Программные средства
· текстовый процессор;
· электронные таблицы;
· графические процессоры;
· офисные приложения.
Под АРМ иногда понимают рабочие места, а иногда — ППП. Существуют три типа АРМ: 1) индивидуального пользования; 2) группового пользования; 3) сетевые.
АСУ представляют собой комплексы технических и программных средств для автоматизированного управления различными службами и органами правоохраны. Основная функция таких АСУ — обеспечение руководителей служебной информацией. Практически это система связанных АРМ. Примером может служить АСУ «Дежурная часть» (АСУ ДЧ), предназначенная для управления силами и средствами ОВД в оперативной работе.
Основные функции АСУ: 1) оперативный сбор и анализ оперативной информации, выдача указаний подразделениям ОВД, контроль выполнения оперативной работы в реальном масштабе времени, управление подвижными милицейскими группами (на автомобилях, мотоциклах и других моторизованных средствах передвижения); 2) сбор, обработка, хранение информации; отображение информации о размещении сил и средств, а также о местах совершения преступлений на фоне представленных на экране («электронных») карт; 3) сбор информации о правонарушителях, похищенных вещах и транспортных средствах; выдача информации по запросам органов внутренних дел с использованием банков данных; 4) регистрация деятельности органов внутренних дел, подготовка отчетов о работе, анализ процессов (событий). Использование АСУ позволяет радикально упростить и ускорить выполнение указанных работ. При раскрытии и расследовании преступлений может использоваться как универсальное, так и специальное программное обеспечение
10вопрос Использование компьютеров существенно ускоряет экспертную деятельность и уменьшает вероятность ошибок. Основным направлением здесь считается создание автоматизированного рабочего места эксперта по различным видам правоохранительной деятельности, автоматизированных банков данных экспертной информации (автоматизированных информационных систем) и соответствующих программных комплексов для экспертных задач. Можно выделить несколько типичных автоматизированных информационных систем (АИС) и банков криминальных данных:
· Пулегильзотеки — для идентификации оружия по пулям и гильзам. Таковы, например, АИС «Модель оружия», «Патрон».
· Дактилоследотеки (АДИС) — для анализа снятых на дактилокартах отпечатков пальцев с места происшествия. Принадлежность отпечатков конкретным лицам устанавливается экспертом. Отметим, что отпечатки пальцев с трудом поддаются компьютерному анализу из-за отсутствия устойчивости признаков. Зарубежные дактилоскопические системы имеют высокую стоимость и очень требовательны к качеству отпечатков. Так в ходе недавно проведенного в США снятия отпечатков пальцев у всего населения процедуру снятия у многих лиц приходилось проводить неоднократно для получения качества, приемлемого для компьютерной обработки. Из отечественных дактилоскопических систем наиболее известны «Папилон» и «Сонда-Фрес», которые сейчас активно внедряются в ОВД РФ. Хотя в некоторых странах отпечатки снимаются у всего населения, в РФ — только у лиц, привлекавшихся по уголовным делам. Зачастую, правда, отпечатки снимаются и у лиц «криминогенных категорий», хотя это и противозаконно. Более правильно, конечно, дактилоскопировать все население, поскольку это позволяет опознавать не только преступников, но и потерпевших, в том числе трупы. Сейчас в РФ основная масса дактилокарт составлена на лиц в следственных изоляторах, подследственных или ранее судимых. Но качество дактилокарт очень низкое, они плохо выполнены, на плохой бумаге и в подавляющем большинстве непригодны для ввода в АДИС. В целом, дактилоскопический учет поставлен пока неудовлетворительно. В правовом отношении не разработаны формальные основания для постановки на дактилоскопический учет. Не снимаются дактилокарты у трупов, слабо используются АДИС, так что множество уже имеющихся дактилокарт почти не используется в следственной практике.
Оптимальная организация единой АДИС (в масштабах региона) должна иметь два уровня:
· первый уровень составляют центральный сервер и связанные с ним рабочие станции, часть из которых размещается в городских ОВД. Базы данных в виде дактилокарт и следов с мест преступления хранятся и обрабатываются на центральной станции, имеющей для этого соответствующее программное и техническое обеспечение для их обработки. Ввиду большого объема передачу графической информации с мест на центральный сервер лучше выполнять не с помощью модемной связи, а с помощью DVD дисков или флешек.
