Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешние функции государства. 3 pageСоциологическая школа права (Эрлих, С. М. Муромцев и Г. Ф. Шершеневич, Р.Паунд, Леон Дюги). Социологическая школа осуществляет изучение "живого права", то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права. Разновидностью социологического направления является теория солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Дюги. Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности. В трактовке Дюги социальная норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага. Нормативистское направление ( Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев, Г. Кельзен ) Согласно данной теории вся система права имеет ступенчатое строение, то есть последовательно выводится из основной нормы, образуя иерархию норм. Поэтому задача теории состоит в том, чтобы в каждом конкретном правовом явлении вскрыть его соответствие верховной норме, обладающей высшей юридической силой. Несмотря на то, что нормативистская теория "суверенную" норму считает предполагаемой (гипотетичной), она доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы. В этом смысле закону, как нормативно-правовому акту, обладающему высшей юридической силой, должны соответствовать все подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели. С другой стороны, заслуга нормативистской теории состоит в том, что она вычленила формальные признаки права, которые и составляют его юридическую сущность. Психологическая теория (Л. И. Петражицкий, Дьюи, Мэрилл, Росса, Элиот и другие). Представители психологической теории считали, что право, как одно из явлений бытия, принадлежит миру психики и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Человеческие поступки могут быть свободными и связанными. Сознание внутренней связанности воли, поведения человека Петражицкий именует этическим сознанием. Это сознание этического долженствования. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы, как авторитарные запреты и веления, есть лишь отражение этих переживаний. Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (или гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего "голoca" совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте. Интуитивное право носит индивидуально-свободный и изменчиво-разнообразный характер. Позитивное же право способно создавать правовые предписания, обязательные для всех субъектов права. Материалистическая теория права (К. Маркс и Ф. Энгельс, Ленин). В основе материалистической теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Классово-экономическая теория ограничивает жизнь права (как и государства) историческими рамками классового общества. Она считает, что право - исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов оно утратит полностью свою социальную ценность. Марксистско-ленинская теория утверждает, что право - явление, производное от государства, в полной мере определяемое его волей. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли в правотворчестве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними. Несомненной заслугой марксистской теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Какие фактические обстоятельства привели к появления новой структуры «права»? Закономерности и основные пути формирования права как объективного явления общественной жизни. 2. Изложите основные положение теории естественного права. Является ли она научной и насколько возможно ее применение в общественной жизни? 3. Особенности взглядов на право представителей исторической школы права. 4. В чем, с современной точки зрения, достоинства и недостатки научных положений реалистической школы права. 5. Социологическая школа права, представленная Эрлихом, Муромцевым, Паундом и другими имеет много поклонников среди современных юристов и социологов. Почему? 6. В какой мере нормативистская теория вошла во плоть нашей юридической науки? В чем это проявляется? 7. Какое значение психологическая теория права имеет для современной юридической науки и практики правового регулирования? 8. Изложите основные положения материалистической теории права. В чем, на ваш взгляд, ее сильные и слабые стороны?
Тема №12. Понятия принципы и функции права. 1. Понятие и сущность права 2.Понятие права в субъективном и объективном смыслах. 3. Принципы права: понятие и виды 4. Функции права.
1. Право – это система нормативных установок опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения. Государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы. Право делится на два вида: 1. Естественное право- это совокупность прав и свобод, обусловленной природой человека его проживанием в обществе. К таким правам представители этой теории относят: право человека на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальное условие человеческого существования, на собственность, на охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. 2. Позитивное право- это право выраженное в принятых государством нормах, т.е. в законодательстве иных источниках права. Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование общественных отношений. Все нормы права содержатся в письменных документах нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения и предписания правотворческих органов или должностных лиц не являются правом. Правовые нормы предполагают не только их обязательное закрепление в письменных источниках, но и опубликование для широкого круга лиц. Общеобязательность права означает, что все лица в том числе и государство, которых касаются нормы права, обязаны их неукоснительно исполнять. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Нормативность в указанном значении представляет собой действие права как регулирующей системы, состоящей из нормативных принципов и предписаний, правил поведения общего характера, распространяющихся на всех и каждого, на любой круг лиц в данном государстве, а также способность права в соответствии с предписаниями закона охватить по фиксированным признакам любой круг явлений и процессов. Наряду с нормативностью не менее важными свойствами права, выражающими его принципиальные особенности, качества, являются определенность содержания и государственная обеспеченность. Определенность содержания, т.е. одно из существенных проявлений определенности права в целом, представляет собой способность права (главным образом при помощи письменных нормативных документов — законов, иных источников права) предельно точно фиксировать в формализованном виде необходимые стороны и грани, детали и подробности внешнего поведения лиц, их поступков, в том числе — самым точным образом определить границы внешней свободы, а также последствия нарушения этих границ. Государственная обеспеченность — прочность, надежность, высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (преимущественно посредством государственной власти, ее принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «перевести» его в реальные жизненные отношения, что позволяет обществу или личности при помощи юридических механизмов «настоять на своем», добиться результата, обозначенного правом. 