Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внешние функции государства. 2 page
По характеру полномочий: 1. Органы общей компетенции - органы, ведающие вопросами исполнительной деятельности (правительство, краевая, областная администрация). 2. Органы специальной компетенции – органы ведающие отдельными сферами и отраслями (министерство, департамент, управлении в составе администрации края, области и др.) Компетенция органов исполнительной власти: Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации. Судебные органы государственной власти — это органы, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Федеральные суды: 1. Конституционный Суд РФ- компетентное решать вопросы, указанные в ст. 125 Конституции РФ (разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов органов государственной власти, конституций республик, уставов и др. нормативно-правовых актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; дает толкование Конституции РФ и др.) 2. Федеральные суды общей юрисдикции - представляют собой систему судов, возглавляемых Верховным Судом РФ, осуществляющих судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и иным делам, относящимся к их подсудности. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Их состав, компетенция, порядок образования, полномочия должностных лиц определяются Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». 3. Арбитражные суды - возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и рассматривающие другие дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом. Суды субъектов РФ - Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Правоохранительные органы: 1. Прокуратура- это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. 2. Органы внутренних дел и др.- например, главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ и др. 3. Органы обеспечения безопасности и др. - Например, органы федеральной службы безопасности (ФСБ), органы внешней разведки и др.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Назовите основные признаки механизма (аппарата) государства. В чем его отличие от аппарата политической партии, профсоюзной организации? 2. Какова динамика развития государственного аппарата у различных народов? 3. Какие существенные изменения претерпел механизм государства в процессе исторического развития? 4. Изложите основные принципы построения и деятельности современного государства. Как они проявляются в государственной жизни Российской Федерации? 5. Что такое орган государства? Какие критерии лежат в основе классификации органов государства? 6. Дайте краткую характеристику представительных органов государственной власти. Какое место они занимают в механизме государства? 7. Исполнительные органы государственной власти: их функции и структура. 8. Судебные органы государственной власти: их соотношение с представительными и исполнительными органами современного государства.
Тема №8. Гражданское общество. 1. Общество его основные элементы - признаки. 3.Государство и гражданское общество в их соотношении. 1. Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека. Но не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес — но это не общество. Совокупность индивидов должна быть заинтересована не только в чем-то, находящемся вне ее, но и должна осознавать, что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каждого. Однако не всякая совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует общество (коллектив рабочих после выполнения работ по строительству дома может распасться). Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие. Общество не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одаренного волей и сознанием Человек — первичная клеточка общества. А общество - это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями. Для общества как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общества через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общеобязательного поведения. Понятие общества включаются следующие основные элементы-признаки: — совокупность индивидов, одаренных волей и сознанием; — общий интерес, имеющий постоянный и объективный характер; — взаимодействие и сотрудничество на основе общих интересов; — регулирование общественных интересов посредством общеобязательных правил поведения; — наличие организованной силы (власти), способной обеспечить обществу внутренний порядок и внешнюю безопасность; — способность и реальная возможность к самообновлению и совершенствованию общества.
2. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской и др.) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина. Первые представления о гражданском обществе сложились с эпохи античного мира. Древнегреческий философ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность, которая способствует, тому, что гражданин становится независимым и деятельным. В середине XVII в. английский философ Джон Локк в «Опыте о человеческом разуме» в обосновании социально-политической концепции опирается на естественное право и теорию общественного договора. Он утверждал, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая является священной и неприкосновенной. Значительный вклад в формирование представлений о гражданском обществе внес Г. Гегель. В его работе «Философия права» гражданское общество определяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок). Здесь отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечают: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности, «государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...»1. И далее: «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества» Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью. Можно сказать, что этот процесс не завершен ни в одной из существующих стран. Формирование гражданского общества — одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства. Гражданскому обществу, в том числе формирующемуся в России, должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы. 1) Общество в России существовало всегда, но не всегда ему были свойственны элементы гражданского общества. 2) Гражданское общество — это такое социальное пространство, в. котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства. Права, предоставленные гражданам Российской Федерации, позволяют им активно 3) Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это — предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. 4) Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательства и частной инициативы. 5) Гражданское общество — это такое общество, где главным действующим лицом является человек — личность — субъект, обладающий экономической и политической свободой.