· второй уровень составляют местные АДИС в удаленных от регионального центра городских ОВД, связанные с центральной региональной АДИС по обмену информацией из баз данных и проведению поиска по запросам.
Такая двухуровневая система оказывается более эффективной и пригодной для организации круглосуточной оперативной работы.
· Следотеки — для исследования следов обуви. Эта важная экспертиза пока в РФ развита недостаточно, хотя имеются некоторые системы для анализа следов, например, «Обувь» и «Сапог». Для анализа используется кодирование элементов подошв обуви и рельефа рисунка.
· Анализ шрифтов машинописных текстов, в основном ориентированный на шрифты пишущих машинок различного производства. Поскольку сейчас большинство текстов готовится с помощью компьютерных принтеров, этот анализ сильно усложняется, и надо, по существу, заново проводить всю работу по накоплению баз данных с образцами шрифтов
Имеется также ряд других баз данных и автоматизированных информационных систем криминалистического профиля:
· для анализа взрывчатых веществ (АИС «Взрывчатые вещества»);
· для анализа текстильных волокон (АИС «Волокно»);
· для анализа рентгенограмм (АИС «Фазан»);
· для анализа автоэмалей (АИС «Марка»);
· для анализа красителей шариковых ручек (АИС «Спектр»);
· для анализа стекол автомобильных фар (АИС «Стекло»);
· для анализа бумаги (АИС «Бумага»);
· для библиотек инфракрасных спектров (АИС «БИРСИ», Германия);
· для анализа металлов и сплавов (или их следов).
Еще одно фундаментальное направление в информационной технологии экспертной деятельности — разработка автоматизированных программных комплексов (АПК) для решения экспертных задач. Примерами могут служить:
· АПК «Контакт» для обнаружения контактов волокнистых материалов (например, волокон на одежде);
· АПК «Внешняя баллистика» для установления возможности поражения пулей или дробью из огнестрельного оружия;
· АПК «ГАЗХРОМ» для криминалистической экспертизы материалов, веществ и изделий из них с использованием газовой хроматографии;
· АПК для судебной экспертизы почерков, в том числе умышленно измененных;
· АПК для анализа подписей и обнаружения поддельных подписей
Важную роль в работе эксперта-криминалиста играет автоматизация физико-химических исследований для накопления, хранения, анализа спектров в широком диапазоне частот — от инфракрасного до ультрафиолетового — с использованием обширных библиотек спектров. Здесь применяются также методы электронного парамагнитного резонанса и масс-спектроскопии. Наконец, новые информационные технологии успешно применяются для автоматизации судебно-фоноскопических экспертиз. Типичные задачи, которые здесь решаются:
· идентификация личности по речевому сигналу;
· обнаружение монтажа фонограмм;
· идентификация звукопроизводящих объектов;
· удаление звуковых помех и шумов при распознавании звуков (речи);
· распознавание содержания речи по сильно искаженной фонограмме;
· распознавание копий и оригиналов фонограмм
11 вопрос Автоматизированные аналитико - статистические информационные системы, системы учета и управления
Автоматизированные аналитико-статистические информационные системы предназначены для сбора и обработки большого объема первичной информации; результаты обработки представляются в виде таблиц и графиков. Накопленная информация может выдаваться по запросам, т.е. система может выполнять справочные функции. В настоящее время существует несколько аналитико-статистических информационных систем, из которых можно отметить следующие.
1. Справочная информационно-аналитическая система Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Система предназначена для сбора, накопления, анализа информации и подготовки отчетов по авариям на транспорте. Основными задачами системы являются ведение и корректировка статистики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по регионам и годам, оценка показателей аварийности, прогнозирование статистики ДТП, сравнительный анализ ДТП по разным регионам, ранжирование регионов по уровню ДТП. Система предназначена для пользователей, плохо владеющих табличными процессорами (например, Excel). С помощью системы можно:
· вводить новые статистические показатели;
· корректировать введенные показатели;
· получать информацию из баз данных;
· представлять выборки по годам и регионам в виде таблиц;
· формировать отчеты;
· прогнозировать аварийность с помощью экстраполяционных моделей;
· выявлять регионы с меньшей аварийностью.