2. Право в объективном смысле — это обеспеченная законом мера возможного поведения граждан или организаций, направленная на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов. Субъективные права связаны с возможностями или свободой поведения, принадлежащими лицам, субъектам, как бы прикрепленными к субъектам; отсюда и название - права субъективные. Субъективные юридические права (а также обязанности, ответственность) возникают и действуют на основе законов общеобязательных норм. Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т.е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное право как элемент конкретного правоотношения возникает на основании юридического факта. Субъективное право выступает как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведение), возможность требовать определенного поведения от другого лица, поскольку такое поведение обусловливает осуществление субъективного права. Объективное право не прикреплено к какому-либо субъекту, а существует как объективный факт - действующее наличное образование всего общества. Его называют также позитивным правом. В отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права, объективное право является «позитивным», потому что определенные нормы поведения специально создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого императивного критерия для обязательного поведения. Одна из основных особенностей объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей заключается в том, что оно представляет собой нормативное образование, т.е. состоит из юридических норм, из которых образуется право конкретной страны. 3. Принципы права –это исходные нормативно- руководящие начала(императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. Принципы права присущи любой правовой системе. Они прямо закрепляются в законодательных актах (статьях, преамбулах и т.д.) или заполняют собой содержание правовых норм. Выделяют общие (специально-юридические) принципы права: 1. Принцип социальной свободы гарантирует предоставление его участникам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, и т.д. 2. Принцип социальной справедливости обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием. 3. Принцип демократизма заключается в том, что законы должны выражать волю и интересы подавляющего большинства общества. Демократизм предполагает участие населения в формировании этой воли, закрепление ее в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах этого процесса, осуществление правотворческих полномочий и действий либо непосредственно населением, либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, демократические процедуры разработки, обсуждения, принятия и обнародования правотворческих решений. 4. Принцип гуманизма- в правовом регулировании выражается в том, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). 5. Принцип равноправия- акты провозглашают равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. 6. Принцип единства юридических прав и обязанностей выражается в органической связи и взаимообусловленности юридических прав и обязанностей участников общественных отношений: государства в целом, его органов, должностных лиц, граждан и различных объединений. При такой организации общественных отношений праву пользоваться определенным социальным благом соответствует обязанность совершать общественно полезные действия в интересах других. 7. Принцип ответственности за вину- в соответствии с этим принципом юридическая ответственность может быть возложена на лицо лишь в том случае, если оно виновно в нарушении требований правовой нормы. 8. Принцип законности- выражается в требовании строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяются также межотраслевые и отраслевые принципы права. Межотраслевые принципы - это такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права (например, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального). Общими принципами указанных отраслей права являются, например, коллегиальность в рассмотрении уголовных и гражданских дел, гласность судебного разбирательства. В то же время на родственные (смежные) отрасли права в полной мере распространяются и общие правовые принципы. Отраслевые принципы права характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права (например, административного или гражданского). Принципами гражданского права являются равенство сторон в имущественных отношениях, обеспечение договорной дисциплины и другие. Соответственно, на их основе создаются и реализуются лишь нормы, составляющие исключительно данную отрасль права.
4. Под функциями права следует понимать основные направления воздействия права на общественные отношения, которые предопределяются социальным назначением права в жизни общества. Функции права делятся на две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации обще правовых функций: 1. Внутренние- это способы юридического воздействия на I. Основные собственно- юридические функции права: а) Регулятивная функция, права - выражается в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. В рамках регулятивной функции выделяют две подфункции: - регулятивная динамическая функция - обеспечивает активное поведение людей, использование субъективных прав (избирательное право, право обращения в суд и т. д.) либо исполнение позитивных обязанностей (уплата налогов, исполнение воинского долга и др.). - регулятивная статическая функция - закрепляет общественные связи и порядки (установление равноправия граждан перед законом и судом, закрепление права собственности и т. д.). б) Охранительная функция, права нацелена на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу. II.Не основные собственно юридические функции права: а) Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба или вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция присуща гражданскому, трудовому, отчасти уголовному праву. Например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного возмещение морального вреда. б) Ограничительная функция направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы человека могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Не допускается пропаганда социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ст. 29, 55 Конституции РФ). в) Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т. д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица. 2. Внешние функции- это способы юридического воздействия на а) Политическая функция права- право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государств, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр. б) Экономическая функция- право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т. п. в) Воспитательная функция права- право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Дайте определение праву. Раскрой те сущность данной нормы? 2. Что такое право в субъективном смысле? 3. Охарактеризуй те право в объективном смысле. 4.Назовите понятие и виды принципов права? 5. Что такое функции права? Охарактеризуйте внутренние и внешние функции права.