3. Единство гражданского общества и государства выражается в совпадении их многих целей и задач. И формирование правового государства, и создание гражданского общества преследуют одну общую цель: социальные институты призваны служить человеку, защищать его права и интересы. Единство проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д. Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно. Единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме. Различия гражданского общества государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство — это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. Гражданское общество — это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Одно из отличий государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом. Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах. Это:.1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса; 2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; 3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личною жизнь человека и гражданина; 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека. его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в РФ. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Что такое общество? Какие признаки содержит в себе «понятие общества»? 2. Дайте понятие гражданскому обществу? 3. Раскройте историю становления гражданского общества? 4. Назовите принципы гражданского общества? 5. Дайте краткую характеристику единству гражданского общества и государству? 6. Назовите различия гражданского общества и государства? 7. Определите взаимодействие гражданского общества и государства.
Тема №9. Правовое государство. 1. Становление и развитие идеи правового государства. 3.Понятие и признаки правового государства.
1. Зачатки теории правового государства прослеживаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Так, древнегреческий философ Платон в диалогах «Государство», «Законы» высказывал суждение о том, что закон должен быть владыкой над правителями, тем самым подчеркивая, что в обществе не должно быть организаций или лиц, действующих независимо от закона. Древнегреческий философ Аристотель считал, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми, в том числе над государством. Подобные правовые взгляды о торжестве права и закона обосновывались философами и юристами Древнего Китая. В рукописях того периода времени проводится мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», страна управляется справедливостью, а не силой, насаждающей порядок. Идею развития правового государства приняли мыслители XVIII-XX вв. Положения этой теории отражены в работах английских философов Т. Гоббса, Д. Локка, французского философа, правоведа Ш.Л. Монтескье, наших соотечественников А. Радищева, А. Герцена и др. В основных сочинениях Т. Гоббса «Левиафан», «Основы философии» проводится мысль, что люди путем договора объединились в государство, чтобы тем самым получить защиту со стороны закона и возможность нормальной жизни. Д. Локк, развивая идеи Т. Гоббса, выдвинул один из основополагающих принципов правового государства — положение о разделении властей на законодательную и исполнительную. Ш.Л. Монтескье развил вслед за Локком, теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенную в различных органах и взаимно ограничивающую и уравновешивающую друг друга. Эта идея является одной из важнейших в его политико-правовой теории. В знаменитой работе немецкого философа Г. Гегеля «Философия права» глубоко осмыслено и дано понятие гражданского общества, которое органически связано с правовым государством. И. Кант в своих исследованиях отмечает необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать с правом свою деятельность. Он обосновал идею свободы личности, значимость ее защиты от произвола коллективного целого, т.е. государства. Определенный вклад в теорию правового государства внес французский философ и писатель Ж.Ж. Руссо. В сочинении «Об общественном договоре» он выступал против социального неравенства, деспотизма королевской власти. Государство, по Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Оно должно базироваться на законе, регулировать отношения между людьми, определять их права и обязанности. В работах теоретиков марксизма вопрос о правовом государстве не рассматривался. Вероятно, одна из причин этого состоит в том, что К. Маркс и В.И. Ленин обосновывали вывод о неизбежности диктатуры пролетариата. Она приходит на смену буржуазному государству в ходе социалистической революции. Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительно освещение в работах отечественных ученых. В настоящее время признается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности. 2. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организаций, обеспечиваются их справедливое правовое равновесие и свободное развитие. 3. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности. Признаки правового государства: 1. Демократизм, реальное осуществление народовластия Во-первых, народ является действительным источником всей той власти и политики, которая выражается и проводится правовым государством. Это проявляется в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы — акты высшей юридической силы. Во-вторых, в условиях народовластия должен существовать механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее средствами, предусмотренными законом (пикеты, митинги, демонстрации и т.д.). 