2. Автоматизированная информационная система «Кадры»
Система предназначена для управления кадрами и может в интерактивном режиме:
· накапливать информацию о кадрах;
· анализировать кадровый состав;
· рассчитывать выслугу лет (для присвоения очередных званий работникам органов, вычисления пенсий);
· автоматически готовить кадровые документы и справки по кадрам;
· осуществлять контроль за кадрами;
· управлять доступом к данным по кадрам;
· выдавать кадровые документы в различной форме;
· производить поиск документов по заданным критериям;
· выводить на печать кадровые документы в требуемой форме;
· готовить статистические данные по кадрам.
3. Автоматизированная информационная система «ГРОВД»
Система «ГРОВД», разработанная Академией МВД, функционирует на базе сети персональных компьютеров и предназначена для информационного обеспечения оперативно-розыскной и управленческой деятельности городских и районных органов внутренних дел. Система помогает решению следующих классов оперативно-розыскных задач:
· «лица»;
· «преступления»;
· «похищенные вещи»;
· «оружие»;
· «нераскрытые преступления»;
· «учет заявлений и преступлений»;
· «статистика»;
· «автомототранспорт»
Работа системы строится на основе первичных документов (карточек). Функциями системы являются:
· защита информации от несанкционированного доступа с помощью паролей и других средств;
· накопление, коррекция и поиск сведений по указанным выше классам задач;
· вывод сведений в требуемой форме;
· сортировка записей по заданным критериям (по алфавиту, по датам и т.п.);
· уточнение запросов на выдачу данных в ходе поиска;
· проверка других массивов данных на наличие записей, релевантных запросу (например, связь лица с преступлением, оружием, транспортными средствами);
· изменение первичных документов без потери нформации
АИС «ГРОВД» — открытая система и поэтому допускает пополнение средствами решения новых задач. Имеется несколько версий этой довольно широко используемой АИС.
4. АИС сбора и обработки данных «Охрана».
АИС «Охрана» предназначена для службы охраны МВД и позволяет вводить, хранить, корректировать сведения:
· об объектах охраны;
· о средствах охраны;
· о численности охраны;о лицах, причастных к хищениям;
· о работе и дисциплине персонала охраны.
Можно также вводить и корректировать сведения из подразделений службы охраны МВД о кражах, хищениях, объектах охраны, ложных тревогах. По всем имеющимся в системе данным можно готовить и выдавать статистические отчеты за год, квартал, месяц; отчеты по отдельным подразделениям МВД и др.
5. Справочная информационно-аналитическая система ГУ Охраны РФ.
Система предназначена для руководящего персонала, мало знакомого с табличными процессорами, и служит для сбора, накопления, анализа, подготовки отчетов по основным показателям службы охраны. Основные задачи системы — накопление, статистическая оценка, корректировка важнейших показателей службы охраны в регионах по годам; получение и прогнозирование абсолютных и относительных статистических оценок деятельности службы. Система позволяет в диалоговом режиме:
· вводить новые статистические показатели;
· корректировать старые показатели;
· определять состояние базы данных по регионам и годам по разным показателям;
· получать выборки абсолютных и относительных показателей по годам и регионам в виде готовых для отчетов таблиц;
· улучшать таблицы (например, сортировать строки-регионы);
· осуществлять прогнозирование путем экстраполирования;
· выводить найденный прогноз в виде таблиц или диаграмм.
6. Автоматизированная система управления «РОВД».
АСУ «РОВД» предназначена для информационно-аналитических подразделений районных отделений органов внутренних дел. Информационно-поисковая система «Слежение», представляющая собой подсистему АСУ «РОВД», служит для ввода, хранения, корректировки, выдачи данных для информационно-аналитических отделов РОВД. В ИПС «Слежение» имеются следующие виды учета:
· «КУП» — заявления и сообщения о преступлениях и происшествиях, сведения об их расследовании, об уголовных делах для поиска похищенного, об оперативной работе (задержанные лица), об угнанном транспорте;
· «Форма 1» — статистическая карточка на преступление, составленная на основе «КУП»;
· «Форма 1.1» — статистическая карточка о результатах расследования, раскрытии преступления, деятельности следователей;
· «Форма 2» — статистическая карточка на преступника;
· «Форма 3» — статистическая карточка о прохождении дела и решении;
· «Форма 6» — статистическая карточка о результатах суда.