Тема №12. Правовые нормы 1. Понятие и классификация норм права 2.Структура правовой нормы. 3. Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативно-правовых актов. 1. Юридическая норма (норма права) — общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. Классификация правовых норм: 1. По функциям в механизме правового регулирования выделяются: а) Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы- определяют первичные начала, основы правового регулирования общественных отношений т. е. определяются цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляются правовые категории и понятия. Они делятся на: - Нормы-начала — это предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Конституции государства. - Нормы-принципы — законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. -Определителъно-установочные нормы — это предписания, определяющие Цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования, закрепляющие целевые установки законодателя. - Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка — в административном законодательстве, отдельных видов сделок — в гражданском законодательстве и т.д. б) Нормы — правила поведения— это нормы непосредственного регулирования поведения людей, общественных отношений. Они указывают на взаимные права и обязанности субъектов, условия реализации этих прав и обязанностей, виды и меру реакции государства по отношению к правонарушителям. в) Общие и специальные нормы. Они различаются между собой степенью общности и сферой действия. - Общие нормы — это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, норма гражданского права об исковой давности и др.). - Специальные нормы — это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. 2. По предмету правового регулирования: а) Материальные правовые нормы закрепляют права и обязанности субъектов права, их правовое положение, пределы правового регулирования и т.д. б) Процессуальные правовые нормы регулируют организационные отношения и носят сугубо организационно-процедурный, управленческий характер. 3. По отраслям права: а) нормы государственного, б) административного, в) финансового, г) земельного, д) гражданского, е) трудового, ж) уголовного и иных отраслей российского права. 4. По методу правового регулирования: а) Императивные нормы — категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. б) Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению в) Поощрительные нормы — это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования. г) Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. 5. По форме выражения предписания: а) Управомочивающие нормы определяют правомочия граждан и других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным образом. б) Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. в) Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу. 2. Норма права имеет характерное внутреннее строение (структуру). Структура правовой нормы показывает, из каких элементов (частей) состоит норма и как эти части взаимосвязаны. Таких элементов три: 1. Гипотеза — указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться. Она бывает: - простая- если в ней указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связано действие данной нормы. Например, п. 1 ст. 105 УК РФ применяется при умышленном убийстве одного человека. - сложная - если действие нормы ставится в зависимость от двух и более условий. Например, ст. 344 УК РФ устанавливает ответственность за насильственные действия в отношении начальника, нанесение побоев или иного насилия, совершенные во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей. - альтернативная - ставит действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких факторов. Например, п. 1 ст. 337 УК РФ применяется при самовольном оставлении части, места службы, а равно при неявке в срок без уважительной причины на службу при увольнении из части, назначении и т. п. продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти. 2. Диспозиция — определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия). - простая - называет вариант поведения, но не раскрывает его содержания. Например, ст. 59 Конституции РФ гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», но не указывает, как ее осуществлять. - описательная- описывает все существенные признаки правила поведения. Например, часть 2 ст. 105 УК РФ содержит свыше десяти способов совершения умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах. - ссылочная(бланкетная) - не излагает само правило поведения, а отсылает к другой норме, содержащей данное правило. Например, часть 2 ст. 59 Конституции РФ указывает, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом, то есть ссылается на другой правовой акт. 3. Санкция — меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции. - абсолютно-определена - указывает точно размер неблагоприятных последствий за нарушение нормы права (только увольнение, только штраф и т. д.). - относительно - определенная - указывает границы неблагоприятных последствий до максимального или от минимального до максимального размера. Например, лишение свободы до 5 лет предусмотрено за нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия. - альтернативная - называет несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно, например, за нарушение правил несения пограничной службы, не повлекшее тяжких последствий, предусмотрены следующие виды наказаний: лишение свободы, ограничение по службе, содержание в дисциплинарной части. 3. Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов: 1. Прямой способ изложения - состоит в том, что в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция). Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. 2. Отсылочный способ изложения определяет что, в статьях нормативно-правовых актов содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения. Например, статья 103 Уголовного кодекса Российской Федерации “Умышленное убийство” гласит: “Умышленное убийство без отягчающих обстоятельств, указанных в статье 102 настоящего кодекса, — наказывается лишением свободы на срок от 3 до 10 лет”. В этой статье диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание, нужно обратиться к статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное способом, опасным для жизни многих людей и т. д. 3. Бланкетный способ изложения здесь в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же закона. В таких статьях содержатся гипотеза и санкция, диспозиция же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, статья 252 Уголовного кодекса России гласит: “Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, — наказывается лишением свободы на срок от 2 до 10 лет”. В этой статье гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция), которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье, эксперту необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены правила вождения или эксплуатации машины. Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.
ВОПРОСЫ ДНЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1.Норма права как первичный элемент системы права. Ее признаки и регулятивные возможности. 2. Что означает предоставительно-обязывающий характер правовой нормы? 3. Действительно ли норма права определяет меру внутренней и внешней свободы человека. В чем это выражается? 4. Что такое структура правовой нормы? 5. Раскройте содержание логических структурных элементов правовой нормы.
|