2. Режим демократического конституционного правления. При таком режиме высшие органы государственной власти на основе действующей Конституции имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими правовыми методами. Здесь реально существуют политический и идеологический плюрализм, политические (в том числе оппозиционные) партии, реально осуществляются социально-экономические и политические права граждан, их организаций, обеспечивается выборность и сменяемость центральных и местных представительных (законодательных) органов власти. 3. Разделение власти на законодательную, исполнительную 4. Возвышение права, закона над государственной властью. Правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, призваны действовать в их рамках. 5. Верховенство закона в системе нормативных актов. Данный принцип включает в себя следующие аспекты: 1) закон обладает высшей юридической силой в системе нормативных актов. 2) закон как акт представительного органа власти должен регламентировать основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. 3) наиболее важные общественные отношения должны быть урегулированы именно законом. 6.Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам. Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). 7. Режим строгой законности в государстве и обществе. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общественных организаций, граждан. На состояние законности оказывают влияние многие факторы: во-первых, в правовом государстве законодательные и иные нормативные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Во-вторых, принятие таких актов — прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. В-третьих, права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией Российской Федерации. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ 1. Какие основополагающие идеи мыслителей прошлого нашли отражение в современной концепции правового государства? 2. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в отношении к гражданам. Каковы ваши возможности в реализации данного принципа правового государства? 3. Рудольф Иеринг считал, что “право есть защищенный государством интерес”, “оно принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им”. Насколько это утверждение соответствует нашей реальной государственно-правовой действительности? 4. Основные признаки правового государства и их проявление в Российской Федерации. Тема №10. Происхождение и сущность основных концепций права. 1. Закономерность возникновения права. 2. Основные концепции правопонимания.
1. В догосударственный период существования общества основной нормой поведения людей выступал обычай. Переход человечества к производственной экономике привел к появлению нового типа производственных отношений, т.е. вызвал необходимость регулирования труда. А появление товарных отношений вызвало необходимость защиты уже не общества, а владельца товара, т.е. собственника. Появление частного собственника потребовало закрепления его права, а также правил регулирования обмена собственности, т.е. сделок. На этом этапе выявилась неспособность обычая выступать в качестве регулятора экономических отношений. Требовалось не только создать нормы регулятора, но и нормы, обеспечивающие исполнение регулятивных норм. Кроме того, нормы необходимо было закрепить письменно, чтобы не допускать отклонения от них, что происходило с обычаями в силу устного их изложения. Таким образом, по мере развития общества, усложнения общественных связей, роста производительности труда, появления социального и имущественного неравенства, и т.д. требуются такие правила поведения, которые смогли бы регулировать общественные отношения в новых социально-экономических условиях жизни общества. Неспособность первобытного обычая выступать в качестве регулятора общественных отношений обуславливает появление правового обычая, а затем и письменно закрепленных в официальных документах правил поведения — правовых норм, предусматривающих возможный или обязательный вариант поведения, а также юридические последствия за их нарушение. Право возникает одновременно с государством, поскольку они тесно взаимосвязаны и не могут существовать изолированно. Как государство не сможет управлять обществом без права, так и право не сможет регулировать общественные отношения без установления и обеспечения его государством в лице его органов (армия, милиция, суд и т.п.). 2. Представления о праве классифицируются по определенным научным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие концепции: Теория естественного права (Цицерон, Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Радищев и другие). Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Историческая школа права (немецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие).Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных правил, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право. С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению. Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права. Реалистическая школа права (юрист Рудольф Иеринг ) создатели реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права. По Иерингу, право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизненные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных потребностей людей. Право принадлежит не тому, кто изъявляет волю, а тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предназначено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гарантировать это пользование. Борьба народов, государственной власти, сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности права. Date: 2015-07-10; view: 858; Нарушение авторских прав |