В АСУ «РОВД» имеется ряд программ для ввода информации о событиях, лицах, объектах, представляющих оперативный интерес; для хранения и корректировки данных, для управления данными; для выявления связей между различными видами информации по конкретному событию, лицу, объекту; для ввода, хранения, корректировки кодов предметов, преступников, происшествия, места происшествия, способа совершения преступления; для интерактивных запросов, для подготовки необходимой отчетности. 7. Автоматизированная система паспортного отделения («АСПО»). Система АСПО предназначена для автоматизации работы паспортных столов в районных отделениях внутренних дел и содержит информацию о данных на конкретное лицо и на его родственников; о паспортах, прописке и выписке; об утраченных и похищенных паспортах, о судимости некоторых категорий лиц (должники, неплательщики алиментов), о паспортных правонарушениях, об административном надзоре за лицами, о выездах за рубеж. По запросам на экран дисплея может выдаваться полное досье на лицо; досье может пополняться. Система обеспечивает достаточно гибкую работу, даже с переводом на другие языки. Возможно ограничение доступа с использованием паролей, кодов и других средств. Для сохранения информации можно автоматически создавать ее дубли. Обычно «АСПО» входит в локальную вычислительную сеть районного ОВД.
12 вопрос Автоматизированная система органов предварительного следствия (АС ОПС) системы МВД России предназначена для обеспечения функционирования иерархической интегрированной информационной сети, объединяющей абонентские, региональные и федеральный уровни, организации регламентированного доступа дознавателей и следователей к информации, формируемой на федеральном уровне.
Автоматизированная система органов предварительного следствия включает четыре уровня: 1) федеральный – Следственный Комитет при МВД России; 2) межрегиональный – следственные части при главных управлениях МВД России по федеральным округам (ГУ ФО); 3) региональный – главные следственные управления, управления (отделы) при МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах (ЗТиРО); 4) районный ─ следственные управления (отделы, отделения, группы) – при органах внутренних дел района, города, района в городе, следственные управления (отделы) при линейных УВД (ОВД) на транспорте, следственные отделы (отделения, группы) на ЗТиРО.
Целью создания автоматизированной системы является организация единого информационного пространства органов предварительного следствия в системе МВД России, упорядочение информационных потоков, повышение качества, эффективности и оперативности производства следственных и иных процессуальных действий при расследовании преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.
В настоящее время обеспечивается доступ к информационным ресурсам регионального уровня, содержащим сведения о разыскиваемых лицах, автотранспорте, оружии, номерных вещах, паспортах и бланках паспортов и иных объектах учета, а также к ресурсам федерального уровня, то есть к центру хранения электронных копий материалов уголовных дел Следственного комитета.
Структура АС ОПС составляет два основных блока: 1. Централизованный банк данных электронных копий материалов уголовных дел (ЦБД «Невод»), формируемый на федеральном уровне. 2. Специализированная территориально-распределенная автоматизированная система органов предварительного следствия (СТРАС ОПС).
ЦБД «Невод» предназначен для оперативного представления информации следующих видов: об органе расследования; о лицах, привлеченных к уголовной ответственности; о фабуле и квалификации совершенного преступления; об объектах преступных посягательств; о свидетелях и юридических лицах, проходивших по уголовным делам.
Специализированная территориально-распределенная автоматизированная система органов предварительного следствия (второй блок СТРАС ОПС) представляет собой комплексы программ, устанавливаемых на автоматизированные рабочие места (АРМ) следователей и руководителей следственного органа, объединенных в локальные вычислительные сети и работающих с выделенным сервером баз данных или на автономных рабочих местах[48].
Значительный интерес представляет рассмотрение использования следователями и следственно-оперативными группами мобильных автоматизированных рабочих мест (МАРМ). Оно включает в себя портативную ПЭВМ типаnotebook с необходимым программным обеспечением и периферийным оборудованием, а также средства связи и передачи данных.
Для мобильного автоматизированного рабочего места состав специального программного обеспечения можно определить исходя из анализа содержательного описания действий следователя, следственно-оперативной группы и построения соответствующих информационных моделей (входная и выходная информация, формы ее представления, кодирование, алгоритмы преобразования и т.п.). К примеру, любому виду обыска (обыск в жилище, помещении, автотранспорта) предшествует выполнение общетактических мероприятий: сбор сведений о групповых и индивидуальных признаках искомых предметов, сведений о лицах, у которых планируется производство обыска, подбор участников следственно-оперативной группы, подготовка технических средств и т.п.
