знаниях и опыте военного агента по данному иностранному государству. 6) Возможно широкое развитие негласных военных агентур весьмажелательно. Date: 2015-07-10; view: 720; Нарушение авторских прав |