При прочих равных условиях данные об искомых предметах, о лице, у которого проводится обыск, об используемых технических средствах будут значительно полнее в случае применения экспертно-консультационных систем и банков данных о разыскиваемых лицах и похищенных номерных вещах. При составлении плана, включающего тактические приемы производства обыска, существенную помощь может оказать справочная система по тактике производства следственного действия – алгоритм действий в определенных ситуациях.
Использование мобильного АРМ возможно при проведении широкого круга следственных и иных процессуальных действий. Это определяется программным обеспечением, объемом и содержанием баз данных.
Учитывая возросший объем информации, находящейся в обороте у следователей при производстве следственных и иных процессуальных действий целесообразно использовать программы и информационно-технические средства, обеспечивающие процесс их осуществления. К таковым относит применение персонального компьютера, использование информационных технологий, мобильных телефонов.
Особенность применения указанных средств при проведении следственных и иных процессуальных действий зависит от того, какие задачи необходимо решить следователю для полного, объективного и всестороннего проведения следственных действий, соблюдения сроков. Для этого всякий раз необходимо определить, какая информация должна быть всегда под рукой в том виде, который приемлем для ее быстрого извлечения и использования. К примеру, в любой момент может возникнуть необходимость связаться с каким-либо участником уголовного судопроизводства – свидетелем, потерпевшим либо службой, подразделением, обеспечивающими сопровождение расследования преступления (ЭКЦ, ОУР), поэтому контактные телефоны, адреса, другая информация должны быть получены быстро.
14 вопрос По степени распределённости[
· Локальные СУБД (все части локальной СУБД размещаются на одном компьютере)
· Распределённые СУБД (части СУБД могут размещаться на двух и более компьютерах).
По способу доступа к БД [
· Файл-серверные
В файл-серверных СУБД файлы данных располагаются централизованно на файл-сервере. СУБД располагается на каждом клиентском компьютере (рабочей станции). Доступ СУБД к данным осуществляется через локальную сеть. Синхронизация чтений и обновлений осуществляется посредством файловых блокировок. Преимуществом этой архитектуры является низкая нагрузка на процессор файлового сервера. Недостатки: потенциально высокая загрузка локальной сети; затруднённость или невозможность централизованного управления; затруднённость или невозможность обеспечения таких важных характеристик как высокая надёжность, высокая доступность и высокая безопасность. Применяются чаще всего в локальных приложениях, которые используют функции управления БД; в системах с низкой интенсивностью обработки данных и низкими пиковыми нагрузками на БД.
На данный момент файл-серверная технология считается устаревшей, а её использование в крупных информационных системах — недостатком[2].
Примеры: Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Visual FoxPro.
· Клиент-серверные
Клиент-серверная СУБД располагается на сервере вместе с БД и осуществляет доступ к БД непосредственно, в монопольном режиме. Все клиентские запросы на обработку данных обрабатываются клиент-серверной СУБД централизованно. Недостаток клиент-серверных СУБД состоит в повышенных требованиях к серверу. Достоинства: потенциально более низкая загрузка локальной сети; удобство централизованного управления; удобство обеспечения таких важных характеристик как высокая надёжность, высокая доступность и высокая безопасность.
Примеры: Oracle, Firebird, Interbase, IBM DB2, Informix, MS SQL Server, Sybase Adaptive Server Enterprise, PostgreSQL, MySQL, Caché, ЛИНТЕР.
· Встраиваемые
Встраиваемая СУБД — СУБД, которая может поставляться как составная часть некоторого программного продукта, не требуя процедуры самостоятельной установки. Встраиваемая СУБД предназначена для локального хранения данных своего приложения и не рассчитана на коллективное использование в сети. Физически встраиваемая СУБД чаще всего реализована в виде подключаемой библиотеки. Доступ к данным со стороны приложения может происходить через SQL либо через специальные программные интерфейсы.
Примеры: OpenEdge, SQLite, BerkeleyDB, Firebird Embedded, Microsoft SQL Server Compact, ЛИНТ Систе́ма управле́ния ба́зами да́нных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных[1].
Основные функции СУБД[
· управление данными во внешней памяти (на дисках);
· управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;
· журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;
· поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными).
Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:
· ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти и журнализацию,
· процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода,
Date: 2015-07-10; view: 2402; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|